Создатель закрытой образовательной системы в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смольный институт благородных девиц. Дмитрий Левицкий. Цикл картин «Смолянки».
Advertisements

Целью нашего проекта было узнать путь становления женщины как бухгалтера в императорской России. Для реализации этой цели нами решены следующие задачи.
Знаменитые педагоги прошлого Иван Иванович Бецкой Психолого – педагогический факультет I курс, гр Шарамко Екатерина Романовна.
Мурманский Арктический Государственный университет. Мурманск, 2015 г. Подготовила: Панова Ульяна Витальевна, студентка 2 курса психолого- педагогического.
Выполнила ученица 10 класса А МОУ СОШ 15 Прокопенко Елизавета.
Автор: Слобожанкина Т.И. (учитель Истории и культуры Санкт-Петербурга) ГБС(К) ОУ 480 Кировского района г. Санкт-Петербурга.
КНЯЖНА АЛЕКСАНДРА ДИОНИСЬЕВНА ОБОЛЕНСКАЯ (1874 – 1949) Дню основания Смольного Института Благородных Девиц посвящается (12 июня ). Презентация учителя.
Наука и образование в XVIII веке Автор Березина Н.В., учитель истории МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа»
Дворянская Москва XlX в. Быт и культура.. Воспитание и образование московских дворян. При Московском университете существовал Благородный пансион (позже.
СМОЛЬНЫЙ СОБОР: ОТ ЗАМЫСЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГОУ СОШ 72 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Санкт-Петербурга.
Русская деревня. Вторя половина 19 века. Клодт Михаил Константинович Русская деревня материал подготовлен для сайта matematika.ucoz.com.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ монастырские школы епископальные (кафедральные) приходские школы.
Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин русский композитор и пианист. 25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва 14 (27) апреля 1915.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Викторина по творчеству художника В.Г. Шварца МКУ «Библиотека города Байкальска»
Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах.
Создание государственной системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 г.г.)
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
История кадетских корпусов в России. «Cadet»(франц.)- воспитанник, младший(сын в дворянской семье) В 15 веке кадетский корпус был открыт Людовиком 16.
Транксрипт:

Создатель закрытой образовательной системы в России

Выдающийся русский государственный и общественный деятель, президент Императорской Академии художеств И. И. Бецкой родился 3 (14) февраля 1704 года в Стокгольме. Он был побочным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого ( впоследствии фельдмаршала ) и родился, когда его отец находился в плену после неудачного сражения со шведами под Нарвой 19 (30) ноября 1700 года. Как незаконнорожденный, мальчик получил лишь часть фамилии отца – Бецкой. Его матерью одни называют баронессу Вреде, другие – баронессу Скарре ( Шпарр ), третьи – некую даму высшего общества и, наконец, просто шведку.

Государственная деятельность, прославившая его, началась с приходом Екатерины II к власти. Указом 3 марта 1763 года на него было возложено управление, а в 1764 он был назначен президентом Академии художеств, при которой он устроил воспитательное училище. 1 сентября 1763 года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим по указаниям Бецкого.

Развитие детей в этих домах Бецкой представлял себе так: до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек; с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе; с 7 до 11 вместе ходят каждый день в школу; учатся читать и постигают основы веры. В эти же годы мальчики обучаются вязать чулки, колпаки, сети, привыкают к садовой работе, а девочки упражняются в прядении и вязании, плетении кружев и т.п. От 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму и цифири, а также изучают катехизис, арифметику, географию и рисование и продолжают заниматься бытовым трудом и ремеслами: девочки шьют, стряпают, гладят, мальчики привыкают к огородной, дворовой и другим работам. Когда воспитанникам исполняется 1415 лет, образование заканчивается и они начинают заниматься тем ремеслом, которое выберут сами. Сообразно с природными дарованиями воспитанников предлагалось разделить на три группы: первая лица, способные к наукам и искусствам; вторая способные лишь к ремеслам и рукоделию (наибольшее число лиц), третья способные лишь к самой простой работе. Что касается отвлеченных наставлений в нравственности, то, по мнению Бецкого, небесполезно было бы над всеми дверьми Воспитательного дома написать: 1. Не делай другим того, чего себе не желаешь. 2. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. 3. Не делай зла и не досаждай никому. 4. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 5. Не лги. 6. Никогда не будь празден. Судьба питомцев московского Воспитательного дома была такова. Отдельные из них, наиболее способные, обучались латинскому языку, готовясь к изучению аптекарского дела. Некоторые воспитанники учились рисовать и потом отправлялись в специальное училище для мальчиков разных сословий, открытое по плану Бецкого при Академии художеств. Наиболее одаренные мальчики учили иностранные языки и некоторые науки и потом единицы учились в Московском университете, а девочки на мещанском отделении Смольного института. Большинство питомцев дома становились ремесленниками, земледельцами, шли в прислуги в богатые дома, а девочки няньками, кормилицами.

При Академии художеств было организовано Воспитательное училище, в которое принимали мальчиков всех сословий в возрасте пяти-шести лет. Процесс обучения проходил в течение пятнадцати лет в пяти «возрастах» по три года на каждый. На Воспитательное училище из них приходилось три возраста, т. е. девять лет. Обучение было жестко регламентировано: первый и второй возрасты – овладение техникой рисования (копирование «оригиналов» и гипсовых орнаментов), третий возраст – гипсовый класс (рисование гипсовых слепков античной скульптуры) и начало обучения живописи, четвертый и пятый возрасты предполагали работу в «натуральных классах» (рисование и живопись с обнаженных натурщиков), рисование драпировок и сочинение (композиция картины). Основу обучения составлял рисунок, а живопись уподобляли раскрашиванию рисунка согласно правилам светотени. Композиция представляла собой комбинирование выученных на память антиков и стандартных позах, но соответственно предложенному сюжету. Исторический жанр живописи считали самым достойным. Ученики, получившие первые золотые медали за сочинение по заданной программе, удостаивались шпаги, дворянского звания и права на заграничное путешествие за счет Академии – пенсионерство для продолжения образования. По окончании пенсионерства художник мог претендовать на звание «назначенного», а затем «академика».

По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института. В Смольном институте учились дочери дворян с 6 до 18 лет. Предметами обучения были: закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того изучались танцы, музыка, рукоделие и различные виды домоводства. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения. Ученицы были обязаны носить форму платья определённого цвета: в младшем возрасте кофейного, во втором синего, в третьем голубого и в старшем возрасте белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно- воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы.

Первые выпускницы Смольного института Борщова Наталья Семёновна (9 августа октября 1843) училась в Смольном институте благородных девиц, который закончила с золотой медалью, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины ( малого креста ). 1- й выпуск, 1776 год. Глафира Ивановна Алымова, в первом браке Ржевская ( ) фрейлина Екатерины II, одна из первых русских арфисток, предмет старческой страсти Ивана Ивановича Бецкого. Входила в первый выпуск института 1776 года, закончила воспитание « первою » и была награждена золотой медалью первой величины и « знаком отмены » золотым вензелем Екатерины на белой ленте с 3 золотыми полосками. За 11 лет, проведённых в Смольном, « Алимушка », как её звала императрица, стала всеобщей любимицей благодаря своему веселому характеру. Левшина, Александра Петровна ( ), окончила с шифром, была фрейлиной императрицы, жена князя П. А. Черкасского. Екатерина Ивановна Нелидова ( , Санкт - Петербург ) дочь поручика Ивана Дмитриевича Нелидова, фаворитка Павла I, двоюродная тетка многолетней возлюбленной Николая I Варвары Аркадьевны Нелидовой. С 1765 по 1775 год воспитанница Смольного института ; по окончании награждена золотой медалью « второй величины » и вензелем Екатерины II. Грациозность и музыкальная одарённость, весёлый нрав и остроумие выделяли её среди выпускниц. Екатерина Ивановна Молчанова ( в замужестве Олсуфьева ; 9 ноября сентября 1809) фрейлина Екатерины II, одна из пяти лучших выпускниц Смольного института, удостоенных Золотой медали первой величины. В Смольном Екатерина отличалась серьёзностью, сосредоточенностью, выделялась среди воспитанниц любовью к наукам, любила больше читать, чем участвовать в играх и развлечениях, хотя не раз выступала на сцене устроенного в институте театра. Мария Алексеевна Нарышкина ( урождённая Сенявина ; 9 марта декабря 1822) одна из воспитанниц второго выпуска Смольного института, любимая фрейлина Екатерины II, статс - дама, жена А. Л. Нарышкина, тетка графа М. С. Воронцова, сестра Е. А. Воронцовой. Княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина ( Кологривова, урожд. Трубецкая, ) известная красавица, первая русская воздухоплавательница. Княгиня Дарья Христофоровна Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф (17 декабря января 1857), знаменитая « светская львица » первой половины XIX века, тайный агент русского правительства в Лондоне и Париже, прозванная « дипломатической Сивиллой ». Вошла в историю как « первая русская женщина - дипломат ».

.

Бецким был составлен новый устав корпуса, утверждённый 11 сентября 1766 года. Здесь повторялись те же правила, что и в других уставах, составленных Бецким : в корпус принимались только дети дворян, не старше шести лет, причём родители давали подписку, что отдают детей добровольно, как минимум на 15 лет, в продолжение которых они не будут брать детей даже в отпуск. Родственникам разрешались лишь короткие свидания в назначенные часы по воскресеньям. Корпус был закрытым заведением, кадеты, вместо деления на роты, были разделены на пять классов ( возрастов ), в каждом классе учились три года. Переходя в 4- й класс, кадет имел право выбрать военную или гражданскую службу и согласно своего выбора обучался некоторым другим наукам, которым остальные кадеты не обучались. Предписывалось заботиться о физическом и нравственном развитии кадет, обходиться с ними ласково, не наказывать их, стараться предупреждать и отвращать их ошибки и проступки. Окончившие полный курс поступали на военную службу, лучшие награждались медалями, а самые достойные имели право, с согласия родителей, путешествовать три года за границей за счёт корпуса. Генерал - директором Шляхетного сухопутного корпуса И. И. Бецкой был с 1766 по 1773 год.

Все это строго сословные закрытые учебно-воспитательные заведения, открытые при Екатерине II. Сам Бецкой был главным директором Сухопутного корпуса, директорствовал в Воспитательном доме и Смольном институте. Согласно проектам Бецкого, разработанным в 6070-е гг., в России должна была возникнуть целая сеть закрытии учебно-воспитательных учреждений, которая включала бы низшие и средние учебные заведения для дворян (благородного сословия) пансионы, а для лиц третьего чина (мещан и купцов) воспитательные дома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища. Воспитание Бецкой рассматривал с четырех сторон со стороны физической, физическо-моральной, чисто моральной и учения. Физическое воспитание очень важно, так как в здоровом теле живет здоровый дух. Физическо-моральное воспитание основывается на мысли, что праздность есть мать всех пороков, а трудолюбие отец всех добродетелей. Нужны труд, игры, забавы. Моральное воспитание прежде всего состоит s том, что удаляется от слуха и зрения воспитанника все то, что имеет хотя бы тень порока. Живые примеры воспитателей на детей действуют сильнее всего. Недопустимо телесное наказание, а другие наказания должны быть редкими. Детям необходимо дать краткую нравоучительную книгу о правилах, которыми человек должен руководствоваться в жизни. Обучение имеет в виду развитие умственных сил; оно необходимо потому, что дает средства для добывания куска хлеба. Успешным обучение будет, если в начале оно будет носить характер игры; если будет идти на родном языке. Закон Божий, чтение и рисование вот предметы начального обучения. Большую роль Бецкой придавал наглядности обучения. Особо важным Бецкой считал хорошее воспитание и образование женщин как будущих жен, матерей, воспитательниц. В семье и семейных обязанностях женщина, по его мнению, должна искать смысл и содержание своей жизни. Осуществление идей Бецкого на практике происходило в различных, основанных по его проекту и при его участии учебно-воспитательных заведениях.

«Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству, особливо же вкоренять в них склонность к опрятности и чистоте». И.И. Бецкой

Иван Иванович Бецкой является заметной личностью в России XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный, одаренный деятельной натурой ; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов своего времени так оценивали И. И. Бецкого его современники.

Выполнил : студент 1 курса 2 группы заочного отделения Трофимова М. В.