1 СВЕТО-ЗВУКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ПСИХОТРЕНИНГ В СПОРТЕ Голуб Я.В., Дроздовский А.К. СПб НИИФК, СПб МАПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая характеристика цвета ( физиологическое воздействие некоторых цветов)
Advertisements

Формы оздоровительной физкультуры. Утренняя гимнастика Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние.
Эффективная реабилитация и расслабление. Проведение психосоматической коррекции состояния человека с использованием светозвуковой стимуляции мозга Принцип.
Предстартовое состояние Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Реабилитация при гипертонической болезни. Гипертоническая болезнь - это хроническое заболевание, поражающее различные системы организма, характеризующееся.
Стресс и его воздействие на человека.
НПО «Новые Медицинские Технологии» Специализированное Проектно-Конструкторское Бюро « Механотерапия» Московская Область г. Электросталь ул. К Маркса.
Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагог-психолог МОУ СОШ 19 Е.Г.Солоненко.

Состояние здоровья педагогов Наличие у педагогов хронических болезней (Санкт-Петербург, исследование 2010г.)
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
Сомнение в полноте и прочности знаний Стресс незнакомой ситуации Стресс ответственност и перед родителями и школой Сомнение в собственных способностях:
Роль школы и семьи в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
Сон – отдых мозга, перестройка работы мозга, торможение основных отделов коры больших полушарий, восстановление работоспособности нейронов, упорядочивание.
Транксрипт:

1 СВЕТО-ЗВУКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ПСИХОТРЕНИНГ В СПОРТЕ Голуб Я.В., Дроздовский А.К. СПб НИИФК, СПб МАПО

2 Технология СЗС использует естественные, физиологически адекватные стимулы - световые - звуковые - тактильные

3 Технология СЗС использует естественные, физиологически адекватные стимулы

4 ЛИНГВОСТИМ

Характеристики физических факторов Свет: цвет (RGB светодиод), частота, интенсивность, соотношение фаз, область поля зрения Звук: частота, форма волны, громкость, бинауральный звук Тактильные стимулы: микровибраторы

6 Применение СЗС для повышения работоспособности

7 Краткие данные по влиянию различных частот на функциональное состояние

8 Действие СЗС на ГПУВ (генератор патологически усиленного возбуждения=доминанта)

9 Основные положения для обоснования применения СЗС в спорте неоптимальная активация (предстартовая апатия или предстартовая лихорадка) ведет к неоптимальному вегетативному обеспечению физической деятельности активность патологических доминант (боязнь выступления, страх перед сильной командой и т.п.) снижают способность к концентрации, т.к. концентрация на определенной деятельности является тоже своего рода доминантой

10 Область поля зрения для стимуляции 1. Визуальные образы (глаза расфокусированы, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен) могут быть эйдетическими или конструируемыми. 2. Визуальные сконструированные образы. 3. Визуальные эйдетические образы (воспоминания). 4. Аудиальные сконструированные образы. 5. Аудиальные образы-воспоминания. 6. «Телефонная позиция» (внутренний диалог). 7. Аудиальные образы (часто внутренний диалог). 8. Кинестетика и обонятельные-вкусовые ощущения.

11 Влияние цвета Красный цвет: Психофизиологическое действие: пробуждает волю к жизни, оптимизм. Повышает физическую силу, частоту пульса, артериальное давление, выносливость, работоспособность, иммунитет. Противопоказания: гипертония, острые воспалительные заболевания, возбужденное состояние.

12 Влияние цвета Оранжевый цвет: Психофизиологическое действие: вселяет уверенность в себе, оптимизм, энтузиазм. Повышает умственную работоспособность, улучшает память. Противопоказания: отсутствуют.

13 Влияние цвета Желтый цвет: Психофизиологическое действие: создает веселое, радостное настроение, повышает умственные способности. Противопоказания: отсутствуют.

14 Влияние цвета Зеленый цвет: Психофизиологическое действие: гармонизирует, успокаивает, снижает АД, частоту пульса и головные боли. Противопоказания: отсутствуют.

15 Влияние цвета Голубой цвет: Психофизиологическое действие: цвет покоя. Снижает АД, головные боли. Устраняет воспалительные процессы. Противопоказания: отсутствуют.

16 Влияние цвета Синий цвет: Психофизиологическое действие: повышает творческие способности. Антисептическое действие. Снижает воспалительные явления и боли. Противопоказания: гипотония, депрессия.

17 Влияние цвета Фиолетовый цвет: Психофизиологическое действие: способствует выработке эндорфинов, мелатонина. Повышает творческую активность и иммунитет. Противопоказания: отсутствуют.

18 Психоакустические эффекты звуков 41 - повышение метаболического уровня (ощущение как после работы); 62 - увеличение физической силы; 132 – энергетическая частота (рекомендуются синусоидальные волны); дискомфорт; очень комфортное состояние; умиротворение; вдохновение; много образов (воображение); пробуждение сознания (возникает чувство похожее на энергетическую активацию, может вызывать бессонницу и не должна использоваться на ночь, может также вызывать тревожность); барьер страха (чувство паники); 784 – воля; много образов (воображение, в сочетании с бета стимуляцией вызывает мелькающие образы)

19 Бинауральный звук

Результат воздействия светозвуковой стимуляции в виде формирования очага альфа-активности у испытуемого с правополушарным доминированием (длительное изучение программы)

Эффективность методов ауто-гетеро суггестии и светозвуковой стимуляции на психофизическое состояние спортсменов в период УТС

Вариационная стабилометрия спортсмена А.В. в контроле и после применения СЗС и психотренинга А - контрольное исследование Б – после применения светозвуковой стимуляции и психотренинга в режиме «Настрой на соревнования» - объем выполненный работы достоверно не отличался в обоих наблюдениях, что свидетельствует об отсутствии прямого влияния психокорректирующих технологий на физическую работоспособность; - стратегия выполнения физической нагрузки претерпела качественные изменения – основной объем работы выполнен на максимальной и средней мощности с одновременным улучшением точности удержания усилия обеими руками одновременно, что свидетельствует об оптимизации управляющей функции головного мозга по совершению двигательных актов; - увеличилась скорость и точность переходов для выполнения нагрузки в заданных диапазонах удержания, что свидетельствует об улучшении мышечно-суставного чувства. Эти данные косвенно свидетельствует об улучшении тактико-технических характеристик локомоций спортсмена, улучшении согласованности работы при управляющих движениях, возрастании мощности волевого усилия и концентрации внимания, что в целом может рассматриваться как доказательство положительного влияния психокорректирующих технологий на профессиональную работоспособность спортсменов.

выбор метода коррекции

возможность достижения определенных психофизиологических состояний, связанных с навязывания определенных ритмов. АЛЬФА-ТЕКСТЫ-ПЛЮС погружают человека в состояние расслабленности, медитации; пробуждают интуицию, творчество. Однако избыточное проявление альфа-ритма, связанное с тенденцией к жесткому кодированию, может свидетельствовать о маниакальной подоплеке анализируемого текста. Это - АЛЬФА-ТЕКСТЫ-МИНУС. БЕТА-ТЕКСТЫ-ПЛЮС активны, сопровождают физическую деятельность, усиливают умственное напряжение, настороженность, внимание. БЕТА-ТЕКСТЫ-МИНУС в наиболее жестком проявлении могут провоцировать возбуждение, страх, тревогу. ДЕЛЬТА-ТЕКСТЫ ПЛЮС (с мягким кодированием) усыпляют сознание, способствуя воздействию на подсознание при помощи ритмической составляющей. Но гипертрофированный, стремящийся к жесткости, ДЕЛЬТА-ТЕКСТ- МИНУС способен "усыпить" и подсознание. ТЭТА-ТЕКСТЫ-ПЛЮС приводят к состоянию сонливости, эйфории, глубокого покоя, наслаждения. ТЭТА-ТЕКСТЫ-МИНУС могут вызвать бессознательный гнев, раздражение и панику.

Аутогенная тренировка Согласно данным психолингвистического анализа, человек подвержен данному виду воздействия (аутогенной тренировке), если безоговорочно верит в данную методику или суггестор имеет для него авторитет. В связи с этим, при занятиях аутогенной тренировкой большое внимание необходимо уделять формированию «веры в методику».

разработанные тексты для аудиогетерокоррекции обладают выраженным суггестивным влиянием. При этом для восстановления сил используется текст, ориентированный на снижение активности сознания и активации подсознания (на уровне первичных отрицательных эмоций), что приводит к оптимизации механизмов вегетативного обеспечения и ускоренному восстановлению. Текст для настроя на соревнования обеспечивает жесткое кодирование на активную деятельность, побуждение к риску на фоне общего спокойствия, что фактически можно расценить как настрой на формирование активного трансового состояния, при котором исключается неблагоприятная висцеральная модуляция физиологических процессов, вызванных утомлением или перенапряжением функциональных систем и концентрация внимания на решаемые задачи. Очень важно, чтобы при проведении аудио психокоррекции на фоне активного бодрствования не срабатывали механизмы психологической защиты, отторгающие принятие информационной фабулы, а при использовании аудио психокоррекции в неосознаваемом виде - чтобы мозг был способен к декодированию речи, обработанной с использованием кодирующего алгоритма.

27 Эффекты свето-звуковой стимуляции 1 способствует достижению глубокой релаксации 2 способствует визуализации, развитию образного мышления, активизирует правое (образное) полушарие повышается эффективность идеомоторной тренировки (мысленного прорабатывания упражнения). Наибольшую результативность показывают спортсмены с большей активностью правого полушария в сочетании с повышенной альфа-активностью в левом полушарии, ответственного за невербальное образное мышление 3 снижает мышечное напряжение, что в комплексе способствует эффективному проведению «идеомоторной тренировки» или тренировки посредством представления своих действий в деталях с возможностью многократного успешного «исправления ошибок» и достижения успешного выполнения такая тренировка готовит нервную систему для эффективной деятельности за счет эффекта «нейро-мышечного программирования» 4 способствует усилению альфа-ритма в этом состоянии отмечается успешная деятельность, например, съем ЭЭГ спортсменов-каратистов на тренировках в момент разбивания кирпичей рукой показали, что успешное действие совершается, когда на ЭЭГ доминирует альфа-ритм. При неэффективном действии (кирпичи остаются неразбитыми) на ЭЭГ наблюдаются признаки гиперактивации – доминируют бета-волны. 5 достигается состояние продуктивной активации, при этом на ЭЭГ доминируют переходы от частоты 7,8 Гц к частотам бета и тета-ритма в диапазоне Гц и 4-5 Гц. 6 нормализует сон, в т.ч. перед ответственными стартами 7 устраняет явления десинхроноза при смене часовых поясов за счет повышения выработки мелатонина 8 ускоряет восстановление за счет нормализации кровообращения и дыхания, улучшения микроциркуляции и релаксации, замедления катаболических процессов 9 уменьшает чувство боли за счет увеличения выработки эндорфинов; наиболее выраженный эффект наблюдается при стимуляции синим и белым цветом. Также это способствует повышению выносливости за счет повышения способности терпеть порог болевых ощущений 10 применение потока свето-звуковых стимулов способствует отвлечению внимания спортсмена от таковых и в дальнейшем при выступлениях и способствует смещению ощущений к своему телу, концентрации на движениях, правильном распределении усилий 11 – повышает эффективность использования методов ауто- и гетеро суггестии: у лиц с доминированием положительных эмоций регистрируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у лиц с преобладанием гнева – бета-активность. Положительные эмоциональные состояния связаны с усилением альфа-активности в левом полушарии, а отрицательные эмоциональные состояния – с усилением альфа-активности в правом и усилением дельта-активности в левом полушарии. Применение свето-звуковой стимуляции для усиления альфа-активности в левом полушарии и активизации правого полушария дает положительную эмоциональную окраску сеансов психотренинга.

28 Варианты применения СЗС Мысленное прорабатывание выступлений, самопрограммирование на фоне программ для активации правого полушария, развития образного мышления и формирования состояния продуктивной активации Использование аудиозаписей с ауто- и гетеросуггестией на фоне программ альфа-тета релаксации Использование аудиозаписей с формулами самовнушения на фоне программ альфа релаксации Использование аудиозаписей с релаксационными звуками на фоне специально подобранных режимов стимуляции для формирования состояния релаксации Использование СЗС для активизации, концентрации Использование СЗС для нормализации сна Использование СЗС в качестве антистрессового фактора, для уменьшения тревожности

29 Технологии СЗС повышают стресс-устойчивость

30 Динамика КГР на фоне процедуры СЗС

31 Психофизиологические состояния по данным динамики КГР

32 Точность стрельбы на биатлонной дистанции

33 Основные показания к применению СЗС и БОС: - для снижения стрессовых влияний, быстрой релаксации, снятия усталости - для улучшения памяти и интеллектуальных функций - для активизации процессов обучения и творческих возможностей - в комплексной терапии синдрома дефицита внимания - для нормализации сна - для активизации восстановительных процессов и усиления иммунитета - для облегчения приступов мигрени, выраженности предменструальных симптомов - для уменьшения выраженности хронического болевого синдрома - для уменьшения метеочувствительности, профилактики десинхронозов при смене часовых поясов - для улучшения физической работоспособности - для концентрации и мобилизации воли и ресурсов организма - для улучшения настроения и самочувствия - для изменения отношения к психотравмирующим ситуациям - в комплексной терапии алкогольной и наркотической зависимости - для уменьшения уровня тревожности - в комплексной терапии соматизированных расстройств вегетативной нервной системы (вегетативных расстройств) - для облегчения введения в состояние транса и гипноза - для ускорения освоения и проведения медитативных техник

34 Противопоказания: Поскольку для стимуляции используются мерцающий свет и пульсирующий звук, то некоторыми людьми эти воздействия субъективно воспринимаются как негативные. В этом случае необходимо изменить режим воздействия или отказаться от использования устройства. АВС не должна использоваться людьми с эпилепсией, психическими расстройствами, отличающимися повышенной фоточувствительностью, страдающими серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при использовании кардиостимуляторов, людьми с наклонностью к развитию инсульта, с серьезными травмами головы в прошлом, находящимися под влиянием алкоголя, психоактивных лекарств.

35 Благодарю за внимание ! Координаты для связи с авторами: