Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 г. Липецка Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 ст. Кривянская «Региональные и культурные компоненты в образовательном пространстве.
Advertisements

«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» Консультация подготовлена воспитателем средней группы МАДОУ ДС 23 Резник И.Е.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Цель: Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Омской области, России. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи:
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я – БУГУРУСЛАНЕЦ» Автор: Шаляпина И.И., старший воспитатель МАДОУ.
Проект: «С чего начинается Родина?» Воспитатели Горяева Л.Б. Ерзутова М.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Ласточка»
Воспитание маленького гражданина Одним из приоритетных направлений работы детского сада является - «Воспитание маленького гражданина» Основные задачи.
Воспитателя МДОУ «Детский сад 98 комбинированного вида»
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Перспективный план работы по гражданско-патриотическому и духовному воспитанию Цель: Скоординировать работу по формированию основ гражданско- патриотического.
« Край родной навек любимый !» Педагогический проект.
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 г. Липецка Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально- коммуникативному развитию воспитанников»

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование к готовности к совместной деятельности со сверстниками; -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов: принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития; принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства; принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)

Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков: 1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ 2. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА 3. МИР ПРОФЕССИЙ 4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ 5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы как достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»

Расширять знания детей о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Липецк - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы В Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Липецк-город будущего» Изготовление макетов о родном городе» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Кто живет в реке Воронеж? Доктора леса. Для чего человек сажает лес? («Лесное хозяйство Липецка») «Живая, неживая природа города Липецка» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе Липецка» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «МИР ПРОФЕССИЙ» Задачи Темы и формы работы Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей. Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.) Воспитывать в детях уважение к труду взрослых. Младший и средний дошкольный возраст Тема «Всякий труд почетен» Кто работает в детском саду? /воспитатель, повар, музыкальный руководитель, дворник и т.д./ Зачем люди трудятся на кухне Хочу быть как мама, хочу быть как папа Кто работает в городе? /строитель, шофер, продавец, парикмахер и др./ Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы) кто построил этот дом в парикмахерскую Сюжетно-ролевые игры: стройка салон красоты почта магазин детский сад Поликлиника Встреча с интересными людьми: наш милый доктор Повар, который варит нам еду

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых. Показать значимость труда каждого человека в благополучии жителей Липецка. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов. Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе. Старший дошкольный возраст Тема «Всякий труд почетен» Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/ Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/ Кто построил новый город Мебельная фабрика служба «01», «02», «03» всегда на страже города Кем ты будешь, когда станешь взрослым Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/ Экскурсии: В школу, библиотеку Сюжетно-ролевые игры: Стройка Школа, библиотека Железнодорожный вокзал Ателье мод Улица города Встреча с интересными людьми: Семейная династия Содружество с семьей: Сбор материала о профессиях родителей Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых» Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором В гости к нам пришли матрешки Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Мастера народных ремёсел Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу декоративно-прикладной музей на каток Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»

5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Задачи Темы и формы работы Дать представление детям о знаменитых людях, живущих в городе Липецке. Познакомить их с творчеством липецких художников, поэтов, писателей. Рассказать о вкладе каждого из них в культурное наследие нашего города. Младший и средний дошкольный возраст Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям» «Кем быть? » «Знаменитые люди нашего города» «В честь кого названа улица Лутова» Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы) на улицу Лутова и 50 лет НЛМК Сюжетно-ролевые игры: Идем в театр (на концерт) Прогулки по городу Липецку Встреча с интересными людьми: Детский поэт-песенник, композитор, исполнитель Владимир Жиров Поэтесса Наталья Ушакова Фольклорная группа «Зень»

Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми живущими в городе Липецке. Познакомить их с творчеством липецких художников, поэтов, писателей. Рассказать о вкладе каждого из них в культурное наследие нашего города. Старший дошкольный возраст Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям» «Боевая слава нашего города в стихах и прозе липецких авторов» «Прошлое и будущее города в произведениях липецких авторов». Экскурсии: в школу, библиотеку, на улицу Лутова Сюжетно-ролевые игры: Библиотека Выставочный зал На концерте В театре Встреча с интересными людьми: Поэтом-песенником В. Жировым Поэтессой Натальей Ушаковой С фольклорной группой «Зень» Встреча с ветеранами Октябрьского округа Содружество с семьей: Организация вечеров поэзии. Посещение выставок картин художников

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А методические продукты проекта «Липецк – мой город родной» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов.

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа.

Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном городе, о творческих людях и коллективах.

При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем.

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Вывод: реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.