Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Замысел, жанр, композиция Система образов поэмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Advertisements

ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма « Кому на Руси жить хорошо»
Хаипова Е.В.. Композиция - построение художественного произведения, связь и расположение его частей Тема - круг событий, отраженных в произведении. То,
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы.
«Кому на Руси жить хорошо». Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать.
Образы мужиков- правдоискателей. Замысел поэмы Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически.
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция Prezentacii.com.
«Горькая доля народа пореформенной России» «Горькая доля народа пореформенной России»
Тест по поэме Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» для учащихся 10-х классов (из четырех вариантов ответа выбрать правильный)
Н.А.Некрасов ) Годы жизни Н Некрасова: а) б) в) г)
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Исяндавлетова Эльмира Валерьевна, преподаватель.
Тема: «Вечный вопрос».. Составители: ученицы 10 «а» класса МОУ «Большекатрасьской СОШ» Михайлова Лариса и Сорокина Светлана.
«Кому на Руси жить хорошо». Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных.
«Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов (середина 1860-х 1877 г.)
Творческий проект «Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Крестьянская реформа 1861 года Д/З: § 20, читать, вопрос 3, пересказ.
Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасов. ГОДЫ СОЗДАНИЯ
Тест по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики.
Транксрипт:

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Замысел, жанр, композиция Система образов поэмы.

Приступая к работе над поэмой, Некрасов поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования.

Замысел поэмы После Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т.е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания. «Пролог» и 1 часть г. «Последыш» г. «Крестьянка» г.

ПОЭМА –ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа ПОЭМА –ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

Художественные особенности поэмы Сквозной образ произведений Некрасова - образ дороги - символическое отражение крестного пути России в поисках истины.

Язык стиль поэмы Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы. Поэма написана «свободным» языком, максимально приближенным к простонародной речи. Автору удалось передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность. Исследователи называют стих поэмы «гениальной находкой» Некрасова.

Композиция поэмы Композиция поэмы сочетает эпическое повествование с лирическими отступлениями. Главы поэмы самостоятельны. Автор свободно обращается со временем и пространством, это объясняется жанровой спецификой произведения. Композиция поэмы сочетает эпическое повествование с лирическими отступлениями. Главы поэмы самостоятельны. Автор свободно обращается со временем и пространством, это объясняется жанровой спецификой произведения.

«Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж не раннее,подходит месяц май» «С ельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - « Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля) Композиция поэмы «календарная», так как в каждой главе автор обозначил время происходящих событий.

«Крестьянка» - жатва «Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень) «Крестьянка» - жатва «Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень)

Идейно-художественная роль «Пролога» Обозначает время действия. Выявляет главную проблему произведения. Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет. Фольклорные истоки произведения.

Фольклорные мотивы поэмы Волшебная сказка Былина Народная песня Притча Легенда Волшебная сказка Былина Народная песня Притча Легенда

Сюжет поэмы Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поиске счастья и правды. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села». Как и в народных сказках о правде и кривде, на «столбовой дороженьке» «сошлись семь мужиков». И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человеческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого.

Образ дороги в «Прологе».

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг!... Н.А.Некрасов «Говорящие» названия деревень создают образ пореформенной России.

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка село Кузьминское «Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир»

Образ дороги Дорога – символ «крестного пути» России, «страдная дорога» всех русских людей к Спасению: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное!

Кто такие странники ? «Странники» - семеро мужиков, ищущие ответа на вопрос жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» «Странники» - семеро мужиков, ищущие ответа на вопрос жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю… Каждый из семерых имеет свой ответ на вопрос: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

2 круг: 1. Яким Нагой 2. Ермила Гирин 3. Матрена Тимофеевна 4. Савелий Корчагин 5. Староста Влас 6. Разбойник Кудеяр 1 круг: 1. Помещик 2. Чиновник 3. Священник 4. Купец 5.Вельможа( министр ) 6. Царь По замыслу автора 7. Григорий Добросклонов

Проблема народного счастья Глава «Счастливые: «счастье мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Ермил Гирин: «имел он все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет, почет завидный, истинный, не купленный не деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой!»

Яким Нагой: «Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе! Матрена Тимофеевна: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого…» Проблема народного счастья

Праведники – страдальцы за «общий грех» : юродивый Фомушка, «божья посланница» Ефросиньюшка, странник Ионушка, старообряд Красильников С частье – добровольная жертва на благо общее. Не может быть отдельного счастья, счастье должно быть у всего «мира ». («Пир на весь мир») Проблема народного счастья

«Перетерпеть – пропасть…» Игнорировать нарушение заповедей Бога, не встать на защиту Веры (Разбойнику Кудеяру прощается убийство пана Глуховского) Сила русского богатыря – в терпении, т.е. в подвиге «внутреннем». Проблема русского богатырства «Недотерпеть – пропасть…» Допустить, чтобы личная обида стала поводом для мщения (Савелий – богатырь святорусский)

Образ дан в романтическом плане Народно–христианский идеал праведника Конкретный социально- психологический тип Счастье – в борьбе за «счастье народное» Образ «народного заступника» Григория Добросклонова

КОМУ ЖИВЁТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ? КОМУ ЖИВЁТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ? Прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. У попа есть свои претензии к новой жизни, у помещика и купца свои. Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом. Порвалась цепь великая, Порвалась расскочилася, Одним концом по барину, Другим по мужику.

Разве не похожа наша сегодняшняя ситуация на воссозданную Некрасовым? Обделены мужики и в прошлом, и в настоящем.

Источники некрасов