Философия творчества План: 1. Проблема творчества в истории философии. 2. Понятие творчества. 3. Творческая личность 4. Этапы творчества. 5. Творческие методы. 6. Стереотипы мышления. Лит-ра: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М С , Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. Ч.2. М с
Проблема творчества в истории философии Античность: Творчество в 2-х формах: а) как божественное (акт рождения космоса); б) как человеческое (ремесло, искусство). Творчество – несовершенное, но богоподобное искусство: Божественная одержимость; соревнование с богами.
Средние века: Божественный смысл творчества Идея креационизма: создание бытия из небытия посредством творческого акта. Возрождение: Человек – творец. Творчество – как художественное, искусство. Культ гения.
Реформация: Творчество – как действие. Лютеранство, кальвинизм: значение предметно-практической деятельности человека (свидетельство богоизбранности). Немецкая классическая философия: Кант, Шеллинг: творчество - продуктивная способность воображения; основа познания.
Марксизм: Творчество – производство в широком смысле, предметно-практическая деятельность. Европейская философия 19- нач. 20 вв.: Экзистенциализм: Духовно-личностная сущность творчества. А.Бергсон: Творчество – сущность жизни.
Понятие творчества Как результат: Процесс создания нового. Как процесс: Самостоятельный способ мышления. Способность эффективно оперировать противоречивой информацией. Аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Ключевые слова: Одаренность, озарение, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, научное открытие, произведение искусства
Творческая личность. Особенности творческой личности Творческая личность. Особенности творческой личности. Самостоятельность. Риск. Инициативность. Широкий диапазон мышления. Кругозор. Любопытство. Воля, гибкость взглядов. Мотивация.
Особое значение для творческой деятельности имеют: 1. Замысел – идея, цель, разумное основание. 2. Творческий потенциал индивидуальности: а) специальные знания; б) широта кругозора; в) готовность к творчеству (внутренняя и внешняя); Внутренняя готовность: Вдохновение – подъем творческих сил индивидуальности. Внешняя готовность: Долг, ответственность, совесть.
3. Способность к импровизации. Приемы импровизации: а) перебор случайных возможностей; б) поиск ассоциативных связей; в) создание художественного образа
Типология творческих личностей 1. Пионер – инициативен, организатор, создатель новых направлений. 2. Диагност – критик научных направлений и программ. 3. Эрудит – владеет большим объемом знаний и хорошо в них ориентируется. 4. Техник – специалист, который может придать законченность чужой работе, стилист. 5. Эстет – придает решению изящную форму. 6. Методолог – знает, как надо работать, владеет методами и приемами творчества. 7. Независимый – индивидуалист, способен противостоять любым мнениям.
Этапы творчества I. Подготовка: 1. Формулирование проблемы; 2. Сбор фактов. II. Выдвижение идей III. Созревание и озарение. IV.Принятие решения, его осуществление и контроль.
Творческие (эвристические) методы. 1. Модель – создание копии объекта; схематическое представление задачи. 2. Мозговая атака (30-е годы 20 в.; США; А.Осборн) - - выдвижение большого количества идей; - отсутствие критического анализа, снятие психологических барьеров. 3. Синектика (50-е годы 19 в.; США; У.Гордон) – - расположенность к импровизации, направленная на активизацию базовых операций подсознания; - метод выдвижения аналогий.
Аналогии: прямые (исходные элементы – в сходных системах); субъективные (воображение себя на месте объекта); символические (отдельные характеристики одного предмета сопоставляются с характеристиками другого предмета; фантастические.
«Реестр научно-фантастических идей и гипотез мировой фантастики» (13 классов, 93 подкласса) 4. Деловые игры. 5. Морфологический анализ – анализ всех узлов и элементов, для которых создается полный перечень сочетаний. 6. ТРИЗ – теория решения изобретательской задачи – создание модели технической системы, отражающей ее основные элементы. (Веполь = вещество + поле).
Стереотипы мышления: 1. Зависимость от прошлого. (проблема «законопослушного мышления»); 2. Общепринятая оценка 3. Давление авторитетов («идолы рынка»). 4. «Эффект ореола». 5. Некритическое восприятие знаний. («провинциальный стереотип»;«логика твердых тел»).
Методы преодоления стереотипов: 1. Идеи в любой форме. 2. Новый ракурс рассмотрения проблемы. 3. Простота вместо наукообразия. 4. Управление собой.
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всехИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ