Юрмала – 2014 г. Тупик борьбы интеграций в Европе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Advertisements

Выгоды Республики Казахстан от участия в интеграционных процессах (на примере Таможенного союза и Единого экономического пространства) Идиатуллина А.Д.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
СНГ И ДРУГИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Тема 8. Развитые страны в мировой экономике. Роль развитых стран в мировой экономике В мировом ВВП по ППС доля развитых стран (advanced economies) составляет.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Особенности формирования и развития ЕврАзЭС. ЕврАзЭС Евразийское экономическое сообщество международная экономическая организация, созданная с целью формирования.
«Россия и Европа: экономические перспективы» Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Лихачев А.Е. 13 января 2016 г.
О состоянии платежных балансов государств-участников ЕврАзЭС за 2009 год Доклад по вопросу 7 повестки дня 22-го заседания Совета руководителей центральных.
Москва, 27 ноября 2013 Евразийская экономическая интеграция: современное состояние и перспективы.
Евразийский экономический союз:этапы экономической интеграции,значение и результаты деятельности Курсовая работа.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
ВВП 1980 ©Институт народнохозяйственного прогнозирования Москва2008 Оценка инвестиционных потребностей экономики в рамках выработки.
Проблемы создания единой валютной зоны на территории СНГ Институт Экономики Переходного Периода 2004 С. Дробышевский Д. Полевой П. Трунин.
Финансовые институты – основа структурной модернизации экономик государств – участников СНГ Межгосударственный банк.
Международный научный семинар «Международная миграция населения на постсоветском пространстве: тенденции, последствия, перспективы» 2-3 декабря 2011 г.,
Транксрипт:

Юрмала – 2014 г. Тупик борьбы интеграций в Европе

Что происходит с глобализацией Глобализация – смена акцентов Ключевой вызов – поиск путей и форматов взаимодействия данных пространств для избежания конфликтов и деструктивной конкуренции, недопущения «геополитических разломов» !

Глобализирующийся регионализм Евразийский экономический союз с 2015 г. Россия, Беларусь, Казахстан, Армения…

Современная конфигурация постсоветского пространства Евросоюз ВП – СА Интеграционное ядро ТС-ЕЭП (РБ, РК, РФ) МЗСТ Расширение зоны европейской интеграции за счет отдельных постсоветских стран – участников ВП (через СА и ГВЗСТ) Расширение числа участников евразийского интеграционного проекта Грузия ВП Украина ВП – СА, МЗСТ Киргизия МЗСТ Молдавия ВП – СА, МЗСТ Азербай- джан ВП Узбекистан МЗСТ ? Таджики- стан МЗСТ Туркмения Армения ВП, МЗСТ Неактивные участники торгово-политических и интеграционных процессов (не члены ВТО и МЗСТ СНГ – кроме Узбекистана) ВП МЗСТ

Системные проблемы Восточного партнерства Очень жесткие требования к странам ВП по принятию acquis communautaire и асимметричные обязательства сторон (вначале фактический переход под юрисдикцию ЕС, а затем возможные бонусы от ЕС) Де-факто странам ВП предлагается очень жесткий выбор в пользу ЕС за счет ухудшения сотрудничества с Россией и ТС, это ведет к внутренней дестабилизации стран ВП, порождает «ментальный разлом» в национальном масштабе Очевидная недооценка реальных масштабов экономического взаимодействия и хозяйственных взаимозависимостей постсоветских государств Противоречие основополагающим целям политики «соседства» ЕС, направленным на развитие широкого регионального сотрудничества и создание зоны стабильности на границах ЕС: все происходит как раз наоборот, и эти последствия были предсказуемы с начала проекта ВП

Масштабы хозяйственного взаимодействия и экономических зависимостей стран ВП в отношениях с Россией, ТС и СНГ Все страны ВП входят в СНГ (исключая Грузию, которая в 2008 г. вышла из состава Содружества), причем четыре страны – Армения, Беларусь, Молдова и Украина в октябре 2011 г. подписали (и впоследствии ратифицировали) Договор о многосторонней зоне свободной торговли СНГ. Постсоветские государства – участники ВП в сильной степени ориентированы на внутрирегиональную торговлю (на страны СНГ в 2012 г. приходилось 57,3% всего внешнеторгового товарооборота Беларуси, 38,6% – Украины, 34,6% – Молдовы, 31% – Грузии, 30,6 – Армении). Страны ВП – энергоимпортеры, т.е. все, кроме Азербайджана, на протяжении всего переходного периода пользовались и пользуются энергетическими субсидиями, предоставляемыми Россией. Это особая система отношений, вышедшая из СССР и необходимая для поддержки энергодефицитных экономик Содружества. Объем энергетических субсидий со стороны России четырем странам ВП – Армении, Беларуси, Молдове, Украине – составил за период гг. около 125 млрд долл., из которых почти 37 млрд долл. получила Украина. Помимо чисто финансовых выгод, поставки российских энергоносителей по льготным ценам позволили Беларуси и Украине сформировать эффективные экспортные кластеры в нефтепереработке, производстве аммиака и азотных удобрений, др. Общие технические стандарты и подходы к техническому регулированию в рамках СНГ позволили сохранить, а на ряде направлений – укрепить кооперационные связи между предприятиями постсоветских государств. В настоящее время уровень производственно-технологической кооперации в основных машиностроительных отраслях между Россией и двумя крупнейшими экономиками ВП – украинской и белорусской сопоставим с интенсивностью производственной кооперации в НАФТА и между ведущими странами ЕС. На начало 2013 г. накопленные в странах ВП прямые инвестиции из РФ составили около 28,5 млрд долл., в том числе в Украине – 16,7 млрд долл., Беларуси – 7,5 млрд долл. Российский бизнес широко представлен в ключевых инфраструктурных секторах – телекоммуникационном, банковском, электроэнергетическом, энерготранспортном. На Россию замыкается львиная часть всех миграционных потоков в СНГ, в том числе из стран- участниц ВП: по оценке руководителя Федеральной миграционной службы России К. Ромодановского, за гг. в РФ побывала 1/3 населения стран СНГ и 2/3 экономически активные его части. В указанный период только украинских граждан въехало в Россию более 25 млн. человек. Для ряда стран ВП доходы трудовых мигрантов в РФ играют важную и очень важную роль для национальных экономик (Молдова, Армения, Украина).

Зависимость производителей Украины от рынка Таможенного союза и России (доля экспорта в ТС и Россию в производстве в 2013 г., на примере ряда значимых экспортных товаров) *2012 г. За 2013 г. данные в открытом доступе отсутствуют. Источник: Госкомстат Украины.

Достигнутый уровень производственной кооперации РФ- Беларусь и РФ-Украина в машиностроительном комплексе (сравнение индексов Грубеля-Ллойда в торговле частями и принадлежностями продукции машиностроения в 2012 г. Источник: Расчеты авторов.

Зависимость производителей Молдовы от рынка Таможенного союза и России (доля экспорта в ТС и Россию в производстве в 2012 г., на примере ряда значимых экспортных товаров) Источник: Национальное управление статистики Молдовы.

Молдова: поступления по статьям трудовой миграции из России (млн долл.) Источник: Национальный банк Молдовы.

Проблема выбора для стран ВП: из единого Сообщения Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности, которое было представлено Парламенту, Совету, Комиссии, Социально- экономическому комитету и Комитету регионов ЕС, «Европейская политика соседства: продвижение к более сильному партнерству» 20 марта 2013 г. «Возникновение альтернативных интеграционных схем в Восточном соседстве представляет собой новый вызов. Возникновение Евразийского союза между Россией, Беларусью и Казахстаном меняет картину. Это воспринимается как предложение модели политического и экономического развития, альтернативной интеграции с ЕС. Однако, должен быть сделан выбор. Например, присоединение к Таможенному союзу, являющемуся частью Евразийского союза, сделало бы невозможным интеграцию с ЕС через ГВЗСТ».

Проблема выбора для стран ВП: из доклада Национального института стратегических исследований (Киев, Украина), распространенного в XXIII Экономической форуме (Крыница-Здруй, Польша, г. «Ошибочно рассматривать реализацию евро интеграционных целей Украины как альтернативу углублению сотрудничества со странами постсоветского пространства, прежде всего – Российской Федерацией. Напротив, Украина может и должна выступить в роли интегратора единого европейского экономического пространства. Членство Украины в ЗСТ с ЕС также выступит в роли дополнительного стимула к распространению европейских регуляторно-правовых стандартов на пространстве рынков СНГ».

Проблема выбора для стран ВП: спикер парламента Молдовы А.Корман о позиции Молдовы в отношении интеграции с Евросоюзом и странами Таможенного союза "... Молдова должна принять решение guo vadis - на восток или на Запад. Мы откровенно говорим с ЕС и заинтересованы в том, чтобы процесс евроинтеграции не влиял негативно на отношения с нашими российскими партнерами. То же самое мы говорим и россиянам. Молдова находится там, где находится. Думаю, что для нас было бы важным наличие взаимопонимания по этим вопросам между Россией и ЕС, поскольку если восточное и западное влияние будет тянуть нашу небольшую страну в свою сторону, это будет плохо для Молдовы и наших граждан. Мы бы хотели, чтобы отношения между ЕС и Россией в отношении Молдовы были хорошим примером сотрудничества, тогда и у нас есть шанс поменять ментальность и по иному смотреть на вещи".

Украина: сравнительный профиль взаимодействия с Таможенным союзом и Евросоюзом (млн долл. США, за гг.) Все страны Таможенны й союз Россия Евросоюз (ЕС-27) Баланс в пользу (или не в пользу) ТС Экспорт товаров, всего в том числе: ,879748,465948,464827,714920,7 сельхозпродукция и продовольствие 57575,310860,67825,914533,5-3672,9 черные металлы и изделия из них 73003,116338,412829,017945,6-1607,2 машины, оборудование и транспортные средства 44957,729166,424532,18690,020476,4 Импорт товаров, всего в том числе: , , ,798015,120435,6 топливно-энергетические ресурсы 95627,581323,766937,77939,573384,2 машины, оборудование и транспортные средства 74572,612832,411145,233172, ,7 Экспорт услуг, всего в том числе: 41900,517320,916436,011650,85670,1 транспортные услуги 25749,313186,812720,46138,67048,2 поездки 1547,7658,5593,4294,9363,6 деловые услуги, в том числе: 10269,22798,62515,33711,5-912,9 роялти и лицензионные платежи 291,974,362,648,925,4 Импорт услуг, всего в том числе: 20620,63610,43187,411255,4-7645,0 транспортные услуги 4934,41540,01282,52406,2-866,2 деловые услуги в том числе: 10052,91360,11288,25822,6-4462,5 роялти и лицензионные платежи 1628,197,795,91233,3-1135,6 Накоплено прямых инвестиций (акционерный капитал) в Украине на конец 2013 г., всего 58156,9…4287,4 (16700) , ,9 Накоплено прямых инвестиций (акционерный капитал) из Украины на конец 2013 г., всего 6575,3388,3362,46060,7-5672,4 Внешний государственный и гарантированный государством долг на конец 2013 г ,85079, ,83531,0 Частные денежные переводы в Украину ( гг.) Величина скрытых субсидий при поставках природного газа из России «Севастопольская» скидка на газ Задолженность перед Россией по поставкам природного газа (на начало мая 2014 г.) По данным мониторинга взаимных инвестиций в странах СНГ, проводимого Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (на начало 2013 г.). 2. Включая еврокредит на 3 млрд долл.

Молдова: сравнительный профиль взаимодействия с Таможенным союзом и Евросоюзом (млн долл. США, за гг.) Все страны Таможенны й союз Россия ЕвросоюзБаланс в пользу (или не в пользу) Таможенного союза Экспорт товаров, всего в том числе: 8319,22809,12316,63966, ,8 сельхозпродукция и продовольствие 3516,11001, , ,9… машины, оборудование и транспортные средства 1339,5274, , ,4… Импорт товаров, всего в том числе: 19752,23785,43014,48756, ,7 топливно-энергетические ресурсы 4389,9940, , ,3… машины, оборудование и транспортные средства 4488,1246, , ,2… Экспорт услуг, всего в том числе: 3546,8600,7572,02697,6-2096,9 транспортные услуги 1361,0395,4372,2843,8-448,4 поездки 806,426,824,7733,3-706,5 прочие услуги, в том числе: 1379,4178,5175,11120,5-942,0 роялти и лицензионные платежи 20,95,65,411,7-6,1 Импорт услуг, всего в том числе: 3636,5876,8799,52595,5-1718,7 транспортные услуги 1429,3405,5338,5988,1-582,6 поездки 1238,0392,0384,1765,4-373,4 прочие услуги, в том числе: 969,279,376,9842,0-762,7 роялти и лицензионные платежи 71,115,715,654,0-38,3 Накоплено прямых инвестиций в Молдове на конец 2013 г., всего 3668, (500) Накоплено прямых инвестиций из Молдовы на конец сентября 2013 г., всего 119,3…24…… Внешний государственный и гарантированный государством долг на конец 2013 г. 1750,270,1 185,0- 114,9 Сальдо доходов по статьям трудовой миграции 6480,74001,03977,92131,61869,4 Величина скрытых субсидий при поставках природного газа из России Задолженность перед Россией по поставкам природного газа (на конец 2013 г.) --5,2 млрд долл. (4,8 млрд долл.- Приднестровье) - 1. Данные за гг. 2. По данным мониторинга взаимных инвестиций в странах СНГ, проводимого Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (на начало 2013 г.). Пояснения. Молдова покупала газ по сниженным ценам до 2010 г. включительно. С 2011 г. – без скидок. Долг за газ – оценка ВНИКИ. По услугам: прочие = всего-транспортные-поездки; по ЕС взяты данные по Дальнему зарубежью; по ТС – сумма по РФ и Беларуси. Сальдо доходов по статьям трудовой миграции = сумма сальдо по статьям «оплата труда» и «личные переводы». По ЕС приведён показатель сальдо с Дальним Зарубежьем, по ТС – сумма по РФ и Беларуси.

Платежный баланс Украины в 2013 г., сальдирующие статьи ДЕФИЦИТ $ -15,5 млрд. Внешняя торговля $ -9,8 млрд. Инвестиционные доходы ПРОФИЦИТ $+12,8 млрд. Движение капитала $+8,9 млрд. Трудовые доходы и трансферты $+3,6 млрд. Продажа ЗВР

Золотовалютные резервы Украины (млрд долл., на конец периода) Источник: Национальный Банк Украины.

Сценарий формирования сальдо торговли товарами и услугами в 2014 г. Инерционный $ -5,6 млрд Негативный $ -9 млрд $ -15,5 Сальдо торгового баланса в 2013 г. $ +20 Сокращение импорта из-за падения ВВП, девальвации, др. $ -2,3 Повышение цены на газ $ -7,8 Сокращение экспорта в СНГ $ -15,5 Сальдо торгового баланса в 2013 г. $ +30 Сокращение импорта из-за падения ВВП, девальвации, др. $ -2,3 Повышение цены на газ $ -5 Сокращение экспорта в дальнее зарубежье $ -16,2 Сокращение экспорта в СНГ

Потребности государственного сектора в финансировании в 2014 г. Потребности государственного сектора в финансировании $20 млрд Рефинансирование внешнего долга $10 млрд Кассовый разрыв Нафтогаза* Оценка Минфина Украины - 33 млрд грн. Оценка МВФ - 56 млрд грн. Дефицит госбюджета* Оценка Минфина Украины - 71 млрд грн.Оценка МВФ - 60 млрд грн. * Оценки суммарного дефицита Минфином Украины и МВФ примерно одинаковы, различия есть в оценках бюджетного и квазибюджетного дефицита. Источник: Расчеты авторов (Центр интеграционных исследований ЕАБР), данные Минфина Украины, Портал правительства Украины.

Прогноз основных позиций платежного баланса Украины в 2014 г. (млрд долл.) Источник: Расчеты авторов (ВНИКИ; ВАВТ и Центр интеграционных исследований ЕАБР) на основе данных Национального Банка и Министерства финансов Украины.

Ожидаемая (заявленная) финансовая помощь Украине со стороны многосторонних финансовых институтов, ЕС и Японии (млрд долл.) Источник: По официальным данным соответствующих организаций и правительств.

Прогноз основных позиций платежного баланса Украины в гг. согласно инерционному (умеренному) сценарию (млрд долл.) Источник: Расчеты авторов (Центр интеграционных исследований ЕАБР).

Целевой уровень капитала для Украины Источник: Расчеты авторов (Центр интеграционных исследований ЕАБР) на основе данных Госкомстата Украины.

Динамика ВВП в странах ЕЭП и Украине (1991 г. = 1) Источник: Центр интеграционных исследований ЕАБР, на основе данных Всемирного банка и расчетов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Суммарные финансовые потребности для стабилизации и развития экономики Украины Критический объем финансирования в 2014 г. для избежания дефолта и колапса экономики: 1) 10 млрд долл. для покрытия бюджетного и квазибюджетного дефицита 2) для покрытия разрыва платежного баланса: 18,6 млрд долл. - инерционный сценарий 42 млрд долл. - негативный сценарий Преимущественно внешние инвестиции в период до 2018 г. для обеспечения необходимой капитализации экономики: 190 млрд долл. Необходимый объем финансирования дефицита текущего платежного баланса для обеспечения устойчивости экономики в гг.: 85 млрд долл. - только инерционный сценарий Инвестиции, необходимые для преодоления структурных диспропорций в экономике, накопленных за последние 20 лет: 300 млрд долл. Сценарий выживания Сценарий развития

Расчет стоимости поставок из России природного газа в Украину в гг фактоценка Поставки из РФ, млрд куб.м 36,59340,00232,87425,84024,424,922,4 Средняя цена по ГТД, долл./1000 куб.м 256,7309,0426,0413,5 "Севастопольская" скидка, долл./1000 куб.м 77,092,7100,0 Средняя цена со скидкой, долл./1000 куб.м 179,7216,3326,0313,5 Прогноз-2013 ВНИКИ, долл./1000 куб.м Прогнозная цена, долл./1000 куб.м 427,2473,7469,9464,8461,1 Стоимость по ГТД, млн долл.9392,912361,214003,210685,0 Стоимость со скидкой, млн.долл.6575,18652,810715,78101,0 Прогнозная стоимость, млн.долл.10423,611794,710525,610412,510327,6 Разница прогнозной стоимости, млн.долл. к расходам-2012 г.-292,21079,0-190,1-303,3-388,2 к расходам-2013 г.2322,63693,72424,62311,52226,6 Примечание: По гг. фактические поставки российского газа по всем соглашениям (данные украинской таможни), поставки за I кв г. – 6,092 млрд.куб.м. «Севастопольская» скидка – оценка. Источник: Расчеты авторов (ВНИКИ), ВАВТ.

Условные финансовые потери Украины в случае полного прекращения трубопроводного транзита российских грузов (млрд долл. США Источник: Расчеты авторов (ВНИКИ, ВАВТ).

Пирамида рисков для Украины в связи с ухудшением отношений с Россией и ТС (в терминах вероятных экономических потерь для Украины) Сокращение расходов российских граждан на территории Украины Потери: 1,5-1,6 млрд долл. в год Неполучение российских инвестиций из-за неприемлемых рисков инвестирования Потери: 2 млрд долл. в год Доплата за поставки газа по более высоким ценам (к уровню 2013 г.) Потери: 2,2-3,7 млрд долл. в зависимости от года Утрата поступлений за транзит российских грузов, прежде всего газа, трубопроводным транспортом (полный отказ России от трубопроводного транзита через Украину) Потери: 3,9-4,2 млрд долл. в зависимости от года Сокращение поступлений по каналам трудовой миграции Потери: 7-8 млрд долл. в год Сокращение доходов от экспорта товаров в РФ и ТС Потери: 14,3-15,3 млрд долл. в год Сокращение доходов от экспорта транспортных услуг в РФ (кроме услуг трубопроводного транспорта) Потери: 0,4 млрд долл. в год Потери на годовом уровне, всего: около 33 млрд долл. Полные потери при реализации шокового сценария: 100 млрд долл.. Источник: Расчеты авторов (ВНИКИ, ВАВТ).

Значимость связей с российским машиностроением для украинской экономики в гг. (инерционный сценарий) Источник: ЦИИ ЕАБР (2013) Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Доклад Центра интеграционных исследований 18. Санкт-Петербург: ЕАБР.

Экономические риски текущей политической ситуации для Молдовы Суммарные потери экспорта в страны ТС на уровне 1,4 млрд долл. в период гг. Ежегодная потеря миграционных доходов, поступающих из РФ, на уровне 1,2-1,3 млрд долл. Задолженность по поставкам газа: всего 5,3 млрд долл., в том числе 4,8 млрд долл. – по Приднестровью (идет нарастание новой задолженности)

Задолженность Приднестровья по поставкам газа из РФ

Thanks for your attention