Фонетические процессы. Звуки речи в речевом потоке различно воздействуют друг на друга. Это воздействие определяется влиянием общих условий произношения:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Advertisements

Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
ЛЕКЦИЯ 8. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Ф ОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. Фонетика – наука о звуковой стороне языка План выражения языка – звуки речи. План выражения языка – звуки речи. Звук речи – мельчайшая.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
ЭТИМОЛОГИЯ языкознание морфемикаморфология Словообра- зование синтаксисэтимологиялексикапунктуацияорфоэпияорфографияфонетика.
Фонема. Позиционные изменения согласных.. Каким рядом позиционно чередующихся звуков представлена фонема [ c ] в русском языке? свить [ свит ] стянуть.
Т ЕМА УРОКА : «Ф ОНЕТИКА. О РФОЭПИЯ » «Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного.
Ударе́ние. Студент ТПК Группы АД-11 Андреев Станислав.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Язык - надежный хранитель исторической памяти. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН.
Парадигматические отношения Это отношения между элементами языка, объединяемые в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями, которые связывают.
Транксрипт:

Фонетические процессы

Звуки речи в речевом потоке различно воздействуют друг на друга. Это воздействие определяется влиянием общих условий произношения: положение под ударением или без ударения, положение в начале или в конце слова, характер слога; влиянием общих условий произношения: положение под ударением или без ударения, положение в начале или в конце слова, характер слога; влиянием соседствующих звуков, поскольку рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего. влиянием соседствующих звуков, поскольку рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего.

Влияние общих условий произношения на характер реализации звука приводит к позиционным изменениям звуков: редукции безударных гласных, редукции безударных гласных, протезам, протезам, оглушению звонких согласных в конце слова, оглушению звонких согласных в конце слова, сингармонизму. сингармонизму.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные фонетические изменения: Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные фонетические изменения: аккомодации, аккомодации, диссимиляции, диссимиляции, ассимиляции, ассимиляции, диерезы, диерезы, эпентезы, эпентезы, метатезы, метатезы, протезы, протезы, гаплологии и др. гаплологии и др.

Позиционные изменения 1. Редукция (от лат. reduction – возвращение, приведение обратно) – артикуляционное и акустическое изменение звука, связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности. 1. Редукция (от лат. reduction – возвращение, приведение обратно) – артикуляционное и акустическое изменение звука, связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности. Чаще редукции подвергаются гласные звуки. Чаще редукции подвергаются гласные звуки.

Виды редукции количественная и качественная При количественной редукции в безударном положении уменьшается длительность и сила гласного: шнур – шнурок – шнуровать. При количественной редукции в безударном положении уменьшается длительность и сила гласного: шнур – шнурок – шнуровать.

При качественной редукции изменяется длительность и характер артикуляции безударного гласного: При качественной редукции изменяется длительность и характер артикуляции безударного гласного: (частичная редукция) полк; полки, пълклвой (частичная редукция) полк; полки, пълклвой Но редукция гласных звуков может быть и полной: пров(о)лока, сут(о)лока, жав(о)ронки, все-т(а)ки. Но редукция гласных звуков может быть и полной: пров(о)лока, сут(о)лока, жав(о)ронки, все-т(а)ки.

2. Сингармонизм (от греческого σύν – одновременно и άρμονία – созвучие) – единообразное по составу гласных (иногда согласных – в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы. 2. Сингармонизм (от греческого σύν – одновременно и άρμονία – созвучие) – единообразное по составу гласных (иногда согласных – в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы.

Свойствен тюркским, финно-угорским, тунгусо-манчжурским и некоторым другим языкам: шалаш, баран, сундук, урюк, бурдюк. В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке oda + lar (комната – комнаты), ev + ler (дом – дома).

Комбинаторные изменения 1. Аккомодация – (лат. accomodаtio – приспособление, приготовление) – частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков. 1. Аккомодация – (лат. accomodаtio – приспособление, приготовление) – частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков. Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации. Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации.

А. Прогрессивная аккомодация рад – ряд, лук – люк, ток – тёк рад – ряд, лук – люк, ток – тёк При прогрессивной аккомодации могут возникать При прогрессивной аккомодации могут возникать глайды – скользящие переходные звуки: воля – в(у)оль

В. Регрессивная аккомодация порядок - плрадък кавалерия – къвалэриjь лыком – лыкъм

Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: тот – тёть (тот). В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми. В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми.

2. Ассимиляция лат. assimilatio – уподобление – артикуляционное уподобление звуков. Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными. лат. assimilatio – уподобление – артикуляционное уподобление звуков. Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными. Виды ассимиляции различаются по степени уподобления звуков, по степени уподобления звуков, по направлению уподобления, по направлению уподобления, по месту уподобления, по месту уподобления, по признаку уподобления. по признаку уподобления.

По степени уподобления выделяют полную и частичную ассимиляцию. Полная ассимиляция – абсолютное уподобление взаимодействующих звуков: сжечь (жэч), бесшумный (биешумный), летчик (лочик). При неполной ассимиляции различия между звуками сохраняется: походка, дверь, сданный.

По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. Ср.: сбросить – збросит, походка - пхоткъ и Ванька – Ванкь (в говорах русского языка), англ. pen – pens (s z под воздействие звонкого n). Ср.: сбросить – збросит, походка - пхоткъ и Ванька – Ванкь (в говорах русского языка), англ. pen – pens (s z под воздействие звонкого n). Прогрессивная ассимиляция редка Прогрессивная ассимиляция редка

По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистантную, или дистантную ассимиляции. По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистантную, или дистантную ассимиляции. Если взаимодействуют смежные звуки – ассимиляция контактная: трафкъ, лотки, зверьь. Если взаимодействуют смежные звуки – ассимиляция контактная: трафкъ, лотки, зверьь. При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: чи(е)час, робонък, лъбълториjь. При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: чи(е)час, робонък, лъбълториjь.

По признаку уподобления По признаку уподобления твердость / мягкость, глухость / звонкость, огубление

Полная характеристика ассимиляции [з]бросит – частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; [з]бросит – частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; пхо[т]къ – частичная, регрессивная, контактная, по глухости; пхо[т]къ – частичная, регрессивная, контактная, по глухости; р[о]бонък – полная, регрессивная, дистантная, по способу образования. р[о]бонък – полная, регрессивная, дистантная, по способу образования.

3. Диссимиляция (лат. dissimilatio – расподобление) (лат. dissimilatio – расподобление) - процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков. - процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков.

По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секретарь, прорубь, коридор, директор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из верблюд, февраль. По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секретарь, прорубь, коридор, директор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из верблюд, февраль. По направлению выделяют регрессивную (коридор) и прогрессивную (прорубь) диссимиляции. По направлению выделяют регрессивную (коридор) и прогрессивную (прорубь) диссимиляции.

В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: мягкий – махкий, где гк кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования – кк хк. мягкий – махкий, где гк кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования – кк хк.

На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать диереза, диереза, эпентеза, эпентеза, метатеза, метатеза, протеза, протеза, гаплология и др. явления. гаплология и др. явления.

Диэреза, или выкидка - выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: - выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: поездка - пjэскъ здравствуй - здравствуй лестница - лэсницъ.

Эпентеза, или вставка (греч. έπνθέσις – вставка) – вставка звука на месте непосредственного соседства двух гласных (зияния), которая чаще возникает на диссимилятивной основе: вставляется звук j: Индия – индиjь, бульон – бульон, гильотина – гилjэтинъ, театр – ти(е)jатр, шпион – шпиjон; вставляется звук в: Родион – ръдивон, радио – радивъ, какао – ккавъ; вставляются звуки т, д: срам – стран, нрав – ндраф, встреча – фстречъ (ср. Сретенка, сретение). Исторически закрепились в языке эпентезы в словах типа корабль, плевать (л эпентетикум).

Протеза (греч. πρόσθεις – прибавление, приставление), или надставка – приставление звука к началу слова. (греч. πρόσθεις – прибавление, приставление), или надставка – приставление звука к началу слова. Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср. навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя), гггусеница (ггусеница), игла, jэто Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср. навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя), гггусеница (ггусеница), игла, jэто

Метатеза (греч. μετάθεασις – перестановка) – перестановка звуков, происходящая на ассимилятивной и диссимилятивной основах. В основном характерна для заимствованных слов (футляр – Futteral, тарелка – Teller, Фрол – flor, невроз, но нервный – neuron), Cеливерст, Селиверстов – Сильвестр (от лат. silvester – лесной); заимствованных слов (футляр – Futteral, тарелка – Teller, Фрол – flor, невроз, но нервный – neuron), Cеливерст, Селиверстов – Сильвестр (от лат. silvester – лесной); детской речи (самолетик – масолетик) и детской речи (самолетик – масолетик) и территориальных диалектов (ларек – ралек, медведь – ведмедь, Таджикистан – Таждикистан). территориальных диалектов (ларек – ралек, медведь – ведмедь, Таджикистан – Таждикистан).

Гаплология (греч. άπλόος – простой, истинный) – выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: (греч. άπλόος – простой, истинный) – выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец – знаменосец, трагикокомедия – трагикомедия, дикообраз – дикобраз, розововатый – розоватый.