Конституциональный подход в физическом воспитании школьников. Мошкова Марина Юрьевна, Мастер спорта СССР, Отличник физической культуры и спорта РФ, учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конституциональный (индивидуально- типологический подход) в физическом воспитании учащихся. Мошкова М.Ю., учитель ФК, МОУ лицей 1.
Advertisements

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА БАЗЕ МОУ СОШ 26 «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования.
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
1. индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека; 2. врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ НовГУ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Тема: Динамика развития физических качеств у девушек при занятии спортивной борьбой Автор: Нейман Татьяна Владимировна тренер-преподаватель.
Динамика и особенности физического развития дошкольников г. Челябинска – промышленного центра Южного Урала кафедра пропедевтики детских болезней и педиатрии.
стимулирование интереса к военной службе ориентация подростков на военную службу; организация воспитания патриотизма и гражданственности уровень профессиональной.
Сравнительный анализ физической подготовленности школьников 5-6 классов, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях Педагогический проект Подготовила.
Футбол В данные спортивные секции не допускаются дети с нестабильностью шейных позвонков (неустойчивостью, легкой их смещаемостью при выполнении каких-либо.
СТАНДАРТ и общеобразовательный предмет «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Дополнительная образовательная программа « Общая физическая подготовка » ( физкультурно - спортивная направленность ) ( модифицированная ) возраст детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕМОНТНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ 1 Мирный С. Л., учитель физической культуры «Движение кладовая жизни» Аристотель.
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Сила Быстрота Гибкость Выносливость Ловкость.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как составная часть непрерывного физического воспитания школьников и оценки их.
«ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ПРОЕКТУ В.К.БАЛЬСЕВИЧА В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ»
Актуальность темы заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию физических упражнений в развитии физических качеств.
Транксрипт:

Конституциональный подход в физическом воспитании школьников. Мошкова Марина Юрьевна, Мастер спорта СССР, Отличник физической культуры и спорта РФ, учитель высшей квалификационной категории МБОУ Лицей 1 г. Южно-Сахалинск.

Конституция человека - совокупность морфологических, функциональных и психических особенностей организма, сложившихся на основе наследственности и приобретенных свойств.

Конституциональные признаки характеризуются функциональным единством: морфологические характеристики организма (телосложение); физиологические показатели (биохимическая индивидуальность); психические свойства личности (темперамент).

Разработке конституциональных схем посвящена работа огромного числа антропологов, медиков и психологов: Схемы Г. Виола и Л. Мануврие (конституции по пропорциям тела) Схема телосложения К. Сиго (все определяет среда) Схема Э. Кречмера (все определяет наследственность) Конституциональные схемы В.В. Бунака (точность методики) Женская конституция по И.Б. Галанту Соматотипы детей и подростков по В.Б. Штефко и А.Д. Островскому Конституции У. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?) Система Б. Хит и Л. Картера (конституция как открытая система) Конституции по В.П. Чтецову, М.И. Уткиной и Н.Ю. Лутовиновой Система В.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости) Взгляды Э. Кречмера Работы У. Шелдона и многие другие… Работы У. Шелдона

Астенический тип Грудная клетка - уплощена, часто сужена книзу; спина сутулая с выступающими лопатками; живот – впалый; конечности – удлиненные; костяк - тонкий; подкожно-жировой слой – незначителен; мускулатура - развита слабо; эпигастральный угол – острый.

Торакальный тип Грудная клетка – развита, цилиндрической формы, большая жизненная емкость легких (крупный нос); спина – прямая, иногда с выступающими лопатками; живот – небольшой; подкожно-жировой слой – умеренный; мускулатура – развита умеренно; эпигастральный угол – прямой.

Мышечный тип Грудная клетка – средней длины; спина – прямая, с нормально выраженными изгибами; форма лица – круглая или квадратная; плечи – широкие, высокие; подкожно- жировой слой – умеренный; костяк – массивный; мускулатура – хорошо выражена; эпигастральный угол – близок к прямому.

Дигестивный тип Грудная клетка – короткая и широкая; форма лица – развита нижняя треть; шея – короткая; живот – развитый; костяк – крупный, массивный; мускулатура – развита; подкожно-жировой слой – образует складки на животе, спине, боках; эпигастральный угол – тупой.

Тенденции… Для гипостеников характерен риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето- сосудистая дистония. Они чаще страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью, более подвержены заболеваниям органов дыхания.

Люди атлетического телосложения (нормостеники) чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Люди гиперстенического типа более предрасположены к болезням обмена веществ (сахарный диабет), заболеваниям желчных путей, атеросклерозу, но реже болеют инфекционными болезнями, туберкулезом. Артериальное давление имеет склонность к повышению.

Характеристики свойств личности различных соматотипов (по У. Шелдону). Висцеротония-эндоморфия (дигестеники) Расслабленность в осанке и движениях. Любовь к комфорту. Жажда похвалы и одобрения. Легкость в общении и выражении чувств. Общительность и легкость в состоянии опьянения. Тяга к людям в тяжелую минуту. Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям.

Соматотония-мезоморфия (нормостеники) Уверенность в осанке и движениях. Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения. Тяга к действию в тяжелую минуту. Ориентация к юношеской деятельности.

Церебротония-эктоморфия (астеники). Заторможенность в движениях, скованность в осанке. Необщительность, социальная заторможенность. Скрытность, эмоциональная сдержанность. Скрытность в поступках и выражении чувств Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту. Ориентация к поздним периодам жизни.

Сенситивные периоды в развитии двигательных качеств у учащихся 8-17 лет. проживающих в северных районах. (Е.М.Лапицкая, КПН, институт возрастной физиологии РАО). летполастеноидныйторакальныймышечныйдигестивный 13 М координация Координация Скоростно- силовые Выносливость Д Координация скорость Координация Скоростно- силовые выносливость координация

Технология физической подготовки, учитывающая индивидуально-типологические особенности учащихся Лаборатория физического воспитания Института возрастной физиологии Российской академии образования; Ульяновский государственный университет; Ульяновский институт усовершенствования учителей, СОШ 44,83, гимназия 59; Лицей 1502 при Московском энергетическом институте г. Москва; Мурманский институт повышения квалификации работников образования; Новосибирский государственный педагогический университет и другие…

Классификационная характеристика технологии По уровню применения: частно предметная. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: биогенная. По характеру содержания: приспосабливающаяся. По типу управления: индивидуально-групповая. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку: личностно ориентированная. По преобладающему методу: методы строго регламентированного упражнения. По категории обучаемых: массовая. Целевая ориентация - на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями.

Концептуальные положения: - развитие двигательных качеств школьников в процессе физического воспитания должно строиться на основе адекватности средств, методов врожденным индивидуальным задаткам занимающихся; - лица разного типа телосложения имеют различную структуру моторного развития.

Особенность содержания: Технология предполагает дифференциацию учащихся по типам телосложения и проведение занятий с ними по индивидуальным двигательным программам с преимущественным воздействием на ведущие физические качества, присущие каждому типу телосложения.

Особенности методики: - представителям каждого типа телосложения предлагаются те физические нагрузки, которые наиболее соответствуют врожденным задаткам занимающихся; - применяется индивидуально-групповой способ проведения занятий или метод круговой тренировки; - двигательная подготовленность учащихся оценивается при строгом учете особенностей телосложения в соответствии с типологическими стандартами.

Что нам мешает ? Психологическая и методическая неготовность учителей работать по новым технологиям; Отсутствие учебно- методического и материально- технического обеспечения программ, созданных на основе новых педагогических концепций; Нет системы подготовки и повышения квалификации учителей; Отсутствие широкой трансляции передового педагогического опыта учителей физкультуры (даже в Интернете); Эффективность практического использования новых образовательных технологий снижается недостаточной разработанностью их нормативно-правовой и методической базы ……..

Как определить тип телосложения? Весо-ростовой индекс = вес (кг) : рост(м)(в 3 степени) Тип телосложения Возраст, лет Астеничный Торакальный Мышечный Дигестивный

Соотношение объемов физических нагрузок (в %). Качественная направленность нагрузки Астено – торакальный тип телосложения Мышечно- дигестивный тип телосложения Выносливость 6020 Скоростно-силовые качества 2060 Ловкость, быстрота, сила, гибкость 20

Астено-торакальный тип телосложения. Нагрузки умеренной интенсивности и большого объема способствуют усиленному развитию выносливости. Метод длительной работы (аэробный режим) – мин. на пульсе уд. мин.(10-11 кл.) Выполняется большой объем работы с использованием большого количества упражнений.

Мышечно – дигестивный тип телосложения. Нагрузки большой интенсивности и малого объема способствуют развитию силы и скоростно-силовых качеств. Метод интервальной работы (анаэробный режим с паузами неполного отдыха): -экстенсивный: МТ – 50-60%, вариант – 4-5 упражнений по 3-5 подходов (15 сек. работа х 30 сек. отдых) – отдых между упражнениями от сек., в зависимости от интенсивности выполнения и физической подготовки, паузы между кругами 3-5 мин. Количество кругов интенсивный: МТ %, вариант – каждое упражнение выполняется раз без ограничения времени в плавном непрерывном темпе. Длительность пауз между сериями сек. Далее – постепенное сокращение времени выполнения упражнений или ускорения темпа их выполнения.

Таблица уровней двигательной подготовленности учащихся 7 – 17 лет c учетом типа телосложения. Двигательные тесты: 1. Прыжок в длину с места 2. Поднимание туловища из положения лежа в сед за 30 сек. 3. Наклон вперед из положения сидя. 4. Подтягивание на перекладине (юноши), подтягивание в полу висе (девушки) и минутный бег. 6. Бег 30 метров. 7. Челночный бег 3 х 10 метров. 8. Вис на согнутых руках.

Бег 30 метров(сек). Юноши. лет тип Уровень результатов низкий Ниже среднего средний Выше среднего Высокий 13 А 6.0 и ниже и выше Т 6.0 и ниже и выше М 6.0 и ниже и выше Д 6.4 и ниже и выше

Результаты реализации мероприятий по программе внедрения: 1. Программа по внедрению инновационного подхода. 2. Календарно-тематическое планирование. 3. Положение о контрольно-оценочной деятельности. 4. Журнал учителя физической культуры. 5. Стендовые материалы для учащихся. 6. Семинар-практикум для учителей ФК.

Список литературы. 1. Базарный В.Ф., Воронкова Г.П., Воронкова Е.В., Никитина Е.А., Никитин Б.П. Физическое воспитание, сбережение и укрепление здоровья. // Школьные технологии Бенькович Т.М. Мониторинг эффективности обучения. // Завуч Волкова Г.Л., Чикурова М.В. Организация педагогического творчества. // Завуч Дубровский А.Ф., Горбунов С.А. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. М: Народное образование с. 6. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка Жуков О.Ф., Лёвушкин С.П. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников лет. - Ульяновск: УлГУ, с. 8. Зайцева В.В. Компьютерная модель индивидуального подхода в физическом воспитании на основе учета типа морфо-конституциональной конституции.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка Зотова Ф.Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах Изаак С.И.Статистичексие модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи: диссертация на

соискание ученой степени кандидата педагогических наук : , : Москва, c., 11. Ирихин В.Н. Ирихина И.В. Валеологический подход к уроку http://bspu.ru/journal/vestnik/ARHIW/N Козлов А.И. Физическое развитие детей России: география, урбанизация, социальные условия. материалы VIII Всероссийской школы-семинара по возрастной физиологии и культуре здоровья "Школа и здоровье" Колбанов В.В. Зайцев В.К. Валеология в школе. СПб Кунцев А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно- воспитательным процессом. // Завуч Лапицкая Е. М. Как выбрать спортивную секцию для ребенка (брошюра в серии: Ваш ребенок: азбука здоровья и развития) М.: Вентана-Граф, с. 16. Лапицкая Е. М. Конституциональный подход в физическом воспитании школьников Кольского Заполярья: Учеб. пособие. Мурманск: МОИПКРО; НИЦ «Пазори», с. 17. Лапицкая Е.М. Особенности физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих в Кольском Заполярье. Новые исследования (альманах). М., Вердана, 2002, 1: 131– Лёвушкин С.П.18. Лёвушкин С.П., Салимзянов Р.Р. Оптимизация физического состояния школьников лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности. - Ульяновск: ИПК ПРО, с.Салимзянов Р.Р.Оптимизация физического состояния школьников лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности 19. Левушкин С.П. Оценка физического состояния школьника с использованием компьютерных технологий.

20..Лобанов А.А. Влияние конституциональных особенностей школьников на уровень их физической подготовленности. // Педагогические вести Пономарев В.В. Технология интегральной оценки и контроля физкультурного образования школьников Крайнего Севера. // Теория и практика физической культуры Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб., Программа медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 августа 2001 г Романов Л.Ю. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. - М.: Народное образование, с. 26. Семенов Л.А. Организационные основы управления мониторингом состояния физического развития здоровья в общеобразовательном учреждении Сонькин В.Д. Валеологический мониторинг детей и подростков Сонькин В.Д. Валеологический мониторинг состояния здоровья и условий обучения детей и подростков ( проект региональной программы) 2004 год Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов / Сонькин В.Д. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (Материалы конф.). - М.: С Сонькин В.Д. Материалы ХII научно-практической конференции. // Физическая культура в школе И другие……….