Экзаменационное сочинение: СТРАТЕИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ. Дементьева Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 7». 10/10/2014ГОРОД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Advertisements

Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Транксрипт:

Экзаменационное сочинение: СТРАТЕИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ. Дементьева Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 7». 10/10/2014ГОРОД ГУБКИНСКИЙ1

ЧТО НЕОБХОДИМО! 1 – надо научиться правильно читать художественную литературу; 2 – знать требования, предъявляемые к сочинению; 3 – знать, из каких этапов состоит создание письменного текста, как выбрать тему и как работать над сочинением того или иного жанра; 4 – представлять мир грамматики, логики и стилистики, чтобы избежать ошибок и недочётов в работе; 5 – уметь правильно распределить время на экзамене. 3/5/20152

СОЧИНЕНИЕ – ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ ИЗЛОЖЕНИЕ СВОИХ МЫСЛЕЙ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ, ГДЕ ПРОЦЕСС ПИСЬМА – ЭТО СОЗДАНИЕ, ИЗОБРЕТЕНИЕ И ТВОРЕНИЕ. 3/5/20153

Сочинению на литературную тему предшествует чтение, анализ художественных произведений, направленный на выявление особенностей содержания и формы; сочинению на публицистичешскую тему предшествует анализ личных чувств и эмоций, иных мнений о какой-либо общечеловеческой проблеме, чтение публицистических или научно- популярных материалов, касающихся её. 3/5/20154

О литературном произведении важно ЗАПОМНИТЬ! О литературном произведении важно ЗАПОМНИТЬ! 3/5/20155

Тема: о чём рассказывает текст. Главная мысль: какую цель преследует данное произведение. Проблематика: совокупность проблем, поставленных в тексте. Идея: разрешение основной проблемы. Идейное звучание: разрешение всей проблематики. 3/5/20156

Художественный конфликт: столкновение персонажей, противоборство каких-либо сил. Завязка: возникновение и оформление конфликта. Развитие действия: последовательное усиление конфликта. Кульминация: критическая точка конфликта. Развязка: разрешение конфликта. 3/5/20157

КОМПОЗИЦИЯ произведения. 3/5/20158

ЛИНЕЙНАЯ (последовательная) Повествование ведётся по порядку. ОБРАТНАЯ Повествование начинается с развязки. КОЛЬЦЕВАЯ Повествование начинается тем же, чем и заканчивается 3/5/20159

Проверяется в сочинении: Грамотность, т.е. владение родным языком; Умение самостоятельно и логически мыслить; Способность аргументированно обосновывать собственную точку зрения; Знание литературного и исторического материала, имеющего отношение к школьной программе; Владение различными художественными приёмами и средствами применимо к определённому жанру письменного текста; Широта взглядов и эрудиция. 3/5/201510

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОЧИНЕНИЮ. 3/5/201511

ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ. 1. Постановка проблемы исследования, анализа во вступлении: *эпоха, её особенности; *факты биографии автора; *личностное восприятие текста; *оригинальное вступление. 3/5/201512

2. Выбор ключевых понятий: герой (система образов); проблема; нравственные ценности; литературоведческие категории. 3/5/201513

Смысл заключения: новый уровень обобщения; постановка новой проблемы; оригинальный финал. 3/5/201514

ЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: сюжетной линии; имён героев, географических названий, культурно-исторических реалий; содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет, пейзаж, интерьер, монолог, диалог, художественная деталь); уместное цитирование. 3/5/201515

КАЧЕСТВО СВЯЗНОГО ТЕКСТА (РАССУЖДЕНИЯ). 1. Полнота содержания *необходимый материал; *возможный материал. 2. Глубина содержания: *аргументация (суждение и его доказательство); *комментарии. 3/5/201516

3. Логика изложения: *все ли обозначенные во вступлении проблемы, понятия, категории раскрыты в ходе рассуждения; *членение текста на абзацы и связь между ними; *выделение и развитие главной мысли в основной части работы и в заключении. 3/5/201517

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС: *понимание художественного текста в единстве содержания и формы; *отсутствие социологизации и вульгаризации при анализе текста; *понимание исторической и личностной обусловленности отношения автора к: прекрасному – безобразному, трагическому – комическому, возвышенному – низменному; *бережное отношение к стилю автора при фрагментарном пересказе текста. 3/5/201518

ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ. 1. Эмоциональность стиля. 2.Ясность, точность, простота выражения мыслив речевых конструкциях. 3. Стилевое единство. 3/5/201519

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЖАНРУ. 3/5/

1. Школьное сочинение. 2. Литературоведческая статья (специфика): *знание теории литературы; *представление о системе образов; *представление о способах выражения авторской позиции; *представление о месте произведения в творчестве автора. 3/5/201521

3. Публицистическая статья (специфика): *понимание актуальности осмысления проблемы (нравственной ценности); *ассоциации - жизненные, - литературные; *личностное отношение (пафос статьи) и соответствующее речевое оформление. 3/5/201522

Из каких этапов складывается написание сочинения? 1. Определение содержания. 3/5/201523

2. Поиск ответов на три вопроса: - что, о чём писать? (это обоснование темы, концепция речи); - зачем, для чего, с какой целью писать? (это выбор стратегии речи); - как написать, чтобы реализовать цель высказывания? (это поиск тактики). 3/5/201524

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ: *проблемно-понятийный анализ темы; *составление опорного плана или кластера и на его основе – тезисов, которые будут развиваться при раскрытии темы; *определение собственной точки зрения по теме; *отбор материала, необходимого для подтверждения главной мысли, собственной позиции. 3/5/201525

ЗАПОМНИТЬ! 1. Тезис (утверждение) Почему? (потому что, так как, ибо …) 2.Обоснование, аргументы, примеры Что из этого следует? (поэтому, следовательно …) 3.Вывод. 3/5/201526

ТРЁХЧАСТНОЕ ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ – ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ХОРОШЕГО СОЧИНЕНИЯ. 3/5/201527

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. Композиция сочинения – логическое расположение материала, соединение всех элементов сочинения в единое, органическое целое. 3/5/201528

Основные требования к композиции. *трёхчастное деление текста сочинения: - вступление; - главная часть; - заключение. *требование гармоничности; *взаимное согласование частей; *соразмерность частей. 3/5/201529

Школьное сочинение, как правило, преследует одну из двух главных целей: - разъяснить, объяснить, доказать что- либо; - произвести впечатление, убедить. В первом случае – это сочинение на литературную, литературовед- чешскую тему; во втором – публицистическая работа, статья. 3/5/201530

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ Характеристика человека, обстановки, событий и т.п. «Портретная характеристика Базарова» «Идейно-художественная роль сцены в Отрадном» «Чацкий и Молчалин» 3/5/201531

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Типичное экзаменационное сочинение; это могут быть отзывы о произведении, литературно-критическая статья, краткий литературный обзор. 3/5/201532

СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ «Как я провёл лето» На экзамене не используется. 3/5/201533

Возможные темы. 3/5/201534

Тема-понятие. Самостоятельное определение проблемы, формулирование основной идеи работы. -«Лишние люди» в произведениях русских писателей 19 века. - «Образ Раскольникова» - Ранний романтизм Пушкина. - Блок о России и революции. - Второстепенные и внесценические персонажи и их идейно-художественная роль в драме Островского «Гроза». 3/5/201535

Тема-вопрос. Определение идеи рассуждения, исходя из заданного в теме вопроса. - Почему так «жесток» к своим любимым героям Б.Васильев? - О чём заставляет задуматься читателя роман М.Булгакова «Бег»? - Что вам известно о русской сатирической комедии? 3/5/201536

Тема-суждение. Идея рассуждения, выраженная в формулировке, требует подбора аргументов для её обоснования и умения логично расположить материал. - «Чувство Родины – основное в моём творчестве» (С.Есенин) - Любовь как прозрение в творчестве А.И.Куприна. - История – мать истины (Д.Лихачёв) 3/5/201537

Описание и повествование в сочинении выступают, как правило, в качестве составных частей сочинения-рассуждения. Не подменяйте рассуждение описанием и пересказом! Описание и повествование в сочинении выступают, как правило, в качестве составных частей сочинения-рассуждения. Не подменяйте рассуждение описанием и пересказом! 3/5/201538

ПИШУЩИЙ СОЧИНЕНИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО СТАЛКИВАЕТСЯ С ВОПРОСАМИ: КАК НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ? КАК ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ? 3/5/201539

С оригинального вопроса. Интересна ли русская классика современному читателю? Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, что представляет собой читатель наших дней – определить его интересы, потребности и соотнести их с проблематикой русской литературы 19 века. 3/5/201540

С интересной цитаты. «Гоголь объективностью своих образов, конечно, обязан Пушкину». Так писал И.А.Гончаров, соединяя имена великих русских писателей, утверждая литературную преемственность. 3/5/201541

С конкретного примера из жизни. Буйная зелень кустарника по берегам реки. Ясный солнечный день. А вода? Какого-то необыкновенного синего цвета, по ней несутся белые пенящиеся облачка! Зрелище – потрясающее! Но лишь до тех пор, пока вы не разглядите, что белоснежная пена не что иное, как сброс отходов с химкомбината, расположенного в нескольких километрах отсюда… 3/5/201542

С образного сравнения предмета сочинения с предметом, вещью. Как часто комическое, смешное, дружеское подшучивание соседствует со злым осмеянием, затрагивающим порочную социальную действительность. Юмор и сатира вызывают смех… Но юмор – это свежее дуновение, бодрящее душу и ум, делающее чувства и эмоции обострёнными; сатира же – это бич, больно жалящий, ранящий души. А объединяет их – смех. Только ведь смех бывает разный. Он может быть добрым, а может быть злым… 3/5/201543

С философского осмысления ключевых понятий темы сочинения. Прекрасное и пошлое… Казалось бы, как такие разные, в чём-то противоположные категории могут соседствовать друг с другом? Конечно, у всех людей разные представления о жизненных ценностях и реалиях. Но прекрасное всегда вызывает чувство счастья, удовольствия, а пошлое – брезгливость и неприятие… 3/5/201544

КАК ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ. КАК ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ. 3/5/201545

Цитатой по теме сочинения. … И всё же русскому человеку не свойственен космополитизм. Поэтому ностальгия всегда ассоциируется с русскими, поэтому «русский голос» с того берега продолжал оставаться русским и петь, и говорить о России. Ведь «Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы Родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош» (Ч.Айтматов). 3/5/201546

Кульминацией, подчёркивающей множественность мнений и нерешённость проблемы. … Каждый человек по-своему воспринимает окружающий его мир, по-своему относится к нравственным ценностям. И может быть, ложь Луки в страшных и бесчеловечных условиях «дна» была более необходима (т.к. давала надежду, превращалась в лучик счастья), а не ужасная беспощадная правда Сатина, не оставляющая надежды? А может быть, всё дело в гуманности, в боязни человеку причинить боль, которая и так его поглотила? Или же дело в характере? Слабые так нуждаются в поддержке, пусть даже такой, какую оказывал Лука, а сильные не страшатся даже самой неприглядной правды… 3/5/201547

Сопоставлением с современностью. … Оглянемся вокруг… 21 век… А среди нас всё так же живут и здравствуют фамусовы, молчалины, хлёстовы, и всё так же ораторствуют чацкие, способные создать новое общество. Общество, в котором все роли комедии Грибоедова распределятся наново… 3/5/201548

НЕ ЗАБУДЬТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭПИТЕТЫ, ОБРАЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ; СЛОВА, УПОТРЕБЛЁННЫЕ С ИРОНИЕЙ, НЕ ЗАБЫВАЯ ОБ ИХ УМЕСТНОСТИ В РЕЧИ. 3/5/

Виды сочинений-рассуждений. 3/5/201550

Об одном литературном герое - Нравственный и правовой смысл преступлений Чичикова. - Чацкий: победитель или побеждённый? 3/5/201551

О двух литературных героях на основе их сопоставления, сравнения -Что объединяет Обломова и Павла Петровича Кирсанова? - Обломов и Штольц – два социальных типа, два «пласта истории». 3/5/201552

О нескольких литературных героях на основе их обобщающей характеристики - Прекрасное и пошлое в героях А.П.Чехова. - Фамусовское общество и его идеалы. 3/5/201553

О нескольких произведениях разных писателей на основе их обобщающей характеристики и сравнения (обзор) - Образы русских женщин в литературе 19 века. - Дворянская усадьба в изображении И.С.Тургенева и М.Е.Салтыкова-Щедрина. 3/5/201554

Раскрывая тему, связанную с анализом образа, ответить на вопросы: Как и какими средствами раскрывается характер данного героя? Каков идейный смысл образа? Герой типичен или нетипичен? 3/5/201555

РАБОТАЯ НАД СОЧИНЕНИЕМ- РАССУЖДЕНИЕМ СРАВНИТЕЛЬНОГО ТИПА (сравнение двух литературных героев, сравнение творчества двух писателей, сравнение двух периодов в развитии литературы, сравнение двух произведений разных писателей), требуется ответить на вопросы: На каком основании можно сравнивать объекты? Что общего между сравниваемыми объектами? Что отличает их друг от друга? В чём смысл сравнения данных объектов? Раскрыть лишь те черты, которые сопоставимы! 3/5/201556

Сопоставляемые объекты в сочинении сравнительного типа рассматриваются по сходству и различию параллельно. При последовательном рассмотре- нии героев получаются две индивидуальные характерис- тики, значит, ТЕМА НЕ БУДЕТ РАСКРЫТА! 3/5/201557

ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ РАССМОТРЕНИЕ ГЕРОЕВ ОДНОВРЕМЕННО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ОБЩИХ ЧЕРТ. ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ ГЕРОЕВ НЕВОЗМОЖНО ОБОБЩЕНИЕ. 3/5/201558

Сочинение-рассуждение о нескольких произведениях различных писателей. Ответы на вопросы: Что общего в творчестве (в произведениях) названных писателей или поэтов? Как проявляется писательская индивидуальность? В чём заключается новаторство писателя или поэта, если его творчество сравнивается с творчеством предшественников? Каков смысл сопоставления произведений или творчества данных писателей или поэтов? 3/5/201559

СОЧИНЕНИЕ НА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ. 3/5/201560

Характерные особенности. - общественно-политическая лексика и фразеология; - совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей; - использование изобразительно- выразительных средств языка (инверсия, повторы, риторические вопросы и т.д.) 3/5/201561

Основные стилевые черты: - лаконичность и информативная насыщенность; - эмоциональность, обобщённость, непринуждённость высказывания. 3/5/201562

Жанры: 1. Рассказ 2. Поэма 3. Очерк 4. Стихотворение 5. Статья 6. Похвальное слово 3/5/ Рассказ 2. Поэма 3. Очерк 4. Стихотворение 5. Статья 6. Похвальное слово

Индивидуальный выбор жанра в зависимости от склонностей пишущего и характера материала, которым он располагает, а также от условий, в которых пишется работа. На экзамене лучше писать ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ СТАТЬЮ. Она должна представлять собой рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение, а также может объединять и то и другое. 3/5/201564

ХАРАКТЕРНЫЕ НЕДОЧЁТЫ В СОЧИНЕНИЯХ. 3/5/201565

1. Отклонение от темы, подмена её другой. 2. Неоправданно большая вступительная часть, отсутствие концовки. 3. Неумение выделить абзацы. Указывающие на определённые этапы в изложении мысли. 4. Недостаточное внимание к языку писателя. 5. Неправильное использование цитат и эпиграфа. 3/5/201566

6. Разного рода стилистические ошибки. 7. Различные речевые ошибки. 8. разнообразные грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) А ТАКЖЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ. 3/5/201567

Логические ошибки. Логические ошибки. Любой текст требует логико-композиционного структурирования. Поэтому важно соблюдать основные законы логики. Первый закон: во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Будьте внимательны! Подмена темы происходит: А)если вы неверно её поняли и по-своему интерпретировали; Б)если вы недостаточно хорошо знаете тему и пытаетесь нарастить объём сочинения за счёт того, что кажется вам созвучным данной теме; В)если вы увлеклись каким-то фактом, аргументом и «уходите» в сторону от основной линии содержания сочинения. 3/5/201568

Второй закон: два противоречивых высказывания не могут быть одновременно истинными, если только они не являются мнениями с двух разных позиций (например, мнения об «ученье» Фамусова и Чацкого). Третий закон: каждая мысль должна быть обоснована другими мыслями, фактами, истинность которых доказана; утверждения не могут быть голословны, требуют убедительных подтверждений. К логическим ошибкам также относятся следующие: - нарушение композиции текста (отсутствие начала или концовки); - нарушение развёртывания тезиса (отсутствие аргументации); - нарушение причинно-следственных связей в содержании (из данной причины не вытекает сделанный вывод; приведённое следствие не соответствует указанной причине). 3/5/201569

Фактические ошибки. Фактические ошибки. К фактическим ошибкам относятся: - искажение цитатного материала; - неверное указание дат жизни и деятельности писателей, написания произведений и т.д.; - смешение эпох, авторов произведений; - искажение событий, описанных в произведении; - преувеличенное освещение незначительных фактов. 3/5/201570

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. ЛЮБОЕ РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ТРЕБУЕТ ЕДИНСТВА СТИЛЯ. НАРУШЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПРИВОДИТ К СТИЛИСТИЧЕСКИМ НЕДОЧЁТАМ. К НИМ ОТНОСЯТСЯ: - несоблюдение стилистических норм; - несоответствие стилистически соотносительных слов, форм слов, конструкций, а также специальной лексики; - несоответствие изобразительно-выразительных средств избранному стилю сочинения; - неоправданное использование языковых средств, характерных для одного стиля, в тексте иного стиля. 3/5/201571

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Словообразовательные Нарушение норм словообразования различных частей речи 3/5/201572

Морфологические. Нарушение норм склонения и спряжения слов Синтаксические. Нарушение норм согласования; Нарушение норм построения предложения различной структуры; Нарушения норм управления. 3/5/201573

1. Н.А.Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева «Заговори, чтобы я тебя увидел» Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 2.И.П. Цыбулько «Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий». 3.Н.Н.Соловьёва «Пишу сочинение». Пособие для школьников и абитуриентов. 4.Т.В.Лимонад «Школа абитуриента: научись сам». 3/5/201574