ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он сможет, как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Advertisements

Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
О проектной деятельности Работу выполнила учитель начальных классов Иванова Наталья Анатольевна Г. Сыктывкар 2015 г.
Организация проектной деятельности с младшими школьниками Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль) (Луи де Бройль)
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
« Исследовательская деятельность обучающихся – познать новое, не изученное».
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Виды проектов Выполнила учитель математики МКОУ Богородской СОШ Зырина Наталия Леонидовна 2013.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Учебный проект дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Образование развивает способности, но не создает их. Вальтер Скотт 2010 МОУ «Кирилловская средняя общеобразовательная школа.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Так что же такое проект?. Обзор «проектных терминов» Проект 1) реалистичный замысел о желаемом будущем; 2) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он сможет, как прекрасна была бы земля наша ! А. П. Чехов

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создание какого - либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Результат исследования может быть непредсказуемым.

Формы организации исследовательской деятельности Существует две основных формы учебных исследований : экспресс - исследования и долговременные исследования. Экспресс - исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению : исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п. Возможны не только эмпирические ( построенные на наблюдениях и экспериментах ), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс - исследования. Экспресс - исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.

Формы организации исследовательской деятельности Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний. Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы : эмпирические, фантастические и теоретические. Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов : – ребенок выделяет и ставит проблему ( выбор темы исследования ); – предлагает возможные варианты решения ; – собирает материал ; – делает обобщения ; – оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.; – проводит защиту результатов исследования.

А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. 1. Как выбрать тему исследования Ответь на вопросы : Что мне интересно больше всего ? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время ? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко ? Есть ли что - то такое, чем я особенно горжусь ? Какими могут быть темы : фантастические эмпирические теоретические

2. Цель и задачи исследования Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. 3. Гипотеза исследования Предположим Допустим Возможно Что, если

4. Организация исследования Подумать самостоятельно Что я знаю об этом ? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования ? Просмотреть книги по теме Просмотреть теле материалы Использовать Интернет Провести наблюдение Провести эксперимент Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения : а ) разъяснение посредством примера ; б ) описание ; в ) характеристика ; г ) сравнение ; д ) различие. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути изучения. 8. Подготовить текст доклада. 9. Сделать схемы, чертежи, макеты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования. Подходы к выбору темы исследовательской работы могут быть разными. Можно начать с определения предметной области. Это может быть любимый учебный предмет или область увлечений ребенка.

При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил. Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами.

При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы ( темы исследования ), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативный. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показали наблюдения, интересы становятся устойчивее.

2. Поиск вариантов решения и сбор материала. Во - первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные, и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Выбор источников для сбора материала - самые разные источники и средства. Главный смысл долговременного исследования школьника – добыть знания самостоятельно. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ ( макетов, чертежей и др.).

4. Оформление исследовательской работы. В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела : введение, основную часть и заключение. Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. Обоснование выбора темы исследования можно начинать словами : « Тема представляется мне интересной, потому что …». На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи. Объект исследования – это процесс, явление и т. п., которые исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывают то, чему оно посвящено.

4. Оформление исследовательской работы. Определение цели и задач зачастую вызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться слова : « доказать », « обосновать », « разработать ». При формулировании задач применяют глаголы « проанализировать », « описать », « выявить », « определить », « установить ». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три - пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.

4. Оформление исследовательской работы. Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса. В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами « проанализировать », « описать », « выявить », « определить », « установить », то результаты приводятся в следующей форме : « В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме : « На основании результатов данного исследования доказано... ( обосновано..., разработано...)».

5. Защита результатов исследования. Защита – венец исследовательской ( как и проектной ) работы и один из главных этапов обучения начинающего мыслителя и изобретателя. Способы представления результатов исследовательской работы аналогичны способам презентации проектов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания какого - либо заранее запланированного объекта. Решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Требования к проектной деятельности. 1. Необходимо наличие социально значимой задачи ( проблемы ) – исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т. е. с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Требования к проектной деятельности. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Требования к проектной деятельности. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и ( или ) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это « пять П »: Проблема – Проектирование ( планирование ) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое « П » проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило : каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт !

Этапы работы над проектом 1. ПОИСКОВЫЙ – моделирование идеальной ( желаемой ) ситуации ; – анализ имеющейся информации ; – определение и анализ проблемы ; – анализ имеющейся информации ; – определение потребности в информации ; – сбор и изучение информации

Этапы работы над проектом 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ – постановка цели проекта ; – определение задач проекта ; – определение способа разрешения проблемы ; – анализ рисков ; – составление плана реализации проекта : пошаговое планирование работ – анализ ресурсов ; – планирование продукта ; – анализ имеющейся информации ; – определение потребности в информации ; – сбор и изучение информации

Этапы работы над проектом 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ – выполнение плана работ – текущий контроль 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ – предварительная оценка продукта ; – планирование презентации и подготовка презентационных материалов – презентация продукта 5. КОНТРОЛЬНЫЙ – анализ результатов выполнения проекта – оценка продукта ; – оценка продвижения

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ а ) По целям и задачам. Практико - ориентированный проект. Ц е л и : направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Например : учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой - либо актуальной проблемы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, видеофильм и т. п. Информационный проект направлен на сбор информации о каком - то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Исследовательский проект по структуре напоминает - научное исследование. При этом используются методы современной науки : лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ б ) По предметно - содержательной области. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ в ) По характеру контактов между участниками : – внутриклассными ; – внутришкольными ; – региональными ; – межрегиональными ; – международными.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ г ) По продолжительности : Мини - проекты могут укладываться в один урок. Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Презентация ( защита ) проекта должна быть публичной. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он ( результат ) должен быть материальным, то есть как - либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности : рисунки, плакаты, слайд - шоу, видеофильмы, альбомы, альманахи, web- сайты, газеты, костюмы, макеты, сценарии, рекламные проспекты, наборы открыток, планшеты, сборники и т. д.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Виды презентаций проектов : – доклад ; – слайд - шоу ; – компьютерная презентация ; – игра ; – стендовая презентация ; – концерт ; – литературный альманах ; – видеофильм ; – реклама ; – заочная экскурсия ; – спектакль ; – театрализованное представление ; – демонстрация электронных пособий и т. д.

Исследование и проект : сходства и различия Проектный метод Исследовательский метод - Процесс создания какого - либо заранее запланированного объекта ; - решение определенной, ясно осознаваемой задачи -Процесс поиска неизвестного, новых знаний ; - бескорыстный поиск истины

Исследование и проект : сходства и различия. Этапы данных методов. Проект Исследование 1. Выбор темы проекта. 2. Постановка целей и задач. 3. Планирование проектной деятельности. 4. Реализация проекта. 5. Оценка и самооценка проекта. 6.Презентация. 1. Выбор темы исследования. 2. Постановка целей и задач. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Организация исследования : - исследование гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа ; - разрешение вопроса и проверка. 5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции. 6. Презентация.

Исследование и проект : сходства и различия. Виды проектов и исследований. Проект Исследование Исследовательский Творческий Ролевой, игровой Информационный Теоретическое Экспериментальное Изобретательское Фантастическое

Направленность исследований : Математика Информатика Экология Здоровый образ жизни Краеведение История Русский язык Окружающий мир ( биология, химия, физика, география ) Литература Искусство