1 Социолингвистика как альтернативная наука о языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Социолингвистика как альтернативная наука. 2 Содержание: Примеры Определения Социополитические предпосылки Научные предпосылки.
Advertisements

1 Социолингвистика как альтернативная наука о языке.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
1 Карагандинский государственный технический университет Лекция 4-1. Особенности задач оптимизации. «Разработка средств механизации для устройства «Разработка.
Информатика ЕГЭ Уровень-А8. Вариант 1 Укажите логическое выражение, равносильное данному: (А^B) v ((¬B ^ ¬A) v A). 1) (A^ B) v (¬B) 2) (A ^ B) v (¬A)
МЕТАФОРА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ Авторы : Гербич А. Гусарова Г. Мациевская Н. Попова О. Ролич К. Степанов С. Степанова А. КОБ
Учимся задавать вопросы. Что необходимо для этого знать? Что необходимо для этого знать?
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Form 9 Revision. 1) What ___ you do if you won lots of money? a) WILL b) WONT c) WOULD e) WOULDNT.
to tell рассказать, сказать кому-либо что-либо, попросить кого-либо сделать что-либо. She told me many interesting things. Она рассказала мне много интересного.
Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
Michael Jackson

Questions Бурдина Ирина Михайловна. Виды вопросов: 1) Специальные 1) Специальные 2) Общие 2) Общие 3) Альтернативные 3) Альтернативные 4) Разделительные.
Придаточные предложения в английском и русском языках.

Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Типовые расчёты Растворы
Транксрипт:

1 Социолингвистика как альтернативная наука о языке

2 Содержание: Примеры Определения Социополитические предпосылки Научные предпосылки И снова примеры

3 - Good afternoon sir. - What are you doing here at this time? - Mr Sutton kept us in, sir. Из Holmes 1998 Разговор с директором на выходе из школы...

4 - Hi mum! - Hi. You re late. - Yeah, that bastard Sootbucket kept us in again. - Nana s there. - Oh sorry. Where is she?... разговор с мамой дома.

5 Что это было? Сказано одно и то же, но по-разному Почему? Разные ситуации предполагают уместным разное речевое поведение SL – это исследование не столько грамматической правильности, сколько уместности

6 Definitions: Holmes: Sociolinguists study the relationship between language and society. Hudson: the study of language in relation to scoiety. …

7 Janet Holmes: Или, из другой перспективы – уместность предполагает зависимость от внелингвистических факторов. Sociolinguists study the relationship between language and society. They are interested in explaining why we speak differently in different social contexts, and they are concerned with identifying the social functions of the language and the ways it is used to convey social meaning.

8 Определения: Изучает язык в социальном контексте Исследует языковое отражение социальных взаимодействий между носителями (разных) языков Изучает язык как носитель социальных смыслов Исследует уместность языковых вариантов... определений оказывается слишком много, так как социолингвистика рождалась как альтернативная наука – отталкиваясь от структурализма

9 Meyerhof (2006) If I had a penny for every time I have tried to answer the question, So what is sociolinguistics?, I would be writing this book in the comfort of an early retirement. … Sociolinguistics is a very broad field, and it can be used to describe many different ways of studying language.

10 Социолингвистика – это... SL появляется на стыке лингвистики с социальной психологией, социологией, культурной антропологией - междисциплинарное определение SL – это поиск ответов на вопросы о языке за границами классической («чистой», «внутренней») лингвистики – парадигматическое определение отсюда двоякая природа SL – это и междисциплинарная наука, и новая собственно лингвистическая парадигма

11 В середине 20-го века в лингвистике доминирует структурализм «Эта научная дисциплина (SL) существует с того момента, когда лингвисты столкнулись с непримиримым противоречием между постулатами структурной лингвистики («в структурном отношении все языки равны», «все говорящие в равной степени владеют языком») и социальной реальностью, в которой ни языки, ни говорящие на них не равны, что ведет к конфликтам и столкновениям.» Вахтин, Головко 2004

12 Постулаты структурализма изучаем язык (систему), а не речь (функционирование) SL сделала акцент на изучении речевого взаимодействия например, стратегии речевого поведения и, шире, различные прагматические модели

13 Постулаты структурализма язык – гомогенный объект SL сделала акцент на языковом варьировании вариационная социолингвистика, изучение жаргонов, регистров и стилей

14 Постулаты структурализма каждый язык описывается сам в себе, независимо от языков-соседей SL сделала акцент на взаимодействии между языками интерференция, языковые контакты, контактные языки, многоязычие

15 Постулаты структурализма все языки равны между собой SL с одной стороны сделала акцент на неравенстве языков в обществе, с другой - указала на ценность различных «не до языков» отношение к языку, статус малых языков, языковое планирование...

16 Постулат компаративистики исследование истории языка – это выявление звуковых соответствий SL сделала акцент на попытках моделирования механизмов языковых изменений

17 Внешняя vs. внутренняя «Чистая», «внутренняя» (структурная) лингвистика ссмотрела на язык (систему), игнорируя все внешние составляющие, а SL смотрит на использование языка, часто игнорируя внутреннюю структуру объекта.

18 Поправка Беликова В некоторых языковедческих традициях разрыв между социальным аспектом языка и интерпретацией языковой структуры был меньше. Однако ранее социальное в языке все же не отделялось от других элементов языковой структуры.

19 Якобсон: «Тщательное и точное научное описание определенного языка не может обойтись без грамматических и лексических правил, касающихся наличия или отсутствия различий между собеседниками с точки зрения их социального положения, пола или возраста; определение места таких правил в общем описании языка представляет сложную лингвистическую проблему.»

20 После структурализма после ослабления структуралистской парадигмы в чистой лингвистике произошел передел сфер влияния: L2 – попал в сферу интересов психолингвистики... речь попала в сферу интересов «чистой» лингвистики... и т.п.

21 Современное состояние Переключение кода Интерференция Речевые взаимодействия (интеракционная SL) Языковые контакты и контактные языки Вариационная социолингвистика Этнические и региональные варианты Отношение к языку и самоидентификация Языковая норма Язык и государство Язык и общество История языка Чистая лингвистика Психология

22 Социолингвистика - это смежная наука или особая лингвистическая парадигма? Западная SL – самостоятельная парадигма, реакция на структурализм Беликов: однозначно лингвистика Вахтин/Головко: предложение различать социолингвистику (влияние социальной структуры на язык) социологию языка (влияние языка на социальную структуру)

23 Социально-политические предпосылки XX век - прямое столкновение вариантов языков и языков иных социальных групп, ранее распределенных по разным сферам и группам революции эмансипация языковых вариантов деколонизация проблема выбора государственного языка в постколониальном государстве

24 Вариационная SL [Роман, муж, 23] - Нормальный сервис с нормальными ребятами там и запчасти заказать можно. [Иван, муж, 23] - Ага / и ждать по три месяца / а то и больше. [Роман] - Максимум неделя! [Иван] - За неделю она просто физически с Японии не успеет приехать / со всеми таможнями. [Роман] - Зачем с Японии / с Владика. [Иван] - В общем / я понял / что конкретно подсел на это дело. [Роман] - Просто за эти деньги это лучший выбор.

25 Переключение кода: menk h k h anis-i-nkarank h мысколько-dat-defмочь-sbjv.prs.1pl Во сколько мы можем самое позднее там быть? (Матевосян 2011) patalok ənde ʁ linenk h потолоктамбыть- sbjv.pres.1pl

26 Отношение к языку: Нравится ли вам арчинский язык? Ш. (1988). Да. Потому что никто не понимает, интересно. Когда я разговариваю, например, с родителями по телефону, они так смотрят с таким интересом. Все интересуются, говорят, такой язык, такой язык. М. (1937). Русский язык хороший есть. Арчинский плохой есть. Русский все понимают, арчинский никто не понимает. (Добрушина 2009)

27

28

29 Broken languages

30 Языковая интерференция: Они [бабушка и ее семья] оказывается были когда совсем маленькие наверное такими дошкольного возраста, вот такой, они были выселенные в Сибирь, оказывается были выселенными в Сибирь, там она ходила оказывается в школу. В Сибири, там не знаю в каком городе что там были... они оказывается были образованные люди, тогда в школе там учились, и если что переводить, они переводили . Daniel, Dobrushina, Kniazev 2011

31 Контактные языки Говорка: русский пиджин Таймыра Это рога длинный олень. Тебя какой люди? Меня морда ране смотрела? Меня видал лавка места его. Чими девка-то песня пел меня сестра место. (Хелимский 2000)