Коррекционно- развивающая работа ГБОУ Центр социально- трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» 8(495)423-50-56.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Психолог в школе. Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям: коррекционно-развивающая работа - арт- терапия (сказкотерапия,
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Алгоритм проведения психологического обследования.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения СЕМИНАР: «ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Транксрипт:

Коррекционно- развивающая работа ГБОУ Центр социально- трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» 8(495)

Достижения подразделения «Коррекционно- развивающий отдел» за г.г. Всего за год в подразделении обслужено: 1178 детей и 667 взрослых. Проведено занятий. Было проведено встреч со взрослыми – Из них: Индив.консультаций – 3829 и группповых консультаций – 167; Занятий со взрослыми – 14 (группповых); Было проведено встреч с детьми – Из них: Диагностик с детьми – 363(индивид.) и 97(групп.); Индивидуальных консультаций с детьми – 45; Занятий с детьми – 8714 (индивид.) и 1266 (группповых).

Коррекционно-развивающее обучение в рамках системного подхода Отличительной особенностью системы коррекционно-развивающего обучения в нашем Центре, является организация работы на основе принципов комплексного междисциплинарного взаимодействия, единства диагностики и коррекции, преемственности в работе специалистов. Решаемые проблемы : Социальная несостоятельность(непопулярность среди сверстников) Детско-родительские отношения Школьная неуспешность Логопедические проблемы Неврозы и невротическое развитие Психосоматические заболевания Поведенческие и эмоциональные расстройства Нарушения, связанные с органические заболевания и иные поражения головного мозга Посттравматические расстройства

Направления коррекционно-развивающей работы Коррекция и развитие Психологическое сопровождение Педагогическое Психологи - ческая диагностика, коррекция и развитие Нейропсихол огическая диагностика и коррекция Психологическое сопровождение учебного процесса Дефектологичес кое коррекционно-развивающее сопровождение Дефектологичес кое коррекционно-развивающее сопровождение Логопеди- ческая диагностика и коррекция Педагоги- психологи Учитель- дефектолог Учитель- логопед Нейро- психолог

Задачи: - дефектолога: ликвидация пробелов школьной программы (русский язык, чтение, математика) с учетом индивидуальных особенностей ребенка. -логопеда: коррекция звукопроизношения, дисграфии, дизорфографии, дислексии, общее недоразвития речи, заикания. Программы: Программа по развитию фонематических процессов у детей шестилетнего возраста с ФФНР Программа коррекционной и практической работы по русскому языку школьного курса с учащимися 1-4 классов с учителем-дефектологом Профилактика дизорфографии в 1-3 классах, коррекция дизорфографии в 4-9 классах общеобразовательной школы с учителем-логопедом

Педагогическое направление Дефектологическое обследование и коррекционно- развивающее сопровождение в усвоении школьной программы Основные задачи диагностики: Определение характера учебной мотивации, сформированность самооценки, обучаемость уровень умственного развития учащегося, уровень общих знаний и знаний по школьной программе, темп работы, работоспособность Основные задачи коррекции: Ликвидация пробелов школьной программы(русский язык, чтение, математика) с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Логопедическая диагностика и коррекция Работа логопеда направлена на преодоление и предупреждение речевых нарушений посредством специального коррекционного обучения. Занятия проводятся на предмет дисграфии, дислексии, коррекции звукопроизношения, заикания. Особое внимание уделяется расстройству чтения и письма. Ошибки при дисграфии и дислексии являются стойкими и их появление не связано «…ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженным нарушением слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».

С чем еще работает логопед ФНР – фонетическое нарушение звукопроизношения ( нарушен один звук) ФНР – фонематическое нарушение звукопроизношения (акустически похожие звуки: с-ш, о-у) ФФН – (нарушено несколько группп звуков) Дизорфография – это особая категория специфических нарушений письма, проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические и пунктуационные навыки, при знании правила орфографии и пунктуации.

Программы: Программа – По дороге к знаниям (для детей 5-7 лет) Программа – Музыкотерапия, эмоции и поведение (для детей лет) Программа – Нейропсихологическая коррекция (для детей лет) Программа – Цветной мир Программа – Коррекционное воздействие на детей с недоразвитием фонематического слуха вокала- музыкотерапией Программа – Индивидуальной работы педагогов- психологов с детьми и подростками в возрасте от лет Программа – Я леплю из пластилина

Коррекция и развитие Основные методы и техники психологической работы Арт-терапия Сказкотерапия Куклотерапия Песочная терапия Символдрамма Психодрама Гештальттерапия Семейная терапия Метод нейрокоррекции А.Р.Лурии - Л.С.Цветкова Метод замещающего онтогенеза А.В.Семеновича -Б.А.Архипова Музыкотерапия и вокалатерапия

Арт-терапия Один из самых мягких и бережных методов терапии, основанный на использовании различных изобразительных материалов и создании визуальных образов. Основные принципы В центре внимания находится не продукт творчества, а конкретная личность автора с ее мотивами, ценностями Отсутствие норм, правил и оценочных суждений

Арт-терапия позволяет: Развить ассоциативно - образное мышление; Найти ресурс, расширить жизненный опыт; Развить способности к творческому решению сложных жизненных задач; Самовыражаться, быть более уверенным в себе, получать удовольствие от творческого процесса

Сказкотерапия Это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные отношения с окружающими. Это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки привычной жизни, столкнуться со сложными явлениями и понять мир чувств и переживаний. Это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Сказкотерапия выявляет имеющиеся жизненные сценарии и стратегии поведения ребенка, способствует выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух, в метафорической форме способствует разрешению проблемной ситуации. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Куклотерапия это раздел арт-терапии, основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. Куклы представляют собой различных персонажей нашего внутреннего сказочного мира. Ребенок воплощает в кукле сокровенную часть себя. Иногда они становятся помощниками. А иногда на куклу переносятся заболевания или негативные эмоциональные состояния. В результате чего возникает облегчение.

Куклотерапия Куклотерапия эффективна для: Диагностики личности ребенка с отклонениями в поведении Выравнивания детско-родительских отношений. Решения коррекционных задач, например: застенчивости, агрессии, ревности. Предупреждения и преодоления детских страхов.

Песочная ТЕРАПИЯ Эффективный метод в психотерапевтической работе Сочетает в себе традиционные парадигмы и современные методы психотерапии Песок, это особая среда Здесь становятся явными мечты Здесь можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию Здесь создается новая реальность, в которой все подвластно созидателю

В психологической песочнице Разворачивается сюжет уникального приключения Рождаются новые жизненные программы Приобретаются ресурсы для реализации этих программ

Символдрама это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии это метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психологом тему (мотив )

Мотивы символдрамы лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом следующие мотивы: луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; следование вдоль ручья вверх или вниз по течению; обследование дома; наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Психодрама Это первый метод группповой психотерапии, разработанный Я.Морено в начала ХХ в. Это процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Психодрама основывается на предположении что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

Психодрама изучает личностные проблемы, мечтания, страхи и фантази, позволяет моделировать будущее, учит взаимопониманию и диалогу, позволяет прикоснуться к своим корням, помогает проститься с людьми, иллюзиями и отношениями развивает творческий потенциал и расширяет возможности адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Гештальттерапия Одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах гуманистической психологии Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль психолога заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф.Перлза: «здесь и как»), ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Основные принципы и методы работы в гештальт терапии Методы гештальт терапии направлены на развитие целостного образа человека в пяти сферах его жизни (пентаграмма С.Гингера) : Физическая. Включает в себя все аспекты материальной и физической жизни человека Эмоциональная. Сфера эмоциональных переживаний, чувства (любовь, радость, грусть, восторг) и способность к их выражению и пониманию. Рациональная. Способности к рациональному мышлению, планированию, анализу, творчеству, умение предвидеть. Социальная. Отношения с другими людьми, (друзьями, коллегами, близкими) культурное окружение. Духовная. Место и знания человека о самом себе и окружающем космосе..

Интегративная системная и супружеская семейная терапия Одно из наиболее перспективных направлений психотерапии. В качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. ЦЕЛЬ семейной терапии - создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост потенциальных возможностей каждого члена семьи.

Интегративная системная и супружеская семейная терапия Проблемы с которыми работают семейные психологи: конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье ситуации развода повторные браки асоциальное поведение детей, школьная неуспеваемость частые болезни, в том числе неизвестного генеза семейные кризисы проблемные взаимоотношения со старшим поколением и многое другое.

Программа основана на методах и техниках нейропсихологической коррекции по восстановлению и развитию ВПФ Метод замещающего онтогенеза (принцип естественного развития ребенка от внутриутробного периода до настоящего времени) (Семенович А.В., Архипов Б.А.). Методы нейропсихологической коррекции и абилитации (гармонизации) опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов (по А.Р.Лурия - Л.С.Цветкова). Включает в себя следующие техники: нейропсихологические традиционные и оригинальные логопедические техники телесно-ориентированные психотерапевтические (арттерапевтические, игровые и др.) Нейропсихологическое направление

Основные принципы и направления работы нейропсихологической коррекции Основной принцип работы: Воздействуя на сенсомоторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономер- ностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Направления работы: Функциональная незрелость, недоразвитость ВПФ: Внимание, память, мышление произвольная регуляция, Пространственные представления, речевые функции (дизартрии, заикание, оптико-пространственные нарушения, афазии и др.), слуховое, зрительное, тактильное восприятие (агнозии, стереогнозии, соматоагнозии и др.), кинестетическое и динамическое воспроизведение (апраксии, гемиопарезы и др.)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, ВОКАЛОТЕРАПИЯ Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Основные направления лечебного действия музыкотерапии: Эмоциональное активирование и их вербальное выражение Развитие навыков межличностного общения Регулирующее влияние на психовегетативные процессы Влияние на эстетические потребности и предпочтения Виды музыкотерапии: Активная – терапевтически направленная, активная музыкальная деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса (вокалатерапия) и музыкальных инструментов. Рецептивная – процесс восприятия музыки с терапевтической целью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, ВОКАЛОТЕРАПИЯ Механизмы лечебного воздействия Катарсис Эмоциональная разрядка Регулирование эмоционального состояния Облегчение осознания собственных переживаний Повышение социальной активности Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии Психофизиологическая регуляция жизненно важных процессов (дыхания, дикции, звучания голоса и др.) Использование голоса как главного средства выражения потребностей и эмоционального состояния (постановка голоса) Облегчение формирования новых отношений и установок

Программы и тренинги: Программа – «МОСТ» (для учащихся 4-5 кл) Тренинг – Развитие учебной мотивации (для учащихся лет) Программа – Развитие коммуникативных навыков подростков (для учащихся лет) Программа – Профилактика химической зависимости и типов поведения, вызывающих привыкание (для учащихся лет) Программа – « Уверенность» (тренинг по подготовке к ЕГЭ) (для учащихся кл) Программа – «Высшая Ли Га» (для учащихся лет) Программа – «Мой Мир» (для учащихся лет) Программа – Диагностика готовности учащихся к школьному обучению (для детей 6-7 лет) Программа – «Мой учебный стиль» (для учащихся 7-11 классов)

Программа «Мост» (для учащихся 4-5 классов) Цель: психологическая помощь школьникам при переходе на новый образовательный уровень. Задачи: Формирование навыков для успешной адаптации в новых образовательных условиях; Развитие социальных компетенций учащихся; Повышение стрессоустойчивости; Развитие навыков взаимодействия со взрослыми и детьми старшего возраста; Развитие умения отстаивать свою точку зрения, выбирать походящую линию поведения.

Во время занятий используются следующие техники: - обсуждения -дискуссии -психологические игры и упражнения -творческие задания

Программа Развитие учебной мотивации (для учащихся лет) Цель: повысить учебную мотивацию учащихся. Задачи: выявление детей и подростков с явлениями низкой школьной мотивации; повышение уровня осознания школьниками процесса получения знаний; повышение уровня группповой сплоченности и тренировка навыков групппового взаимодействия в классах для повышения эффективности выполнения совместных задач; приобретение школьниками более успешных навыков постановки целей в групппе и индивидуально.

Учащимся предлагается принять участие в интерактивных играх, помогающих осознать необходимость получения школьных знаний.

Программа Развитие коммуникативных навыков подростков (для учащихся лет) Цель: формирование коммуникативной компетентности. Задачи: совершенствование коммуникативных навыков путем активного игрового процесса; формирование умения открыто и искренне говорить о своих чувствах и желаниях; развитие навыков конструктивного преодоления конфликты в межличностных отношениях.

Программа Профилактика химической зависимости и типов поведения, вызывающих привыкание (для учащихся лет) Цель: осуществление первичной профилактики зависимости среди школьников. Задачи: формирование четких представлений о причинах и опасностях употребления психоактивных веществ и зависимого поведения; обучение социально-психологическим навыкам, способствующим укреплению внутренней устойчивости подростка перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, умению противостоять группповому давлению и массированному воздействию рекламы, умению отстаивать свою точку зрения; формирование установок здорового образа жизни; актуализация жизненных целей и ценностей, исключающих употребление психоактивных веществ и зависимое поведение.

Программа «Уверенность» (тренинг по психологической подготовке к выпускным экзаменам) (для учащихся 9 и 11 классов) Цель: формирование уверенного поведения в ситуации экзамена. Задачи: формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене; развитие навыков установления контактов в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми; овладение способами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация, мобилизация).

Программа «Высшая Ли Га» (для учащихся лет) Цель: выявление и развитие способностей и креативных навыков подростков. Задачи: развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглость, гибкость и оригинальность мышления, воображение, умение находить неожиданные решения; формирование навыков командной творческой работы; выявление стереотипов поведения и формирование новых успешных стратегий.

Программа «Мой Мир» (для учащихся лет) Цель: социально-психологическая поддержка подростков. Задачи: развить способы взаимодействия подростка со сверстниками; развить навыки саморефлексии у подростков (понимание и адекватное выражение своих чувств); повысить адекватность самооценки у подростков.

Программа «Диагностика готовности учащихся к школьному обучению» (для детей 6-7 лет) Цель: оценка готовности детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе. Задачи: Выявление готовности и способности ребенка к обучению: уровень развития перцептивно-двигательных навыков уровень развития фонематического слуха, внимания сформированность навыков самоконтроля сформированность произвольности

Программа «Мой учебный стиль» (для учащихся 7 и 11 классов) Цель: составление психологического профиля класса с учетом ведущего учебного стиля. Задачи: Выявление ведущей модальности восприятия учащихся; Определение эмоционально-личностных особенностей ученика, влияющих на усвоение учебного материала Предоставление рекомендаций психологу школы по обобщенному профилю диагностируемого класса

Программа «По дороге к знаниям» ( для детей 5-7 лет) Цель: психологическая подготовка ребенка к школьному обучению.

Программа «Радость общения» (для детей 9-16 лет) Цель: развитие навыков общения. Задачи: развитие эмоционально- волевой сферы и саморегуляции; обучение различным стратегиям поведения в конфликте; приобретение навыков работы в команде.

На занятиях используются элементы кинотренинга, психогимнастические упражнения и игровые задания.

Грамоты и благодарности