Цели и задачи речевого воспитания – Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила русского языка, умел.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми.
Advertisements

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ МБОУ Начальная школа – детский сад Учитель-логопед: Колпакова Е.В уч.г.
Речевой уголок в подготовительной группе как часть предметно-развивающей среды Дубовая Екатерина Ярославовна учитель- логопед д/с «Солнышко» СП МБОУ «Киземская.
Игровое занятие в средней логопедической группе «Путешествие в мир природы» Успех коррекционной работы в логопедической группе во многом зависит от взаимодействия.
Содержание уголка по речевому развитию Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МБДОУ «Детский сад «Цветик-Семицветик»
Оснащение логопедического уголка в старшей группе «Звездочка» Учитель –логопед Дружинина М. В. МБОУ «ОСОШ 1» СП «Детский сад «Ладушки»
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Дидактическая игра как средство развития речи детей Мамонтова О.Н., воспитатель МБДОУ детский сад 59 города Белово.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад с. Зоркальцево » Томского района.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
КОРОЛЁВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Номинация « МОЯ ВТОРАЯ МАМА»
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
РЕЧЕВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации речевых уголков присутствие игрового персонажа наполняемость разнообразие материала.
Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений Автор: Кичигина Наталья Анатольевна воспитатель МАДОУ 18 «Ладушки» г. Гай Оренбургская.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Приглашаю вас на нашу страничку Я, учитель- логопед, Войтеховская Светлана Васильевна Высшее образование 2 5 лет педагогического стажа высшая категория.
Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений Авторы : Кичигина Наталья Анатольевна и Базлова Надежда Ильинична воспитатели МАДОУ 18.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад 62 комбинированного вида» Педагогический совет 2 «Формирование звуковой.
Подготовила : воспитатель Киваева Н. А.. - создание команды единомышленников, куда вошли учитель - логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор.
Транксрипт:

Цели и задачи речевого воспитания – Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила русского языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. – Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. – Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Речевой уголок Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, одно из основных условий успешного обучения. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям. Речь – зеркало мысли В современном обществе актуальная тема - красивая и правильная речь. Т.к. с изменением темпа и ритма жизни меняется и развитие речи. Если раньше ребенок, который поступает в первый класс мог не уметь читать и писать, то сейчас к ребенку- первокласснику предъявляют огромные требования, в том числе и чтение, и письмо. Но, к сожалению, не все дети могут соответствовать этим требованиям. в основном это связано из-за проблем в развитии речи. Как правило, ребенок, который не способен читать и писать, или имеет трудности, или имел проблемы в развитии речи Здоровая речь - это светлое будущее Вашего малыша!

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе с детьми с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно- развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. 3

Речевой уголок При подборе дидактического материала должны учитываться: -наполняемость уголка; - разнообразие материала; - соответствие возрасту; - доступность; - системность; -эстетика оформления; - ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка). В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Весь материал, в рамках лексической темы, должен соответствовать возрасту детей.

Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка- трансформер, кукла (обычная, би-ба-бо, марионетка).Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

Обогащение и развитие словаря. Задачи словарной работы: Обогащение словаря тематическими группами слов; Закрепление представлений об обобщающих понятиях; Развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значением многозначного слова; раскрытие семантических отношений (синонимы, антонимы, паронимы, существительные, прилагательные, глаголы); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления. Развитие лексики осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Поэтому в группе собран наглядный материал, дидактические игры на знакомство и закрепление обобщающих понятий

Обогащение и развитие словаря. Предметные картинки по лексическим темам. Подборка (картотека) игр по каждой лексической теме. Альбомы с предметными картинками, заданиями и художественным словом по темам: - транспорт - Дикие звери и птицы холодных и жарких стран - Профессии - Домашние и дикие животные средней полосы - Домашние и дикие птицы средней полосы - Посуда. Продукты питания - Город, улица, дом. Квартира, мебель. - Овощи и фрукты. Демонстрационный материал О. Е. Громова «Развитие речи детей 4-5 лет» - зима – весна - осень – зима

Грамматический строй речи. – Подборка упражнений (картотека) по формированию лексико-грамматических компонентов речи. – Речевые игры - Учимся говорить правильно. - Удивительные слова (несклоняемые существительные) - Употребление существительных в Р.п., ед.ч. - Схемы предложений - Образование приставочных глаголов - Маленькие слова - С какой ветки детки - Слово – предложение – рассказ. - Составь рассказ по картинке - «Чьи покупки?» - «Подбери словечко» - «Скажи наоборот» - «Кто кого обгонит?» - «Незнайкины ошибки» - «Мама потерялась» - «Похожие слова» - «Назови ласково» - «Слова – паронимы» - «Противоположности»

Развитие фонематических процессов, анализ и синтез – Звуковые линейки – Схемы слов и фишки обозначающие звуки: - красная – гласный звук - синяя – согласный, твердый звук - зеленая – согласный, мягкий звук – Дидактическое пособие «Где звук живет?» – Схемы предложений, слов, слогов, звуков. – Сигнальные карточки – Дидактическое пособие «Умное домино» – Предметные картинки на каждый звук. – Дидактический материал для развития слухового внимания – Подборка игр и упражнений на развитие фонематических процессов и звукопроизношения. – Дидактические игры: - «Прочитай по первым буквам»

Автоматизация и дифференциация звуков в речи – Логопедический тренажер – Логопедическое лото. Говорим правильно Р. – «Умное домино» – Подборка (картотека) упражнений и игр на автоматизацию в слоге, слове, словосочетании, – Фразе, речи; и дифференциацию поставленных звуков – Предметные картинки – Дидактические игры Развитие слоговой структуры слова Дидактическое пособие «Делим слова на слоги» Картинки с изображением предметов названия которых состоят из разного количества слогов Карточки со словами разных конструкций (односложные, двусложные, трехсложные и т.д.) Схемы для разбора слов Слоговые таблицы Пособие для по слогового чтения.

Обучение грамоте – Схемы слов. – Букварь Н. С. Жукова – Касса букв и слогов – Карточки со словами – Слоговые таблицы – Слова с опорными картинками – Дидактический материал по обучению дошкольников грамоте Н. В. Дурова. – Пособие – кубики мягкий и твердый согласный звук – Сигнальные карточки – Наборы для разбора предложения, слова, слога – Счетные палочки Звуковые линейки – Дидактическое пособие «Где звук живет?» – Дидактические игры: - «Составь предложение по схеме» - «Скоро в школу» -«Азбука – Песенка» - прочитай слоги - прочитай и спиши предложение - «Веселая азбука» - «Почитай-ка» – Магнитная азбука

Артикуляционная гимнастика Гимнастику начинает Обезьянака Чи – Чи со слов: Здравствуй! Меня зовут Чи – чи. Я научу тебя делать зарядку для язычка. Посмотри на мою мордочку и покажи, где щеки. А у тебя где щеки? Посмотри в зеркало и покажи. Найди мои губы, верхнюю и нижнюю. А у тебя есть губы? Покажи. Я открыла рот и улыбнулась. Видишь, какие у меня белые зубы. Найди свои верхние зубки и нижние. А вот и язычок. Открой рот пошире, рассмотри свой язычок. Чтобы язык стал сильным, будем делать зарядку!!! – Карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики на каждую группу звуков – Картинки с изображением названия упражнения, его описанием и положением языка, губ, зубов.

Развитие воздушной струи – «Поддувалки» - бабочки, улитки. – Вертушки – Свистульки – Дидактическое пособие «Загони мяч в ворота» – «Буря в стакане» (стаканчики и соломка) – Дидактическое пособие «Паровоз» Комплекс (картотека) дыхательной гимнастики Развитие слухового внимания – Дидактический материал для развития слухового внимания – Музыкальные инструменты, шумелки. – Упражнения для развития слухового внимания.

Развитие связной речи – Дидактическая игра «Речевой тренажер» – Серии сюжетных картинок (из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и картинок) – Дидактическая игра «Что сначала, что потом» «Предметы из сюжетов» «Что к чему и почему?» «Герои русских сказок» «Расскажи мне сказку» «Четвертый лишний» «Играй-ка» «Найди различия» «Развиваем речь» – Дидактическое пособие «Рассказы про зверят» – Сюжетные картины для рассказывания. – Художественная литература – Мнемотаблицы с текстами – Демонстрационный материал О. Е. Громова «Развитие речи детей 4-5 лет» - зима – весна - осень – зима Разные виды театров Сюжетно – ролевые игры

Развитие связной речи Дидактические игры, сюжетные картины, художественная литература, схемы – модели, сюжетные игрушки – неотъемлимые составные успешного обучения детей рассказыванию.

Развитие мелкой моторики – Шаблоны для обводки по лексическим темам – Массажные шарики «Су Джок» – «Волшебные шнурочки» – Мягкие конструкторы – Массаж рук грецкими орехами – «Веселые и затейливые узелки» – «Ниткопись» – Выкладывание рисунка семенами: хурмы, арбуза, сливы, бобов. – Песочная терапия (песок и гравий) – Мозаика – Конструкторы (разные) – Пазлы – Магнитная мозаика – Нанизывание – «Веселые клеточки» – Работа в раскрасках.