О БУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ И МОТИВАЦИЯ ( НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТАПОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ИЗВЕСТНЫХ ФИНСКИХ МУЗЫКАНТОВ ) Пирре Райяс, Доктор музыки,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Advertisements

Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Влияние семьи на формирования мотивации к учебной деятельности у учащегося. Подготовила педагог-психолог: Палаткина Н.Я.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Автор проекта Федорова Анастасия ученица 10 класса Руководитель проекта педагог психолог Иванова Н.В. Томск 2014.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Презентация инновационного педагогического проекта, направленного на решение задач ФГОС.
Программа дополнительного образования Путь к успеху.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
П СИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ – КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ ? Психолог Шевелёва Е. В.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Транксрипт:

О БУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ И МОТИВАЦИЯ ( НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТАПОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ИЗВЕСТНЫХ ФИНСКИХ МУЗЫКАНТОВ ) Пирре Райяс, Доктор музыки, преподаватель Консерватории Йоэнсуу, социальный психолог, менеджер проекта ENPI 1

С ОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ 2 1) Исследование этапов карьеры успешных финских музыкантов - Творческие этапы - Мотивация 2) Исследование музыкальных наклонностей (генетическое исследование) - Музыкальность Пианист Олли Мустонен

Исследования успешности ведущих финских музыкантов - 12 дирижеров, скрипачей, виолончелистов и пианистов - исследование методом опроса Э ТАПЫ УСПЕХА : 1) Ориентация на игру на музыкальном инструменте 2) Утверждение в правильности выбора 3) Упражнение делает Мастера 4) Мастера тоже постоянно упражняются Этапы делятся не по возрастному принципу, а по принципу влияющих факторов (таких, например, как педагог)! 3

(от 4 до 11 лет) o Домашнее музицирование o Семьи всех исследуемых интересуются или имеют отношение к музыке o У 4-х музыкантов родители – музыканты, эти семьи регулярно посещали известные музыканты o Поддержка и активность родителей o Братья и сёстры как позитивный пример o Вдохновляющий педагог у музыканта сформировалось тёплое и позитивное отношение к игре на музыкальном инструменте 1- Й ЭТАП : О РИЕНТАЦИЯ НА ИГРУ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ 4

П РИМЕР : Д АНИЕЛЬ Б АРЕНБОЙМ 5 Оба моих родителя преподавали игру на фортепиано. Мама обучала детей и начинающих, отец работал с учениками на продвинутом этапе. С детства я привык к тому, что если звонят в дверь, это значит, что кто-то пришел на урок. Я рос в убеждении, что на фортепиано играют все, и должно было пройти какое-то время, чтобы я понят, что это не так.

6 o Прослеживается связь между социально-экономическим положением родителей учеников и их возможным успехом; культурный багаж семьи влияет на то, будет ли ребенок заниматься каким-либо видом искусства, в частности, музыкой. o По результатам исследования уровень образования родителей одаренных музыкантов в среднем выше, чем, например, спортсменов.

7 Эффект Пигмалиона Термин «Пигмалион» восходит корнями к греческому мифу, где говорится от кипрском принце Пигмалионе, изваявшем из слоновой кости скульптуру прекрасной девы и влюбившимся в свое создание. o Означает сбывшиеся в отношении себя прогнозы. o Если учитель считает своего ученика умным, то тот начинает лучше успевать в школе, начинает верить в свои способности и коэффициент его интеллекта ощутимо возрастает. o Мягкая и ненавязчивая поддержка ученика учителем, вследствие которой ученик начинает вести себя в соответствии с ожиданиями педагога.

(от 11 до 17 лет) o Кристаллизация опыта o Значение имеет выбор учителя: требовательного, высококвалифицированного педагога часто называют определяющим фактором будущего успеха. o На данном этапе педагог играет очень важную роль (ролевая модель и объект отождествления). Педагога соответствующего уровня часто приходилось искать в других районах. -> многоплановые музыкальные упражнения -> настойчивость по отношению проведения репетиций и музыкальных занятий -> выполнение рутинных (монотонных) упражнений 2- Й ЭТАП : У ТВЕРЖДЕНИЕ В ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА 8

9 o Практически все музыканты испытали кристаллизацию опыта в возрасте приблизительно 11-ти лет. o Эмоциональный опыт, серьезно повлиявший на будущую карьеру, успешность o Значимое для понимания музыки событие, при котором присутствовали родители или педагог, и в котором ученик участвовал без принуждения. o Возникающий в результате «внутренний голос». К размышлению: Если кристаллизация опыта так важна с точки зрения будущей карьеры и мотивации, можно ли опыту научить или создать предпосылки для его появления? К РИСТАЛЛИЗАЦИЯ ОПЫТА

М УЗЫКАЛЬНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ = реальное восприятие себя как музыканта и осознание связанных со своими возможностями, ценностями установок. - Очень позитивное у успешных музыкантов - У профессиональных музыкантов инструмент - это часть личности, проявление самовыражения 10

(после 17 лет) Музыкальные конкурсы, концерты, выступления Хорошо продуманные упражнения Переход к мастеру-педагогу, под руководством которого воспитывается всеобъемлющая музыкальность Воспитание умения правильно относиться к музыкальной критике 3- Й ЭТАП : У ПРАЖНЕНИЯ РОЖДАЮТ МАСТЕРА 11

Фаза экспертизы игры Как результат экспертизы – продолжение упражнений и саморазвитие Широкое музыкальное образование Жизнь профессионального музыканта 4- Й ЭТАП : М АТЕРА ТОЖЕ УЧАТСЯ 12

13 К АЧЕСТВА УСПЕШНОГО МУЗЫКАНТА настойчивость Любопытство, целеустремленность, труд упрямство Страстное отношение к игре, понимание стресс новости работы солиста, эгоистичное отношение к игре честолюбие Большое внутреннее желание достижения трудной цели, способность работать в стрессовой ситуации

Ч ТО МОТИВИРУЕТ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ ? 14 Скрипач Пекка Куусисто

Мотивация в данном случае может быть многопланова: чувства и ощущения внутри музыканта или нечто конкретное или абстрактное извне. Мотивы – это базовые импульсы, заставляющие музыканта играть и репетировать, упражняться. Мотивация во многом зависит от ситуации и от того, насколько личность активна и на что направлена ее заинтересованность. Мотивацией называют весь процесс мотивизации для достижения поставленной цели. Человека считают мотивированным в той степени, в которой он желает чего-либо добиться. М ОТИВАЦИЯ МУЗИЦИРОВАНИЯ 15

В какой степени деятельность можно считать самостоятельно мотивированной или контролируемой Внутренне мотивированная личность производит некое действие для себя и получает от этого удовлетворение Внешняя мотивация определяется как инструмент, направленный на достижение некоей цели или результата. Ранее предполагалось, что внешняя мотивация идет на вред музыканту. Мотивация наиболее успешных музыкантов, тем не менее, более широкое понятие – это переплетение множества различных мотивов. В НУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ 16

Внешняя мотивация также важна для успешных музыкантов. Успешные музыканты смогли превратить внешние мотивы внутренними, т. е. сделать их частью собственного «Я». Все мотивы к музицированию связаны между собой. В определенных условиях некоторые формы внешней мотивации синергетический дополняют внутреннюю и побуждают музыканта к интенсивным занятиям. Одновременно контролируемые внешние мотиваторы могут мешать внутренней мотивации музыканта. В НУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ УСПЕШНОГО МУЗЫКАНТА 17

М ОТИВАЦИИ УСПЕШНОГО МУЗЫКАНТА 18 Представление музыки Вторичная выгода Получение признания Развитие мастерства Интерпрета ция музыки Собственно музыка Внешняя мотивация Внутренняя мотивация

19 Практика и упражнения – решение проблемы Люди искусства творчески и с воодушевлением относятся к поискам самих проблем, но не их решений Успешные музыканты ищут и находят проблемы, которые хотят решить. Огромная разница между гением и «обычным» человеком заключается в способе решения проблемы. Напр., Эйнштейн и Моцарт обладали великолепной и неподражаемой техникой решения проблем. Развитие собственного отношения к музыке Р АЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА

20 Ментальный тренинг занимает большую часть ежедневных рутинных занятий успешных музыкантов. Можно было пойти на концерт, даже не прикоснувшись к инструменту! Когнитивные, аффективные и мотивационные процессы были в тесном взаимодействии. Полное слияние с ситуацией выступления и воспитание позитивности личностных ресурсов. Образ музыкального произведения легче представить умозрительно или прочувствовать его, в таком случае сложность его исполнения не отнимает слишком много внимания. В области спорта так называемое явление Карпентера: мозговая деятельность раздражает области мозга, отвечающие за моторику и вызывает микро сокращения в мышцах. Воображение вызывает в мышечной системе электрические импульсы. М ЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

Недостатки в технике не должны влиять на интерпретацию, в этом случае возникают препятствия для понимания характера музыки. Интерпретация - это воздействие на окружающих и самовыражение. каждое музыкальное произведение - священный текст, ожидающий толкования Как в композиторе рождается музыка? Отображает ли нотный текст видение композитора? В какой степени совпадают или пересекаются видение композитора и интерпретация музыканта? И НТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКИ 21

Важнейший мотив в обучении музыке! Музыка существует для того, чтобы ее услышали Горячее желание музыканта показать слушателям, какая прекрасная музыка существует. Во время выступления музыкант сам создает музыку Одни транслируют собственный жизненный опыт, другие – послание композитора П РЕДСТАВЛЕНИЕ МУЗЫКИ 22

23 Музыкальность, как и другие качества психики, имеет яркую эмоциональную окраску. Чувства и эмоции во многом влияют на процесс обучения. Часто уже в самом начале карьеры у топ музыкантов возникает глубокая привязанность к музыке и ее исполнению, и тогда чувственный опыт и инстинкты влияют на процесс обучения. Лишь на более поздних стадиях карьеры в процесс музыкальных упражнений вливаются когнитивные и метакогнитивные аспекты. Привязанность (attachment) топ музыканта к исполнительству сродни в какой-то степени отношениям между ребенком и заботящимся о нем взрослом. Если между ребенком и обучающем его игре на музыкальном инструменте взрослом (между ребенком и музицированием) царят теплые и безопасные отношения, ребенок с исключительной легкостью сможет реализовать свой эмоциональный и когнитивный потенциал. В АЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

24 С ТРАСТНОСТЬ / ГОРЕНИЕ В МУЗИЦИРОВАНИИ Среди топ музыкантов наблюдается стремление к развитию собственного исполнительского мастерства и повышению уровня владения инструментом. Люди с рождения заинтересованы в овладении мастерством в какой- либо области. Элен Виннер (1996) исследовала детей, одаренных в области изобразительного искусства, и обнаружила у них стойкое стремление к рисованию. Дети, за которыми наблюдала Э.Виннер, рисовали постоянно и стремились развивать свои способности. Виннер использует термин rage to master («ярость в обучении»), или, в данном случае, «ярость в игре».

Большая часть мотивационных проблем возникала у исследованных успешных музыкантов в возрасте лет, т.е в начале третьего периода музыкальной карьеры. В этот период, на пороге взрослой жизни, они переходят на обучение к знаменитым педагогам или начинают деятельность в роли профессионального музыканта. Возникновение мотвационного кризиса у музыкантов заметно связано с переходом в данный возрастной период. Проблемы могут возникать, когда от детской одаренности начинают требовать «взрослых» результатов. Подобную ситуацию можно наблюдать и в других областях (спорт, шахматы). Можно взлететь на вершину, но есть ли достаточно инструментов, чтобы осторожно спуститься вниз? М ОТИВАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ 25

Судьба «ребенка-звезды» Музыкальная карьера как само собой разумеющееся: в ней музыканты оказываются поневоле (по желанию родителей или педагога), ее не выбирают самостоятельно. Проблемы в постановке целей. музыкант играет только для того, чтобы учитель был им доволен. Деформации руки и другие профессиональные проблемы со здоровьем. Успех может привести к психологическим проблемам: самокритика и неуверенность в себе. П РИЧИНЫ МОТВАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ 26

27 П СИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ УСПЕХА Успешность в достижении поставленых целей влечет за собой постановку новых, более труднодостижимых целей и желание их достичь. Успех в достижении целей усиливает «внутренний голос» музыканта, внутренняя удовлетворенность позволяет музыканту ставить перед собой более сложные задачи. Также ожидания музыканта, самооценка и оценка из вне, «мандраж» перед выступлением влияют на то, какого рода задачи он ставит перед собой и насколько легко он их решает.

С ВЯЗЬ МЕЖДУ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ И МОТИВАЦИЕЙ 28 Певица Карита Маттила

Врожденный талант у успешных музыкантов проявлялся - В простоте и легкости обучения. Способность решать проблемы на уровне выше среднего - В желании музицировать. У них наблюдалась высокая мотивация. Решающая роль – кристаллизация опыта 29

30 Г ЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Участвовало 1550 финнов o 3 различных теста на определение музыкальных способностей o В интернете был размещен тест, с помощью которого был проведен мониторинг воздействия фактора среды. o Участники старше 12 лет сдали кровь для исследования. o Совместное исследование Хельсинкского университета и Академии Сибелиуса началось в 2003 году.

31 Музыкальные наклонности сложно определить, поскольку проявляются они по-разному. Так, например, талант может проявляться в ритмичности, мелодичности, силе и тембре голоса, исполнении, структурировании музыки, в музыкальной эмоциональности, в проявлении музыкальности в движении и пр. Способность к аудитивному структурированию, или способность выявлять звуки и создаваемые ими структуры. Наследственная врожденная амузия (человек не наслаждается музыкой, а воспринимает ее как шум) М УЗЫКАЛЬНОСТЬ

32 o Музыкальный талант является наследственным в финских семьях. Генетический компонент составляет около 50%. o Наиболее вероятная хромосомная область находится в хромосоме 4q22. Результат означает, что статистически очень вероятно, в этой зоне находятся гены, отвечающие за музыкальность. o Музыкальность – качество, регулируемое рядом генетических факторов. Напр., чувство ритма и музыкальный слух возникают под влиянием различных генов. Кроме того, на активизацию генетической склонности оказывает влияние среда. o В обществе музыкальность проявляется таким образом, что обе крайности (талант и абсолютное отсутствие музыкальности) очень редки, и в большинстве своем люди обладают умеренной музыкальностью. М УЗЫКАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ ПЕРЕДАЮТСЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ

Умеренная музыкальность является общим качеством 33

34 Музыкальное творчество содержит сильный наследственный компонент (музыкальная творческая деятельность = написание музыки, исполнение и имровизация). An article (2009) Ukkola L, Onkamo P, Raijas P, Karma K, Järvelä I. (Уккола Л, Онкамо П, Раийяс П, Карма К, Ярвеля И.) Musical Aptitude Is Associated with AVPR1A-Haplotypes. ournal.pone

М УЗЫКА И СВЯЗУЮЩИЙ ГЕН Мы нашли связь с так называемым связующим геном (AVPR1A). Связующий ген, как считалось ранее, отвечал за способность человека к социальным коммуникации и привязанностям Музыка, по мнению многих, также является проявлением социальной коммуникации. В время выступления топмузыканты контактируют с публикой. Сильная увлеченность топ музыкантов музыкой может быть связана с наличием у них этого гена. Впервые на молекулярном уровне были получены сведения о связи творчества и проявления музыкальности. Поскольку «проводящим веществом» музыки является чувство, то у гена, отвечающего за пробуждение чувств значительная роль в создании и исполнении музыкальных произведений. 35

М УЗЫКА И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ За развитие музыкальности и речи отвечают одни и те же. В истории возможно общего развития музыки и языка представлены различные аспекты. Магнитно-резонансные исследования мозга показали, что освоение музыкального пространства происходит в тех же областях мозга, что языкового пространства (напр., в областях Брока и Верника). Фонологические способности, или способности распознавать звуки, существенны при освоении языка. При дислексии наблюдается снижение данной способности (способность слухового структурирования). Результаты исследования дадут возможность на молекулярном уровне разобраться в механизмах реализации языковых и музыкальных способностей В скором времени мы, по видимому, сможем помчь детям, страдающим дислексией.

С ТРУКТУРА ЭКСПЕРТИЗЫ ИСПОЛНЕНИЯ 37 склонности одаренность склонности одаренность Кристаллиз ованный опыт «внутренний голос» мотивация Экспертиза исполнения Наслаждение музицированием Вера в свои способности, упорство, усиленные занятия сформированные музыкой значения, представления, саморазвитие Музыкальная культура: Муз.училища конкурсы, Муз. критика Внутренние качества личности Внешние факторы, среда Домашний контекст вера в способности ребенка поддержка, родственники педагоги Эффективный педагог на всех этапах

38 Советы по мотивации детей и юношества 1. На начальном этапе важно сотрудничество с педагогом, вдохновляющим ребенка, и родительская поддержка. Так у музыканта рождается теплое, позитивное отношение к игре на инструменте. Тот педагог, который занимается с музыкантом на самом первом этапе карьеры, является часто самым важным! 2. Кристаллизация опыта 3. Отношения учитель-ученик значительно влияют на успех ученика в обучении 4. Выступления мотивируют к интенсивному музицированию

39 5) А разных этапах развития музыкант нуждается в различных мотиваторах. 6) Развитие техники решения проблем обучающегося 7) Музыканту нужно дать возможность ощущать, что он может самостоятельно выбирать аспекты игры и обучения ей – напр., можно дать ему возможность самостоятельно поставить цель. 8) Отодвиньтесь в какой-то момент на задний план и дайте ребенку/молодому человеку насладиться их собственными достижениями.

40 9) Важно помнить, что те дети/молодые люди, которые считаются одаренными, предлагается больше возможностей, чем другим. 10) Можно ли говорить ребенку о его одаренности и тем самым стимулировать его к занятиям музыкой? Где проходит граница стимуляции/принуждения/хвастовства? Музыкальная одаренность – это потенциал развивающейся личности, возможность, которая без упорного труда и поддержки/одобрения окружающих не превратится в исполнительское мастерство.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 41