Образовательный проект на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в формировании целостной картины мира через использование средств информационно- коммуникационных технологий». Автор-составитель: воспитатели Сумкина О.В., Кривенко Н.А.
«Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю». Конфуций
МБ ДОУ «ЦРР – детский сад 244» Тема проекта: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в формировании целостной картины мира через использование средств информационно-коммуникационных технологий»
XXI век – век высоких компьютерных технологий.
Какие новые технологии могут помочь повысить качество обучения дошкольников, повысить их познавательный интерес? Как педагогам эффективно организовать свою работу?
Противоречия СОВРЕМЕННЫЙ МИР ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК, ЕГО ИНТЕРЕСЫ
Цель: разработать проект развития познавательных интересов старших дошкольников в формировании целостной картины мира через использование средств информационно – коммуникационных технологий.
Задачи: проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу; создать теоретическое обоснование проблемы; проанализировать раздел программы «Формирование целостной картины мира» в образовательной области «Познание», подобрать темы в соответствии с программой; провести мониторинговое исследование развития детей старшего дошкольного возраста образовательной области «Познание»: раздел «Формирование целостной картины мира»; создать материально-техническую базу (видео-/аудиоматериалы, мультимедийные презентации); разработать и апробировать занятия познавательного цикла с использование ИКТ; проанализировать эффективность и результативность использования средств ИКТ в ФЦКМ.
Предполагаемый результат. Информационно–коммуникационные технологии могут стать эффективным средством развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в формировании целостной картины мира.
Характеристика проекта Характеристика проекта По продолжительности: ДОЛГОСРОЧНЫЙ ( г.г.) По продолжительности: ДОЛГОСРОЧНЫЙ ( г.г.) По количеству участников: ГРУППОВОЙ (ориентирован на возрастную группу) По количеству участников: ГРУППОВОЙ (ориентирован на возрастную группу) По содержанию: МОНОПРОЕКТ (Образовательная область «Познание»: раздел ФЦКМ) По содержанию: МОНОПРОЕКТ (Образовательная область «Познание»: раздел ФЦКМ) По доминирующему виду: ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ По доминирующему виду: ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
Этапы проекта Этапы РеализацияПериоды I Этап - Целеполагание и ожидаемый результат. 1. Формирование проблемы, постановка цели, задач. 2. Анализ научно-методической литературы – 2012 учебный год (II полугодие) II Этап – Планирование. 1. Определение последовательности предстоящих шагов. 2. Выбор способов работы (технологии) – 2013 учебный год (I полугодие) III Этап – Разработка проекта. 1. Осуществление намеченных шагов (этапов работы). 2. Анализ и подборка тем в соответствии с программой и лексической темой. 3. Создание материально-технической базы (видео- и аудиоматериалов, составление заочных экскурсий, мультимедийных презентаций). 4. Внесение по ходу работы обоснованных изменений – 2013 учебный год IV Этап – Реализация проекта. 1. Разработка занятий познавательного цикла с использованием ИКТ. 2. Внедрение проекта в непосредственно-образовательную деятельность – 2014 учебный год V Этап – Подведение итогов. 1. Анализ эффективности и результативности использования средств ИКТ в формировании целостной картины мира старших дошкольников. 2. Сравнение полученного продукта с предполагаемым результатом. 3. Определение перспектив дальнейшей работы – 2014 учебный год (II полугодие)
Ключевые понятия: Проект. Проекты в ДОУ. Познавательный интерес, его формирование в старшем дошкольном возраст. Формирование целостной картины мира у дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как метод познавательной активности.
СРЕДСТВА ИКТ В ДОУ ВИДЕОКАМЕРА ФОТОАППАРАТ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР МАГНИТОФОН ТЕЛЕВИЗОР ПРИНТЕР DVD-ПЛЕЕР КОМПЬЮТЕР
Результаты исследования
Лексическая тема Презентация Виртуальная (заочная) экскурсия Видеоклип Аудиозапись Дикие животные Экскурсия в зоопарк «Светлячок»«Вой волков» Лес. Грибы «Грибы»«Шмель», «Медоносная пчела» «Прогулка по лесу» Насекомые«Насекомые: какие они?» «Муравьи. Жук-олень» «Звуки леса» «Стрекоза»«На поляне»
Лексическая тема Презентация Виртуальная (заочная) экскурсия Видеоклип Аудиозапись Рыбы. Водоемы «Удивительны е свойства воды» «Водоем и его жители» «На рыбалке» «Дождь» «Шум моря» «Музыка воды» «Кто такие рыбы?» «Дождик» «Журчание ручья»