БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МКОУ «АСОШ ИМЕНИ А.А.КУДРЯВЦЕВА» СИНДЕЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся» Учитель биологии шл 27 г.Астана Матковская Т.Б.
Advertisements

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
1 Средства ИКТ на уроках технологии. 2 Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством.
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии и экологии».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Пермяковская средняя общеобразовательная школа»открытьоткрыть Лесникова Наталья Анатольевна, учитель.
Использование ИКТ на уроках Лобос С.А. – заместитель директора по УВР.
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». ИКТ – «это совокупность методов, устройств и производственных процессов используемых обществом для сбора,
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
Курсы АПК и ППРО Неясова Неясова Галина Анатольевна Галина Анатольевна Учитель биологии Учитель биологии МКОУ « Шабурновская СОШ » МКОУ « Шабурновская.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Выполнила: учитель биологии МОУ СОШ 2 г. Навашино Нижегородской области Семенова Елена Николаевна Кв. категория – I Стаж работы: 10 лет Все меньше тех.
МОУ лицей 6 Ворошиловского района г. Волгограда. ТЕМА ОПЫТА:
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе обучения являются развитие личности учащегося; подготовка к самостоятельной продуктивной.
Использование возможностей ИКТ на уроках в начальной школе.
Кораблева Ольга Юрьевна учитель-логопед Место ИКТ в образовательном процессе на логопедических занятиях.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
«Из опыта работы. Использование персональных компьютеров на уроках биологии» Выполнила учитель биологии и экологии Жукевич Галина Семёновна МОУ «СОШ с.
Транксрипт:

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МКОУ «АСОШ ИМЕНИ А.А.КУДРЯВЦЕВА» СИНДЕЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

ИПМ1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ 1. Ф.И.О. автора: Синдеева Елена Анатольевна 2. Образование: высшее, Мичуринский государственный педагогический институт, 1996 год 3. Специальность по диплому: учитель биологии 4. Место работы: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Кудрявцева» 5. Должность: учитель биологии 6. Педагогический стаж: 23 года 7. Квалификация: высшая категория 8. Награды: почетное звание «Почетный работник общего образования РФ» 2010 г., Почетная грамота Министерства образования РФ 2001 г., Почетная грамота Департамента общего и профессионального образования Тульской области 1999 г.

ИПМ 2. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА Использование информационно- компьютерных технологий на уроках биологии

ИПМ 3. ИДЕЯ ОПЫТА Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

ИПМ. 4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

1. Обеспечение нового качества обучения в рамках Концепции модернизации российского образования. 2. Информационно-компьютерное оснащение учебных кабинетов школы. В кабинете биологии установлена интерактивная доска Panaboard, рабочее место учителя автоматизировано. 3. Изучение методической литературы и опыта коллег, размещенного в сети Интернет. 4. Участие в конкурсах профессионального мастерства муниципального уровня. 5. Повышение квалификации в 2012 году по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по биологии». 6. Выполнение в 2013 году программы Всероссийского мастер-класса «Урок с Panaboard», организованного педагогическим сообществом «Методисты.ру».

ИПМ 5. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Основная цель современного российского образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда (ИОС) Информационно-образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения ( в контексте ФГОС ООО) включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютера, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

Ц ЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности. 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и активизация познавательной деятельности.

Применение информационно-компьютерных технологий в обучении базируется еще и на данных физиологии человека: по данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,1/3 увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Исходя из выше изложенного, я считаю, что мой опыт работы по использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе является актуальным и перспективным.

ИПМ 6. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно- компьютерные технологии (ИКТ). Информационно-компьютерные технологии появились в результате интеграции информационных и компьютерных технологий. Информационные технологии – совокупность способов и приемов обработки информации с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения (Селевко Г.К.) Согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.) информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Компьютерные технологии обучения – процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер (Селевко Г.К.) Информационно-компьютерные технологии обучения предполагают использование специализированных программных средств обучения.

Программные средства обучения – такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности (Селевко Г.К.) По методическому назначению программные средства обучения могут быть : - электронные учебники); - программы-тренажеры; - контролирующие (тестовые оболочки); - информационно-справочные (энциклопедии); - моделирующие; - мультимедийные энциклопедии; - демонстрационные (слайд-или видео-фильмы); - учебно-игровые. Средства ИКТ (по Селевко Г.К.) - программные, программно-аппаратные, технические средства и устройства, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (компьютеры, проекторы, интерактивные доски и т.д.)

В процессе применения средств ИКТ (по Селевко Г.К.) происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: - развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; - развитие коммуникативных способностей; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информацию. Особенностью учебного процесса с применением средств ИКТ является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Типы уроков по способу использования информационно- компьютерных технологий (по Козленко А.Г.): уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме, – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме, – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет; уроки, когда в классе несколько компьютеров, за каждым работает одновременно несколько учащихся; уроки с использованием интерактивной доски.

В образовательном процессе ведущую роль играет познавательная деятельность учащихся, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни. По моему мнению, одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности подростков на уроках является использование информационно-компьютерных технологий.

П РЕИМУЩЕСТВА ИКТ П РЕИМУЩЕСТВА ИКТ ( ПО С ЕЛЕВКО Г.К.) 1. Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу. 2. Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности в ходе учебного процесса. 3. Повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ. 4. Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности. 5. Возможность построения открытой системы обучения, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообразования.

ИПМ 7. НОВИЗНА ОПЫТА Состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования информационно-компьютерных технологий на уроках биологии в условиях сельской школы ИПМ 8. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА Данный опыт рекомендуется для использования учителям, которые применяют информационно-компьютерные технологии для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, творчески подходят к преподаванию своего предмета, способны к саморазвитию, не боятся работы, требующей больших временных затрат. ИПМ 9. ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА 1. Учебный кабинет должен быть оснащен современным мультимедийным оборудованием и по возможности интерактивной доской 2. Учитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью, уметь работать в программе Power Point.

ИПМ 10. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Информационно-компьютерные технологии на уроках биологии я начала использовать с 2006 года, пользуясь готовыми электронными ресурсами: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г. 3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г. 4. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм. 6 класс», Дрофа, 2006 г. 5. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов», Дрофа, 2006 г. 6. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Анатомия и физиология человека, ЗАО «Просвещение», 2003 г. 7. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 9 класс. Общие закономерности», Дрофа, 2006 г.

Помимо готовых электронных ресурсов, я первоначальное использовала мультимедийные презентации, изготовленные другими педагогами, а впоследствии и сама научилась разрабатывать презентации в программе PowerPoint. В 2010 году в кабинете биологии появилась интерактивная доска, и я начала использовать ее возможности, что позволило мне разнообразить учебно- познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время. В 2011 году я познакомилась с цифровыми образовательными ресурсами, созданными для Единой образовательной коллекции ( и ресурсами, размещенными на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов ( В настоящее время я в основном провожу уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор, а также уроки с использованием интерактивной доски Panasonik Рanaboard Информационно-компьютерные технологии применяю на различных этапах урока: при объяснении нового материала для закрепления полученных знаний для контроля знаний Также ИКТ использую при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЭТАПЕ ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. ИЛЛЮСТРАЦИИ включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых; способствуют лучшему усвоению учебного материала, придают ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни; применяю при подготовке презентаций; учащиеся используют для более наглядного представления докладов, рефератов, отчетов по проектной деятельности.

2. СЛАЙД-ШОУ сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. особенно полезны при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп. 3. ВИДЕОФРАГМЕНТЫ позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение. сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке эффективно использую при знакомстве с многообразием животного и растительного мира нашей планеты.

4. АНИМАЦИИ небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала облегчает процесс понимания сложных биологических процессов, наглядно иллюстрирует все их этапы. 5. ИНТЕРАКТИВНЫЕ РИСУНКИ упрощенный вариант интерактивных моделей позволяют задержать внимание учащихся на необходимом элементе позволяют использовать возможности интерактивной доски, имеющейся в кабинете. имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый для работы в демонстрационном режиме существует несколько опций: «Показать все», «Подсказка», «Спрятать все». 6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ СХЕМЫ интересны постепенным вводом информации позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. позволяют использовать возможности интерактивной доски, имеющейся в кабинете.

7. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией играют роль сопровождения объяснения нового материала сокращают время обучения и мобилизуют внимание ученика активизируют процессы восприятия, мышления, воображения и памяти учащихся включают ученика в активную познавательную деятельность, повышая интерес к изучаемому материалу. в ходе освоения информационно-компьютерных технологий мной были выполнены презентации к различным урокам биологии: в программе PowerPoint в программе Notebook для работы с интерактивной SmartBoard в программе Elite Panaboard для работы с интерактивной доской Panasonik Panaboard. o учащиеся для более наглядного представления сообщений, отчетов по проектной и исследовательской деятельности создают презентации в программе PowerPoint. отдельные презентации представлены на моем собственном сайте а также на следующих сайтах: «Прошкола.ру», «Открытый класс», «Методисты.ру», Социальная сеть работников образования nsportal.ru

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА позволяют учащимся закрепить знания и отработать умения определять органы живых организмов, части клеток, хорошо развивают зрительную память. выполнение этих заданий может носить индивидуальный и фронтальный характер. учащиеся сразу получают результат своей работы, компьютер указывает им правильно или нет выполнено задание. Например, «Строение бактериальной клетки», «Строение мха» (6 класс) 2. РАБОТА С ТРЕНАЖЕРАМИ позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов. на уроках биологии использую тренажеры, представленные в готовых электронных продуктах «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», мультимедийные приложения к учебникам Н.И. Сонина: в 6 классе - «Строение почки», «Строение тычинки и пестика» и др.; в 8 классе – «Строение сердца», «Дыхательная система», «Оказание первой помощи», «Расщепление белков», «Строение головного мозга», «Строение спинного мозга» и др. в 9 классе – «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза», «Составьте и-РНК по фрагменту ДНК», «Генетический код», «Синтез белка» и др.

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ позволяют, кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы. виртуальные лабораторные работы не могут заменить обычные, но их целесообразно использовать при изучении сложных биологических процессов, постановке опытов, требующих большого временного отрезка. Например, «Изготовление препарата клеток кожицы лука» (6 класс), «Наблюдение за инфузорией-туфелькой» (7 класс), «Строение и свойства костей», «Состав крови человека и лягушки», «Наличие ферментов в слюне», «Действие желудочного сока на белок» (8 класс) 4. РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ЗАДАНИЯМИ система заданий, в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. положительным моментом данного вида работы является наличие богатого иллюстративного материала, что очень хорошо развивает умения учащихся узнавать биологические объекты.

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Компьютерные тесты: повышают объективность оценки ответов; позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучению; сокращают время проверки знаний учащихся. Для контроля знаний я использую тесты, содержащиеся в ранее названных готовых электронных ресурсах, а также в таких как: Тесты для учащихся. Биология 6- 8 классы, изд-во «Учитель», 2008 г. Компакт-диск. Биология 5-9 классы. Тесты, 2012 г. Компакт-диск. Биология классы. Редактор тестов, изд-во «Учитель», 2012 Электронное интерактивное приложение к методическому пособию «Биология. Интерактивные дидактические материала», издательство «Планета», Данные тесты удобно использовать для индивидуальной работы учащихся с компьютером. При их прохождении учащиеся получают процент выполнения теста, и на экран выводятся правильные ответы. Использую компьютерные тесты (тестер 2.0), размещенные на сайте Удобны в использовании и тесты, созданные в программе Microsoft Office Excel. Данные тесты позволяют выбрать ответ из предложенных и сразу получить оценку. Использую также тесты, самостоятельно созданные в программах компьютерного тестирования Knowing, MegaTest, в программе Notebook для работы с интерактивной доской SmartBoard.

И СПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ И СПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Интерактивная доска - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Интерактивная доска может эффективно использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, контроле. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Используя на уроках возможности интерактивной доски, я заметила, что она помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся пассивных, активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках, повышается качество знаний по предмету. Варианты использования интерактивной доски: применяю готовые материалы (CD, презентации, ресурсов из Интернета), которые запускаются в определенный момент на уроке; разрабатываю урок с применением программного обеспечения доски. На уроках биологии в 6-8 классах использую PebStudio - коллекцию интерактивных наглядных пособий, упражнений и заданий, предназначенных специально для работы с интерактивной доской Panasonik Panaboard

ТИПЫ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ 1. Задания на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий: выберите лишнее насекомое в каждом ряду и объясните свой выбор. 2. Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умения обобщать знания, выявлять причинно- следственные связей и т.п. (инструменты «электронное перо», «маркер», «линия»). Примеры заданий: установите соответствие между строением цветка и соответствующим ему семейством. 3. Задания на установление последовательности позволяют сформировать умения выстраивать логические связи между изучаемыми объектами, явлениями и процессами (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий: установите последовательность стадий развития насекомых

4. Задания на классификацию способствуют формированию умение распределять материал на группы (используется функция перемещения объекта) Примеры заданий: распределите растения по классам. 5. Задания на корректировку текста позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применятся на разных этапах урока с использованием инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект», функции перемещения объектов. Примеры заданий: вставьте пропущенные слова в текст. 6. Задания на построение схем позволяют структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», «электронное перо», функция перемещения объектов). Примеры заданий: заполните схему «Сходство грибов и животных». 7. Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», функция перемещения объектов). Примеры заданий: заполните таблицу «Значение простейших в жизни человека» 8. Работа с кроссвордами. Данное упражнение позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляется одним или несколькими учениками с помощью инструментов «электронное перо» и «маркер». Ответы и ключевое слово при этом могут быть закрыты шторкой.

ИПМ 11. Р ЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

1. Уровень обученности по итогам учебного года составил: - в 6-9 классах – 99% (1 неуспевающий из 97) - в классах – 100% 2. Качество знаний по итогам учебного года составило: - в 6-9 классах – 38% (37 успевающих на «4» и «5» из 97) - в классах – 71% (15 успевающих на «4» и «5» из 21)

ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Учебный год Название мероприятия Участники мероприятия Результаты Региональный этап Всероссийской научной эколого- биологической олимпиады в сфере дополнительного образования Свиридова Т., 7 а Диплом 3 место Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды Морозов Д., 8 а Грамота за успешное участие Областной конкурс природоохранных проектов учащихся «Тульским рекам, прудам и озерам – чистоту и полноводность» Морозов Д., 8 а Сертификат участника Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Свиридова Т., 7 а Грамота за успешное участие Региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2013» Максимова А., 7 б Свиридова Т., 7 а Диплом 1 место участник Областной конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Мир растений» Синдеев А., 11 Мельник Д., 5 а Плаксина Ю., 7 б Диплом 3 место Участник III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии Овчинникова И., 6 а Свиридова Т., 7 а Морозов Д., 8 а Диплом призера Диплом победителя Диплом призера 1 полугодие Областной конкурс по декоративно-прикладному творчеству детей и подростков «Флора и фауна Тульской области» Семкина А., 6 а Паршина Е., 7 а Валентина А., 8 б Участник XI Международный детский экологический форум «Зеленая планета 2013», посвященный Году охраны окружающей среды Максимова А.. 8 б Диплом лауреата Региональный этап Всероссийской научной эколого- биологической олимпиады в сфере дополнительного образования детей Мельник Д., 6 а Колобков С., 8 а Грамота за успешное участие Участник

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ В исследовании приняли участие 50 учащихся 7 а, 8 а и 11 классов. Учащимся была предложена анкета, которая содержала 10 высказываний. Каждое из высказываний учащиеся оценивали по 3 балльной системе. ВопросыС высказыванием согласен (3 б) Ни «да», ни «нет» (2 б) С высказыванием не согласен (1 б) 1. На уроках я чувствую себя комфортно 80%18%2% 2. Мне нравится, как преподает учитель 94%6%- 3. К учителю можно спокойно обратиться за помощью.94%6%- 4. Предмет мне интересен 52%44%4% 5. Я получаю удовольствие при изучении предмета 42%56%2% 6. Знания по предмету позволяют мне больше узнавать об окружающем мире 80%20%- 7. Знания и умения по предмету я могу применять в жизни 42%58%- 8. На уроках по этому предмету я выполняю разнообразные задания, отвечаю на вопросы, выступаю с докладами, работаю в паре или группе. 70%24%6% 9. Я люблю выполнять домашнее задание по этому предмету 40%54%6% 10. Я принимаю участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях по этому предмету. 24%22%54%

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ учащихся 6-11 классов В анкетировании «Отношение учащихся к использованию ИКТ на уроках биологии» приняли участие 94 человека из 6-11 классов. В работе привожу результаты анкетирования учащихся 6 а и 10 классов (29 чел.) 18 учащихся из 29 считают, что ИКТ на уроках биологии необходимо использовать постоянно, 11 – использовать необходимо, но не на всех уроках. 28 учащихся хорошо относятся к тому, что учитель биологии применяет ИКТ на уроках, одному учащемуся 10 класса все равно. 26 учащихся считают, что уроки с применением ИКТ интересны и познавательны, 3 учащихся из 6 а класса считают, что такие уроки не всегда интересны и познавательны. На вопрос: «Какие Вы видите плюсы в использовании ИКТ на уроках биологии?» большинство учащихся как в 6 а классе, так и в 10 классе указали следующее: способствуют лучшему усвоению, запоминанию материала и вызывают интерес к предмету. У большинства учащихся 6 а класса повышенный интерес вызывает работа на интерактивной доске, а у учащихся 10 классов - объяснение материала с помощью презентации. 24 учащихся из 29 используют компьютер и ресурсы Интернет при подготовке при урокам биологии, но изредка. Постоянно используют 4 человека, не использует – один учащийся из 10 класса Учащимся 6 а класса интересно выполнять такие домашние задания, как составление кроссвордов, тестов и обычные по учебнику, а в 10 классе – создание презентаций, подготовка сообщений и докладов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДАЕТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОРАЗВИТИЯ. УЧИТЕЛЬ – ЭТО ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ТОЛЬКО УЧИТ ДРУГИХ, НО И ВСЮ ЖИЗНЬ УЧИТСЯ САМ. ОЧЕНЬ ВАЖНО НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, СТАВИТЬ НОВЫЕ ЦЕЛИ И СТРЕМИТЬСЯ К ИХ ДОСТИЖЕНИЮ - ЭТО ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УЧЕНИКА, ТАК И УЧИТЕЛЯ.

ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Урок биологии в 6 классе по теме: «Общая характеристика грибов», напечатанный в методическом журнале «Биология. Все для учителя» г., стр.13 приложения\урок биологии в 6 классе.rar приложения\урок биологии в 6 классе.rar 2. Урок биологии в 7 классе по теме: «Класс Хрящевые рыбы», разработанный в рамках повышения квалификации по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по биологии». приложения\урок биологии в 7 классе.docприложения\урок биологии в 7 классе.doc 3. Урок биологии в 9 классе по теме: «Состав и структура сообщества» с использованием интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов, компьютерного теста. приложения\урок биологии в 9 классе.rarприложения\урок биологии в 9 классе.rar 4. Урок биологии в 11 классе по теме: «Методы селекции растений» с использованием интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов. приложения\урок биологии в 11 классе.rar приложения\урок биологии в 11 классе.rar 5. Презентации, разработанные учащимися. приложения\презентации учащихся.rarприложения\презентации учащихся.rar 6. Списки цифровых образовательных ресурсов, используемых на уроках биологии приложения\списки ЦОРов.rar приложения\списки ЦОРов.rar

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок. Технологические приемы, издательство «Учитель», 2011 г. 2. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке. Как оптимизировать образовательный процесс, издательство «Учитель», 2013 г. 3. Козленко А.Г. «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии». Газета «Биология», 17-24, 2008 г., издательский дом «Первое сентября» 4. Одинцова С.Ф., учитель биологии. Обобщение опыта работы по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий» 5. Роберт И.В. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие» / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. М. : Дрофа, 2008 г. 6. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии: Учебное пособие» – М.: Народное образование, 1998 г. 7. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств» - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г. 8. Семенова Е.Н., учитель биологии МОУ СОШ 2 Навашинского района Нижегородской области. Творческая работа по теме: «Использование ИКТ на уроках биологии» 9. ФГОС основное общее образование

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сайт Федерального центра информационно- образовательных ресурсов Сайт учителя биологии Синдеевой Елены Анатольевны Личная страничка на сайте «Прошкола.ру» сайт «Открытый класс» Личная страничка на сайте «Методисты.ру» Собственный мини-сайт на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»