Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Чарльз Дарвин «Если мы будем учить сегодня так,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Advertisements

Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
ФГОС в начальной школе: требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Анализировать свои действия Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание Самостоятельно принимать решения,
ФГОС : ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут : анализировать свои.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Зверкова Е.Г.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Транксрипт:

Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Чарльз Дарвин «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Проектирование, проведение и анализ урока на основе компетентностного и деятельностного подходов Л.Н. Вавилова, ГОУ «КРИРПО»

Проектирование – это процесс создания проекта- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (урока, учебного занятия ). Умение проектировать – это способность к целеполаганию, определению задач, организации и анализу деятельности по достижению целей. Цель – идеальный образ будущего результата, который можно проверить. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.

Этапы проектирования урока (учебного занятия) Первый этап: компетентностное целеполагание: - определение целей и основных задач учебного занятия. Второй этап – проектирование содержания учебного занятия и его компетентностная интерпретация: - разложение содержания учебного занятия на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции. Третий этап – выбор вида учебного занятия, типа и вида урока, формы организации познавательной деятельности обучающихся на занятии. Четвертый этап – определение методов и приемов обучения, условий для практической отработки способов деятельности, практического опыта использования полученных знаний, умений. Пятый этап – отбор, подготовка учебно-методического обеспечения. Шестой этап – определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, проверки и оценки результатов, достигнутых обучающимися. Седьмой этап – документальное фиксирование результатов проектирования учебного занятия

Целеполагание Цель урока – это предполагаемый, заранее планируемый результат совместной деятельности педагога и обучающихся. Задачи урока –средства достижения цели. Общая цель урока формулируется как развитие или формирование определенной общей или профессиональной компетенции (или компетенций), а задачи урока (микро цели) отражают то, какие составляющие данных компетенций будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии.

Подцели (задачи) урока : Обучающая - формирование каких знаний, как основы для выполнения соответствующих умений, формирование каких умений, способов деятельности, как основы для практического освоения определенного вида профессиональной деятельности будет обеспечиваться на уроке; Воспитательная – формирование личностных качеств и отношений, необходимых для владения данной компетенцией; Развивающая - формирование мыслительных операций и познавательных процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер личности, общих и специальных способностей, обеспечивающих решение профессиональных и познавательных задач, связанных с данной компетенцией.

Обучающая задача: использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом : По окончании урока обучающиеся должны: освоить новый способ действия (указать конкретно), отработать способ действия; уметь выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль; уметь самостоятельно работать со справочной литературой, документами… уметь обеспечивать безопасность выполнения работ…. уметь самостоятельно выполнить задание (указывается вид) уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...

ПК «Выполнение ремонтных и монтажных работ, техническое обслуживание электрической части машин, узлов и механизмов». Обучающая задача: обучающиеся должны: - уметь осуществлять верный выбор диагностического оборудования для определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем; - уметь выбирать диагностические параметры для определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем в соответствии с правилами технического обслуживания; - уметь определять техническое состояния автомобиля его агрегатов и систем в соответствии с правилами технического обслуживания; - владеть способами диагностики автомобиля, его агрегатов и систем, в соответствии с правилами технического обслуживания; - иметь опыт качественного устранения простейших неполадок и сбоев в работе автомобиля.

ПК 2.1. Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов 1. Уметь организовать рабочее место на стационарном сварочном посту/уметь оснастить нестационарный сварочный пост в соответствии с регламентом работ и инструкций по ТБ. 2. Уметь скомплектовать оборудование и приспособления для сборки конструкции в соответствии с требованиями технологического процесса. 3. Владеть технологией провара шва в заданном положении в соответствии с ГОСТом. 4. Знать геометрические параметры шва, выполненного в заданном положении, соответствует ГОСТу).)

Развивающие задачи урока: 1) Развитие практических умений – измерительные, вычислительные, графические, умение обращаться с различными приборами, решение расчетных, графических, логических задач. 2) Развитие учебно-организационных умений – умение планировать свою деятельность, организовывать себя, осуществлять самоанализ и самоконтроль. 3) Развитие сенсорной сферы – развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи. 4) Развитие двигательной сферы – овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.п. 5) Развитие общеучебных умений и навыков: умение работать с учебной (справочной) литературой, осуществлять поиск необходимой информации в Интернете, совершенствуем навыки ведения конспекта, проводить наблюдения, моделировать и строить гипотезы, ставить эксперимент, объяснять явления, процессы, прогнозировать и т.д. 6)Развитие мышления: развивать умение анализировать; умение сравнивать, находить сходства и различия, систематизировать, классифицировать, обобщать, систематизировать; умение строить аналогии, 7) Развитие мотивов учения, положительного отношения к знаниям. 8)Развитие речи:

Воспитательные задачи - Примерные формулировки при постановке воспитательной задачи: создать условия для…, обеспечить опыт…, вызвать интерес к…, закрепить уверенность в...; содействовать развитию профессиональных качеств личности (инициативы и самостоятельность в трудовой деятельности; аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов; дисциплинированности, добросовестности, ответственности, инициативности…) через организацию…, способствовать выявлению, раскрытию…, убедить в целесообразности…, значимости… Развивать способность выпускника активно действовать на рынке труда, соотносить свой профессиональный уровень с требованиями работодателей, взаимодействовать с членами рабочей группы, партнерами по труду, быть дисциплинированным, ответственным, критичным к себе и другим, эмоционально выдержанным; Формировать умение работать рационально, планомерно, организованно, контролировать и анализировать итоги своей работы; Формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции.,

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами: Опыт сотрудничества в коллективной деятельности; опыт организации работы в микрогруппе; опыт совместной работы для достижения общей цели; способность обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику; способность понимания, восприятия иной точки зрения, толерантность; готовность к сотрудничеству и умение налаживать контакты с незнакомыми людьми, в том числе с работодателями; Умение принимать на себя ответственность; умения работать с информацией с позиции решения профессиональных проблемных задач; умения выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую и принимать решение; умения оценивать свою работу, работу других обучающихся и вклад каждого в совместную деятельность и т.п. Знания: о приемах организации работы в группе; о приемах ведения дискуссии; о приемах сглаживания конфликтных ситуаций и т.д. Качества, отношения: толерантность; открытость, общительность; ответственность за совместное дело;

Требования к цели урока: сформулирована на языке результата (формируемых общих и профессиональных компетенций и их составляющих); конкретна: необходимо максимально конкретно описать, что должно получиться в результате обучения; диагностируема: имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель урока, существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели; скорректирована в зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся конкретной группы; должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими.

Буду знать; Буду уметь; Освою способ Смогу выполнять; Смогу сделать Микроцели: Узнаю; Вспомню; Повторю; Научусь ;Закреплю: Поупражняюсь; Поразмыслю; Покажу Целеполагание от обучающегося

Основные типы уроков 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и профессиональный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний, формирования умений. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний, умений Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. 6. Комбинированный урок

Виды уроков деятельностного типа: урок разработки (защиты) индивидуальных образовательных программ; уроки на основе работы микрогрупп; урок-консультация (взаимоконсультация); урок- конкурс профессионального мастерства; урок – отчет; урок – мастерская; урок-форум; урок-семинар/коллоквиум; интегрированный урок. исследовательские; проблемные уроки; уроки на основе проектной деятельности;

ФГОС начального и среднего профессионального образования, «Требования к условиям реализации ОПОП» Образовательное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, индивидуальных и групповых проектов, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Деятельностные формы и методы обучения Упражнения, тренажеры Решение ситуационных производственных задач, изобретательские задачи, Деловые и ролевые игры, «Погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах), Кейс-метод, Контекстное обучение, метод экспертных оценок, Метод проектов (проектные, исследовательские в рамках профессиональной деятельности), Комплексные практические задания, Профессиональные конкурсы, Использование практического материала реально действующих учреждений (в том числе собранного студентами) на теоретических и практических занятиях, в решении производственных задач, Занятия непосредственно на производстве, Занятия, проводимые с участием специалистов, Проектирование бизнес-планов Портфолио

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ интерактивного обучения Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», разбор конкретных производственных ситуаций, обсуждение видеозаписей, встречи с приглашенными специалистами, коллективное моделирование производственных процессов или ситуаций и др.; Игровые методы: интеллектуальные игры, деловые игры; ролевые игры; Поисковые и исследовательские методы, осуществляемые в МГ (метод проектов, проблемное обучение); Приемы получения обратной связи: синквейн, Незаконченные предложения, лист обратной связи, «Мухомор», «Телеграмма», «Лотерея», «Звезда сбывшихся ожиданий», «Все в моих руках»…..

Учебные занятия с применением активных методов обучения Не имитационные: проблемная лекция; учебная дискуссия; выездное занятие с тематической дискуссией; поисковая лаборатория (практическая работа); олимпиада; научно-практическая конференция; опытническая и исследовательская работа; семинары и групповые консультации; самостоятельная работа систочниками информации. 2. Имитационные: а) игровые: стажировка с выполнением должностной роли; проектирование (разработка вариантов решений) имитация деятельности на тренажере; разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра; б) не игровые: анализ конкретных производственных ситуаций; решение производственных задач; упражнения-действия по инструкции (лабораторные, практические работы); индивидуальный тренажер; выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.

Проверка домашнего задания Методы и приемы обучения: тестовые задания; выполнение заданий, подобных домашним; постановка вопросов преподавателем и обучающимися; озвучивание таблицы, опорного конспекта; диалог с просьбой продолжить мысль…; монологическое высказывание обучающегося с последующим рецензированием его ответа товарищами; сверка с ключом; сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконторля.

Цель Виды домашнего задания Первичное овладение знаниями (усвоение знаний ) Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения Закрепление и систематизация знаний Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре, а также рефераты и доклады, составление библиографии Применение знаний, освоение умений Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых, дипломных проектов; опытная работа на тренажере

Изучение нового материала Техники, методы и приемы обучения: активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности; работа с определением понятий; использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение); работа с учебником; составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы; изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО).

Закрепление новых знаний и способов деятельности Методы и приемы обучения: взаимообмен заданиями и вопросами; «опрос эксперта»; разноуровневая самостоятельная работа; деловая игра; групповая работа по методикам КСО; дебаты «за» и «против»; задание «по кругу»; станционная учеба; задание на самостоятельное построение технологической карты; метод проектов; лабораторно-практические работы исследовательского характера; кейс-метод; мозговой штурм;

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Методы и приемы обучения: работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом; составление тезауруса; моделирование; построение «дерева» темы; мозговой штурм в устной и письменной формах; техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками); учебные ситуации и игры; обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, опорные конспекты.

Проверка и оценка результатов, достигнутых обучающимися. Методы: разноуровневые контрольные и самостоятельные работы; тестовые задания (открытые и закрытые); задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом; задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания; использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний; решение кейсов; проектные задания… Методы и приемы коррекции: использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья; тренировочные тестовые задания; задания с пропусками; структурно-логические схемы с пропусками; применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем. Дифференцированные задания

Характеристики дифференцированного и индивидуального подхода в процессе оценивания Организация процесса оценивания с учетом индивидуально- психологических особенностей обучающихся: Разработка заданий, устраняющие пробелы, обогащающие знания, формирующие профессиональные компетенции (в ходе самостоятельной работы, выполнения проектных заданий) Разработка заданий для подгрупп обучающихся (например: в зависимости от уровня подготовки) Разработка оценочных заданий по уровням подготовки (например для базового уровня и повышенного уровня подготовки по специальности) Разработка оценочных заданий ПМ, исходя из запросов обучающихся к подготовке по конкретной профессии Разработка заданий для формирования дополнительных (надпрофессиональных) компетенций по профессии/ специальности

Формы контроля при дифференцированном обучении использование разных вариантов однотипных заданий, применение заданий разной степени сложности, оказание различной помощи обучающимся при выполнении одного и того же задания, выполнение упражнений при помощи ТСО в различных режимах, различные количества повторений для выполнения одного и того же задания, разные виды ключей, опор, выполнение заданий разной трудности, выполнение упражнений по индивидуальным карточкам, работа с программными продуктами учебного назначения.

Дифференциация заданий по объему учебного материала Основное задание Дополнительное задание Связано с основным Отличается от основного Задание, аналогичное основному Дополнительные вопросы или задания к основному Задание более высокого уровня сложности Творческое задание Репродуктивное задание из другого раздела программы Задание на смекалку, упражнения игрового характера Нестандартные задачи и задания

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества Репродуктивный уровень Продуктивный уровень Воспроизведение знаний Применение имеющихся знаний в знакомой ситуации Выполнение работы по образцу Выполнение тренировочных заданий Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию Умение видеть новую проблему в знакомой ситуации Умение видеть новую функцию объекта Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый Способность видеть структуру объекта Умение видеть различные способы решения

стимулирующая обучающая направляющая Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся

Использование современных средств обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, электронные практикумы, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.); Электронные средства обучения (электронный микроскоп, тренажеры и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п. Рабочие тетради…

Источник дополнительной информации Современное оформление урока Использование электронных образовательных ресурсов Использование различных способов получения и усвоения основной профессиональной образовательной программы Рациональное использование времени урока Оптимизация труда преподавателя ИКТ- технологии

Рефлексия учебной деятельности на уроке: - соотнесение цели урока и его результатов, - самооценка работы на уроке, - определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется; - планирование работы на следующее занятие Рефлексия содержания; способов деятельности, эмоционального состояния…. Приемы рефлексии лист обратной связи»; «незаконченные предложения «письмо самому себе»; «телеграмма»; «координаты»; Синквейн; Эссе; Закончить фразу по цепочке: Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я попробую… Урок дал мне для будущей профессии (специальности)… Мне захотелось…

Технологическая карта урока Тема урока: Цель урока: Задачи урока: Планируемые результаты: имеют практический опыт, умеют, знают Межпредметные связи: КУМО: Этапы урока Задания для обучаю- щихся, выполнение которых приведет к достижению планиру- емых результатов Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы Планируемые результаты Знать Уметь Практический опыт Актуализация опорных знаний Изучение нового материала ….

Здоровьесберегающее пространство урока общение на фоне положительных эмоций; предупреждение психотравмирующих ситуаций; бесконфликтное общение; поощрение инициативы и успехов; предупреждение чрезмерного умственного и статического напряжения (динамические и релаксационные паузы); соблюдение этических и эстетических норм…

Для формирования компетенций у обучающихся создаются следующие условия: Единство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания. Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство. Освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, т.к. они должны получить опыт использования своих знаний, умений. Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, ответственности обучающегося за результаты своей деятельности Реализация принципа модульного построения содержания образования. Организация продуктивной групповой работы. Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения

Принципы педагогической деятельности в соответствии с компетентностным и деятельностным подходом: свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии обучающемуся предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); принцип интеграции содержания, взаимодействия педагогов в обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Резюме: Современный урок главной целью является формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся; осуществляется совместное с обучающимися целеполагание и подведение итогов (планирование обратной связи);; реализуется деятельностный подход к обучению, предусматривающий частично-поисковые, проблемные и исследовательские, интерактивные методы обучения, обеспечивающие высокий уровень познавательной и мыслительной активности обучающихся; преимущественно используется групповая и/или индивидуальная форма организации познавательной деятельности обучающихся; самостоятельная деятельность обучающихся занимает значительное время на уроке; вывод делают сами обучающиеся; организационная структура урока динамична и вариативна, занятие носит практико-ориентированный характер; используются современные средства обучения, прежде всего ИКТ. на уроке осуществляется взаимодействие (сотрудничество) обучающихся с преподавателем и друг с другом; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение;

Требования к уроку Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания Планирование Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность обучающихся Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Требования к уроку Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание обучающихся преподаватель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили, поняли Проводится рефлексия (содержательная, эмоциональная, по способам деятельности) Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Анализ урока Целеполагание: цель формулирует сам преподаватель или совместно с обучающимися ; Содержание урока (имеется ли межпредметная интеграция содержания, прослеживается ли связь с жизнью, с практической деятельностью); Формы организации деятельности обучающихся на уроке ( фронтальные, групповые, парные, индивидуальные); Использование методов, приемов (неактивные, активные, интерактивные, выбор соответствует целям урока, используются методы и приемы включения обучающихся как субъектов деятельности на некоторых или на всех этапах урока); Рефлексивность (отсутствует, эмоциональная рефлексия, анализ и оценка содержания и способов деятельности, оценка результатов); Результативность урока (сформированы компоненты профес- сиональных компетенций (какие); сформированы компоненты общих компетенций (указать какие); наличие продукта, отчета о процессе деятельности).

Самоанализ урока Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа І. Цели (задачи) урока В чём заключается основной замысел проведённого мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данной группе? Какие цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе урока? II. Содержание и организация учебного занятия Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам деятельностного подхода, целям (задачам) урока?

Самоанализ урока Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа III. Технология работы педагога Какие технологические приёмы я использовал (а) для того, чтобы на уроке: -актуализировать и обогатить субъектный опыт обучающихся; -стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; -создавать для обучающихся ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения; -строить учебное взаимодействие диалога и полилога; -учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся? IV. Результативнос ть проведённого урока Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? Насколько проведённое занятие было направлено на: а) развитие профессиональных компетенций обучающихся; б) развитие общих компетенций обучающихся; в) формирование необходимых способностей и качеств личности ; г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения? В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки урока?

Изменения в деятельности педагогов При подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Свои наработки преподаватели оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте ОУ для просмотра родителями, работодателями, абитуриентами, использования при дистанционных и иных формах обучения.

Соответствие кадрового обеспечения ОУ требованиям введения ФГОС Профессионально- педагогическая компетентность преподавателей Использует соответствующие ФГОС современные УМК, системы учебников, полный список учебной литературы для обучающихся Разработали рабочие программы по дисциплине, МДК в контексте ФГОС Педагоги владеют технологиями организации современного урока Сформированы навыки проектирования учебного процесса: Могут разработать тематическое планирование УП на основе проецирования итоговых результатов Владеют навыками организации работы обучающихся: В группах и парах В мобильных группах Индивидуальная поддержка обучающихся Организация проектной деятельности Владеют (знакомы) с вариативными формами оценивания процесса и результатов образования: Владеют системой оценки компетенций Используют портфолио обучающегося

ИКТ-компетентность Педагоги являются опытными пользователями компьютера (современные инструменты коммуникации, мультимедийные источники информации и пр.) Организуют обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий (интерактивная доска, ЦОР) Используют электронный дневник обучающихся Организуют оперативное информирование и взаимодействие с родителями через Интернет Методическая компеитентность Занимаются самообразованием Участвуют в работе МО, ПГ: В ОУ В регионе В Интернете (сетевые сообщества) Имеют методические разработки в части реализации ФГОС

47 Изменения во взаимодействии между педагогами Методические объединения перерастают в профес- сиональные ассоциации, целью которых становятся трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты ( в т.ч., методические указания), методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности. Педагоги дают уроки в паре, совместно с преподавателями других дисциплин, мастерами п/о, специалистами с производства, проводят занятия. Возрастает количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа. Преподаватели обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.

Схема анализа урока по результатам ФГОС Этапы урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.). Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения). Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.). Какие результаты продемонстрированы в виде компетенциий (указать компетенцию и показатели сформированности): Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока. 1. …

Схема потери информации Задумано % Высказано - 80 % Услышано - 70 % Понято - 60 % Осталось в памяти - 24 %

Спасибо за внимание! Учебно-методические комплексы по дисциплинам. Рабочие программы, технологические карты, лекции, тесты, методики выполнения лабораторных и практических работ.