Сущность компетентностного подхода в образовании В ыполнила: учитель физики Глушкова Татьяна Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность компетентностного подхода в образовании Педагогический совет МОУ «Начальная общеобразовательная школа 43» 11 января 2011 года.
Advertisements

Сущность компетентностного подхода в образовании семинар учителей МОУ ООШ 15 Борский район п. Ситники.
Егорова Наталья Николаевна, заместитель директора по ИКТ ГОУ ЦО 1985.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Сущность компетентностного подхода в образовании..
ИРИНА ИВАНОВНА КРОТОВА ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 1 Г. КИРОВА Компетентностный подход в подготовке воспитанников.
Сущность компетентностного подхода в образовании семинар с руководителями учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Компетентность как новое качество образования Компетентностная основа инновационности образовательных технологий.
Классификация компетентностей Теоретическое закрепление.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
«УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ» Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Транксрипт:

Сущность компетентностного подхода в образовании В ыполнила: учитель физики Глушкова Татьяна Сергеевна

«Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой» А.В.Хуторской СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Сущность компетентностного подхода в образовании Компетенция (многозначное слово, от лат. cоmpetere – добиваюсь, соответствую, подхожу) - это не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) - обладание знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо; веское, авторитетное мнение СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности знание в действии, умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?) Этическая (как к этому отнесутся люди?) Когнитивная (что?) Социальная (с кем?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт, позволяющий действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.) Человек 21 века должен научиться: Совет Европы (1996 г.) Список ключевых компетентностей сосуществовать учиться работать жить политическая и социальная компетентность; способность к жизни в поликультурном мире; коммуникативная культура ; компьютерная грамотность; способность учиться всю жизнь. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ «Стратегия модернизации содержания общего образования»: список ключевых компетентностей Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности ; компетентность в сфере гражданско-общественной жизни; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности понимать и объяснять явления действительности; сотрудничать с другими людьми; управлять собственной жизнью; ориентироваться в человеческих ценностях; самостоятельно учиться на протяжении всей жизни СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) владеть информационными технологиями; общаться на родном и иностранном(ых) языках; делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность; решать проблемы (в том числе нестандартные); адекватно оценивать собственные возможности способность к самообразованию на протяжении всей жизни; владение новыми технологиями и понимание возможностей их использования; умение принимать ответственные самостоятельные решения; адаптация в социальной и профессиональной сфере; умение работать в команде; готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ» Ключевые компетентности – универсальные компетентности, применяемые в различных жизненных ситуациях Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность; надпредметность и междисциплинарность; многомерность; основанность на значительном интеллектуальном, эмоционально-ценностном и творческом развитии человека; деформируемость в процессе обучения в школе, а также под воздействием семьи, социального окружения, политической системы, религии, культуры, др. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ –

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НАВЫК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ЗАТРУДНЕНИЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ 5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 7. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ И ПОВТОРЕНИЕ 8. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы, так и для ее решения; использование избыточной информации для выработки навыков деятельности в условиях неопределенности СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания обучающимися собственного образовательного продукта ; целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся; использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся; использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА КРЕАТИВНЫЕ (ТВОРЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЗНАНИЕВЫЙКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ЦЕЛЬ«наращивание объема знаний» «формирование разностороннего опыта деятельности» РЕЗУЛЬТАТзнания, умения, навыки компетентность НАПРАВЛЕННОСТЬпредметная ориентация интегративность ОСОБЕННОСТЬтипичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СООТНОШЕНИИ СО ЗНАНИЕВЫМ

ЛИТЕРАТУРА 1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, Иванов Д. Компетентностный подход в современном образовании. // «Справочнок заместителя директора школы». 2009, Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. 2004, 5 4. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. – Ульяновск Поляков С.Д. Упр-ние развитием личности в учебном процессе. – М., Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М: Издательство «Аркти» Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Интернет-журнал "Эйдос". – СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ