Отчет по I этапу государственного контракта по проекту «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Advertisements

О научном студенческом обществе Архангельского индустриально- педагогического колледжа Актуальная информация о работе творческого объединения студентов.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
Модернизация системы повышения квалификации специалистов сферы образования как следствие реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кеспиков.
ОТЧЕТ по исполнению III этапа 2012 года Государственного контракта 06.Р от г. и дополнительного соглашения 1 от г. и дополнительного.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 28 г. Ярославля Работа образовательного учреждения по улучшению качества знаний.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
1 Предмет Государственного контракта: выполнение научно-исследовательских работ по разработке эффективных механизмов (законодательных, нормативных правовых,
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Условия эффективности сопровождения талантливых (одаренных) детей Т.Н. Резепина, директор Костромского областного центра дополнительного образования «Одаренные.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Краевой семинар для пилотных школ, внедряющих дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в 2013 г. Главное управление образования.
По Федеральной целевой программе развития образования на годы (I этап ) реализован Исполнителем – Автономная некоммерческая организация « Учебный.
Совершенствование системы дополнительного образования учреждения МВСОУ Кулеватовская ВСОШ Директор школы Щербакова Л.А.
Транксрипт:

Отчет по I этапу государственного контракта по проекту «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете по следующим академическим направлениям: математическое, химико- биологическое» от «29» сентября 2011 г. 03.Р Исполнитель: Кашубин Александр Сергеевич

Модель дистанционной школы на базе НИУ по исполнению I этапа Государственного контракта _03.Р _от 29 сентября 2011 г. Исполнитель (Поставщик): Некоммерческое партнерство «Центр инновационного развития Биофармацевтического кластера Северный» Программа (задача, мероприятие): под мероприятия 2.1. «Формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Проект: «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете по следующим академическим направлениям: математическое, химико-биологическое» Руководитель проекта: Кашубин Александр Сергеевич

Модель 1 проектная группа состоит из: трех школьников студента-руководителя профильного школьного учителя преподавателя НИУ куратора от компании-партнера Создание на базе общеобразовательной школы дополнительной образовательной программы по работе с одаренными детьми при участии национального исследовательского университета (НИУ) Цели и задачи: Внедрение научной работы школьников в общеобразовательный процесс школы Групповая работа школьников над научно практическими проектами на базе научных центров и НИУ Обучение школьников навыкам командной работ, коммуникаций, эффективности Применение игрового формата для мотивации учеников Все участники программы выступают с докладами на научно практической конференции экспертное жюри оценивает работу групп школьников обмен опытом между преподавателями и кураторами программы

ДОП «По работе с одаренными детьми» Лаборатория по направлению 1 Лаборатория по направлению 2 Научные центры Национальный исследовательский университет Графическое представление модели 1 Общеобразовательная школа Научный Центр 2 Научный Центр 1 Научный Центр 3 Научный Центр 4 Научный Центр 5 Лаборатория по направлению 3 Лаборатория по направлению 4

Элемент модели – общеобразовательная школа 5 Центр масс всей модели взаимодействия Финансирование дополнительной образовательной программы (ДОП) из внебюджетных средств и муниципального бюджета Поиск и отбор одаренных детей, формирование малых групп для выполнения научных работ Формирование экспертного жюри игрового конкурса Поиск кураторов для групп из числа студентов и аспирантов НИУ выпускников школы Обеспечение консультационно- методической и технической поддержки работы ДОП Организация и проведение научно- практической конференции и командного игрового конкурса

Элемент модели – национальный исследовательский университет 6 Формирование тематики научных работ школьников Предоставление лабораторно методической базы для научной работы групп школьников Поиск научных руководителей заинтересованных принять участие в программе Формирование экспертного жюри игрового конкурса и научно-практической конференции Поиск кураторов для групп из числа студентов и аспирантов НИУ

Элемент модели – лаборатория по одному из приоритетных научных направлений 7 Дополнительная предметная подготовка учащихся Контроль работы групп школьников над научными проектами Участие в игровых конкурсах между лабораториями Поиск научных руководителей направлений и научных центров для проведения научных проектов школьников Обучение школьников навыкам командной работ, коммуникаций, эффективности

Элемент модели – научные центры 8 Введение в основы научной работы участников проектных групп Формирование приоритетных научных направлений тем для научных работ школьников Ведение научных работ групп школьников Предоставление лабораторной и экспериментальной базы

Связь школа - научные центры 9 Взаимодействие заведующих лабораторий, кураторов групп и научных руководителей Организация работы групп на лабораторной базе научных центров Формирование тем для научных работ школьников Организация экскурсий участников программы в научные центры Участие научных руководителей в экспертном жюри научно-практической конференции и игрового конкурса Привлечение молодежи к работе в научном центре

Связь школа – национальный исследовательский университет 10 Поиск заведующих лабораторий, кураторов групп и научных руководителей Организация работы групп на лабораторной и методической базе национального исследовательского университета Участие научных руководителей и представителей НИУ в экспертном жюри научно-практической конференции и игрового конкурса Привлечение одаренных абитуриентов

Связь национальный исследовательский университет – научный центр 11 Формирование приоритетных научных направлений Поиск научных центров и научных руководителей Участие студентов в научной работе центров Участие научных руководителей и представителей НИУ в экспертном жюри научно-практической конференции и игрового конкурса Привлечение одаренных абитуриентов

Руководитель программы Заведующий лабораторией Куратор группы 1 Научный руководитель 1 Группа школьников 1 Директор школы Учитель Схема взаимодействия внутри одной лаборатории В случае нескольких групп нижняя часть схемы повторяется

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории Руководитель программы Информационное оповещение школ и НИУ Поиск и отбор заведующих лабораторий Поиск школ для участия в программе Определение основных научных направлений в рамках программы Контроль за ходом выполнения календарного плана графика программы её участниками Поиск дополнительного финансирования программы Директор школы Принимает решение о участии школы в программе Поиск учителей готовых принять участие в программе Организационное сопровождение реализации программы Обмен опытом по работе с одаренными детьми

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории (продолжение) Заведующий лабораторией Организационное сопровождение реализации программы в рамках лаборатории Поиск научных центров для выполнения научных работ проектных групп Поиск научных руководителей для участия в программе Поиск кураторов проектных групп из числа студентов и аспирантов НИУ Определение совместно с научным руководителем основных тем для научных работ школьников Составление индивидуального образовательного маршрута для каждой проектной группы Взаимодействие с профильными учителями школ для определения объема дополнительных знаний, необходимых участникам проектных групп для реализации своих научных проектов Контроль еженедельных встреч проектных групп, контроль работы кураторов Обучение основам проектной работы, планирования, составлению отчетных научных материалов школьников участников программы Составление отчета о работе лаборатории Организация экскурсий в научные центры для участников программы

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории (продолжение) Научный руководитель Определение совместно с заведующим лаборатории тематики научных работ проектных групп Организация работы проектных групп в научных центрах Консультационная поддержка работы проектных групп Введение в основы научной работы участников проектных групп Участие в экспертном жюри научно-практической конференции и игрового командного конкурса Куратор проектной группы Взаимодействие с научным руководителем по реализации научного проекта группами на базе научного центра, корректировка планов работы Взаимодействие с профильными педагогами общеобразовательных школ для формирования программы дополнительной предметной подготовки необходимой для реализации проекта Организация и проведение еженедельных встреч проектной группы для контроля хода выполнения проекта Составление отчетов о работе группы Обучение участников проектной группы навыкам командной работы, презентации, самоорганизации, планирования, оформления и представления научной работы

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории (продолжение) Профильный школьный учитель Предметная подготовка участников проектных групп Дополнительная предметная подготовка участников проектных групп Контроль хода выполнения проекта участниками проектных групп, на уровне школы Взаимодействие с кураторами и заведующими лабораториями для определения программы дополнительной предметной подготовки участников группы и составления индивидуальных образовательных маршрутов Группа школьников (2-4 человека) Выбор темы научного проекта для реализации группой Участие в еженедельных сборах группы, составление отчетов о ходе реализации проекта Написание тезисов и доклада по научному проекту, реализуемому группой Участие в научно-практической конференции и игровых командных конкурсах

Модель 2 Создание на базе национального исследовательского университета (НИУ) научно-образовательного центра по работе с одаренными детьми Внедрение научной работы школьников в общеобразовательный процесс школы Групповая работа школьников над научно-практическими проектами на базе научных центров и НИУ, проектная группа состоит из: трех школьников студента-руководителя профильного школьного учителя преподавателя НИУ куратора от компании-партнера Дистанционное курирование групп с использованием информационно- коммуникационных технологий Обучение школьников навыкам командной работ, коммуникаций, эффективности Применение игрового формата для мотивации учеников Участники программы прошедшие дистанционный тур выступают с докладами на научно практической конференции на базе НИУ экспертное жюри оценивает работу групп школьников обмен опытом между преподавателями и кураторами программы

Подразделение НОЦ по работе с одаренными детьми «Школа развития» Лаборатория по направлению 1 Лаборатория по направлению 2 Национальный исследовательский университет Графическое представление модели 2 Общеобразовательная школа 1 Научные центры Научный Центр 2 Научный Центр 1 Научный Центр 3 Научный Центр 4 Научный Центр 5 Лаборатория по направлению 3 Лаборатория по направлению 4 Общеобразовательная школа 2 Общеобразовательная школа 3 Общеобразовательная школа 4

Элемент модели – национальный исследовательский университет 19 Центр масс всей модели взаимодействия Финансирование научно-образовательного центра (НОЦ) из внебюджетных средств и федерального бюджета Формирование экспертного жюри игрового конкурса Поиск кураторов для групп из числа студентов и аспирантов НИУ Предоставление лабораторно методической базы для научной работы групп школьников Обеспечение консультационно-методической и технической поддержки работы НОЦ Организация и проведение научно-практической конференции и командного игрового конкурса Поиск и отбор одаренных детей, формирования малых групп для выполнения научных работ Формирование тематики научных работ школьников Поиск научных руководителей и научных центров заинтересованных принять участие в программе Оповещение и коммуникации со школами по всей стране

Элемент модели – общеобразовательная школа, научный центр 20 Предметная подготовка учащихся и дополнительная предметная подготовка учащихся Контроль работы групп школьников над научными проектами Участие в игровых конкурсах между школами Введение в основы научной работы участников проектных групп Формирование приоритетных научных направлений и тем для научных работ школьников Ведение научных работ групп школьников в дистанционном режиме

Связь школа – национальный исследовательский университет 21 Взаимодействие кураторов групп школьников и профильных школьных педагогов Организация работы групп на лабораторной и методической базе национального исследовательского университета Участие профильных педагогов в курсах повышения квалификации по работе с одаренными детьми Привлечение одаренных детей Информационное сопровождение участников программы

Связь национальный исследовательский университет – научный центр 22 Поиск научных центров и научных руководителей Участие студентов в научной работе центров Участие научных руководителей и представителей НИУ в экспертном жюри научно-практической конференции и игрового конкурса Привлечение одаренных абитуриентов Участие в дистанционных конкурсах между школами Обмен опытом между педагогами по работе с одаренными детьми Связь школа – школа

Общеобразовательная школа 1 НОЦ «По работе с одаренными детьми» Научные центры Руководитель программы Заведующий лабораторией Куратор группы 1 Научный руководитель 1 Группа школьников 1 Директор школы Учитель Схема взаимодействия внутри одной лаборатории В случае нескольких групп нижняя часть схемы повторяется Взаимодействие с другими школами происходит по той же схеме

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории Руководитель программы Информационное оповещение школ и НИУ Поиск и отбор заведующих лабораторий Поиск школ для участия в программе Определение основных научных направлений в рамках программы Контроль за ходом выполнения календарного плана графика программы её участниками Поиск дополнительного финансирования программы Директор школы Принимает решение о участии школы в программе Поиск учителей готовых принять участие в программе Организационное сопровождение реализации программы Обмен опытом по работе с одаренными детьми

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории (продолжение) Заведующий лабораторией Организационное сопровождение реализации программы в рамках лаборатории в дистанционном режиме Поиск научных центров для выполнения научных работ проектных групп Поиск научных руководителей для участия в программе Поиск кураторов проектных групп из числа студентов и аспирантов НИУ Определение совместно с научным руководителем основных тем для научных работ школьников Составление индивидуального образовательного маршрута для каждой проектной группы Взаимодействие с профильными учителями школ для определения объема дополнительных знаний, необходимых участникам проектных групп для реализации своих научных проектов Контроль еженедельных встреч проектных групп, контроль работы кураторов Обучение основам проектной работы, планирования, составлению отчетных научных материалов школьников участников программы Составление отчета о работе лаборатории Организация экскурсий в научные центры для участников программы

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории (продолжение) Научный руководитель Определение совместно с заведующим лаборатории тематики научных работ проектных групп Организация работы проектных групп в научных центрах Консультационная поддержка работы проектных групп в дистанционном режиме Введение в основы научной работы участников проектных групп Участие в экспертном жюри научно-практической конференции и игрового командного конкурса Куратор проектной группы Взаимодействие с научным руководителем по реализации научного проекта группами на базе научного центра, корректировка планов работы Взаимодействие с профильными педагогами общеобразовательных школ для формирования программы дополнительной предметной подготовки необходимой для реализации проекта Организация и проведение еженедельных встреч проектной группы, в том числе в дистанционном режиме, для контроля хода выполнения проекта Составление отчетов о работе группы Обучение с использованием технологий дистанционного образования участников проектной группы навыкам командной работы, презентации, самоорганизации, планирования, оформления и представления научной работы

Основные функциональные обязанности структурного элемента лаборатории (продолжение) Профильный школьный учитель Предметная подготовка участников проектных групп Дополнительная предметная подготовка участников проектных групп Контроль хода выполнения проекта участниками проектных групп, на уровне школы Взаимодействие с кураторами и заведующими лабораториями для определения программы дополнительной предметной подготовки участников группы и составления индивидуальных образовательных маршрутов Группа школьников (2-4 человека) Выбор темы научного проекта для реализации группой Участие в дистанционном образовательном процессе Участие в еженедельных сборах группы, составление отчетов о ходе реализации проекта Написание тезисов и доклада по научному проекту, реализуемому группой Участие в научно-практической конференции и игровых командных конкурсах

НОЦ «По работе с одаренными детьми» Лаборатория по направлению 1 Лаборатория по направлению 2 Национальный исследовательский университет Графическое представление модели 2 Общеобразовате льная школа 1 Научные центры Научный Центр 2 Научный Центр 1 Научный Центр 3 Научный Центр 4 Научный Центр 5 Лаборатория по направлению 3 Лаборатория по направлению 4 Общеобразовате льная школа 2 Общеобразовате льная школа 3 Общеобразовате льная школа 4 Региональный Научный Центр 3 Региональный Научный Центр 2 Региональный Научный Центр 1

Графическое представление модели 2 Модель 2 отличается от модели 2 наличием региональных научных центров, которые могут обеспечить лабораторно- методическую базу для проведения научно-практических работ школьников по выбранной тематике в очном режиме При этом группы школьников так же получают куратора из числа студентов или аспирантов НИУ В остальном модель 2 соответствует модели 2

Анализ существующего законодательства в области образования В процессе работы над проектом было рассмотрено и проанализировано: 7 международных нормативно-правовых акта Федеральное законодательство: 8 кодексов РФ 1 федеральный конституционный закон РФ 14 федеральных закона РФ 1 закон РФ 1 проект федерального закона РФ 5 целевых программ Подзаконные нормативно-правовые акты: 5 указов Президента РФ 23 постановления правительства РФ 28 ведомственных актов Региональное законодательство: 16 законов субъектов РФ

Анализ существующего законодательства - Научно-образовательный центр (НОЦ) НОЦ - структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем организации Характеристики: Высокий научный уровень выполняемых исследований Высокая результативность подготовки научных кадров высшей квалификации Участие в подготовке студентов по выбранному научному профилю Использование результатов научных исследований в образовательном процессе Цели: Достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований Закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров Формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений

НИУ МФТИ Программа «Лицей- ВУЗ-Инноватор» Лаборатория «Живые системы» Лаборатория «Космические технологии» Лаборатория «Информационные и компьютерные технологии» Лаборатория «Ядерные технологии» Научные центры Институт Космических Исследований РАН Центр высоких технологий «Хим Рар» Яндекс Институт Молекулярной Биологии РАН АОУ Лицей 11 «Физтех» Группы школьников, работающие над проектом Научное руководство и ведение научных проектов школьников Кураторы групп (студенты и аспиранты) Командные конкурсы между лабораториями программы, Игровые технологии, Физические и математические бои, КВН по физике Формирование тематики работ и научная новизна Контроль работы групп Предметная подготовка школьников Схема проведения апробации программы

Создана и пополняется бесплатная коллекция видео-уроков

Запущена уникальная программа интеграции Лицея и МФТИ В Лицее создано пять студенческих научно- образовательных лабораторий

Программа по развитию одаренности у детей и подростков «Лицей-ВУЗ-Инноватор» лабораториягруппы Космические технологии и телекоммуникации 4 Информационные и компьютерные технологии 4 Живые системы – 13 Живые системы – 23 Ядерные технологии 2

Лаборатория Космические технологии и телекоммуникации Зав.лаб. – Пономарев Александр тел.: +7(916) Группа 1Группа 2Группа 3Группа 4 Герасимов Денис 10 Кузьмина Юлия 7 Малахов Филипп 8 Бабаев Тимур 8 Лебедев Григорий 10 Апраксина Дарья 7 Береснева Евгения 9 Хаецкая Мария 9 Чернов Александр 9 Киселева Ирина 7 Якубчик Екатерина 9 Бобрышева Ольга 10

Экскурсия в Институт космических исследований РАН приняло участие 36 лицеистов Экскурсия прошла 1 ноября

Лаборатория Информационные и компьютерные технологии Зав.лаб. – Хирьянов Тимофей тел.: +7(925) Группа 1Группа 2Группа 3Группа 4 Скуратов Николай 9 Филев Роман 9 Матошина Елизавета 10 Никитенко Дарья 8 Белов Артем 9 Никифоров Олег 9 Потапов Иван 7 Прохорова Юля 8 Смирнов Василий 9 Абрамов Михаил 9 Колударов Артем 7 Межов Сергей 9 Новиков Михаил 7

39 Лаборатория Живые системы - 1 Зав.лаб. – Степанов Олег тел.: +7(926) Группа 1Группа 2Группа 3 Вепренцев Иван 8 Афанасьева Мария 9 Скородумов Сергей 9 Алашеев Александр 8 Косолапова Виктория 10 Степанян Арташес 9 Черненко Иван 8 Кузнецова Елена 9 Хохлов Артемий 10 Гаврилова Диана 9

40 Лаборатория Живые системы - 2 Зав.лаб. – Бондоренко Евгений тел.: +7(915) Группа 1Группа 2Группа 3 Иващенко Илья 7 Алябьев Егор 7 Новиков Александр 10 Егоров Роман 7 Храменкова Мария 7 Алашеев Антон 10 Михайловская Надежда 7 Шпиталь Алексей 10 Кудрявцева Полина 7

41 Лаборатория Ядерные технологии Зав.лаб. – Сандуляну Штефан тел.: +7(915) Группа 1Группа 2 Лебедь Даниил 8 Жугастров Георгий 7 Телешев Иван 8 Саян Георгий 7 Сторожук Павел 10 Уголков Владислав 7

42 Лицей-ВУЗ-Инноватор В апробации программы принимают участие: 50 лицеистов 16 групп 5 зав.лабов 10 студентов 6 научных руководителей Блоги лабораторий: licey.fizteh.ru/space/ licey.fizteh.ru/it/ licey.fizteh.ru/bio/ licey.fizteh.ru/nuclear/

Алашеев Ю.О., председатель совета директоров группы компаний «Агама», член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Слабым местом в подготовке к жизни современных школьников является неосведомленность и довольно слабые представления об отраслях народного хозяйства, о деятельности различных предприятий что в конечном итоге часто становится причиной неправильного выбора профессии. Один из путей решения данной проблемы мы видим в реализации программы «Лицей-ВУЗ- Инноватор». От того насколько интересным, современным и качественным мы сделаем образование сегодня, зависит успех в будущем каждого из наших учеников в отдельности и страны в целом. Именно такие программы позволят реально возродить Российскую школу и реализовать инициативы, озвученные Президентом РФ в рамках проекта «Наша новая школа» Иващенко А.А., председатель Совета директоров группы компаний «Хим Рар», член Большого правительства РФ Эта стратегия «ТТТ» (Традиции, Таланты, Технологии) - уже применяется в рамках пилотного проекта на базе "Физтех-лицея" в г.Долгопрудном. Группа энтузиастов из числа родителей и учителей разработала Стратегию развития школы на базе этих принципов и уже успешно внедряет серию новаторских программ типа "талант во мне", "Лицей-ВУЗ-Инноватор" и др. Кому интересно можно ознакомится с этим экспериментом на сайте Фонда развития Физтех- лицея ( Кудрявцев Н.Н. ректор МФТИ, член-корр. РАН Высокий профессионализм всех преподавателей программы способствует гармоничному развитию людей будущего, благодаря которым наша страна выйдет на другой уровень и достигнет новых высот. Хотелось бы постоянно увеличивать число таких образовательных программ, как «Лицей-ВУЗ- Инноватор», воспитывающих столь важные качества в учениках, безусловно, необходимые для будущего успеха и полноценного становления личности. Отзывы 43