Проектная деятельность Представляем опыт работы над теорией вопроса учителей истории МАОУ МПЛ Павленко М.В. Кабузенко М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
Advertisements

Проектная деятельность или цели имеют право на существование Каковы реальные цели участников классно-урочного процесса? Каковы реальные цели участников.
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса Гамм Анастасия Игоревна.
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Метод проектов «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем» Коллингс.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Проектная и исследовательская деятельность как одна из форм эффективных методов в развитии творческих способностей учащихся Педагогический совет ГБОУ СОШ.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Организация проектной деятельности. «Анатомия» учебного проекта Требования к учебному проекту: 1) наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской,
«Современный урок химии» Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии через проектную деятельность. Учитель химии МОУ-СОШ 3 г. Маркса.
Метод проектов в образовательном процессе Методический семинар.
Метод проектов в обучении. Проект - это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя Выступление Рыженковой Е.Ю.
Организация и содержание проектной деятельности младших школьников Заместитель директора по УВР начальных классов Понамарёва Наталья Алексеевна Муниципальное.
Транксрипт:

Проектная деятельность Представляем опыт работы над теорией вопроса учителей истории МАОУ МПЛ Павленко М.В. Кабузенко М.В.

Цель учителя: " пройти программу"

Цель ученика: в лучшем случае - "стать умнее" в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, получить в итоге реальный, ощутимый результат

Проектная деятельность обучающихся- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В основе метода проектов лежит: идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Существуют следующие классификации проектов:

Классификация учебных проектов по Коллингсу Проекты игр Экскурсионные проекты Повествовательные проекты Конструктивные проекты

Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.)

Экскурсионные проекты целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.

Конструктивные проекты нацеленные на создание конкретного, полезного продукта

По комплексности (предметно-содержательной области): Монопроекты Межпредметные

По доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект.

По характеру контактов: Внутриклассные Внутришкольные Региональные (в пределах одной страны) Международные Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Проект - это "пять П": Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Основные требования к учебному проекту: Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимедийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.

Проектный цикл. Анализ ситуации Формулировка концепции Мобилизация ресурсов Реализация проекта Мониторинг проекта

ШАГ 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Краткое описание проблемы; причины и последствия данной проблемы Место реализации проекта (где будет реализовываться проект) Определение целевой группы, включая социальные и культурные особенности Мониторинг ситуации (систематическая и непрерывная оценка хода работы з а определенный период времени

Шаг 2. Формулировка концепции Чего вы хотите достичь? Каковы мотивы и ценности вашей деятельности? Название проекта Проектная идея (конспект) Задачи (общие и частные по конкретным мероприятиям – что? кто? где?)

ШАГ 3. Мобилизация ресурсов С кем будем строить свою деятельность в рамках проекта Определение типа ресурсов Региональные субъекты и способы кооперации с ними Принципы кооперации Мотивационная основа кооперации

ШАГ 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Каким образом вы собираетесь достичь поставленных задач? (выбор стратегии, методы, планирование деятельности, соотнесение деятельности со сроками) Сотрудничество (с кем вы сотрудничаете в рамках осуществления проекта и каким образом?) Механизмы управления (менеджер, специалисты) Финансовые затраты

ШАГ 5. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА Непрерывная обратная связь о проводимой работе; достигаются ли цели в рамках мероприятий проекта Определение критериев (количественных и качественных) для оценки эффективности проектной деятельности Определение участников мониторинговых исследований Оценка оказанного воздействия (результаты, достигнуты ли цели, решены ли задачи проекта) Полипрофессиональная экспертная оценка проекта

ШАГ 6. НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТА Мотивация субъектов к продолжению и развитию проекта Отбор наиболее эффективных технологий и их тиражирование Отказ от ошибочных результатов Повышение квалификации носителей и реализаторов проектной деятельности

На современном этапе школьной жизни в условиях введения ФГОС ООО акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного про­цесса. Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Цель современного образования общекультурное, личностное и познавательное развитие школьника. Акцент в образовании переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самообразованию. УУД обеспечивают школьнику возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения.

ПРОЕКТ- (от лат.) «Брошенный вперед» В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

проектная деятельность наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже с 1 класса в начальной школе и являться важным инструментом развития универсальных учебных действий как в младшем школьном возрасте, так и в средней и старшей школе.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя

Роль ученика в проектной деятельности: Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем

Роль учителя в проектной деятельности: Создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

В процессе работы над учебными проектами у учащихся формируются и развиваются УУД: личностные - раскрытие себя, развитие проектных способностей, понимание значимости результата; регулятивные - организация исследовательской деятельности; познавательные - проектирование, прогнозирование; коммуникативные -развитие собственного сознания при общении с другими учащимися.

Совершенствуются умения обучающихся

Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи

Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействоать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы

Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

+метода

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

- метода

ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты"

Проектная деятельность помогает ребенку в саморазвитии и самореализации. Она ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств

Желаем удачи в освоении метода проектов