Регулирование электроэнергетики в условиях либерализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Advertisements

Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС") » в формировании оптового.
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» Инициативы по поддержке потребителей энергоресурсов. Комитет по энергетической.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Предпосылки создания проекта Основные проблемы отрасли: Отсутствие реальной конкуренции на рынках топливно-энергетического комплекса; Отсутствие стимула.
Титульный лист Покупка на оптовом рынке, формирование цен трансляции на розницу Заместитель Генерального директора ОАО «Смоленскэнергосбыт» А.В. Школьников.
Предложения по Организации НП «Ассоциация независимых энергосбытовых компаний» «Нам нужны действенные шаги по повышению уровня конкуренции на розничном.
Общественный совет при ФСТ России Рабочая группа по образованию Доклад члена рабочей группы по образованию М.С. Мулюкина г. Москва 22 июля 2011г.
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ГИДРОЭНЕРГЕТИКА РОССИИ»
Создание саморегулируемых организаций в транспортной и других отраслях экономики Владимир Сергеев, председатель Совета директоров Российской Ассоциации.
СОЧИ ОКТЯБРЬ 2011 Подготовка кадров для рыночной электроэнергетики К вопросу развития системы управления процессами государственного тарифного регулирования,
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Саморегулируемые организации на розничных рынках электроэнергии (мощности)
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
МАЙ 2011, Смоленск СРО – 2011 РОЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕИМУЩЕСТВА создания саморегулируемых организаций в различных отраслях промышленности.
Роль саморегулирования на фармацевтическом розничном рынке Докладчик: Неволина Е.В., Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»
1 Некоммерческое Партнерство Гарантирующих Поставщиков и Энергосбытовых компаний Докладчик: Председатель Правления НП ГП и ЭСК А.О. Пивоваров.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Транксрипт:

Регулирование электроэнергетики в условиях либерализации

Системы управления отраслью: «чистые модели» 2 1. Полное государственное регулирование 2. «Коммуна» - потребители напрямую управляют монополистами 3. Регулирование рыночной среды + саморегулирование Государство: защитник конкуренции «стимулятор» развития Государство: представитель интересов потребителей {собственник энергетики}

Сложившаяся система управления отраслью 3 Государство: бизнес в эл-энергетике – получение прибыли защитник населения – лояльность электората защитник малого бизнеса – обеспечение развития экономики защитник «стратегических» отраслей субъект международных отношений …

НП «Совет рынка» - саморегулируемая организация на оптовом рынке электроэнергии 4 Некоммерческое партнерство «Совет рынка» – некоммерческая саморегулируемая организация участников оптового рынка электроэнергии и мощности с участием представителей государства в органах управления Основными задачами НП «Совет рынка» являются: организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности РФ, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электроэнергией обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечение эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику формирование общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики

Наблюдательный совет НП «Совет рынка» - - орган саморегулирования 5 Состав Наблюдательного совета (22 Члена): Палата представителей органов государственной власти (8 представителей): Представители Правительства (Минэнерго, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС, Росатома, Минпрома), Совета Федерации, Государственной Думы, возможно участие экспертов. Палата представителей продавцов электроэнергии (5 представителей): 1 – АЭС (совокупная мощность более 20 тысяч МВт); 1 – ГЭС (совокупная мощность более 20 тысяч МВт); 2 – газовые электростанции; 1 – угольные электростанции. Палата представителей покупателей электроэнергии (5 представителей): 2 – Гарантирующие поставщики и (или) энергосбытовые организации; 2 – Крупные потребители; 1 – независимый представитель потребителей электроэнергии на розничных рынках, назначаемый решением Правительства РФ (неаффилированный с другими членами Партнерства). Палата представителей инфраструктурных организаций (4 представителя) : 1 – НП «Совет рынка» (исполнительный аппарат); 1 – коммерческий оператор (ОАО «АТС»); 1 – системный оператор; 1 – организация по управлению ЕНЭС (ОАО «ФСК»). Ключевые полномочия Наблюдательного совета: Установление и изменение условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка Присвоение/лишение статуса участника оптового рынка

Саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями. Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. СРО в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности. В электроэнергетике реализована модель «СОРЕГУЛИРОВАНИЯ» 6

Система регулирования в электроэнергетической отрасли уникальна в российской практике по степени задействования механизмов саморегулирования, уникальны степень проработки их законодательной и договорной основы и огромный наработанный опыт. Это один из бесспорных положительных продуктов реформирования. Организация, созданная участниками, стала основным центром компетенции в отрасли. Она обслуживает не только участников рынка, но и активно помогает органам гос.регулирования, оказывая значительную поддержку в реализации их функций. На порядок повысилось качество организации отношений между участниками рынка в сферах компетенции саморегулируемой организации: учет объектов, субъектов и товарных потоков, договорная, регламентная и нормативная основа, оптимизация отбора генерирующего оборудования по заявкам, финансовые расчеты, досудебное урегулирование конфликтов, мониторинг и контроль за соблюдением договоров и правил. 7

Но фактическое состояние этой системы значительно отстает от целевого, которое закладывалось в проект, и, к сожалению, это отставание по важным показателям: – По ключевым отраслевым решениям решения принимаются вне Совета рынка (а при неоднократных попытках сформировать позицию по таким вопросам, сталкиваемся с невозможностью достичь консенсуса и к арбитражным попыткам принять решение «на более высоком уровне») – Возможности комплексного регулирования отрасли значительно ограничены (пересечением полномочий, подчиненным положением по отношению к госорганам, отсутствием влияния на технологическую инфраструктуру) – Несмотря на формальное присутствие в Наблюдательном совете представителей основных гос.органов, имеющих отношение к электроэнергетике, их участие в его работе нельзя признать полноценным. 8

Причины: Отсутствие конечных потребителей: в такой системе сложно организовать полноценное представление интересов конечных потребителей, а без них баланс интересов нарушается. Неподконтрольность технологической инфраструктуры: в Наблюдательном совете есть представители СО, ФСК, но практически как организации они и др.компании, обслуживающие технологическую инфраструктуру, не подконтрольны ему, а при этом в электроэнергетике технологическая составляющая очень значима. Конкуренция (неравная) с госаппаратом за полномочия по решениям. Отношение в большей степени как к подконтрольному ресурсу, а не как к представительному органу управления в отрасли. Бюрократическое поглощение госаппаратом. Пассивное отношение самих участников к нарушениям принципов саморегулирования. Недоговороспособность, прибегание к «обходным маневрам». Право вето и возможность понуждения к решению. Обязательность участия. Конфликты интересов (как у участников, так и у представителей госорганов). … 9

Что дальше: полноценное саморегулирование Со-регулирование Комбинированная система, сочетающая госрегулирование и саморегулирование на разных уровнях иерархии, с постепенным расширением области саморегулирования и повышением уровня принимаемых решений. 10

Спасибо за внимание! 11