Раннее творчество.
Тяжелая семейная ситуация, многочисленные болезни, – все это способствовало раннему пробуждению в маленьком Лермонтове аналитического отношения к миру, сложных чувств любви и обиды на самых близких людей, недоверчивого отношения к их любви и ласке. Мальчик рано почувствовал себя одиноким и не понятым даже самыми близкими людьми. Его часто охватывала тоска по «душе родной», такой же неприкаянной и одинокой, способной понять его и утешить.
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова, полные размышлений, напоминают о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем: Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны. (Редеют бледные туманы (1831))
В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», главный герой, чистый и невинный страдалец, мечтает о свободе и естественной гармонии, таков и лирический герой стихотворения «Парус»:....А он, мятежный, просит бури, Как будто в бури есть покой.
Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении пред романтической и романтической словесности: для него важны Дж.Г. Байрон, А.С. Пушкин, Ф. Шиллер, В. Гюго, К.Н. Батюшков, так называемые любомудры (В. Одоевский, Д. Веневитинов, А. Хомяков, В. Кюхельбекер и другие). В стихах Лермонтова встречается масса заимствованных строк из сочинений самых разных авторов от М.В. Ломоносова до современных ему поэтов.
Это объясняется, по-видимому, во многом тем, что первые стихи писались Лермонтовым по заданию его учителя Мерзлякова. Не мысля себя профессиональным литератором и не особенно стремясь печататься, юноша ведет потаенный лирический дневник, где суждения любимых авторов помогают ему выразить свои сокровенные мысли о великой и непонятой душе.
Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.
То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности. «...Мелькают образы бездушных людей, Приличьем стянутые маски», - пишет он в стихотворении «1 е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обреченности.
Лирическое я раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах Из Андрея Шенье: За дело общее, быть может, я паду..., Я грудью шел вперед, я жертвовал собой..., Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей... Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает без цели, что он чужд всему. Отрицание толпы людей, света носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер:
Коварной жизнью недовольный, Обманут низкой клеветой... Эта фраза помогает понять суть претензий героя к обществу. Постепенно все явственнее проступают и контуры толпы, здешнего света, где подлинные ценности оказываются поверженными: Поверь: великое земное Различно с мыслями людей. Сверши с успехом дело злое Велик; не удалось злодей. В свете, где царят притворное внимание, клевета, зависть, обман и зло, герой выглядит странным, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание и ненависть: Настанет день и миром осужденный, Чужой в родном краю...
Юношеское лирическое я у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном. В юношеской лирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. В стихотворении Нет, я не Байрон, я другой... он говорит: …Кто? Толпе мои расскажет думы? Я или Бог или никто!
Его лирическое я может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса на свою духовную родину. В стихотворении Ангел он говорит о душе: И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Но чаще лирическое я противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики Лермонтова. Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой красоте и музыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарование в морали света, в любви, дружбе, отрицание ценностей земного бытия, стремление обрести гармонию с мировым целым и сознание безнадежности своей мечты все эти противоречия лирического героя заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, в котором тесно спаяны гражданские, философские, интимные переживания.
К первому раннему творчеству относятся такие произведения как: 1828 г. «Осень», «Заблуждение Купидона», «Цевница», «Поэт».