Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbor15.ru
1 Сущность компетентностного подхода в образовании семинар учителей МОУ ООШ 15 Борский район п. Ситники.
2 «Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой» А.В.Хуторской СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
3 Сущность компетентностного подхода в образовании Компетенция (многозначное слово, от лат. cоmpetere – добиваюсь, соответствую, подхожу) - это не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) - обладание знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо; веское, авторитетное мнение СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
4 Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности знание в действии, умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности
5 СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?) Этическая (как к этому отнесутся люди?) Когнитивная (что?) Социальная (с кем?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
6 ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт, позволяющий действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
7 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.) Человек 21 века должен научиться: Совет Европы (1996 г.) Список ключевых компетентностей сосуществовать (осуществлять совместные проекты, разумно и мирно решать конфликты); учиться (сочетать широкие общекультурные знания с глубокими узкопредметными); работать ( приобретать компетентность, дающую возможность справляться с ситуациями, которые нельзя предвидеть); жить (быть самостоятельным, способным к оценке происходящего, ответственным за свой выбор) политическая и социальная компетентность; способность к жизни в поликультурном мире; коммуникативная культура ( в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке); компьютерная грамотность; способность учиться всю жизнь. Перечисленные компетентности описывают набор требований к выпускнику школы, которые позволяют ему продолжать обучение или работать) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
8 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ «Стратегия модернизации содержания общего образования»: список ключевых компетентностей Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников); компетентность в сфере гражданско-общественной жизни; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности понимать и объяснять явления действительности; сотрудничать с другими людьми; управлять собственной жизнью; ориентироваться в человеческих ценностях; самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (А.В.Баранников, В.А.Болотов, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, С.Д. Поляков, В.В.Сериков, М.А.Холодная, А.В.Хуторской, Т.И.Шамова, др.) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
9 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) владеть информационными технологиями; общаться на родном и иностранном(ых) языках; делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность; решать проблемы (в том числе нестандартные); адекватно оценивать собственные возможности способность к самообразованию на протяжении всей жизни; владение новыми технологиями и понимание возможностей их использования; умение принимать ответственные самостоятельные решения; адаптация в социальной и профессиональной сфере; умение работать в команде; готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
10 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ» Ключевые компетентности – универсальные компетентности, применяемые в различных жизненных ситуациях Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность; надпредметность и междисциплинарность; многомерность; основанность на значительном интеллектуальном, эмоционально-ценностном и творческом развитии человека; формируемость в процессе обучения в школе, а также под воздействием семьи, социального окружения, политической системы, религии, культуры, др. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
11 ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ –
12 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом
13 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени.) Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
14 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки учебно- познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
15 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее формируются при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире
16 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области
17 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности
18 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности
19 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НАВЫК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
20 1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ЗАТРУДНЕНИЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ 5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 7.ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ И ПОВТОРЕНИЕ 8.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)
21 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы, так и для ее решения; использование избыточной информации для выработки навыков деятельности в условиях неопределенности СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
22 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания обучающимися собственного образовательного продукта (свой способ решения (пусть не всегда оптимальный – каждый имеет право на ошибку!), свое видение проблемы, т.п.); целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся (познавательной: как я работал? какие методы использовал? какие были ошибочными? как я теперь бы решил проблему?; социальной – как мы работали в группе? как были распределены роли? как мы с ними справились? какие допустили ошибки?; психологической – как я себя чувствовал? понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет? почему? с кем (как) бы я хотел работать? почему?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
23 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся; использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО, др.); организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
24 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА КРЕАТИВНЫЕ (ТВОРЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
25 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА- умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.
26 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕАТИВНЫЕ (ТВОРЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.
27 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.
28 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.
29 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – качества, определяющие эмоционально- ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.
30 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЗНАНИЕВЫЙКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ЦЕЛЬ«наращивание объема знаний» «формирование разностороннего опыта деятельности» РЕЗУЛЬТАТзнания, умения, навыки компетентность НАПРАВЛЕННОСТЬпредметная ориентация интегративность ОСОБЕННОСТЬтипичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СООТНОШЕНИИ СО ЗНАНИЕВЫМ
31 ЛИТЕРАТУРА 1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября". Сайт фестиваля Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М., Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. // Воспитание. Образование, Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». 2007, 6 (12) 5. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005, 2 6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. 2004, 5 СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
32 ЛИТЕРАТУРА 7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.// Школьные технологии. 2004, 5 8. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. – Ульяновск Поляков С.Д. Управление развитием личности в учебном процессе. – М., Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М: Издательство «Аркти» Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Интернет-журнал "Эйдос". – апреля. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования -образование в мире. 2001, 4. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.