1 Кредитование реального сектора и экономический рост в условиях сверхжесткой денежной политики © Я.М.Миркин 9 февраля 2015 г. Зав. отделом международных рынков капиталов ИМЭМО РАН, Председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ д.э.н., проф. Я.М.Миркин
2 2 Россия Финансовая глубина (Монетизация, Деньги / ВВП) – 60 – 70-е место в мире
3 3 Россия Финансовая глубина (Насыщенность кредитами, Кредиты / ВВП) – 60 – 70-е место в мире
4 4 Доходность финансовых активов (процент по банковским ссудам) Россия Ниже, чем Россия - 60 – 70% стран
55 Фискальная нагрузка на экономику % стран имеет меньшую фискальную нагрузку, чем Россия
Показатель, на 1 декабря М2/ ВВП, %31,139,440,343,743,1 Кредиты экономике / ВВП, % х 33,6 39,1 42,0 41,6 Сверхжесткая денежная политика: кредиты и экономический рост * Сведения об объемах кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств
Показатель, на 1 декабря Кредиты экономике, Москва / / Кредиты экономике, % 40,437,642,841,743,1 Кредиты на производство машин и оборудования / Кредиты экономике, % 1,411,661,471,421,6 Концентрации и дефициты в кредитной политике * Сведения об объемах кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств
Экономика: жизнь в тисках Жесткая денежная политика Сверхвысокий процент Тяжелое налоговое бремя Сверхвысокая волатильность финансов
99 Если мы вдруг решили добиваться перехода в состояние «новых индустриальных стран» – как должна настраиваться финансовая система? Ответ – « финансовый форсаж » - особое состояние финансовой системы, сопровождение экономики «на форсаже» Экономический форсаж -не рассматривается © Я.М.Миркин А если ответом является «экономическое чудо»?
10 Финансовая политика «экономического чуда» - последовательное наращивание финансовой глубины, монетизации в 2,5 – 3 раза Год Денежная масса М2 / ВВП, %* Япония Южная Корея Сингапур МалайзияКитай Гонконг Индия ,4 хох 24, ,4 хох 24, ,010,2 хох 24, ,128,066,434,7 х 23, ,328,861,246,224,7 х 35, ,534,664,152,536,4 х 37, ,181,492,470,475,9 х 42, ,1117,3106,999,5137,0227,855, ,1147,4139,2145,5182,0329,876, ,8141,6132,7138,4182,4331,575,3 Россия 2012 – 52% © Я.М.Миркин
11 Финансовая политика «экономического чуда» - рост насыщенности экономики долговыми активами в 2 -2,5 раза Россия % Год Внутренний кредит / ВВП, % Южная Корея Сингапур Китай Гонконг Индия 1950 хох 15, хох 18, ,1 х 24, ,67,2 х 25, ,320,0 х 24, ,430,738,5 х 36, ,942,452,8 х 40, ,261,786,3 х 51, ,863,188,7130,451, ,579,2119,7136,053, ,493,9147,5166,872, ,283,9172,3199,076,2 © Я.М.Миркин
12 Финансовая политика «экономического чуда» - снижение уровня реального ссудного процента в 2 – 2,5 раза Россия 2012 – 9,2% Годы Ссудный процент (кредиты экономике), % Япония Южная Корея Сингапур МалайзияКитай Гонконг Индия 19539,08 хох 19608,17 хох 19707,66 хох 19808,3418,011,7 х 5,04 х 16, ,9510,07,368,799,3610,016, ,078,55,837,675,859,512, ,725,65,385,085,315,012, ,605,55,385,025,815,0- © Я.М.Миркин
13 Финансовая политика «экономического чуда» - снижение немонетарной инфляции в 2 – 2,5 раза Россия 2014 – рост цен на 8 – 10% Годы Инфляция (Consumer Price Index), % Япония Южная Корея Сингапур МалайзияКитай Гонконг Индия 19536,6 х-2,9 х 3, ,6 х 0,4**0,1 х 0, ,714,80,41,8 х 4, ,828,88,59,0 х 10,9***11, ,18,63,52,63,110,38, ,82,31,41,50,3-3,84, ,42,80,60,5-0,70,610, ,72,92,81,73,32,312,0 © Я.М.Миркин
14 Финансовая политика «экономического чуда» - рост доли накопления в ВВП в 1,5 – 2 раза Россия ,4% Год Инвестиции / ВВП, %* Япония Южная Корея Сингапур МалайзияКитай Гонконг Индия 1950 хох 10, ,410,6 х 9,2 х 12, ,011,16,511,0 х 23,413, ,814,921,318,3 х 34,315, ,525,532,614,9 х 19,614, ,526,835,125,1 х 21,516, ,732,440,631,128,819, ,728,842,229,829,420, ,137,332,333,025,022, ,937,333,443,633,024, ,230,030,625,334,122, ,328,921,320,542,230, ,629,327,920,446,730, ,528,625,020,346,129,5 © Я.М.Миркин
15 Административные инструменты «финансового форсажа» Настройка финансовой системы
16 Административные инструменты -1 Ускоренный рост монетизации. Административный инструмент - таргетирование денежной массы (Корея – 1961 – 1988 гг., Китай) Управление процентом. 1. прямой государственный контроль за уровнем процента, политика низкого процента (Япония), 2. законодательное ограничение процента (Корея), 3. рефинансирование банков на определенные цели под низкий процент (Корея), 4. администрируемые процентные ставки ниже уровня инфляции (стимулирование спроса на кредит) (Корея), 5. преференциальные процентные ставки по кредитам в приоритетные отрасли (Япония, Корея), 6. субсидии по процентам (Корея, Китай), 7. картель по процентным ставкам (Сингапур), 8. административные ориентиры по процентным ставкам по кредитам и депозитам для банков («потолки», нижние границы процента, спрэды между процентом по депозитам и процентом по кредитам) (Япония, Китай, Малайзия (до 1978 г.)).
17 Административные инструменты -2 Управление кредитом. 1. кредитный план (Япония, Китай) 2. рационирование кредитов по отраслям, селективная кредитная политика (Япония, Сингапур) 3. таргетирование кредита экономике (Корея) 4. лимиты кредитования (Япония, Сингапур), кредитные квоты (Китай) 5. гарантирование государством банковских займов (Япония) 6. кредиты государственных банков (Япония, Китай) 7. кредиты центрального банка коммерческим банком на определенные цели, связанные с промышленной политикой, целевые ссуды в приоритетные отрасли («политически мотивированные ссуды», policy loans) (Корея) 8. ограничение кредитов процентом от депозитов (Китай) 9. нормативная / отраслевая структура кредитного портфеля банка (Корея, Китай) 10. кредитные рекомендации (Сингапур) 11. прямое регулирование условий определенных видов кредита (коэффициент «кредит / стоимость объекта обеспечения», сроки кредита (Сингапур)) 12. прямое кредитование центральным банком реального сектора (Китай).
18 Настройка на финансовый форсаж Один шаг назад, два шага вперед 1.«Один шаг назад, два шага вперед» - уход в административность, в осторожное, но хирургическое лечение собственности и финансовой системы, чтобы открыть дорогу новой рыночности 2. Мы не справимся с финансовыми деформациями через рыночную среду, через «невидимые силы рынка». Ее нет – рыночной среды 3. Во всех случаях – после «дирижизма», после «репрессированной финансовой системы» - на более зрелой стадии «финансового развития» - либерализация
19 Благодарю за внимание