КУДА И КАК ИДЕТ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ М.П.Лапчик ОмГПУ, 21.11.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М.П.Лапчик МИК-2014.
Advertisements

О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Нормативно- правовая база дистанционного образования 2013 г.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Нормативная и законодательная база электронного обучения и открытого образования Октябрь 2014.
Обеспечение преемственности учебного и программного материала при переходе из начальной школы в основную г. Агафонова Татьяна Григорьевна, главный.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Зам. зав.по ВиМР МКДОУ д/с 59 Л.А.Антипова, ст.воспитатель МКДОУ д/с 59 С.А.Татарницева.
1 О совершенствовании порядка разработки образовательных программ высшего образования в ГУАП.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
Департамент образования администрации Владимирской области.
Организация и деятельность органов государственно-общественного управления дошкольными и общеобразовательными организациями по обеспечению улучшения условий.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Законодательные и концептуальные основы деятельности сельской школы Абрамов Владимир Викторович, старший государственный инспектор отдела государственного.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Транксрипт:

КУДА И КАК ИДЕТ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ М.П.Лапчик ОмГПУ,

Нормативная база электронного обучения и ДОТ в России развивается (и пока не вполне успешно) уже более 20 лет. В чем причины? ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ

1. Концепция ЕСДО России (1995) 2. Попытка разработки Методики внедрения ДО (2002) и Временных требований к образовательным учреждениям (2003) 3. Введение в действие Порядка применения ДО в России (2005) Первый этап становления нормативной базы ДО на основе ИТ ( )

Амбициозный план: Организационный этап (до конца 1995 г.), Стартовый этап (до конца 1997 г.), Накопительный этап (до конца 1999 г.), Этап полного развертывания ЕСДО (рабочий) (с 2000 г.). Как и положено для подобного рода федеральных программ, под нее было заложено внушительное финансирование, причем основным источником финансирования являлся федеральный бюджет. 1. Концепция ЕСДО России (1995)

Головной совет по ДО при Правительстве РФ Федеральный центр (ФЦ) СДО на правах университета Координация работ - Госкомвуз РФ (специальное подразделение) Организационная структура ЕСДО

Новые для системы ДО понятия Гибкость Модульность Экономическая эффективность Новая роль преподавателя Специализированный контроль качества Использование специализированных технологий и средств обучения Опора на современные средства передачи образовательной информации Представление информации

ЕСДО к 2000 году не была реализована в запланированном объеме ПРИЧИНЫ: слабость телекоммуникационной инфраструктуры того времени концепция ЕСДО увязла в созданной системе организационных структур неготовность кадров отсутствие контентного обеспечения

Ключевым нормативным актом, направленным на правовое регулирование ДО, должен был стать Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" 2. Попытка разработки Методики внедрения ДО (2002) и Временных требований к образовательным учреждениям (2003)

Частичный или полный объем ДОТ Впервые продекларирована дифференциация образовательных программ, реализуемых, как сказано в документе, «с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения». При этом предлагалось образовательные программы признавать как реализуемыми с использованием дистанционного обучения в полном объеме в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий.

Очная система обучения Особую обеспокоенность с самого начала вызывал вопрос о разрешении применять технологии ДО при очной системе обучения. Именно этим можно объяснить появление в документе весьма туманного толкования особенности организации учебного процесса по очной форме получения образования, а именно – на дневных отделениях использование ДО в полном объеме допускалось лишь «с учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образования».

Идентификация личности Разрешая проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), «Методика» в качестве обязательного условия указывала на необходимость идентификации личности обучаемых. При этом идентификация предполагалась с использованием именно электронных средств, хотя в условиях низкой программно-технологической оснащенности образовательной среды такой способ идентификации оставался делом практически невозможным.

Особое разрешение Минобрнауки Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме ДО образовательное учреждение может обратиться в Минобрнауку РФ с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии с весьма внушительным перечнем требований: наличие электронных УМК по каждой учебной дисциплине; наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота; наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде; наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.

Вольное применение ДОТ В обстановке несрабатывания экспертных функций на фоне нарастающего естественного стремления образовательных учреждений использовать ДОТ стало наблюдаться вольное применение нормативных документов, что стало приводить к серьезным нарушениям и подрыву истинных целей ДО. Следует напомнить, что это появление указанных документов происходило на фоне неумолимо растущего количества весьма сомнительных коммерческих вузов, прикрывающихся неполноценным ДО для легкого заработка.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко о ДО "У меня есть определенное недоверие к дистанционному образованию, потому что, к сожалению, иногда за этим понятием стоит профанация. само по себе это направление очень перспективное, но в нем еще в большей степени, чем в образовании традиционном, требуется улучшение качества".

Отмена «Методики» Как показало время, чрезмерная централизация разрешительных функций привела к сдерживанию процесса введения ДО. В то же время допускаемое в этой ситуации вольное применение «Методики» в итоге привело к серьезным нарушениям, часто граничащих с искажением ее сущности и расширением практики необоснованной выдачи дипломов. В конечном итоге документ был отменен приказом Минобрнауки ( 137 от ).

Отмена «Временных требований» Такая же судьба постигла и утвержденного приказом заместителя министра образования Российской Федерации А.В.Пыжикова от 4 декабря 2003 года документа под названием «Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий». (Отменен приказом Минобрнауки от г.)

Итоги первого десятилетия Вся история развития ДО в первом десятилетии – это настойчивое желание Минобрнауки РФ вслед за мировым опытом ввести новые технологии, сделать их обыденными, привычными для российского образования. Однако апробируя введение ДОТ, и одновременно ведя неустанную борьбу с незаконными, негативными сторонами внедрения ДО, Минобрнауки большего достигло во втором, чем в первом. Можно даже сказать, что отменив совсем еще недавно утвержденные документы, Минобрнауки продемонстрировало поражение в этой борьбе.

Первая основательная попытка введения в действие «Порядка применения ДОТ» осуществлена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Этот документ продержался почти десятилетие (отменен приказом Минобрнауки от N 2). 3. Введение в действие Порядка применения ДО в России (2005)

Снятие ограничений на уровни образования «Порядок-2005» адресовал правила использования ДОТ при реализации образовательных программ во всей совокупности образовательных учреждений - начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования.

Снятие ограничений на формы образования Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Обновление требований к УМК учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющему

Структура электронного УМК (от Е.Н.Геворкян)

Пример: структура ЭБС ОмГПУ СТОРОННИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ МАГАЗИН ФОНД ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ СТУДЕНТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СТУДЕНТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ВНЕШНИЕ ЭБС ВНЕШНИЕ ЭБС ВНЕШНИЕ ЭБС

1. Активизация законотворческой работы в ГД РФ (2004) 2.ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (2012) 4. Новый Порядок применения ЭО и ДОТ (2014) Современная стадия становления нормативной базы ДО ( ) 3. Концепция развития ЕИОС в РФ (2013)

При Комитете Государственной Думы по образованию под руководством первого заместителя председателя Комитета депутата О.Н.Смолина с 2004 года действует Экспертно-консультативный совет по электронному обучению и ИТ. Председателем Совета является В.П.Тихомиров, д.э.н., профессор, научный руководитель МЭСИ, Президент Международного консорциума «Электронный университет». 1. Активизация законотворческой работы в ГД РФ (с 2004)

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Статья 18. Печатные и электронные информационные образовательные ресурсы. Если иметь в виду проблему в полном объеме, таких статей в законе оказывается более 20, среди них статьи 15 « Сетевая форма реализации образовательных программ», ……. и т.д. 2.ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (2012)

Концепция развития ЕИОС разработана в соответствии с положениями Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Проектируемая ЕИОС охватывает три уровня - федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, уровень образовательных учреждений (организаций). Цель: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации на основе создания единой, изолированной информационной среды. 3. Концепция развития ЕИОС в РФ (2013)

Рост аудитории платформы Coursera

На основе анализа зарубежного опыта «Концепция» в качестве ответной меры РФ на экспансию западных центров, активно использующих MOOCs, предполагает оперативное развитие аналогичных центров на базе российских университетов ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ Действующие ФГОС не допускают, т.е. фактически тормозят создание центров ДО с массовым контингентом, сохраняя соотношение «1 студ – 14,5 кв.м» Нормативная площадь помещений на одного обучающегося должна быть уменьшена пропорционально доле трудоемкости части образовательной программы, реализуемой с применением ЭО и ДОТ

Приказ Минобрнауки России от В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный N 6862). Министр Д.В.ЛИВАНОВ 4. Новый Порядок применения ЭО и ДОТ (2014)

В проекте 8. В случае реализации ОП исключительно с применением ЭО, ДОТ допускается отсутствие аудиторной нагрузки. ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ В приказе 5. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий. Отсюда не вытекает, что отсутствие аудиторных занятий (в расписании) означает отсутствие соответствующей нагрузки (т.е. зарплаты) преподавателя!

В проекте 7. Образовательная организация самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками. При этом допускается введение специфичных для ЭО, ДОТ видов работ, выполняемых педагогическими работниками. ЗАМЕТНОЕ РАСХОЖДЕНИЕ В приказе этого нет. Утерян важный для вузовских кафедр тезис. Надежда на методические рекомендации.

6. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Аргумент для ретивых инспекторов

ВЕРНЫЕ НАМЕРЕНИЯ МИНОРАЗОВАНИЯ РФ Дмитрий Ливанов: «Первостепенная проблема - необходимость переобучения преподавательского и управленческого состава». Министр выдвинул предложения: включить требования по использованию вузом ЭО и ДОТ в аккредитационный и лицензионный показатели, в показатели ежегодного министерского мониторинга вузов, а также отразить это в новых версиях ФГОС. Дмитрий Ливанов: «Первостепенная проблема - необходимость переобучения преподавательского и управленческого состава». Министр выдвинул предложения: включить требования по использованию вузом ЭО и ДОТ в аккредитационный и лицензионный показатели, в показатели ежегодного министерского мониторинга вузов, а также отразить это в новых версиях ФГОС.

ЗАДЕРЖКИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2. ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ КОТОРЫХ ИСКЛЮЧАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЭО И ДОТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ 3. ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ВЫВОДЫ: МИНОБРНАУКЕ Ускорить разработку недостающих нормативных документов. Включить требования по использованию вузами ЭО и ДОТ в аккредитационный и лицензионный показатели, в показатели ежегодного министерского мониторинга вузов, а также отразить это в новых версиях ФГОС. Осторожно применять реализацию намерений по достижению экономического эффекта от внедрения ЭО и ДОТ. Ввести специфичные для ЭО, ДОТ виды работ, выполняемых педагогическими работниками. Изменить норматив по учебным площадям.

ВЫВОДЫ: ВУЗАМ Решительно повышать квалификацию кадров в области ЭО и ДОТ. Вводить стандарт требований к персоналу (ППС, УМР, …) в целях применения при аттестации работников и приеме на работу Не спешить с новациями в сфере расчетов нагрузки в смысле ее снижения для видов работ с ЭО и ДОТ Исходить из финансовой заинтересованности ППС во внедрении ЭО, ДОТ в условиях формирующегося рынка электронного обучения