Раннее творчество.. Тяжелая семейная ситуация, многочисленные болезни, – все это способствовало раннему пробуждению в маленьком Лермонтове аналитического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лермонтова Михаила Юрьевича г. Всего прожил 28 лет.
Advertisements

Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Автор проекта: Е.Селезнева, ученица 9 класса МОУ лицея 9 Волгограда.
Периодизация творчества Период ученичества ( гг) Период становления поэта, обретение собственного «я» ( гг.) Период зрелой лирики (1837.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )
Учреждение образования «Минское государственное профессионально- техническое училище 114 строителей» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «Лирика М.Ю.Лермонтова»
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
МОУ «СОШ с.Прималкинского» Прохладненского района КБР Презентация по литературе.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Детство поэта. Детство поэта. 3 октября 1814 года в Москве родился поэт, в семье отставного офицера Юрия Петровича.
Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова …Мы узнаём в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился.
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии ( ) Задание к презентации. Познакомьтесь с материалами учебного пособия (Обернихина.
Тема одиночества в лирике Лермонтова «Одинок я, нет отрады…»
Концепт «одиночество» в лирике М.Ю. Лермонтова.. Что такое одиночество? Испытываете ли вы сострадание к одиноким людям, почему?
На этом уроке вы познакомитесь с поэмой «Мцыри» – поэмой о жажде свободы, непокорности и мощи человеческого духа. 1.Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3.
Транксрипт:

Раннее творчество.

Тяжелая семейная ситуация, многочисленные болезни, – все это способствовало раннему пробуждению в маленьком Лермонтове аналитического отношения к миру, сложных чувств любви и обиды на самых близких людей, недоверчивого отношения к их любви и ласке. Мальчик рано почувствовал себя одиноким и не понятым даже самыми близкими людьми. Его часто охватывала тоска по «душе родной», такой же неприкаянной и одинокой, способной понять его и утешить.

Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова, полные размышлений, напоминают о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем: Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны. (Редеют бледные туманы (1831))

В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», главный герой, чистый и невинный страдалец, мечтает о свободе и естественной гармонии, таков и лирический герой стихотворения «Парус»:....А он, мятежный, просит бури, Как будто в бури есть покой.

Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении пред романтической и романтической словесности: для него важны Дж.Г. Байрон, А.С. Пушкин, Ф. Шиллер, В. Гюго, К.Н. Батюшков, так называемые любомудры (В. Одоевский, Д. Веневитинов, А. Хомяков, В. Кюхельбекер и другие). В стихах Лермонтова встречается масса заимствованных строк из сочинений самых разных авторов от М.В. Ломоносова до современных ему поэтов.

Это объясняется, по-видимому, во многом тем, что первые стихи писались Лермонтовым по заданию его учителя Мерзлякова. Не мысля себя профессиональным литератором и не особенно стремясь печататься, юноша ведет потаенный лирический дневник, где суждения любимых авторов помогают ему выразить свои сокровенные мысли о великой и непонятой душе.

Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.

То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности. «...Мелькают образы бездушных людей, Приличьем стянутые маски», - пишет он в стихотворении «1 е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обреченности.

Лирическое я раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах Из Андрея Шенье: За дело общее, быть может, я паду..., Я грудью шел вперед, я жертвовал собой..., Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей... Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает без цели, что он чужд всему. Отрицание толпы людей, света носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер:

Коварной жизнью недовольный, Обманут низкой клеветой... Эта фраза помогает понять суть претензий героя к обществу. Постепенно все явственнее проступают и контуры толпы, здешнего света, где подлинные ценности оказываются поверженными: Поверь: великое земное Различно с мыслями людей. Сверши с успехом дело злое Велик; не удалось злодей. В свете, где царят притворное внимание, клевета, зависть, обман и зло, герой выглядит странным, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть: Настанет день и миром осужденный, Чужой в родном краю...

Юношеское лирическое я у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном. В юношеской лирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. В стихотворении Нет, я не Байрон, я другой... он говорит: …Кто? Толпе мои расскажет думы? Я или Бог или никто!

Его лирическое я может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса на свою духовную родину. В стихотворении Ангел он говорит о душе: И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Но чаще лирическое я противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики Лермонтова. Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой красоте и музыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование в морали света, в любви, дружбе, отрицание ценностей земного бытия, стремление обрести гармонию с мировым целым и сознание безнадежности своей мечты все эти противоречия лирического героя заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, в котором тесно спаяны гражданские, философские, интимные переживания.

К первому раннему творчеству относятся такие произведения как: 1828 г. «Осень», «Заблуждение Купидона», «Цевница», «Поэт».