Тема: Доходы местных бюджетов 1.Структура и виды доходов местных бюджетов 2.Собственные и закрепленные налоги 3.Регулирующие (разделенные) налоги 4.Неналоговые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Advertisements

Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
1. Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь 2. Особенность доходной базы местных бюджетов 3. Налоговые доходы местных.
Курс ФОДК Тема 5. Бюджет государства и бюджетная система Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ДУБОВСКИЙ РАЙОН СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АНДРЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Десятилетие налоговой реформы в России: итоги и перспективы Петрозаводск, мая 2002 г.
Доходы местного бюджета платежи от предоставления государством различных видов услуг, продажи имущества, а также иные платежи в виде штрафов, санкций за.
1 БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН на основе решения Собрания депутатов МО «Котлас» от н «Об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за.
Налоговая система Узбекистана.
Лекция 7 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Доходы бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ 1. Налоговые доходы; 2. Неналоговые доходы; 3.
Подготовлен на основании решения Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения от года 133 «О бюджете Алексеевского сельского поселения.
Бюджет для граждан Бюджет Покровского сельского поселения утвержден решением Думы Покровского сельского поселения от г. 15 «Об утверждении годового.
Правовые основы налоговой системы. Вопросы темы Система налогов и сборов Налоговая система.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ Содержание и классификация финансовых ресурсов.
Подготовлен на основании решения Собрания депутатов Караичевского сельского поселения от «О бюджете Караичевского сельского поселения Обливского.
Консолидированный бюджет Республиканский бюджет Местные бюджеты.
Транксрипт:

Тема: Доходы местных бюджетов 1. Структура и виды доходов местных бюджетов 2. Собственные и закрепленные налоги 3. Регулирующие (разделенные) налоги 4. Неналоговые доходы 5. Проблемы доходов местных органов власти Программа ШМСУ

1. Структура и виды доходов местных бюджетов Бюджетные источники Налоговые доходы Неналоговые доходы Подоходный налог, налог на недвижимость, налог на землю, экологические налоги, местные налоги и сборы и др. Система местных неналоговых платежей: платежи, взносы, проценты, дивиденды, компенсации, доходы от продажи имущества и др. Налог на прибыль, НДС, акцизы и др. Внебюджетные источники Штрафы и пени, уплачиваемые в целевые фонды Арендные платежи, плата за воду, канализацию, электроэнергию, платежи пользователей и платежи за другие общественные услуги Программа ШМСУ

Виды доходов региональных и местных бюджетов Доходы региональных и местных бюджетов 1. Собственные и закрепленные доходы. 2. Регулирующие (разделенные) доходы 3. Безвозмездные перечисления (трансферты) из вышестоящих бюджетов (дотации, субвенции, субсидии) 4. Государственные целевые и внебюджетные фонды Характеристика источников К числу собственных доходов относятся налоги и сборы, которые назначены местным органам власти для формирования их местных бюджетов на постоянной основе. К числу закрепленных доходов относятся те налоги и сборы, которые назначены для формирования местных бюджетов Законом о бюджете на очередной финансовый год, и могут быть изменены, например, в следующем году в соответствии с новым Законом о бюджете. К регулирующим (разделенным) доходом относятся налоги, которые собираются на территории административно – территориальных образований и делятся между центром и регионами (областями, районами) в пропорциональном соотношении. К безвозмездным перечислениям относятся трансферты центрального правительства для местных органов власти в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности, балансирования местных бюджетов и развития территорий. К государственным целевым и внебюджетным фондам относятся финансовые источники формируемые строго на определенные цели. Программа ШМСУ

Пример структуры доходов базового местного бюджета ДОХОДЫ НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ Налоги на доходы и прибыль : Подоходный налог с физических лиц Налоги на прибыль Налог на доходы Целевые сборы Налоги на собственность : Налог на недвижимость и незавершенное строительство Земельный налог Налог на недвижимость Налоги на товары и услуги Налоги на добавленную стоимость Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) Акцизы Налоги с продаж Налоги и сборы с отдельных видов деятельности Сбор с пользователей Регистрационные и лицензионные сборы Налог на использование природных ресурсов Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи Отчисления в инновационные фонды Государственная пошлина Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи Программа ШМСУ

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности Проценты за пользование денежными средствами бюджета Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности Доходы от сдачи в аренду земельных участков Доходы от сдачи иного имущества Административные платежи Компенсации затрат государства Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности Доходы от продажи земельных участков Штрафы, Удержания Удержания из заработной платы осужденных Денежные взыскания (штрафы) Прочие неналоговые доходы Возмещение потерь, вреда Добровольные взносы (перечисления) Прочие неналоговые доходы БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Безвозмездные поступления от других уровней государственного управления Фонд финансовой поддержки административно – территориальных единиц Средства, полученные по взаимным расчетам Текущие субвенции от других уровней государственного управления: Субвенции на осуществление г. Минском функций столицы Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, получаемые из бюджетов других уровней Средства из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки Субвенции на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий Чернобыльской АЭС Субвенции на финансирование расходов, связанных с развитием сельхозпроизводства Субвенции на жилье

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Безвозмездные поступления от других уровней государственного управления Фонд финансовой поддержки административно – территориальных единиц Средства, полученные по взаимным расчетам Текущие субвенции от других уровней государственного управления: Субвенции на осуществление г. Минском функций столицы Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, получаемые из бюджетов других уровней Средства из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки Субвенции на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий Чернобыльской АЭС Субвенции на финансирование расходов, связанных с развитием сельхозпроизводства Субвенции на жилье Капитальные субвенции от других уровней государственного управления Субвенции на строительство метрополитена в г. Минске Субвенции из республиканского дорожного фонда Субвенции на финансирование расходов по развитию социальной сферы агрогородков ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Отчисления в инновационные фонды Средства внебюджетных фондов, создаваемые местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами Доходы от реализации жилья, строящегося за счет средств местных облигационных займов Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, полученные из бюджетов других уровней ВСЕГО доходов Программа ШМСУ

Структура доходов местных бюджетов в РБ в динамике за г.г. Программа ШМСУ

2. Собственные и закрепленные доходы Собственная доходная база местных бюджетов Закрепленные доходы по Бюджетному кодексу (налоги и сборы): Собственные доходы (местные налоги и сборы): Подоходный налог с физических лиц Сбор с заготовителей Земельный налог Курортный сбор Налог на недвижимость Сбор с пользователей (владение собаками) Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности Экологический налог Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов Налог по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства Налог на игорный бизнес Налог за осуществлен е ремесленной деятельности Государственная пошлина Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (перв. бюдж.) 95-98% 2-5% Программа ШМСУ

Поведение собственных и закрепленных налогов за период г.г 0.00% 5.00% 10.00% 15.00% 20.00% 2002 г г г г г г г. Подоходный налог Местные налоги и сборы Налог на недвижимость Земельный налог Экологический налог Программа ШМСУ

Собственные и закрепленные налоги в районах и городах Программа ШМСУ

Степень дотационности местных бюджетов Программа ШМСУ

Изменение удельного веса собственных и закрепленных налогов местных бюджетов городов является более чувствительным для их бюджетов, чем изменение этих налогов в бюджетах районов. Показатели(%) Доля бюджетов районов в консолидированном бюджете области 41,31 Удельный вес собственных и закрепленных доходов районов в источниках формирования их местных бюджетов 33,9 Доля бюджетов городов консолидированном бюджете области 58,68 Удельный вес собственных и закрепленных доходов городов в источниках формирования их местных бюджетов 66,1 Программа ШМСУ

Зависимость подоходного налога от объемов продаж в Программа ШМСУ Чем больше доля объёмов продаж в административно – территориальной единице региона, тем потенциально выше удельный вес подоходного налога в собираемых налогах на территории административно – территориальной единицы. Таким образом, увеличение потенциала производства и реализации продукции и услуг, способствует укреплению местного бюджета за счет подоходного налога.

Имущественные налоги Показатели Годы Налоги на собственность(в млрд. бел. руб.)237,4390, ,31268,41519,22004,7 в т. ч.: Налог на недвижимость 192,9316, ,9805,2894,11086,41350,9 Земельный налог 44,574, ,1343,8374,3432,8653,8 Доходы местных бюджетов (в млрд. бел. руб. 3356,94767, ,321181,0 Доля налогов на собственность в доходах местных бюджетов ( в %) 7,078,1910,0210,209,549,128,449,47 Собственные и закрепленные налоги местных бюджетов (в млрд. бел. руб.) 1 400,82 166,13 405,54 643,75 277, Темпы роста налогов на собственность в доходах местных бюджетов ( в %) 100,0115,8141,7144,3134,9129,0119,4134,0 Доля налогов на собственность в собственных и закрепленных налогах местных бюджетов ( в %) 16,9518,0321,4720,6121,7821,9521,0920,06 Темпы роста налогов на собственность в собственных и закрепленных налогах (в %) 100,0106,4126,7121,6128,5129,5124,4118,4 Программа ШМСУ Имеет место положительная тенденция, связанная с тем, что в структуре собственной доходной базы местных бюджетов налоги на собственность росли быстрее, чем все другие финансовые источники.

Как ведут себя имущественные налоги в областях? Программа ШМСУ 29,0% 10,8% 10,5% 17,1% 7,5% 14,3% 10,7% 9,25% 6,71% 9,24% 8,02% 13,49% 8,96% 8,13% Местные бюджеты Брестской области Местные бюджеты Витебской области Местные бюджеты Гомельской области Местные бюджеты Гродненской области Местные бюджеты Минской области Бюджет г. Минска Местные бюджеты Могилевский области Доля областей в общей сумме собранных налогов на собственность и в источниках местных бюджетов в Республике Беларусь в 2008 г. (в %)

Местные налоги и сборы Раньше: Налог с продаж товаров в розничной торговле; Налог на услуги; Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры района (города); Сборы с пользователей; Сбор с заготовителей; Курортный сбор. Остались сейчас Сбор с заготовителей; Курортный сбор; Сбор с пользователей( за владение собаками и др. домашними животными) Программа ШМСУ

Тенденция к снижению местных налогов и сборов Программа ШМСУ

3. Регулирующие (разделённые) налоги Регулирующие или разделенные налоги – это налоги, которые собираются на территории административно – территориальных образований и делятся между центром и регионами (областями, районами) в пропорциональном соотношении. Другими словами данные налоги представляют собой - национальные и региональные налоги и иные платежи, по которым в законодательном порядке устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Разделение налогов может структурироваться многими способами. В наиболее общем виде, разделенные налоги имеют принадлежность к центральному бюджету, но разделяются на основании их происхождения (происхождение сбора) или как гранд, распределяемый среди административно – территориальных образований на такой же основе по определенной формуле или по принципу возмещения затрат. Программа ШМСУ

Примерная схема разделения налогов 50% 50% 75% 25% Центральный бюджет Региональный (местный) бюджет Региональный (местный) бюджет НДС Налог на прибыль Программа ШМСУ

Какие налоги относятся к регулирующим? Налог на доходы прибыль Налог на добавленную стоимость Нормативы разделения налогов определяются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на каждый год Пример: нормативов разделения на 2008 год: По налогу на доходы и прибыль: 50% в бюджеты областей, 39,6% в бюджет г. Минска, остальная часть в Республиканский бюджет По НДС : 30%, в том числе в бюджет Брестской области – 4.44%, Витебской области – 3,96; Гомельской области – 4,45%, Гродненской области – 3,45%, Минской области - 4,53%, Могилевской области – 3,51% и г. Минска – 5,55%. Программа ШМСУ

Структура регулирующих (разделенных) налогов в РБ Программа ШМСУ Виды регулирующих (разделенных) налогов Годы НДС 61,4754,4457,7459,6565,866,6458,2859,8 Налог на доходы и прибыль 28,4133,5931,4130,1326,5427,9131,2831,8 Налог на игорный бизнес ---0, Акцизы по спирту из пищевого сырья, водке, ликеро- водочным изделиям и спиртосодержащим растворам 10,1111,977,817,97,66--- Акцизы на автомобильное топливо ,4510,458,5 Единый налог на производителей с/х продукции --3,052, Всего: 100,0 Уд. вес регулирующих доходов в доходах местных бюджетов 26,1526,5126,6625,9527,7620,8124,3724,8

4. Неналоговые доходы Платежи неналогового характера - это: Доходы от государственной собственности предпринимательской деятельности; Административные сборы и платежи; Поступления по штрафам и санкциям; Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи Программа ШМСУ Проценты за пользование банками средствами местных бюджетов Дивиденды по акциям Доходы от сдачи в аренду Плата за заключение договоров аренды Средства, получаемые от проведения конкурса или аукциона Доходы от сдачи в аренду Административные платежи Средства, поступающие в счет компенсации расходов государства Доходы от реализации имущества, находящегося в коммунальной собственности Доходы от конфискации имущества и обращенные в доход государства Плата от продажи земельных участков Штрафы Удержание из заработной платы Возмещение вреда Добровольные платежи

Доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов Местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/x продукции и продовольствия; Местные дорожные фонды; Местные фонды охраны природы; Местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды; Другие целевые бюджетные и внебюджетные фонды; Целевой жилищный займ ; Средства государственного фонда содействия занятости, полученные от бюджетов других уровней. Программа ШМСУ

5. Проблемы доходов местных бюджетов - Высокая степень централизации финансовых ресурсов, сочетающаяся с узкими правами местных органов власти в налогообложении; - Высокая зависимость местных бюджетов от мобильных налогов - Централизации значительной части имущественных налогов в областных бюджетах; - Неотрегулированность подоходного налога по месту жительства; - Стабильность нормативов разделения налогов на перспективу; Программа ШМСУ

Высокая степень централизации финансовых ресурсов Высокая степень централизации финансовых ресурсов проявляется в высокой концентрации доходов в на уровне области и районов и очень низкой концентрация доходов на низовом уровне. Программа ШМСУ

Зависимость местных бюджетов от мобильных налогов Высокая степень зависимости местных бюджетов от стабильности работы предприятий – доноров в регионе, что соответственно ставит в зависимость местный бюджет от мобильных налогов. В целях нейтрализации этих факторов следует повышать долю иммобильных (имущественных) налогов в доходах местных бюджетов. Программа ШМСУ

Проблемы имущественных налогов Анализ имущественных налогов показал, что они находятся в «плену» финансовой централизации, которая доминирует в местном финансовом управлении. В настоящее время более 20% поступлений от налогов на недвижимость централизуется в областных бюджетах, вместо того чтобы полностью направляться в низовые местные бюджеты по месту нахождения объектов имущественного налогообложения. В этой связи, налог на недвижимость превращен в регулирующий налог, используемый в межобластном регулировании местных бюджетов, что не является правомерным с позиций укрепления фискальной автономии местных органов власти. Программа ШМСУ

Рекомендации по развитию имущественных налогов Имущественные налоги следует концентрировать в тех местных бюджетах, в юрисдикциях которых находятся объекты недвижимости. Поэтому правомерным является концентрация этих налогов в низовых местных бюджетах. Имущественные налоги не должны носить регулирующий характер. Такой подход предусматривает, что имущественные налоги не должны превращаться в инструменты регулирования бюджетной системы. В противном случае эти налоги превращаются в регулирующие инструменты и не служат действенными рычагами развития низовых административно-территориальных единиц. Совершенствование имущественных налогов должно осуществляться по пути их унификации. Перспективной формой унификации имущественных налогов представляется единый интегрированный налог на собственность, который вобрал бы в себя как земельный налог, так и налог на недвижимость. Программа ШМСУ

Неотрегулированность подоходного налога по месту жительства Одной из проблем подоходного налога с физических лиц выступает то обстоятельство, что данный налог обычно связан с местом, где проживает индивид, поскольку именно там он, вероятнее всего, пользуется общественными услугами для текущей жизнедеятельности. Между тем, в настоящее время, взимание налога производится по месту платежных ведомостей физических лиц или по месту их работы. Однако, местожительство индивидов и место их работы могут не совпадать в связи с чем, их налоги не смогут участвовать в финансировании расходов по месту их жительства. В этих условиях одна административно-территориальная единица может терять денежные средства, другая их приобретать. Как правило, этот недостаток малоощутим в больших городах, где сбор подоходного налога с физических лиц и его использование практически не выходит за рамки города. Гораздо сложнее обстоят дела в малых административно-территориальных образованиях, где местонахождение платежных ведомостей и место жительства физических лиц очень часто могут не совпадать. В результате этого подоходные налоги, собранные в данном регионе могут не участвовать в обеспечении социальных услуг налогоплательщиков. Эта проблема на наш взгляд, должна решаться путем перерасчета и передачи подоходного налога, того контингента работающих, кто проживает в других административно - территориальных единицах в их местные базовые бюджеты, т.е в бюджеты по месту их жительства. Программа ШМСУ

Стабильность нормативов разделения налогов на перспективу Постоянное изменение состава регулирующих налогов, нестабильность нормативов разделения налогов не дает возможности планировать региональные и местные бюджеты на перспективу Программа ШМСУ