Тенденция к нарушению норм в языке художественной литературы ХХ – начала ХХI века Лекция 16.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи о любви. Любовь- это…. Дрожащая рука. Я люблю тебя… Я такая как есть. И даже если… Твое имя Ты сидишь на скамейке Я не могла… Я любила тебя. Ни один.
Advertisements

Эта улица мне знакома, Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Были годы тяжелых бедствий,
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
Марина Цветаева
( ). Ника Георгиевна Турбина.
История одной песни «В землянке» Музыка Константина Листова Слова Алексея Суркова Автор презентации: Учитель музыки ФМЛ239 Никифорова Наталья Михайловна.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
G Play4God.com. Начиная новый день, слышу голос Твой, Я смотрю на небеса, знаю - Ты со мной, Пусть Господь Твоя рука поведёт меня, Я люблю Тебя, Господь,
« Стихи …, как с Миром диалог. С душой написанные строки Не знают времени, дорог. Сердца хранят их смысл глубокий ». А. Крайнов. « Властительница дум и.
« УТОНЧЕННАЯ ЭПОХА »- СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.. А. А. Блок « Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал »
Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. (Учащиеся 10 класса на экскурсии в селе Константиново Рязанской области, родине поэта Сергея.
Презентация для детей Доктора природы Воспитатель ГБДОУ 78 Фрунзенского района Санкт – Петербурга Бойцун Н.Г.
Презентация для детей 4-7 лет. День матери отмечают во многих странах мира, правда, в разное время. В этот день поздравляют только матерей и беременных.
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
Дню матери посвящается…. Мама - слово дорогое на земле, Мама - всё живое тянется к тебе,
Нравственные проблемы рассказа. « Царевна - лягушка » А. С. Пушкин. « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях » Андерсен. « Снежная королева » М.
Поэзия серебряного века. Поэты серебряного века - это целые созвездия в русской национальной стихийной галактике. Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус,
Знакомство с буквой Рыбки резвые шалили, В речке рака разбудили Рак на рыбок осерчал, Рассердился, наказал: Отобрал у них игрушки, Разноцветные ракушки.
50 СВОЯ ИГРА «ЭРУДИТ» ЗЕМЛЯ ВОДА ВОЗДУХ ВСЕЛЕН НАЯ.
Понятие об односоставных предложениях. Определенно - личные предложения. Задачи : Расширить знания о предложении. Дать понятие об односоставных предложениях.
Транксрипт:

Тенденция к нарушению норм в языке художественной литературы ХХ – начала ХХI века Лекция 16

Сейчас слова мертвы, и язык подобен кладбищу, но только что рожденное слово было живо, образно… Эта потеря формы слова является большим облегчением для мышления… но искусство не могло удовольствоваться этим выветрившимся словом. Виктор Шкловский «Воскрешение слова»

Прием смешения восприятий (синестезия) И. Анненский: как цепи розовых минут Между запиской и свиданьем; звенело солнце; услышу мрака дуновенье; тем ярче себя ж узнавал; Когда на бессонное ложе Рассыплются бреда цветы; Все глазами взять хочу я Из темнеющего сада.

Слышат лунное сиянье (К. Бальмонт); И ветер в круглое окно Вливался влажною струею (А. Ахматова), И волны колоколов над волнами хлеба (М. Цветаева); Квартира тиха, как бумага… (О. Мандельштам); Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной (С. Есенин).

Оксюморон Нездешней мучительной страсти огнем она черным горит (Анненский). В звонко-звучной тишине (В. Брюсов). Все, что так нежно ненавижу и так язвительно люблю (В. Ходасевич). благочестивый русский хулиган; трагичный юморист, юмористичный трагик; безумствующий умник (И. Северянин)

Окказионализмы 1. Грамматические. армии Ромеев и Джульетт, Пуанкаре – Пуанкарей, вслед за Бенуями; не имеющих поизий, не разбери-любвей, мебелях; ураганной, американистей, чайное, сделанное, запоминаемые (В. Маяковский), железной (А. Блок), отч и зряч (М. Цветаева).

2. Использование служебных слов как полнозначных. В. Маяковский: Вода И под И над. Тимур Кибиров «Обзор прессы»: Свобода от... Свобода для...

3. Лексические: – абстрактные существительные: лунность, ржавь, хмарь, сырь, мреть (С. Есенин); глушизн, труженичество, разводство, пьянство (М. Цветаева), захладелость, захолодь (Б. Пастернак), альфонсизм (И. Ильф и Е. Петров); треньк, взмах, фырк, рид, звяк; людьё, гостьё, дамьё, громадьё (В. Маяковский) и др.;

– другие морфемные образования: напоэтился, пере понял, безматерьялье (А. Чехов, письма), обездарят, запесочат (И. Северянин), изласкало, расперегрянуло; распрабабкиной (В. Маяковский), жизняночка и умиранка; полразговорца (О. Мандельштам); выдыхаться, переуступка (М. Цветаева), заслезил (Б. Пастернак);

– прилагательные с иными суффиксами: слонячья кость, зверячий язык, тигрячий, трамвайский (В. Маяковский), в травном одеяле (С. Есенин), земляниковые (А. Вознесенский);

– сложные слова: седобородье, тупорылые, быкомордая, комсомальчик; испешеходить, цветоморье (В. Маяковский), Глазами… соседскими, справа-коечными (М. Цветаева); самопадающая ручка (И. Ильф и Е. Петров);

4. Игра с фразеологией: Не знаю, решена ль Загадка зги загробной (Б. Пастернак); Неразрывные враги (М. Цветаева). продержимся впереди автопробега, снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного мероприятия; терять нечего, кроме запасных цепей (Е. Ильф и Е. Петров); И дышать полной грудью на ладан; Мне с моею милою – рай на шабаше (А. Башлачев).

Дыр бул щыл убещур скум вы со бу р л из. В этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поизии Пушкина (А. Крученых).

В области синтаксиса и пунктуации – парцелляция, именительный темы, номинативные и эллиптические предложения: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок); Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

– авторское тире: Я рук не ломаю! Я только тяну их – Без звука! Как дерево – машет – рябина – В разлуку, Вослед журавлиному клину (М. Цветаева). Отказываюсь плыть – Вниз – по теченью спин (она же).

Архаизмы и историзмы А надо было по верстке быть на государевой службе на коне добром, в панцире, с саблею, с пищалью и вести с собой ратников, троих мужиков, на конях же, в тегилеях, в саблях, в саадаках… Царская казна пощады не знает. Что ни год – новый наказ, новые деньги – кормовые, дорожные, дани и оброки (А.Толстой).

Диалектизмы «Тихий Дон» М. Шолохова: нынешний, ишо, энтот, теперь я, с пущай, животная, хребтина, промеж, истухала (заря), закваска (лит. закваска), спробуем (лит. попробуем), баз, шлях, курень, чекмень (верхняя одежда) и др.

Просторечия В. Маяковский: пёрла, сволочь, голос похабно ухает, морда, орава, нажраться, выблевывать и др. С. Есенин: Плюйся, ветер, охапками листьев; ивняковый помет; на измызганных ляжках дорог; Если раньше мне били в морду, то теперь вся в крови душа; Головой размозжусь о плетень, Облилась кровью ягод рябина.

Бытовизмы стали поэтическими образами: я начертал на блюде студня косые скулы океана (Маяковский), как соломинкой пьешь мою душу (Ахматова); у капель тяжесть запонок; как рукава сырых рубах (Пастернак); Стеля стихов злачные рогожи; Подымайте ж вы, лунные лапы, Мою грусть в небеса ведром (Есенин)

Арготизмы беспредел, засветиться, прикол, вкалывать, ишачить, застукать, засыпаться, отмороженный, тормоз, раскрутить (на что-л.), достать, заколебать, отвянуть, прикалываться, тащиться, прикид; провентилировать провести воровскую разведку, тусовка 1. драка, 2. скандал, ссора, 3. компания (например, проституток, бомжей и т. д.)

лапшу на уши, брать на понт, разводить бодягу, компостировать мозги, класть с прибором, катить бочку/баллоны/телегу, пургу гнать, репу чесать, слететь с катушек, упасть на хвост, закрой варежку

Ксения Собчак: «Сладкий лох – главное украшение наших светских ландшафтов!» ( Банкроты кинули туристов ( Д.А. Медведев: Сначала сажают в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за бабки. Этот беспредел пора завершать. ; Перестаньте кошмарить бизнес.

Олбанский язык В. Пелевин «Ампир»: СТАС АРХОНТОФФ Зачем скажи Начальнег Мира Твой ладен курица бин серой?.. Ты щаслеф. Ветир мньот валосья, Литит салама тебе ф морду. Но берегись. Твой след ф навози Уж увидал Начальнег Морга.

Псевдоэкспрессивный публицистический стиль диктатура пролетариата, слуги народа, развивающиеся страны, все прогрессивное человечество, человеческий фактор, остров Свободы, оздоровить общество, нестандартное мышление, прорабы перестройки, стратегия ускорения, социализм с человеческим лицом

В последнее десятилетие: оптимизация бюджета, мировое сообщество, правовое государство, средний класс, стабилизация экономики, гуманитарная катастрофа, контролировать ситуацию и ситуация под контролем, понуждение к миру.

Религиозная лексика Тимур Кибиров: А как прижмёт, Так тут же вспоминаю «Отче наш» И даже «отцов-пустынников» (смайлик). Но Мать-Троеручница, Уж она-то не даст мне настолько ссучиться И заступится за своего паладина. Своего осетина. Сына. Кретина.