Семинар-практикум «Суицид или крик души» Подготовила: педагог - психолог МБОУ Ясенецкой СОШ Инюшкина Е.В. 26 марта 2014 г. «…Самоубийство – мольба о помощи,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Advertisements

Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа- партнёры в воспитании ребёнка. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка.»
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г.о. Железнодорожный Московской области , Московская область,
акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА Керова Любовь Ростиславовна, педагог-психолог Управления образования Омутнинского района.
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ «СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» С 8 ПО 11 КЛАССЫ МАОУ СОШ 9, ноябрь 2014 г.
Теоретические основы суицидального поведения подростков.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Как противостоять суициду?. Суици́д (от лат. sui caedere убивать себя) целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
Суицид- это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
У каждого из нас есть шанс. Шанс чтобы задержаться в этом мире. Он иногда проходит мимо нас, И остаешься ты один в пустой квартире. Бард Михаил Долгополов.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Транксрипт:

Семинар-практикум «Суицид или крик души» Подготовила: педагог - психолог МБОУ Ясенецкой СОШ Инюшкина Е.В. 26 марта 2014 г. «…Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал…» Р. Алеев

Статистическая справка год попытки незавершенные попытки завершенные

Неустойчивая, несформированная психика Стрессовая ситуация Длительноедепрессивноесостояниепсихики Суицид Стрессовая ситуация Социальные факторы Психологические факторы

Причины возникновения суицидальных попыток: Непонимание родителей Непонимание родителей Любовь Любовь Учеба Учеба Мода и подражание Мода и подражание Одиночество Одиночество Психические заболевания и расстройства личности. Психические заболевания и расстройства личности. Другие причины Другие причины

Суицид - сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многостороннем недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

Особенности поведения подростка: Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров. Предпочтение траурной или скорбной музыки. Предпочтение траурной или скорбной музыки. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний. Фантазии на тему о своей смерти. Фантазии на тему о своей смерти. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т. п.). Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т. п.). Приобретение средств для совершения суицида. Приобретение средств для совершения суицида. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Написание прощальных писем. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Написание прощальных писем. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Проявление признаков депрессии. Проявление признаков депрессии.

Особенности психоэмоционального состояния: пониженное настроение, глубокая печаль; пониженное настроение, глубокая печаль; резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость; потеря аппетита; переедание; потеря аппетита; переедание; повышенная сонливость; бессонница; повышенная сонливость; бессонница; снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание; снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание; снижение внимания; снижение внимания; нерешительность; нерешительность; апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес; социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость; социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость; негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности; негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности; пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого. пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.

К словесным признакам относятся: Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше». Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше». Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания. Прямо и явно говорить о смерти: Я собираюсь покончить с собой; Я не могу так дальше жить. Прямо и явно говорить о смерти: Я собираюсь покончить с собой; Я не могу так дальше жить. Косвенно намекать о своем намерении: Я больше не буду ни для кого проблемой; Тебе больше не придется обо мне волноваться. Косвенно намекать о своем намерении: Я больше не буду ни для кого проблемой; Тебе больше не придется обо мне волноваться. Много шутить на тему самоубийства. Много шутить на тему самоубийства.

Для какого возраста характерен суицид? Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст ( лет). Многие специалисты считают, что суициды - это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. После 18 лет покушающиеся на собственную жизнь, - не совсем здоровы психически (т.е. делают это под влиянием психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия и некоторых других заболеваниях центральной нервной системы). Однако, как показывает современная статистика, - 2/3 суицидов совершаются, как говорится, при ясном уме и твердой памяти.

Результаты анкетирования Вопрос Положительный ответ Отрицательный ответ Как вы считаете, понимают ли вас родители?60%40% Понимают ли вас сверстники?48%52% Есть ли в вашей жизни непреодолимы трудности? 43%57% Испытываете ли Вы чувства отчаяния, безнадежности, обреченности, душевных страданий? 37%63% Подвергали ли Вы себя смертельной опасности?38%62% Люди имеют право убить себя?42%58% Посещала ли Вас мысль о суициде, самоубийстве? 32%68%

«…Если плохо, если в жизни нет цели, желаний, стремления…Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится главным вопросом…» Альбер Камю

Способы услышать своего ребенка Слушание может быть пассивное (безмолвное) активное (рефлексивное).

Безмолвное слушание минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

Активное слушание создает отношения теплоты; создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Правила активного слушания слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция); слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция); проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания; проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания; не давай советов; не давай советов; не давай оценок. не давай оценок.

Скорая помощь ребенку Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить «Ненавижу всех…» «Все безнадежно и бессмысленно» «Всем было бы лучше без меня!» «Вы не понимаете меня!» «Я совершил ужасный поступок» «У меня никогда ничего не получается» «Я чувствую, что с тобой что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Я чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Я чувствую, что ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» «Не говори глупостей. Поговорим о другом» «Где уж мне тебя понять!» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» «Не получается – значит, не старался или плохо старался!»

Спасибо за внимание!