Автор(ы): Жуковский Сергей Школа: ГБОУ школа 536 Класс: 10 А Руководитель: Жуковская Е. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характеристика жизненных форм растений пойменного луга.
Advertisements

Растения Чувашской республики. Цель: Изучить флористический состав ЧР ЗАДАЧИ: Ознакомиться с растительностью лесов; Ознакомиться с растительностью лесов;
Автор: Черемных Валерия Руководители: Игнатьева Е.С.учитель биологии МОУ СОШ 29.
Автор: Коляда Елена Владимировна учитель начальных классов МБОУ ЯСОШ 4 Г.Ярцево.
Оценка запасов лекарственного сырья в некоторых кварталах ГУ РМЭ «Алексеевское лесничество» Исполнитель: Мичукова Мария, 9 кл., Волжский детский экологический.
Олимпиада по экологии Для учащихся 10 – 11 классов ГБОУ СОШ 3.
Изучение травяного яруса заливного луга на правом берегу реки Смердья (наблюдение за общим состоянием водного объекта). Работу выполнили Савина Елизавета,
Мельникова Мария, гимназия 52, 6 класс, ЭБЦ ДДТ Приморского района Руководитель: Шварц Анна Аркадьевна 2013 Травянистый покров аллеи в парке Монрепо.
Береза как компонент зеленых насаждений поселка Брин – Наволок Работу выполняла: Визжачая Александра Александровна, ученица 7 класса МОУ «Брин-Наволоцкая.
Геоботаника Читает лекцию Реут Анастасия Александровна.
Определение стадии рекреационной дигрессии лесного сообщества Закладка и разбивка пробной площадки. Закладка и разбивка пробной площадки. Для проведения.
ПРОЕКТ практико-ориентированный «Изучение фитоценозов пойменного луга» Автор: Лабазанова Диана, 8 «Б» класс Руководитель: Чистякова Тамара Ильинична, учитель.
Мир через культуру « Комплексное изучение экосистемы соснового бора » Секция «Мир всему живущему» Работа ученицы 11 класса МОУ « Ючкинская СОШ» Шустиковой.
Экологический проект Номинация Флора «Изучение территории и выявления редкого вида, занесенного в Красную книгу Ульяновской области Автор: Кукушкина Елена.
«Обоснование статуса антропогенного реликта нагорной дубравы села Палатово Красногвардейского района» Выполнила: учащаяся 8 класса МБОУ «Палатовская СОШ»
Н АУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Портфолио» Влияние абиотических факторов среды на лесотундровые растения Авторы: Генералова Екатерина Игоревна, ученица.
МБОУ «Михневский районный Детско-Юношеский-Центр Ступинского муниципального района Московской области» Проект «Видовой состав растительности Ступинского.
ГБОУ СПО КТС г.Сухиничи Калужской области преподаватель химии Борисова Н.Н. Растительный мир Калужской области.
Урок 10 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей.
Видовое разнообразие травянистых растений территории школы «Веста» Автор: Чемагина Н., 6 класс Руководитель: Шашкова Е.В., учитель биологии учитель биологии.
Транксрипт:

Автор(ы): Жуковский Сергей Школа: ГБОУ школа 536 Класс: 10 А Руководитель: Жуковская Е. В.

В данной работе раскрываются характерные особенности природного комплекса у озера Селигер, проводится анализ проблем, связанных с сохранением уникальных представителей растительного мира, выявляются факты негативного воздействия человека на окружающую среду и предлагаются рекомендации для решения экологических проблем.

Способы решения данных экологических проблем- проведение мониторинга - системы наблюдений за естественными экосистемами, учет изменений в их структуре и видовом составе, предоставление данных в лесничество и природоохранные организации Исследования проводились в Государственном леса-охотничьем хозяйстве, Сиговском лесничестве, с привязкой к местности по лесаустроительной карте. Маршрут пролегал между двумя поселками Рогожа и Осцы, протяженностью 3 км

Маршрут исследования Рогожа Осцы 3 км

В качестве оптимального способа слежения за состоянием окружающей среды лесных массивов было выбрано создание постоянных пробных площадей размером 10 х 10 м, где уделяется внимание видовому составу древостоя, подлеску, подросту, травянистой растительности, рельефу. Заложена также контрольная пробная площадь, которая местным населением посещается реже всего(пл.5) Травянистая растительность в условиях антропогенных нагрузок более всего подвержена изменению. В результате массового посещения отдельных участков леса местным населением уплотняется почва, уменьшается видовой состав, поэтому на нее и обращалось особое внимание, в том числе и на редкие и исчезающие растения.

Для оценки состояния, выявления индивидуальных особенностей естественных экосистем проводился мониторинг - система наблюдений, выявление типов леса, геоботаническое описание сообществ на пробных площадях, составление списка флористического состава, полученные данные были систематизированы и обобщены. Таким образом можно выявить видовой состав, количественные соотношения травянистой растительности, редкие и исчезающие виды.

Также в районе закладки пробных площадей было выявлено негативное воздействие на окружающую среду лесапильного цеха, из-за деятельности которого образуются свалки из опилок и коры по дорогам вдоль леса и на его окраинах. Даны рекомендации по использованию опилок и коры: производство кормов, пектина, дубильных веществ, производство строительных плит. Практической реализацией работы стала публикация результатов анализа состояния экосистем, написание экологической статьи: диплом Всероссийского конкурса «Экологические проблемы, которые могу решить я, мой город, моя страна»-2014 г.

Соответственно, для решения проблемы были поставлены задачи: 1. Выявить основные типы леса и заложить пробные площадки. Описание сообществ на пробных площадках. 2. Определить видовой состав травянистой растительности, количественные соотношения между видами по шкале Браун-Бланке 3. Определить антропогенное воздействие на окружающую среду и предложить рекомендации по улучшению экологической обстановки. План работы: 1. Выделить наиболее типичные участки растительности на данной территории 2. Закладка пробных площадок размером 100 кв.м по возможности однородных по рельефу, типу почв и растительному покрову. Форма пробной площадки- квадрат или прямоугольник. Если растительные сообщества имеют меньшие размеры или представлены узкими полосами (прибрежные), проводится описание в их «естественных границах».

3. Составление описания естественных фитоценозов: а)полевое название ассоциации (по видам-доминантам) б)окружение (сообщества, примыкающие к описываемому) в)условия увлажнения (атмосферное или грунтовое- застойное, проточное. В пойменных участках- поемное) г) формула древостоя, оценка степени участия каждого вида по 10- балльной шкале д)анализ подроста (густота, видовой состав) е)особенности подлеска (кустарникового яруса) ж)общий облик травяного покрова, фоновые растения, общее проективное покрытие 4. Определение видового состава травянистой растительности, в том числе и представителей семейства орхидных растений.

5. Выявление полного состава флоры фитоценоза: учет всех видов, находящихся в состоянии всходов, проростков, цветущих, плодоносящих и пр. Количественные соотношения между видами в фитоценозе указывается в процентах покрытия, с использованием шкалы обилия-покрытия Ж.Браун-Бланке. А) r-очень редки (не более 1-4 особей) Б)+-разреженно, менее 1% площади В)1-особи многочисленны, но покрытие менее 5% площади Г)2-от 5 %до 25% пробной площади Д) % Е) % Ж)5- более 75% пробной площади Определение незнакомых видов по определителям растений (Маевский, 1972 г.) Составление фотоотчета определенных растений по всем площадкам. 6. Выявление антропогенных воздействий на окружающую среду и рекомендации по их устранению: По литературным данным: 1)оценить экологическое состояние воды: - выявить источники загрязнения воды, - ареалы распространения загрязнения; - оценить содержание тяжелых металлов, - преобладающие группы водорослей. На основе анализа сделать вывод о состоянии воды. 2)Найти информацию о возможных способах переработки коры и опилок древесины хвойных растений и применении продуктов в народном хозяйстве, промышленности.

1. Проведено подробное геоботаническое описание пробных площадей вдоль маршрута исследования, выявлен видовой состав и количественные отношения травянистой растительности, всего около 170 видов, среди которых 17 видов редких, в том числе 3 вида орхидных- любка двулистная, пальчатокоренник Фукса, дремлик болотный. Только ради сохранения этих трех видов достаточно организовать здесь природный заказник.

Анализ сообщества 1. Формула древостоя-10С ед.Е Подрост- ель с единичной примесью березы. Подлесак: отдельные кустики можжевельника обыкновенного, рябины обыкновенной. Травяной ярус: Преобладающие виды (более 75%) Этажный мох 50-75%Вереск обыкновенный, земляника лесная 25-50%Брусника, черника, ястребинка волосистая, золотая розга 5-25%Ожика волосистая, мятлик тонкий, осока пальчиковая До 5%Белоус торчащий, кошачья лапка +Щитовник игольчатый, тонконог гребенчатый, исландский мох, олений мох r Тимьян ползучий

Анализ сообщества 2. Формула древостоя-8Е 10С 1С+Б Подрост- ель. Подлесак: крушина ломкая, можжевельник обыкновенный. Травяной ярус: Преобладающие виды (более 75%) Кислица обыкновенная, сныть обыкновенная, будра плющевидная, копытень европейский 50-75%Ожика волосистая, подмаренник цепкий, звездчатка дубравная, марьянник дубравный, черника,медуница 25-50%Лютик кашубский, мятлик лесной, седмичник, вороний глаз, кочедыжник, черноголовка 5-25%Хвощ зимующий, лапчатка, печеночница, земляника, пролесник, грушанка, майник, луговик дернистый До 5%Перловник, вербейник, осока пальчиковая, василистник водосборолистный +Щитовник Линнея, валериана лекарственная, фиалка болотная, щитовник игольчатый r Купальница европейская, волчье лыко,

Анализ сообщества 3. Идет возобновление леса: береза, ель, можжевельник, ольха серая. Травяной ярус- богат и разнообразен: Преобладающие виды (более 75%) Мятлик луговой, вейник, короставник, тысячелистник, овсяница, клевер луговой, пырей 50-75%Ястребинка, щавелек малый, клевер ползучий, хвощ лесной 25-50%Душистый колосок, седмичник, вереск, брусника, черника, золотая розга, вероника, 5-25%Майник двулистный, марьянник луговой, орляк, зверобой, ежика, земляника, бедренец- камнеломка, сушеница лесная, До 5%Ландыш майский, толокнянка, фиалка собачья, клевер люпиновый, колокольчик персиколистный, норичник шишковатый +Щитовник Линнея, валериана лекарственная, фиалка болотная, щитовник игольчатый r Тимьян ползучий, плаун годичный

Анализ сообщества 4. Формула древостоя-9Б 1Б Подрост- ель, береза. Подлесак: крушина ломкая, можжевельник обыкновенный, рябина обыкновенная, шиповник коричный. Травяной ярус: Преобладающие виды (более 75%) Мятлик луговой, марьянник дубравный, черноголовка, клевер луговой 50-75%Вербейник, брусника, гравилат, лапчатка 25-50%Одуванчик, земляника, черника, ежика, ежа сборная, кислица, лютик едкий, подмаренник, вероника 5-25%Седмичник, щитовник игольчатый, вейник, грушанка До 5%Молиния голубая, фиалка собачья, сивец луговой, костяника +Майник двулистный, фиалка болотная r Гирча болотная, любка двулистная

Анализ сообщества 5. Формула древостоя-7Е 1С 1Ос 1Б Подрост- ель. Подлесак: крушина ломкая, можжевельник, смородина черная, жимолость обыкновенная, рябина обыкновенная. Травяной ярус: Преобладающие виды (более 75%)Гравилат речной, крапива, сныть обыкновенная 50-75%Подмаренник топяной. Луговик дернистый, черноголовка, селезеночник, вероника ручьевая 25-50%Незабудка болотная, таволга, вейник серый, пролесник, золотая розга, осот, герань лесная, ежика, марьянник, хвощ лесной, мать- и-мачеха, ситник скученный 5-25%Чина луговая, кипрей горный, вороний глаз, звездчатка, бор развесистый, кислица, щитовник, кочедыжник, зеленчук, недотрога До 5%Горошек пурпурный, лютик кашубский +Дудник лесной, аистник, мята, наумбургия, печеночница, перловник. скерда r Плаун годичный. плаун сплюснутый, лунник оживающий, дремлик болотный, пальчатокоренник Фукса

2. В районе закладки пробных площадей расположен лесапильный цех, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: свалки из опилок и коры в пос. Рогожа и окрестных лесах (в березняке, на вырубке). Даны рекомендации по их использованию: производство кормов, пектина, дубильных веществ, производство строительных плит. 3. Данные по загрязнению окружающей среды, полученные Московским институтом водных проблем, показали, что состояние воды в данном районе хорошее- чистая вода. Рекомендовано для хранения бытового мусора организовать санкционированный полигон.

Список литературы: Список используемой литературы: 1)Исаков В.З. Озеро Селигер. Природа. История края. Памятные места. Туристские маршруты. М., Профиздат, )Федотов М.А. Современное состояние и перспективы развития лесного хозяйства в Тверской области. Экологический мониторинг: теория и практика, М., тип. МГПУ, 1997, с )Мигунов А.И. Об экологической ситуации в Осташковском районе. Экологический мониторинг: теория и практика, М., тип. МГПУ, 1997, с )Янушкевич Л.В. Редкие и исчезающие виды Тверской области. Справочное пособие для общеобразовательных учреждений. Тверь, )Дементьева С.М., Томашевская Л.В., Поташкин С.П. К организации природных заказников на северо-западе Тверской области. Флора и растительность Тверской области. Тверь, 1994, с )Определитель растений Московской области, М., )Бельков В.П. Меры сохранения редких и исчезающих видов травянистых растений на особо охраняемых лесных территориях, журнал « Лесное хозяйство », 1999, 4, с )Веретенник Д.Г. Использование древесной коры в народном хозяйстве, М., Лесная промышленность )Дмитриева О.А., Макаров В.Л., Бедов В.П., Слюняев Т.В.. Шарков В.И. Получение белковых кормовых дрожжей из древесной коры. Химия и технология целлюлозы, )Левин Э.Д. Современное состояние химического использования древесной коры. Изучение и использование древесной коры. Тез. докл. Всесоюз. конф. Красноярск, )Ярцева Н.А., Пермякова Г.В. Способ получения пектина из растительного сырья, 1974

Спасибо за внимание!