Эффективное использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы Коркунова Галина Викторовна, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П роблемно - диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Берсеневская СОШ» Яушевой.
Advertisements

ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Проблемное обучение на уроках русского языка. Проблемное обучение на уроках русского языка. Квашина И.В.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Выполнили: Казбулатова Р.А. Шуйскова Т.И.. Личностные УУД – умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Семинар «РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ» МОУ «Шугозерская СОШ» 10 декабря 2014 год.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Зорина Елена Витальевна МБОУ «СОШ 25» Учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.
Транксрипт:

Эффективное использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы Коркунова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Если вы мне расскажите, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню. Жан Жак Руссо

построена на принципах развивающего обучения; позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний между старыми формами и методами образовательного процесса, основанными на репродукции, и потребностью общества в инициативных, творчески мыслящих, успешно адаптирующихся к изменяющимся условиям людям; между старыми формами и методами образовательного процесса, основанными на репродукции, и потребностью общества в инициативных, творчески мыслящих, успешно адаптирующихся к изменяющимся условиям людям; между теоретическим обоснованием необходимости перехода на системно- деятельностный подход обучения и недостаточной разработанностью методических основ по его организации. между теоретическим обоснованием необходимости перехода на системно- деятельностный подход обучения и недостаточной разработанностью методических основ по его организации.Актуальность Противоречия Проблема С помощью каких приёмов и средств, находящихся в арсенале педагога, сформировать востребованную обществом личность?

Теоретическая основа опыта Технология проблемно- диалогического обучения Технология психологии творчества Технология проблемного обучения И.А. Ильницкая В.Т. Кудрявцев М.И. Махмутов А.В.Брушлминский А.М.Матюшкин А.Т.Шумилин Елена Леонидовна Мельникова

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: умственных способностей учащихся самостоятельности творческого мышления

Факторы, тормозящие диалог: Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм. Отсутствие внимания учителя к ребёнку Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. Неумение учителя быть хорошим слушателем.

организует процесс подготовки мышления учащихся процесс подготовки мышления учащихся формирует универсальные учебные действия универсальные учебные действия создает условия для включения в деятельность;включения в деятельность; выявления затруднения выявления затруднения Проблемная ситуация развивает творческое творческое овладение информацией; мыслительные мыслительные способности

Эффективные методы постановки учебной проблемы: побуджающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом

Побуджающий от проблемной ситуации диалог Учитель Ученик - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их. - Какие слова вы выписали? - Обозначьте суффиксы в этих словах. - Вы уже знаете, что это уменьшительно- ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - Какой возникает вопрос? - Так какая сегодня тема урока ? Выписывает слова. - Пёсик, овражек. - В слове пёсик суффикс -ик, а в слове овражек суффикс –ек. - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Когда в существительных пишется суффикс –ек, а когда –ик? - Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик.

Подводящий к теме диалог Учитель Ученик - Начинаем изучать роман Гончарова «Обломов». Ему будет посвящено несколько уроков, но тему этого вы определите сами. Вот строки из 1-й главы (зачитывает фрагмент). - Какое сочетание слов чаще всего употреблялось? - Наверное, он очень болен? - Значит он очень старый? - Получается, что молодой и здоровый человек все время лежит. Такое состояние нормально? - Самого Обломова беспокоит такое положение дел? - Есть ли у Обломова ответ на этот вопрос в начале романа? - А потом он находит ответ на свой вопрос? Подтвердите текстом. - Значит, какая сегодня тема урока? Слушают - Обломов лежит. - Нет, он здоров. - Нет, ему 32 года. - Нет. - Он спрашивает со слезами: «Отчего же я такой?» - Нет, он еще не понимает. - Есть. Имя этому злу – обломовщина! - Обломовщина.

Сообщение темы с мотивирующим приемом Учитель Ученик - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и белова́ть, на́чать и нача́ть, краски́веке и краскиве́е, ку́конный и кухо́нный, укра́минский и украли́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному? - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, краскиве́е, джа́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались, «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях. - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение

Виды рефлексии Рисуем настроение Рисуем настроение Солнышко Солнышко Ёлочка настроения Ёлочка настроения Цветик – много цветик Цветик – много цветик Рефлексия настроения и эмоционального состояния Огонёк общения Огонёк общения Дерево творчества Дерево творчества Метод пяти пальцев Метод пяти пальцев Закрой глаза Закрой глаза Рефлексия деятельности «Плюс – минус – интересно»«Плюс – минус – интересно» Выбери утверждение Выбери утверждение Светофор Светофор Радуга Радуга Рефлексия содержания учебного материала

Формирует универсальные учебные действия регулятивные познавательные коммуникативные организовывать свою деятельность;организовывать свою деятельность; решать проблемы решать проблемы извлекать информацию;извлекать информацию; делать логические выводы делать логические выводы вести диалог;вести диалог; взаимодействовать с людьми взаимодействовать с людьми личностные давать нравственную оценку ситуации; осуществлять нравственный выбор осуществлять нравственный выбор

Предметные и метапредметные результаты формирование прочных и глубоких знаний формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий приобретение навыков самостоятельной работы

ГИА 2014 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 4,6 ГИА 2014 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 4,6 ГИА 2013 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 3,6 ГИА 2013 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 3,6 ЕГЭ 2014 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 66,1 ЕГЭ 2014 г. СРЕДНИЙ БАЛЛ 66,1 25 учеников 31 ученик 26 учеников РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬРЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Предметные результаты

Публикации Публикации Уровень Название публикации Выходные данные Год издания Всероссийский 1. Проектная технология на уроках русского языка и литературы Материалы всероссийской (заочной) научно- практической конференции.- Воронеж: ВОИПКиПРО Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС Материалы III всероссийской научно-практической конференции/- Воронеж: ВГПУ 2014 Международный 1. Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы Материалы Международной научно- практической конференции. –М.: «АР-Консалт» Диалоговая технология на уроках русского языка Материалы Х Международной научно- практической конференции». – Воронеж: ВГПУ 2014

Достижения учащихся в олимпиадах Уровень Наименование мероприятия Муниципальный Всероссийская олимпиады школьников по русскому языку Шабунина Кристина, 9 кл. – победитель; Сезина Ангелина, 9 кл. – призёр; Хохлова Ксения, 9 кл. – призёр; Иванова Надеджа, 10 кл. - призёр Сексембаева Елена, 11 кл. – призёр Всероссийская олимпиады школьников по литературе Иванова Надеджа, 10 кл. - призёр Шершова Екатерина, 11 кл. - призёр Региональный Всероссийская олимпиады школьников по литературе Шершова Екатерина, 11 кл. - призёр Всероссийский Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» Зарецких Виктория, 5 кл. - лауреат Общероссийская олимпиада по литературе «Олимпус» Сезина Ангелина, 9 кл. – лауреат «ФГОС тест» Всероссийская олимпиада (гуманитарный цикл) Сезина Ангелина, 10 кл. – I место; Чупова Екатерина, 10 кл. – I место; Лебедева Ирина, 10 кл. – I место; Натарова Виктория, 10 кл. – II место МеждународныйX Международная Олимпиада по основам наук (РУССКИЙ ЯЗЫК) Сезина Ангелина, 9 кл. – Диплом I степени; Ильина Элеонора, 9 кл. - Диплом I степени; Арапова Дарья, 9 кл. - Диплом II степени; Чеботарева Алина, 11 кл. - Диплом III степени

Достижения учащихся в конкурсах

Достижения учащихся в конференциях Уровень Наименование мероприятия Региональный Видеоконференция индивидуальных исследовательских проектов обучающихся при научном консультировании ученых ВГАСУ Сезина Ангелина, 9 кл. – Диплом II степени ХХIХ конференция научного общества учащихся ВГУ Сезина Ангелина, 9 кл. – Диплом III степени Конференция Декады наук на гуманитарном факультете ВГПУ Сезина Ангелина, 9 кл. – Сертификат участника ВсероссийскийIX Всероссийская конференция научно- исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал – XXI» Сезина Ангелина, 9 кл. – Диплом III степени Всероссийская конференция индивидуальных исследовательских проектов, выполняемых школьниками при научном консультировании ученых вузов – членов Международной ассоциации строительных вузов Сезина Ангелина, 9 кл. – Диплом III степени

Динамика роста способностей учащихся Организаторские способности Творческие способности Коммуникативные способности