Нормы современного русского литературного языка Нормы современного русского литературного языка АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий? 1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы 2. В каком примере выделенное слово.
Advertisements

Лексические нормы русского литературного языка АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
А 2. Лексические нормы. Паронимия Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный.
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
Язык. Речь. Слово. Секреты хорошей речи.. «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весенней грозы, меткий, как стрела, певучий и богатый,
11 класс. Ворвалась, брала, нефтепровод, кладовая, банты, с зонтом, крапива, щавель, позвонишь, черпая, статуя, забрала, вручат, жалюзи, быстра, кухонный,
Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых ошибок. Урок1 Нормы современного русского литературного языка. Основные виды речевых.
Занятие 4 Нормы словоупотребления. Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Портрет слова Хлеб. Лингвокультурологический портрет – это такое описание слова при котором исследуется информация, хранящаяся в историческим фонде языка.
Лексика Понятие о паронимах. Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись),
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Синонимы Синонимы - это слова одной и той части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
ИСКУССТВО произведение представитель вида искусства вид искусства чему учит что воспиты- вает чему учит что воспиты- вает.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Транксрипт:

Нормы современного русского литературного языка Нормы современного русского литературного языка АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Лексико- фразеологические нормы

Лексико- фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. Лексико- фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: Мне купили болотистые сапоги. Мне купили болотистые сапоги. Это была болотная местность. Это была болотная местность.

Употребление слова в несвойственном ему значении: Употребление слова в несвойственном ему значении: Евгений Онегин ожидал получить богатое наследие от своего дяди. Евгений Онегин ожидал получить богатое наследие от своего дяди.

Неразличение паронимов и синонимов Идти на поводке (поводу) Идти на поводке (поводу)

В каком предложении вместо представить нужно употребить предоставить? 1 ) Представьте гостям вашего друга. 1 ) Представьте гостям вашего друга. 2) Актер умел представить пение соловья. 2) Актер умел представить пение соловья. 3) Вы должны срочно представить отчет о командировке. 3) Вы должны срочно представить отчет о командировке. 4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы. 4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.

В каком предложении вместо слова артистический нужно употребить артистичный 1)Артистическая уборная поэта превращена в музей. 1)Артистическая уборная поэта превращена в музей. 2)Она понимала, что артистическая карьера не для неё. 2)Она понимала, что артистическая карьера не для неё. 3) Актёр обладал редким артистическим темпераментом. 3) Актёр обладал редким артистическим темпераментом. 4)Выступление гимнаста было на редкость артистическим. 4)Выступление гимнаста было на редкость артистическим.

В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский? 1) Жизненный путь этого человека отражает идеалы эпохи. 1) Жизненный путь этого человека отражает идеалы эпохи. 2) Для некоторых искусство -это жизненная необходимость. 2) Для некоторых искусство -это жизненная необходимость. 3) Остальные персонажи пьесы оказались недостаточно жизненными. 3) Остальные персонажи пьесы оказались недостаточно жизненными. 4) Жизненные привычки приобретаются с опытом. 4) Жизненные привычки приобретаются с опытом.

В каком предложении уместно использовать глагол «одеть» 1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки. 1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки. 2) Малышей … потеплее. 2) Малышей … потеплее. 3) Дедушка взял газету и … очки. 3) Дедушка взял газету и … очки. 4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося. 4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

Одеть или надеть? Одеть – во что или чем: Одеть – во что или чем: Одеть ребёнка в пальто. Одеть ребёнка в пальто. Надеть – укрепить что- нибудь на чём – нибудь: Надеть кольцо на палец. Покрыть часть тела какой – либо одеждой. Надеть шубу.

В каком предложении уместно использовать глагол «одеть» 1) Было ветрено, все экскурсанты НАДЕЛИ плащи и куртки. 1) Было ветрено, все экскурсанты НАДЕЛИ плащи и куртки. 2) Малышей … потеплее. 2) Малышей … потеплее. 3) Дедушка взял газету и НАДЕЛ очки. 3) Дедушка взял газету и НАДЕЛ очки. 4) В этот раз Игорь НАДЕЛ на себя маску раскаявшегося. 4) В этот раз Игорь НАДЕЛ на себя маску раскаявшегося.

В каком предложении вместо слова одеть необходимо употребить слово надеть? В каком предложении вместо слова одеть необходимо употребить слово надеть? 1) Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул её. 1) Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул её. 2) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор. 2) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор. 3) Был такой ливень, что хоть сапоги одевай. 3) Был такой ливень, что хоть сапоги одевай. 4) Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу. 4) Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом: Мне купили болотистые сапоги. Мне купили болотистые сапоги. Это была болотная местность. Это была болотная местность.

Мокрыми ресницами он шлёпал себя по лицу. Мокрыми ресницами он шлёпал себя по лицу.

Употребление лишнего слова(плеоназм): Свободная вакансия. Свободная вакансия. Опустить голову вниз. Опустить голову вниз.

Н а й д и т е о ш и б к у! Н а й д и т е о ш и б к у! Вернуться назад. Вернуться назад. В июле месяце. В июле месяце. Памятный сувенир. Памятный сувенир. Он впервые Он впервые познакомился с Таней. познакомился с Таней.

Укажите предложение в котором не нарушены лексические нормы: Укажите предложение в котором не нарушены лексические нормы: 1) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 1) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 2) Фирма дала сообщение в газету о свободных вакансиях. 2) Фирма дала сообщение в газету о свободных вакансиях. 3) Песни вошедшие в сборник, взяты из народного фольклора Дона. 3) Песни вошедшие в сборник, взяты из народного фольклора Дона. 4) Каждый герой романа наделён индивидуальными чертами. 4) Каждый герой романа наделён индивидуальными чертами.

Укажите предложение в котором не нарушены лексические нормы: 1) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 1) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 2) Фирма дала сообщение в газету о свободных вакансиях. 2) Фирма дала сообщение в газету о свободных вакансиях. 3) Песни вошедшие в сборник, взяты из народного фольклора Дона. 3) Песни вошедшие в сборник, взяты из народного фольклора Дона. 4) Каждый герой романа наделён индивидуальными чертами. 4) Каждый герой романа наделён индивидуальными чертами.

Укажите предложение в котором не нарушены лексические нормы: Укажите предложение в котором не нарушены лексические нормы: 1) В своей речи она употребляет часто диалектные и просторечные слова. 1) В своей речи она употребляет часто диалектные и просторечные слова. 2) Новый год я отмечала у коллеги по работе. 2) Новый год я отмечала у коллеги по работе. 3) На конференции нам подарили на память замечательные сувениры. 3) На конференции нам подарили на память замечательные сувениры. 4) Он по праву завоевал первое место и призовой кубок. 4) Он по праву завоевал первое место и призовой кубок.

Укажите предложение в котором не нарушены лексические нормы: 1) В своей речи она употребляет часто диалектные и просторечные слова. 1) В своей речи она употребляет часто диалектные и просторечные слова. 2) Новый год я отмечала у коллеги по работе. 2) Новый год я отмечала у коллеги по работе. 3) На конференции нам подарили на память замечательные сувениры. 3) На конференции нам подарили на память замечательные сувениры. 4) Он по праву завоевал первое место и призовой кубок. 4) Он по праву завоевал первое место и призовой кубок.

Нарушение лексической сочетаемости Нарушение лексической сочетаемости Делать художественные средства Делать художественные средства Предпринять меры Предпринять меры

Коричневые глаза Коричневые глаза Чичиков постепенно покидает город Чичиков постепенно покидает город

Н а й д и т е о ш и б к у! Н а й д и т е о ш и б к у! Показывать вид Показывать вид Выполнить мечту Выполнить мечту Играть большое значение Играть большое значение

Н а й д и т е о ш и б к у! Показывать вид Показывать вид Выполнить мечту Выполнить мечту Играть большое значение Играть большое значение Делать вид Исполнить мечту Играть роль Иметь значение

Употребление рядом Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология): Учитель учит Учитель учит Сделанное дело Сделанное дело

Н а й д и т е о ш и б к у! Н а й д и т е о ш и б к у! Работящий работник Работящий работник Планировать планы Планировать планы Продолжить далее Продолжить далее

Н а й д и т е о ш и б к у! Работящий работник Работящий работник Планировать планы Планировать планы Продолжить далее Продолжить далее Трудолюбивый работник Создавать планы Продолжить

Неудачное употребление личных и указательных местоимений: Неудачное употребление личных и указательных местоимений: Сначала собака увидела воробья, затем появилась его мама-воробьиха и стала его защищать. Сначала собака увидела воробья, затем появилась его мама-воробьиха и стала его защищать.

Найдите ошибку! Иванов закинул удочку и она клюнула. Иванов закинул удочку и она клюнула.

Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений: Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений: Мне ужасно понравился этот текст Мне ужасно понравился этот текст Не серчайте на меня. Не серчайте на меня.

Смешение лексики разных исторических эпох: Смешение лексики разных исторических эпох: Учитель погрозил мне перстом Учитель погрозил мне перстом На Печорине ловко сидел пиджак. На Печорине ловко сидел пиджак.

Отсутствие связи между предложениями. Отсутствие связи между предложениями. К шестнадцати годам человек становится взрослым и может сам отвечать за свои поступки. Автор рассматривает в тексте проблемы взаимоотношений людей. К шестнадцати годам человек становится взрослым и может сам отвечать за свои поступки. Автор рассматривает в тексте проблемы взаимоотношений людей.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций: Бедность и однообразие синтаксических конструкций: Проблема, поднятая автором, всегда остается актуальной. Учение всегда будет важной темой для обсуждения. Образованность всегда будет привлекать людей. Проблема, поднятая автором, всегда остается актуальной. Учение всегда будет важной темой для обсуждения. Образованность всегда будет привлекать людей.

Употребление слова(выражения) иной стилевой окраски: Употребление слова(выражения) иной стилевой окраски: Я много учусь и в будущем обязательно стану крутым компьютерщиком. Я хочу внести свой вклад в будущее нашей семьи. Я много учусь и в будущем обязательно стану крутым компьютерщиком. Я хочу внести свой вклад в будущее нашей семьи.

Пропуск нужного слова. Серёжа сидит Серёжа сидит и ждёт конца. и ждёт конца.

Укажите предложение, в котором соблюдены лексические нормы. 1) Он умел отстаивать свою точку зрения. 1) Он умел отстаивать свою точку зрения. 2) Писатель играл большое значение в литературном процессе конца прошлого века. 2) Писатель играл большое значение в литературном процессе конца прошлого века. 3) Наташа Ростова была хорошей хозяйственницей. 3) Наташа Ростова была хорошей хозяйственницей. 4) Героем повести Куприна является поручик Ромашов. 4) Героем повести Куприна является поручик Ромашов.

Типы словосочетаний: Свободные Свободные Несвободные Несвободные

Свободные словосочетания Фразеологизмы Любое можно заменить другими словами В их составе нельзя заменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а используются готовыми

Вы заблудились в трёх елях Вы заблудились в трёх елях Он привык из кильки делать кита Он привык из кильки делать кита Плач крокодила Плач крокодила

Многие фразеологизмы могут быть перепутаны. Этого нельзя допускать.

Нельзя говорить: играет значение, играет значение, повысить кругозор, повысить кругозор, доставили боль, доставили боль, одержали поражение, одержали поражение, нарастить мастерство, нарастить мастерство, сквозной нитью сквозной нитью

Следует говорить: Имеет значение - играет роль Имеет значение - играет роль Повысили уровень–расширили кругозор Повысили уровень–расширили кругозор Одержал победу – потерпел поражение Одержал победу – потерпел поражение Приложил усилия– предпринял попытку Приложил усилия– предпринял попытку Сквозной линией – красной нитью Сквозной линией – красной нитью Поднять бокалы – провозгласить тост Поднять бокалы – провозгласить тост Внушает уважение –вызывает сомнение Внушает уважение –вызывает сомнение

Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок 1) Писатель играл большое значение в литературе конца прошлого века. 1) Писатель играл большое значение в литературе конца прошлого века. 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит. 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит. 3) Львиная часть работы была уже выполнена. 3) Львиная часть работы была уже выполнена. 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие. 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие.

Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок 1) Писатель играл большое значение в литературе конца прошлого века. 1) Писатель играл большое значение в литературе конца прошлого века. Писатель играл большую роль (имел значение) в литературе конца прошлого века.

Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит. 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит. 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит.

Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок 3) Львиная часть работы была уже выполнена. 3) Львиная часть работы была уже выполнена. 3) Львиная доля работы была уже выполнена.

Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие. 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие. 4) Наш герой заварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие.

Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок 1) Писатель играл большое значение в литературе конца прошлого века. 1) Писатель играл большое значение в литературе конца прошлого века. 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит. 2) Ваше дело гроша ломаного не стоит. 3) Львиная часть работы была уже выполнена. 3) Львиная часть работы была уже выполнена. 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие. 4) Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие.

Смешение паронимов: Особенности лиричного героя Пушкина. Особенности лиричного героя Пушкина.

Паронимы – слова, которые близки по звучанию и значению, но различны в оттенках смысла и в употреблении. Паронимы – слова, которые близки по звучанию и значению, но различны в оттенках смысла и в употреблении.

В каком предложении не нарушены лексические нормы русского языка в употреблении паронимов? 1. В знойный летний день так приятно пройтись по теневым аллеям парка. 1. В знойный летний день так приятно пройтись по теневым аллеям парка. 2. В аудиториях необходимо было провести ремонт. 2. В аудиториях необходимо было провести ремонт. 3. В степи мы увидели огромный земельный курган. 3. В степи мы увидели огромный земельный курган. 4. Человек всегда может найти в себе скрытые резервы. 4. Человек всегда может найти в себе скрытые резервы.

Пройтись по теневым аллеям Пройтись по теневым аллеям Пройтись по тенистым аллеям

Обратите внимание! Абонемент – документ, удостоверяющий право пользования: продлить абонемент Абонемент – документ, удостоверяющий право пользования: продлить абонемент Абонент – человек, имеющий право пользования: абонент временно недоступен

Обратите внимание! Адресат – получатель письма: адресат неизвестен Адресат – получатель письма: адресат неизвестен Адресант- отправитель письма, адресант скрылся за псевдонимом.

Обратите внимание! Бедный – неимущий, небогатый, жалкий Бедный – неимущий, небогатый, жалкий Бедственный – оказавшийся в беде.

Обратите внимание! Безответственный – легкомысленный. Безответственный – легкомысленный. Безответный – покорный.

Найдите пару: Цвет Цвет Житель Житель Цветок Цветок Участок Местность Сапоги

Найдите пару: Будничные Будничные Веский Веский Будние Весомый

Запоминаем! Водяные: Водяные: Капли Капли Мельница, Мельница, Растения, Растения, Знак Знак Водные: Пространство, Транспорт

Запоминаем! Встать: Встать: На цыпочки, На цыпочки, На дыбы, На дыбы, На чью –то сторону На чью –то сторону Стать: Человеком, специалистом, врачом, Лошади, Двигатели, мотор, часы, река

Найдите ошибки: Высокий юноша, Высокий юноша, Высокий результат, Высокий результат, Высокий слог, Высокий слог, Высокие достижения, Высокие достижения, Высший голос, Высший голос, Высокий разум Высокий разум Высокий юноша, Высший результат, Высокий слог, Высшие достижения, Высокий голос, Высший разум

Найдите ошибки: Выявить качества, Выявить качества, Проявить недостатки, Проявить недостатки, Проявить качества, Выявить недостатки

Найдите ошибки: Демократичный строй, Демократичное руководство, Демократическое воспитание, Демократические реформы. Демократический строй, Демократичное руководство, Демократичное воспитание, Демократические реформы.

1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1. В каком предложении вместо слова глубокий следует глубинный? 1) Глубокой ночью все в деревне затихло, даже легкий ветерок не шевелил опавшую листву. 1) Глубокой ночью все в деревне затихло, даже легкий ветерок не шевелил опавшую листву. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 2) Во время паводка глубокая горная река затопила пастбище. 3) Подводная глубокая бомба, оставшаяся в море со времен войны, неожиданно всплыла на пути круизного лайнера. 3) Подводная глубокая бомба, оставшаяся в море со времен войны, неожиданно всплыла на пути круизного лайнера. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу. 4) Производство авиационной техники было налажено в глубоком тылу.

В каком предложении вместо слова добровольный нужно употребить добровольческий? В каком предложении вместо слова добровольный нужно употребить добровольческий? 1) Человеческий труд всегда должен быть добровольным. 1) Человеческий труд всегда должен быть добровольным. 2) Фонд помощи пострадавшим от наводнения получил много добровольных взносов от населения. 2) Фонд помощи пострадавшим от наводнения получил много добровольных взносов от населения. 3) Добровольное общество содействия армии существует и теперь. 3) Добровольное общество содействия армии существует и теперь. 4) Добровольная армия смогла победить сильного противника. 4) Добровольная армия смогла победить сильного противника.

В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить усвоить? В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить усвоить? 1) Производство нельзя наладить, если не освоить новую технику. 1) Производство нельзя наладить, если не освоить новую технику. 2) Переселенцы из Европы в 18 веке освоили новые земли в Австралии. 2) Переселенцы из Европы в 18 веке освоили новые земли в Австралии. 3) Студент не смог быстро освоить прочитанное. 3) Студент не смог быстро освоить прочитанное. 4) Учащиеся техникума во время практики освоили новое заводское оборудование. 4) Учащиеся техникума во время практики освоили новое заводское оборудование.

В словосочетаниях какого ряда соблюдены лексические нормы русского языка в использовании паронимов? 1) эффектный трюк, эффектное лечение; 1) эффектный трюк, эффектное лечение; 2) целый этап, целый век; 2) целый этап, целый век; 3) нетерпимый человек, нетерпимый холод; 3) нетерпимый человек, нетерпимый холод; 4) враждебный взгляд, враждебная оборона. 4) враждебный взгляд, враждебная оборона.

В словосочетаниях какого ряда соблюдены лексические нормы русского языка в использовании паронимов? 1) длинные традиции, длительные дожди 1) длинные традиции, длительные дожди 2) роспись начальника, подпись на документе 2) роспись начальника, подпись на документе 3) грецкий орех, греческий зал 3) грецкий орех, греческий зал 4) гнилые бактерии, гнилостное сено. 4) гнилые бактерии, гнилостное сено.

Неверное словообразование. Запомните. ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Компостировать Компоссировать Компрометировать Компроментировать Конкурентоспособный Конкурентноспособный Трамвай Транвай

Неверное словообразование. Будущий Будующий Жаждущий Жаждующий Следующий Следующий Дерматин Дермантин Дуршлаг Доушлаг Интриган Интригант Инцидент Инциндент ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО

Неверное словообразование. ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Констатировать Констаитировать Макулатура Мукулатура Прецедент Прецендент Прочий Протчий Пуловер Полувер Размолоть Размелить Скрупулёзный Скурпулёзный Страховой полис Страховой полюс Табурет Тубурет

Верное словообразование. Компостировать Компостировать Компрометировать Компрометировать Конкурентоспособ ный Конкурентоспособ ный Трамвай Трамвай Будущий Будущий Жаждущий Жаждущий Следующий Следующий Дерматин Дуршлаг Интриган Инцидент Констатировать Макулатура Прецедент Пуловер

Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка: Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка: 1) Новый сезон открывает большие возможности в эволюции спорта. 1) Новый сезон открывает большие возможности в эволюции спорта. 2) В сегодняшней газете напечатано эксклюзивное интервью восходящей звезды эстрады. 2) В сегодняшней газете напечатано эксклюзивное интервью восходящей звезды эстрады. 3) Юноша искусно имитировал голоса птиц. 3) Юноша искусно имитировал голоса птиц. 4) Этот прецедент запомнился всем, кто был в путешествии. 4) Этот прецедент запомнился всем, кто был в путешествии.

Прецедент (книжн.) – случай, служащий примером, оправданием для подобных случаев данного рода. Прецедент (книжн.) – случай, служащий примером, оправданием для подобных случаев данного рода. Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Установить прецедент (найти в прошлом сходный случай) Установить прецедент (найти в прошлом сходный случай)

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий? 1) омонимы 1) омонимы 2) паронимы 2) паронимы 3) синонимы 3) синонимы 4) антонимы 4) антонимы

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания? Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания? 1) омонимы 1) омонимы 2) паронимы 2) паронимы 3) антонимы 3) антонимы 4) синонимы 4) синонимы

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? 1) зал полон 1) зал полон 2) тонкие пальцы 2) тонкие пальцы 3) зал аплодировал стоя 3) зал аплодировал стоя 4) крутой берег 4) крутой берег

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? 1) крутой кипяток 1) крутой кипяток 2) тяжелая поклажа 2) тяжелая поклажа 3) крутой подъем 3) крутой подъем 4) шелковая ткань 4) шелковая ткань

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? 1) шелковая рубашка 1) шелковая рубашка 2) горячий кофе 2) горячий кофе 3) шелковые волосы 3) шелковые волосы 4) золотые часы 4) золотые часы

В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении? В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении? 1) часы идут 1) часы идут 2) дождь прошел 2) дождь прошел 3) человек прошел 3) человек прошел 4) век прошел 4) век прошел

В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении? 1) глухое недовольство 1) глухое недовольство 2) глухой к просьбам 2) глухой к просьбам 3) глухой согласный 3) глухой согласный 4) глухой старик 4) глухой старик

В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении? В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении? 1) язык распустить 1) язык распустить 2) языки пламени 2) языки пламени 3) вкусный заливной язык 3) вкусный заливной язык 4) злые языки 4) злые языки

В каком предложении слово СТОЛ употреблено в значении «питание, пища»? 1) Берите книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. 1) Берите книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. 2) На кухонном столе стоял красивый сервиз. 2) На кухонном столе стоял красивый сервиз. 3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи. 3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи. 4) Состоялись переговоры за круглым столом. 4) Состоялись переговоры за круглым столом.

В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении «пропитание»? В каком предложении слово ХЛЕБ употреблено в значении «пропитание»? 1) Хлеб убрали и завезли на элеватор. 1) Хлеб убрали и завезли на элеватор. 2) Не хлебом единым жив человек. 2) Не хлебом единым жив человек. 3) Мой брат любит ржаной хлеб. 3) Мой брат любит ржаной хлеб. 4) Эта работа – верный хлеб. 4) Эта работа – верный хлеб.

Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд – дорога к успеху»? Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении «Труд – дорога к успеху»? 1) место, по которому надо пройти или проехать, путь следования 1) место, по которому надо пройти или проехать, путь следования 2) путешествие, пребывание в пути 2) путешествие, пребывание в пути 3) образ действия, направление деятельности 3) образ действия, направление деятельности 4) полоса земли, предназначенная для нередвижения. 4) полоса земли, предназначенная для нередвижения.

В каком ряду представлены синонимы? 1) жизненный - житейский 1) жизненный - житейский 2) высокомерие – надменность 2) высокомерие – надменность 3)высокий – низкий 3)высокий – низкий 4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться. 4) комнату заставили мебелью – меня заставили учиться.

Какой пример не содержит фразеологического оборота? Какой пример не содержит фразеологического оборота? 1) Сегодня у меня все падает из рук. 1) Сегодня у меня все падает из рук. 2) На экзамене я взял себя в руки 2) На экзамене я взял себя в руки 3) Он прибрал к рукам все производство. 3) Он прибрал к рукам все производство. 4) Я трудился не покладая рук. 4) Я трудился не покладая рук.

В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными? В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными? 1) лодырь, лентяй, прогульщик; 1) лодырь, лентяй, прогульщик; 2) маленький, малец, шествовать; 2) маленький, малец, шествовать; 3) сгущенка, малюсенький, очи; 3) сгущенка, малюсенький, очи; 4) вредный, вредничать, глупец. 4) вредный, вредничать, глупец.

В каком ряду все слова являются разговорными? 1) кассирша, раззява, картофель 1) кассирша, раззява, картофель 2) дикторша, охламон, весельчак 2) дикторша, охламон, весельчак 3) жадина, картошка, притон 3) жадина, картошка, притон 4) электричка, старьевщик, неразбериха 4) электричка, старьевщик, неразбериха

В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления. 1) гутарить, компьютер 1) гутарить, компьютер 2) поэт, лицедей 2) поэт, лицедей 3) интернет, притаранить(принести) 3) интернет, притаранить(принести) 4) курень, предки(родители) 4) курень, предки(родители)

В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический. 1) реальное направление в живописи 1) реальное направление в живописи 2) реальная действительность 2) реальная действительность 3) решать реальные задачи 3) решать реальные задачи 4) добиться реальных успехов. 4) добиться реальных успехов.

В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный? В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить слово единственный? 1) Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов. 1) Собирательные существительные обозначают совокупность единичных однородных предметов. 2) В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги. 2) В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги. 3) Главная, единичная его страсть была любовь к науки. 3) Главная, единичная его страсть была любовь к науки. 4) Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись. 4) Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.