Как пополнять словарный запас у детей Мастер – класс для родителей Учитель-логопед Нагорная М.А.
Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, более устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5 – 6 лет запас слов ребенка увеличивается до 3000 единиц.
При недоразвитии могут проявляться тревожащие родителей моменты (то. На что необходимо обратить Ваше внимание): - ребенок неактивен в речевом общении; - он не может связно рассказать о происходящих событиях; - наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире. Для дошкольников с ОНР характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Игра «Наоборот» («Спорщики»). Упражнение на подбор антонимов. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Высоко – низко Потерял – нашел Пришел - ушел Сухой – мокрый Далёкий - близкий
Игра «Закончи фразу» Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон … Река широкая, а ручей …
Игра «Сравни» Взрослый предлагает ребенку сравнить. Например: по вкусу: горчицу и мёд по цвету: снег и сажу по высоте: дерево и цветок по возрасту: юношу и старика
Игра «Скажи по-другому» (подбор синонимов к заданному слову). Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Отыскать – найти; зябнуть – мерзнуть; шалить – баловаться.
Игра «Продолжи цепочку» Взрослый называет одно – два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов. Пища – еда, корм, продукты Жилище – дом, квартира, здание Игра «Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку как можно больше: - названий предметов к названию действия: Кто бежит? (Человек, зверь) Что бежит? (время, ручей, река, молоко) - действий к предмету: Человек что делает? (живет, идет, поет, спит, ест, учится и т.д.) - Признаков к предмету: Зима какая? (белая, снежная, холодная, вьюжная и т.д.)
Игра для родителей «Такие старые слова» Устаревшие слова редко используются нами, однако встречаются, особенно в классической литературе. Зачастую объяснить их значение не каждому по силам. Я предлагаю вам выбрать один из вариантов толкования устаревшего слова: Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки? Книгочей – любитель чтения или библиотекарь? Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница? Каракуль – ценный мех или непонятная запись? Сирый – волк или сирота? Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник? Тараторка – тот, кто много говорит или сорока? Карла – ворона или человек маленького роста? Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно? Катанки – санки или валенки?
Как выражают мысли наши дети. Что такое «Беседка»? Беседка – это запасной домик! Беседка - … там комары и туда еще можно ходить. Беседка – у меня только от комаров есть СЕТКА, а БЕ– СЕТКИ у меня нет!
Что такое Ракета? – Чтобы летать на луну к бабушке! Что такое спутник? – Спутник – это магазин такой! Ты летала когда-нибудь на самолете? – У меня нет самолёта! Сколько ног у собаки? – По две с каждой стороны! У тебя есть друзья? – Да! Соня – подружка, и еще Полина – двоюродная подружка!
Игра с родителями «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову. Слова: аппетитный, ложь, крупный, верный, наслаждение, отчизна, глупый, собрание, печаль. исцеляет, ласковая, корм, тревога, смелый.
И еще насколько рекомендаций.. Загадывайте ребенку загадки, выраженные своими словами (упоминая признаки и действия к этому предмету) об овощах, фруктах, одежде, животных домашних и диких, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок пусть дает с объяснением того, как он догадался. Одно из любимейших упражнений на наших занятиях – самостоятельное составление загадок-описаний детьми по определенному плану. Например, об одежде. Пусть ребенок опишет цвет, величину, форму, материал, из которого сделана одежда, времени года, когда ее носят.
Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию и доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Попросите ребенка объяснить что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и тому подобные. Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным занятиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним. Обсуждайте увиденное после посещения спектаклей, музеев, парков, зоопарка и других событий в вашей жизни. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте своё!
Спасибо за внимание! Учитель-логопед Нагорная М.А. МАДОУ ЦРР д/с 77 г. Калининград 2014 год