ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ТОЧКА ВЫБОРА. Шиян Ольга Александровна Ведущий научный сотрудник МГПУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н. М. ШАДРИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА» Система оценки качества в рамках основной образовательной.
Advertisements

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка» - разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
ООП ДО Нормативно- правовая база ФГОС ДО «Своя игра»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия, используемые.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 15 Адмиралтейского района Санкт - Петербурга Презентация.
1 вопрос: Анализ основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по введению федерального государственного образовательного стандарта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
Проектирование системы оценки качества дошкольного образования Т.В. Морозова эксперт ИПОП «Эврика»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 1.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Программно-методический комплекс как условие разработки основной образовательной программы дошкольного образования.
Транксрипт:

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ТОЧКА ВЫБОРА. Шиян Ольга Александровна Ведущий научный сотрудник МГПУ

Первоочередные документы Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ " Об образовании в Российской Федерации » ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г ( Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г ( Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию ) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, / от 7 февраля, 2014 г. Комментарий ФГОС дошкольного образования от 28 февраля Проекты примерных основных программ дошкольного образования

Закон об образовании Ст. 12. П.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Группы различной направленности ( общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной ) могут реализовывать различные программы РЕАЛИЗАЦИЯ ООП НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ПОЛУЧЕНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВОСПИТАННИКОМ ДЕТСКОГО САДА

Возможна ли разработка собственной ООП образовательной организацией ? Нужна ли разработка собственной ООП образовательной организацией ? Бегство от свободы – вынужденное или добровольное

Что может инициировать проект ? Только осознание « зазора » НОРМАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ цельРЕАЛЬНОСТЬ

Требования к дошкольному детству Ранний старт Эмоциональное благополучие

Развилки дошкольного образования Акселерация развития Амплификация развития

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ обоснование Запорожец А. В.: амплификация развития Широкое развертывание и максимальное обогащение специфически детских форм деятельности

Особенности ФГОС ДО Ориентиры : Развитие личности и индивидуальности Самостоятельная ценность дошкольного детства

Что может инициировать проект ? Только осознание « зазора » НОРМАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ цельРЕАЛЬНОСТЬ

Социальный навигатор 2014: рейтинг муниципальных садов России Основная масса детских садов во всех случаях соответствует оценке « удовлетворительно » – 96,2 % в 2012 году и 99,3% в 2013 году и 94,9% в 2014 году.

ориентироваться на стимулирование инициативы ребенка, создавать условия для его свободного развития через индивидуализацию образовательного процесса, организацию диалогических отношений с педагогами усиления образовательной составляющей в дошкольном возрасте. Определения нового качества дошкольного образования как образования развивающего ( амплифицирующего ), в равной степени избегающего рисков натаскивания к школе или невмешательства в процесс развития. Стандарт условий и стандарт детских достижений Основные тенденции

Образовательная среда ФГОС : 3.3. Важнейшим условием реализации программы является создание образовательной среды, и эмоционально комфортной и развивающей для ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Предметно – пространственная развивающая среда ( насыщенная, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная )

Образовательная среда - способ действия ребенка, задаваемый пространством, структурой программы и взаимодействием взрослого Синтетический характер предмета оценки : ПРИМЕР : НЕ НАЛИЧИЕ ИГРУШЕК, А ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ Образовательная среда – « скрытое содержание образования »

Стандартизированные инструменты оценки образовательных условий. Шкалы оценки образовательной среды Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R) Infant and Toddler Environment Rating Scale (ITERS-R) Family Day Care Rating Scale (FDCRS) Оценка образовательных практик в образовании детей раннего возраста (Assessment of Practices in Early Elementary Classrooms (APEEC)). Шкала детско - взрослых интеракций (Caregiver Interaction Scale (CIS)) Шкала наблюдений за взаимодействием детей в классной комнате (Classroom Assessment Scoring System (CLASS)). « Освоение речи грамотности в дошкольном возрасте : шкала наблюдений » (Early Language and Literacy Classroom Observation (ELLCO)).

Апробация шкал оценки среды : предварительные результаты Безопасность Гигиена Пространство Мебель Повышение квалификации Возможность уединения Возможность общаться с педагогом индивидуально Нерегламентированное общение Свободная игра Доступность материалов Готовность к культурному многообразию Вовлечение родителей Зоны благополучия Зоны неблагополучия

Проекты примерных программ « От рождения до школы » « Истоки » « Золотой ключик » « Открытия » « Программа Монтессори » « Березка » ( Вальдорфская педагогика ) « Тропинки » … Важно увидеть зазор, а не сходство !

Наименование программы по которым работают воспитатели % Количество « От рождения до школы » ( Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ) %51 « Школа 2100» ( А. А. Леонтьев, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др.) %3,4 « Развитие » ( Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.) %4 « Истоки » ( Центр Дошкольное детство им А. В. Запорожец %0,6 « Мозаика » %41

Критерии сравнения ПООП Плохо работающие Теоретические обоснования Авторы Основные разделы Характеристики возраста и целевых ориентиров Работающие Наличие или отсутствие нового содержания ( авторских программ ) организационной схемы Нового описания возрастных характеристик

« От рождения до школы » преимущества Риски Традиционность ( бывшая « Типовая » программа ) Большое методическое обеспечение ( в том числе « Школа 7 гномов », приложения ) От младенческого возраста Традиционность ( бывшая « Типовая » программа ) Формат « занятий » - основной Содержание традиционного типа ( программа В. В. Гербовой по развитию речи )

Библиотека « Программы воспитания и обучения в детском саду » под общей ̆ редакцией ̆ М. А. Васильевои ̆, В. В. Гербовои ̆, Т. С. Комаровои ̆ Александр Николаевич Веракса Николаи ̆ Евгеньевич Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждении ̆ _a_bibliotekaprog_proektnaya_deyatelnost_ doa4.pdf

« Истоки »: под ред. Л. А. Парамоновой преимущества Риски Традиция культурно - исторической психологии : « Центра Запорожца ». Авторские программы Л. А. Парамоновой по конструированию по условиям. Программа диалогической речи А. Г. Арушановой. Парциальные программы по второму языку, изо и экологии. Формат НОД - основной

« Золотой ключик »: Кравцова Е. Е. И Кравцов Г. Г. преимущества Риски Традиция культурно - исторического подхода Готовность к школе = развитие произвольности, в том числе в игре Детоцентричная программа. Семейный тип отношений Разновозрастные группы Парная педагогика Событийная организация жизни Ценность игры и время для игры Характеристика возраста и критерии по годам Дидактический материал Нет младенческого возраста Дополнительные кадровые ресурсы Подготовка педагога необходима

Тема ЗадачиУсловия реализации Таинственное послание Создание обстановки приключенческого события. Обеспечение появления таинственного послания с далекого острова с просьбой ̆ о помощи. Создание вербального образа Дракона- людоеда. Бутылка, «побывавшая долгое время в океане»; Состаренное послание, карта мира. Куклы-роботы Придумывание собственных кукол- роботов, наделенных характером и особенностями детей ̆. Программирование кукол- роботов. Обучение кукол роботов Подручные материалы для изготовления кукол- роботов. « Золотой ключик »: примеры планирования

Критерии оценки развития детей ̆ к концу второго года работы иметь представление о том, что такое фильм, как делают мультфильм, диафильм ; знать, что такое библиотека, для чего туда ходят. Иметь опыт посещения со старшими детской ̆ библиотеки ; иметь представление о будущем, связанное с полетами в космос, отнесение этого будущего на ось времени ( впереди от точки настоящего времени ).

« Золотой ключик »: взрослый – играющий волшебник

« Открытия »: под ред. Е. Г. Юдиной преимущества Риски Принципиально иная организация жизни : проекты, самоопределение. Внятная организационная структура : круг, самоопределение, проекты, обсуждение. Направленность на развитие самосознания детей. Можно использовать содержание других программ. Л. В. Свирская ̆ « Методика ведения педагогических наблюдении ̆ ». Необходимо специальное обучение педагогов

Я и мои произведения

Ситуации выбора

« Тропинки »: В. Т. Кудрявцев преимущества Риски Готовность к школе = развитие воображения. Проблема как основная единица развивающего программного содержания. Единство развивающей ̆ и оздоровительной ̆ работы с детьми. Авторские программы по развитию речи О. С. Ушаковой, по подготовке к чтению Л. Е. Журовой, по развитию знаково - символической деятельности Н. Г. Салминой. Нет программы для младенческого возраста. Необходима специальная подготовка педагогов.

Структура « Тропинок » 1) « Развитие культуры общения »: « Тропинка в мир людей ̆ », « Тропинка в мир труда »; 2) « Развитие культуры познания »: « Тропинка в мир свои ̆ ств и качеств предметов », « Тропинка в окружающий ̆ мир », « Тропинка в мир математики »; 3) « Развитие культуры речи »: « Тропинка в мир правильной ̆ речи », « Тропинка к грамоте »; 4) « Развитие художественно - эстетической ̆ культуры »: « Тропинка в мир художественной ̆ литературы », « Тропинка в мир музыки », « Тропинка в мир изобразительного искусства »; 5) « Развитие культуры движении ̆ и оздоровительная работа »: « Тропинка в мир движения », « Тропинка к здоровью ».

Программа М. Монтессори ( под редакцией ̆ Е. А. Хилтунен ). преимущества Риски Разработанные технологии взаимодействия с детьми. Подробный список материалов и пособий. Сенсорное развитие. Развитие самостоятельности. Необходимость приобретения материалов. Необходимость обучения педагогов.

Принципы программы Принцип сенситивных периодов. Принцип актуального и ближаи ̆ шего развития. Принцип свободнои ̆ работы детей ̆ в предметно - пространственнои ̆ развивающей ̆ среде. Принцип разновозрастности детской ̆ группы.

Риски программы Монтессори риск предубеждения, недоверия к Программе, вызванных недостаточнои ̆ осведомленностью со стороны работников органов управления образованием в регионах и на местах ; риск неэффективного управления процессом введения Программы ; риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля над соблюдением ФГОС ДО ; риск несоблюдения требовании ̆ к условиям реализации Программы, где важнеи ̆ шими являются три условия : инвариантность в создании предметно - пространственнои ̆ образовательнои ̆ среды ( наличие и правильное использование базового набора автодидактического материала ); профессионализм педагогов в организации свободнои ̆ работы детей ̆ с этим материалом ; учет особенностеи ̆ здоровья и индивидуального темпа развития детей ̆ ; риск неготовности родителеи ̆ к принятию принципов Программы и продолжения линии их реализации в семье ; риск неготовности родителеи ̆ тесно сотрудничать с образовательнои ̆ организациеи ̆ в целях реализации Программы.

Ресурсы программы Монтессори Сообщества : Международный институт монтессори - педагогики Общественные ассоциации : Межрегиональная ̆ Монтессори Ассоциация и Ассоциация монтессори - педагогов России

« Березка »: вальдорфская педагогика ( под ред. В. Загвоздкина ). преимущества Риски Технология работы и взаимодействия с детьми. Акцент на развитии воображения и эмоциональной сферы. Принципы : Ритм и повторение Разновозрастные группы Опытное переживание мира Эстетическая среда Разновозрастные группы Вовлечение семьи Включение в традиционную культуру Необходима подготовка педагогов

Программа « Развитие » преимущества Риски Наглядное моделирование ( Леонид Венгер ) Средства – медиаторы – как основной механизм работы в зоне ближайшего развития ребенка. Не оформлена как проект примерной программы

Польша: «Vygotsky in action»

Авторские программы Детский сад школы А. Н. Тубельского 31/ « Медвежонок » Улан - Удэ « Аленушка » Улан - Удэ Детский сад 16 Красноярск kh_sobranij/0-28 …

Ресурсы Электронная газета « Вести образования » Журнал « Современное дошкольное образование » Журнал « Обруч »