«Развитие устойчивого интереса к изучению химии через внеклассную работу» Учитель химии Тенистовского ОУЗ Суслова Г. Н.
ДЕВИЗ Учитель! Уважай детей, люби и понимай. Таланта искорку ищи и очень верь. Не властвуй, а дерзай, надейся, развивай, И в сердце каждого ученика откроешь дверь. Чтоб вдохновенья детского не оборвать полёт, Ненавязчиво, тактично, мудро подтолкни. И звёздочка таланта обязательно взойдёт, И радость созидания, не скуки, детские наполнит дни!
Цель проекта: Создание во внеурочное время пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности каждого ребёнка, формирование социально-адаптированной личности, со сформированными ключевыми компетентностями, ценностями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в жизни общества.
Задачи: Создать условия успеха и радости для каждого ученика. Воспитывать активную жизненную позицию через творческую и проектную деятельность. Развивать у учащихся инициативность, стремление к самообразованию, саморазвитию, способности к успешной социализации в обществе и культуру межличностных отношений. В системе дополнительного образования развивать интерес и мотивационную направленность к предмету. Проводить профилактику асоциальных явлений. Укрепление здоровья, воспитание здорового образа жизни. Развивать творческие способности детей.
Ожидаемые результаты: Обеспечение благоприятного нравственно- психологического климата на уроках, в школе, во внеурочное время. Повышение культуры общения на разных уровнях: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель. Повышение интереса к химии, желание изучать её не только на уроке, но и во внеурочное время и самостоятельно через средства информации. Улучшение социальной ориентации учеников. Рост уровня удовлетворённости учащихся и учителя.
Аннотация Химия достаточно сложный предмет, дети сильно загружены, часов мало, программа насыщенная, поэтому на уроках почти невозможно создать атмосферу непринуждённости, азарта и самодостаточной реализации. Это удаётся только ученикам с математическим складом ума. Хотя мы и стараемся разнообразить урок всевозможными нетрадиционными приёмами, методами инновационных технологий всё равно не каждый ребёнок испытывает чувство удовлетворённости после урока. Очень обидно видеть уже потухшие в этом возрасте глаза, скучающие лица. Ясно, что кому-то не дано понять и познать, и выучить формулы и теоремы, кто-то пропустил по разным причинам много уроков, некоторые по лености, упустив главное, не имеют желания приложить усилия и разобраться. Отсюда – ущемлённое самолюбие и все вытекающие из этого последствия.
Роль учителя Любить детей такими, какие они есть, стремиться к тому, чтобы они ещё в школе не отгородились от мира, а смогли реализовать себя. Так мало радости и счастья у достаточно большого количества детей. Хочется, чтобы красота вошла в детское сердце и жила там на протяжении всей его жизни, поэтому внеклассная работа тот оазис, который напоит любого, где ребёнок попытается найти ключик к успеху в любимом деле, достигнет в чём-то вершины, отбросит комплекс надуманной неполноценности, «вздохнёт поглубже» и устремится к достижению какой-то цели. Может тогда и моя химия не покажется Эверестом, а станет небольшим холмиком.
Таланты У каждого человечка от рождения имеется талант хоть к чему-то. Развить его - роль родителей и воспитателей. Мы должны «видеть их насквозь», знать и понимать слабые и сильные стороны, наклонности, интересы, дарования, талант. Понимать детей, значит, не подчинять их своей власти, не давить авторитетом, а стать на их позицию, ценить чувства, принимать дела и заботы, радости и огорчения, считаться с ними, проявлять уважение, взращивать ростки их завтрашней жизни, очень верить и надеяться. Радость для учителя – видеть, как ученик самозабвенно отдаётся делу, которое любит и умеет делать.
Внеурочная деятельность Поэтому учитель должен быть творцом не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, где простор для этого не ограничен условностями, рамками звонков, оценками, где можно создать атмосферу успеха для каждого человека. Я это поняла и очень чётко усвоила ещё работая в садике, пока мои дети там воспитывались. И с тех далёких пор продолжаю следовать девизу: Пойми, пощади, помоги, не навреди. Следую ему в любых ситуациях, когда была классным руководителем, сейчас в качестве педагога- организатора, стараюсь включить элементы своей любимой химии во множество проводимых в школе мероприятий. Рифмую песенки, стихи, сценарии, спектакли, поем, танцуем, показываем занимательные опыты, тут у химии нет равных ей конкурентов.
Формы и методы Формы работы – это внешние проявления действий, направленных на достижение цели. Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу, достичь определенной цели. Волшебный вернисаж. Эрудит-лото. Аукцион. Балаган чудес. Химмозаика. Последователи Копперфильда. Шевельнём извилиной. Химия – Планета загадок. Мастер – класс. Неделя химии. Сами с усами. Классный час. Гармонь – микс. Наблюдения. Экологические встречи. Конференции. Практикумы. Внеурочная деятельность «Я – исследователь». В гостях у химии. Сказочные посиделки. Тематические вечера. Родительское собрание. МАН. Семинары. Химические турниры. Слёт. Театральные подмостки. Подготовка к урокам. И др.
ВЫВОД Для себя уяснила – чем больше и тщательнее продумываешь мероприятие, тем охотнее дети готовят его, тем меньше каких-то накладок, тем ярче, эффектнее оно проходит, тем больше пользы оно приносит участникам и присутствующим. Вашему вниманию предоставляются слайды, раскрывающие суть, формы и методы внеклассной работы по химии, которая проводится в Тенистовской школе.
Гармонь – Микс! Химия и экология. Вслед за весенним ливнем стал вдруг лысеть народ, Вмиг огурцы посохли, рыба вот, вот умрёт. Сталь от кислот ржавеет, рушится Парфенон, Рост алюминия в почве! Вреден, токсичен он!
Наблюдения. Растения и удобрения. Два цветочка посадили. Одно водичкою полили. Подкормили другое не раз! Видна разница на глаз.
Симферополь Экологические встречи Исследование воды Кача! Детства речка моя! Не годится водичка для питья. Там хлориды и нитраты и фосфаты. Их несёшь, журча и брызгаясь, куда ты?
Родительское собрание Опасно стало жить! Опасно есть и пить! Красители, стабилизаторы! Химикаты, ароматизаторы!
Новогодняя сказка. Чтобы Снегурочку оживить, Крови чьей-то надо капельку пролить. Есть смельчаки в этом зале? Чтобы каплю крови для спасения дали?
3 класс! «Я – исследователь» Заинтересуй! Пусть, приложив старания, Ребёнок сам добудет знания. Чтоб не потухли «угли», не зевай, Учитель! Постоянно интерес подогревай!
Конференция: Молодёжь, острые проблемы. Убивает лошадь капля никотина! Алкоголь свернёт белок – «потух» гормон! Наркомана ломка – невесёлая картина! «Злых демонов» из жизни прогоните вон!
Сказка Наркотические глюки! Мы разбойники и злюки. Если подвернётся случай, Кайфовать людей научим.
Химический лекторий. Мельчайший вирус! Я мал, но силен! И нами мир весь будет скоро покорен!
Классный час: Отношения и уравнения! С Ниной едем на тусовку, Захватили Таню, Вовку. На природе тары, бары… Обменялись быстро пары. (Реакция обмена)
Снимаем фильм
Театральные подмостки. Спектакль. Менделеев Д.И. новатор и революционер! Твой жизненный подвиг потомкам пример! Ошибка писаря в Симферополь, в гимназию привела. Там крымская война в то время шла. Госпиталь военный в гимназии помещался. Вот так нечаянно с войной и кровью «повстречался».
Семинар учителей химии. Тема: Творческий потенциал учителя» Спектакль. М.В. Ломоносов. Жизнь подтвердила многие открытия творца – титана. Который шёл к победе гордо, неустанно. Не потеряется гиганта имя в жизненной пучине, Перед величием его склоняем головы поныне.
Я – исследователь Я пока ещё учусь, не волшебник даже. Индикатор кое–что нам сейчас покажет. Капаю в водичку капельки волшебные прекрасные… Оказалось! Не водичка! Вещества там разные!?
В гостях у химии. Моментальное фото. Два листа бумаги вместе я сложу. Что образовалось, тут же покажу. Химия – волшебница крутая. А вышла рожица кривая.
Летний оздоровительный лагерь. «В гостях у сказки» Растерла красный мухомор. Да роса с высоких гор. Осторожно поджигаю. Заклинанье прочитаю. Лавой пусть вулкан кипит, С неба дождик пусть летит.
Подготовка к урокам. Если не мы, то кто же? Мотивационный интерес подогреть поможет?
Семинар. Творчество учителя! Творчество ученика! В деле будь спецом, не на словах. Преврати урок в любимейший на свете. Загорятся искорки в глазах, И творцами непременно станут дети.
Районный « Химический турнир». «Изготовление мыла в домашних условиях» В Интернете «покопались», Изучали, так старались! Мыло в школе мы «сварили». А потом им руки мыли».
Кировоград. Слёт. Защита творческих работ. Мёд полезен! Вкусен очень! Покупатель озабочен- Натуральный или нет? Химик тотчас даст ответ.
М А Н. «Железо – металл 1» Пластик велик, но металла не заменить. Кровь по сосудам – яркая нить! Железо гемоглобина – газообмен. Полностью не найти «волшебнику» замен!
Неделя химии Столько разных заданий! Предстоит нам множество исканий. Но, если сам докопался, Материал в памяти навечно остался.
День чудес В день чудес всё интересно! Как нам много неизвестно! Очарован дивом я… На меня ползет змея.
Ученики! Какие разные они! Весёлые, раскованные, смелые одни, Находчивость и дерзость им поможет. Другой спасует, руки сложит. Тот не ответит на уроке, хоть и знает, Неполноценностью придуманной себя он заедает. Больные, слабые и обездоленные есть ученики… Ну, как им помощи не протянуть руки. Нельзя всех под одну гребёнку стричь, Учитель должен каждого познать, понять, постичь. И дать возможность любому себя проявить, Чтобы не тлеть и бояться, а чтобы жить!
Спасибо за внимание.