ДИНАМИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КАНАДЕ Чемезов Сергей Александрович ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Advertisements

Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Нормативно- правовая база дистанционного образования 2013 г.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Нормативная и законодательная база электронного обучения и открытого образования Октябрь 2014.
Электронное обучение – это сегодняшний день. А завтра что? Козлова Татьяна Начальник отдела сопровождения электронного обучения МЭСИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
Нормативно-правовая база внедрения дистанционных технологий в учебный процесс Нижневартовск 15 апреля 2010.
Качество электронного обучения = Качество обучения? Гриценко Анатолий Гуманитарно-экономический и информационно- технологический институт (ГЭИТИ)
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
Сергеев Сергей ИВТ РАЗРАБОТАН федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским.
Дистанционные образовательные курсы в высших учебных заведениях: теория и практика Стремоухова Анастасия Дмитриевна, специалист по сопровождению молодежных.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
С принятием закона N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и вступлением его в силу с 1 сентября 2013 года электронное обучение и применение дистанционных образовательных.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Транксрипт:

ДИНАМИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КАНАДЕ Чемезов Сергей Александрович ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России Таптыгина Елена Викторовна ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России Наталия Валентиновна Буханова The University of Alberta, Edmonton, Canada

Пилотный проект НМО 2014 г. В России в 2014 г. согласно Приказу Минздрава РФ 837 от начата реализация Пилотного проекта НМО, предусматривающего использование дистанционных технологий для ДПО врачей 3-х специальностей : 1.Врачей-терапевтов участковых; 2. Врачей педиатров участковых; 3. Врачей общей практики (семейных врачей) Пилотный проект реализуется с участием 15 медицинских вузов в 12 регионах России

Что такое непрерывное медицинское образование (НМО)? Непрерывное медицинское образование образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники постоянно (ежедневно) обновляют свои знания и практические навыки – начинается после завершения обязательной последипломной подготовки. «НМО…. начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни»

Всего 144 ч. или кредитов образовательной активности; Из них: 108 ч. (>100 ч. = 72 ч ДО + 36 ч очно, н.п. в ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России (Екатеринбург) ) + 36 ч. по Перечню мероприятий от российских медицинских профессиональных обществ Сертификат специалиста будет выдан в УГМУ Врачам (по НМО) необходимо набрать за 1 год: 108 ч. 36 ч. 144 ч.

Медицинское образование в России

Проблемы при реализации НМО в УГМУ Отсутствие федеральной нормативной базы по расчету нагрузки и оплате труда преподавателей-разработчиков ЭОР; Низкий уровень информационно-коммуникационной культуры врачей-участников Пилотного проекта (подтверждено анкетированием и опытом участия в проекте). Л.Е. Петрова, 2014

Динамика создания нормативных актов по ЭО/ДО в России Эмблема кафедры медицинского права в Кемеровской государственной медицинской академии.

Ведомственные документы Минздрава России по ДО/ЭО Приказом Минздрава России от г. N 344 была утверждена «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации». «Временное положение об организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров» после 2002 г., в связи с отрицательной реакции в ГД и отказом регистрации «Положения» в Минюсте дальнейшая работа Минздрава России над ним прекратилась, вплоть до 2013 г.

Нормативные акты Минобразования РФ/Минобрнауки РФ Приказ Минобразования РФ от г. N 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (ДО) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ» ввел формулировку основных видов ДОТ: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология П.9 Приказа 4452 фактически подтвердил возможность перевода всех элементов традиционного УМК в электронный вид

Приказ Минобразования РФ от г. N 4452 п. 11 оговаривал возможность образовательного учреждения предоставлять в индивидуальном порядке обучающемуся необходимые аппаратно- программные средства при их отсутствии; Не была реализована, в частности в медицинских вузах и предусмотренная п. 21 возможность проведения лабораторных и практических занятий с применением ДО (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа). эта фактически не реализованная возможность создавала предпосылки для развития инклюзивного образования.

Приказ Минобрнауки России от г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» подтвердил право образовательного учреждения использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Содержал развернутую характеристику состава УМК на электронных носителях: учебный план, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник, практикум или практическое пособие, тестовые материалы и т.д. вводил ограничения по использованию e-learning в медицинских вузах, разрешая использовать ДОТ в очной форме при реализации ПрОП по «общим гуманитарным, социально-экономическим и математическим дисциплинам».

ГОСТ установил основные виды электронных изданий, состав и место расположения выходных сведений в электронных изданиях. согласно описанию, данный ГОСТ предназначен для производителей электронных изданий, что скорее подразумевает не авторов- разработчиков ЭОР, а издателей, тиражирующих созданные ЭОР. ряд требований ГОСТ н.п. наличие в ЭОР в обязательном порядке таких элементов как сведения об авторах, заглавие, способствует унификации ЭОР.

ГОСТ Р установил общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационно- образовательных средах: - автоматизированным системам управления образовательными учреждениями всех уровней образования, - системам управления обучением, - образовательным порталам, - хранилищам ЭОР, - электронным библиотекам и др.

ФЗ от г. N 11-ФЗ Важным изменением, вводимым ФЗ N11 в п. 6 ст. 33 Закона РФ от г. N (ред. от г.) «Об образовании», является положение о месте осуществления образовательной деятельности: «При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся».

Федеральный закон Российской Федерации от г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет ранее изложенные формулировки ЭО и ДОТ, а также показывает в ст. 15 новую методику реализации образовательных программ, в которой видится целесообразным использование данных технологий – сетевую форму.

Canadian regulatory experience e-learning

Основные преимущества внедрения стандартов качества электронного обучения (версия International Organization for Standardization (ISO) и International Electro Technical Commission (IEC), Повышение конкурентоспособности ВУЗа / разработчика Оптимальное соотношение цены и качества курса или программы Формирование положительного имиджа ВУЗа / разработчика Надежность курса / учебной оболочки Возможность быстрой и достоверной проверки качества Более вероятный выбор курса / программы потребителем Возможность постоянного улучшения программы C. M. Stracke, Quality Development and Standards in e- Learning: Benefits and Guidelines for Implementations, in: Proc. of the ASEM Lifelong Learning Conference: e-Learning and Workplace Learning, Bangkok (Thailand), info.de/docs/Quality_Development_and_Standards_in_e-Learning _Stracke_ pdf

Хронология развития нормативного обеспечения ЭО в Канаде (1) группой FuturEd Consulting Education Futurists Inс, в середине 90-х годов - разработаны первые стандарты качества ЭО ; была создана экспертная группа, из представителей семи национальных и международных организаций среднего и высшего образования, в том числе Human Resources Development Canada, SchoolNet, Canadian Association for Community Education и Commonwealth of Learning; созданы единые стандарты ДО и ЭО Canadian Recommended Elearning Guidelines (CanREGs)

Canadian Recommended E-learning Guidelines (CanREGS, 2002) включают в себя: Критерии качества результатов электронного обучения Критерии качества преподавания и поддержки в ЭО на уровне ВУЗа Критерии качества электронных обучающих ресурсов – вопросы содержания курсов, преподавательского состава, методик преподавания, экспертизы качества и бюджета Процесс разработки национальных стандартов занял 7 лет (1996 – 2002).

Документ Open eQuality Learning Standards В 2004 году на базе CanREGs было разработано руководство Open eQuality Learning Standards, которое было передано в европейский институт электронного обучения (EIfEL). Документ Open eQuality Learning Standards дополнен разделом о стандартах качества электронных портфолио При сохранении некоторых авторских прав, сейчас этот сборник считается «открытым», то есть, может быть использован ВУЗами и общественными организациями безвозмездно

Хронология (2): Единый национальный план по развитию ЭО (Canada) 2001 г - организован Комитет по электронному обучению (Advisory Committee on Online Learning) с задачей: провести всестороннее исследование состояния проблемы ЭО в Канаде, выработать рекомендации по их дальнейшему развитию. В отчете «Комитета» было сказано, что развитие ЭО и ДО является стратегической задачей для страны.

Хронология (3):Единая национальная стратегия ЭО, реальна ? В 2012 г организация Contact North выпустила всесторонний отчет о состоянии ЭО и ДО в Канаде. Сравнивая текущую ситуацию с отчетом 2001 г., Contact North отмечает, что единая национальная стратегия по электронному обучению так и не была разработана.

Хронология (4): Единая национальная стратегия ЭО (Cаnada), реальна ? На сегодняшний день, в Канаде не существует отдельной нормативной базы для аккредитации электронных образовательных ресурсов в ВУЗе. Аккредитация канадских ВУЗов осуществляется с использованием, р«Principles of institutional quality assurance in Canadian higher education» от Ассоциации университетов и колледжей Канады - (Association of Universities and Colleges of Canada, AUCC).

Использование и распространение нижеперечисленных документов охраняется законами об авторском праве!

Некоторые стандарты аккредитации факультетов повышения квалификации (ФПК) канадских медицинских ВУЗов (Committee on the Accreditation of Continuing Medical Education, 2010) ФПК поддерживают и пропагандируют самостоятельное обучение (self- directed learning), в том числе: предоставляют возможность участия в национальных образовательных программах, таких, как CFPC Pearls и RCPSC Personal Learning Projects, предоставляют возможность самостоятельной проверки знаний через административные базы данных, поддерживают доступ к программам обучения на дому, таких, как программа самостоятельного обучения American College of Physician,

Аккредитация учебной программы / курса в медицинском образовании поводится по одинаковым стандартам независимо от формата обучения СЕРТИФИКАЦИЯ КАЧЕСТВА Е-КУРСА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СМЕШАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Distance Learning and LCME Accreditation Standards (Канада, 2006)

СЕРТИФИКАЦИЯ КАЧЕСТВА Е-КУРСА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СМЕШАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Distance Learning and LCME Accreditation Standards (Канада, 2006) Дополнение к основным стандартам качества учебных программ "Вопросы аккредитации, относящиеся к дистанционному обучению". Accreditation Issues Related To Distance Learning: The Perspective of The Liaison Committee On Medical Education Кнопка "не паникуйте"

The eCampusAlberta eLearning Rubric, A resource for quality online curriculum creation. Course Standards, Support Standards, and Administrative/Institutional Standards Каждому критерию присвоен уровень значимости от 1 до 3 Необходимые= 3 Выполнение этих требований необходимо для аккредитации курса Важные = 2 Невыполнение этих требований ведет за собой значительное снижение эффективности курса Благоприятные = 1 Соответствие этим критериям повышает эффективность взаимодействия преподавателей, студентов и администрации в процессе обучения

Примеры из раздела «Поддержка факультета» Критерии со значимостью 3 Преподавателю доступны консультации эксперта в процессе разработки курса Преподаватели электронных курсов прошли подготовку о технике и методологии преподавания онлайн Преподавателю доступна помощь и техническая поддержка во время проведения курса Критерии со значимостью 2 ВУЗ поощряет разработку онлайн курсов и инновации Преподавателям доступны тренировочные курсы по использованию учебной оболочки ВУЗ предоставляет вознаграждение за эффективное преподавание онлайн курсов Критерии со значимостью 1 Преподавателям, ведущим курсы онлайн, доступна помощь ментора

Выводы 1. Имеющаяся на сегодняшний день в РФ нормативная база ЭО очерчивает основные положения по использованию ЭО/ДО в т.ч. в подготовке специалистов медицинского профиля при получении как высшего, так и дополнительного профессионального образования. 2. В РФ есть необходимость разработки стандартов качества ресурсов ДО и стандартов аккредитации вуза. 3. В Канаде, каждый вуз имеет право создавать свои правила использования ЭО, что значительно расширяет возможности вуза в этом направлении. 4. В РФ использование зарубежных «лучших практик» - широкое вовлечение ВУЗов и профессиональных организаций в процедуру разработки нормативных документов и принятия решений в области ДО и ЭО, может оказаться полезным для развития ЭО в Российской Федерации в целом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! С.А. Чемезов gmail.com Н.В. Буханова Е.В. Таптыгина