Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Детский сад 95 Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
Advertisements

« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Консультация для педагогов. Консультация для педагогов. Cтарший воспитатель С.П.Мельникова.
Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников »
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей Консультация для педагогов Учитель-логопед Кузьминская В.А.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Проект «Зимушка- зима» Старшая группа «Улыбка» Воспитатели: Малина В.А Михайлова Г.П.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ОДО МОАУ «Лицей 1» воспитатель I квалификационной категории Климонова Е.И г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все.
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста Семинар.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Крысанова Ангелина Викторовна Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 12» КГО 1 квалификационная категория.
Презентация к уроку по развитию речи на тему: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Педагогический проект «Секреты мнемотехники» Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна Челябинская область город Миасс год.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
Для детей младшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 62 Калининского района СПб Воспитатель: Племянник Лариса Николаевна 2015 год.
Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 1. Дать понятие мнемотехники,
Выполнила воспитатель: Кузнецова Е.В. МНЕМОТЕХНИКА – как современная образовательная технология в воспитательно– образовательном процессе детей младшего.
Транксрипт:

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Детский сад 95 Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский

Проблемы Маленький словарный запас. Бедная речь, состоящая из простых предложений. Редкое использование метафор, сравнений. Затрудняются строить монологи и вести диалоги

Актуальность 1. Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. 2. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе 3. Дети учатся понимать символы, схемы в окружающем мире.

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности. Задачи: Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.

Мнемотехника Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти.

Мнемосхемы – 1 карточка с 1 рисунком/символом.

Мнемодорожка – вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию. «Травка зелёная, Солнышко весёлое, Птицы прилетели, Громко запели.»

Мнемотаблица -это схема, в которую заложена определенная информация. «По опушке шла весна, Ведра с дождиком несла, Оступилась на пригорке - Опрокинулись ведерки. Зазвенели капли, Загалдели цапли. Испугались муравьи: Двери заперли свои. Ведра с дождиком весна До села не донесла. А цветное коромысло Убежало в небеса И над озером повисло. Чу-де-са!»

Мнемотаблицы могут быть: Предметными Предметно-схематические Схематические

Младший возраст - Используются цветные мнемосхемы. -Чаще используются мнемодорожки. -Предлагаются готовые схемы. А. Барто «Мишка» «Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Все равно его не брошу, Потому что он хороший»

Средний возраст -Постепенный переход к мнемотаблицам; -Увеличение мнемосхем до 7-9; -Предлагаются готовые мнемотаблицы. А. Прокофьев «Снегири» «Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей! Прилетели, прилетели Стайку встретили метели А Мороз – красный нос Им рябину принес, Хорошо угостил Хорошо подсластил Зимним вечером поздним Ярко – алые грозди».

Старший возраст - Схематичное изображение, не цветное. -Цветом выделяются только сложные или важные моменты. А. Прокофьев «Березка» Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнется, – но не ломится!

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Использование технологии на примере проекта Зима Вид проекта: практико- ориентированный (старший возраст) Реализация проекта: 1 неделя декабря Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Цели проекта: Образовательные: -обобщить лексический материал по теме зима; способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире; -формировать умение различать и называть живую и неживую природу; -подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных; -познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой; -закрепить знания о снеге, льде. -показать детям многообразие красоты зимней природы; -расширять и углублять знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе;

Развивающие: -способствовать развитию логического и образное мышление; -способствовать развитию зрительной и слуховой чувственности; -совершенствовать устную речь в ходе рассказов по теме; Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к окружающему миру. -порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемые результаты Систематизация знаний детей по теме зима; закреплений знаний об окружающем мире; Дети различают и называют живую и неживую природу, основные части растений; Устанавливают связи между сезонными изменениями и жизнью растений; Знают особенности сезонного труда людей, связанным с природой; Пополнение и активизация словарного запаса детей; Развитие логического и образного мышления, зрительной и слуховой чувственности, совершенствование устной речи; Формируется целостность окружающего мира; Умеют договариваться и работать слажено; Бережно относятся к окружающему миру, радуются своим успехами и результатами деятельности.

Предварительная работа Экскурсия вокруг детского сада, Наблюдение за изменениями в природе, Рассматривание картин по теме, Выставка книг по теме «Зима» в группе.

Теоретическая часть проекта: Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта. Подбор иллюстраций с изображением зимы, животных, растений и сюжетных картин. Организация и создание предметно- развивающей среды по теме.

Практическая часть проекта. Рассматривание мнемотаблиц и пересказ по теме «Здравствуй, зимушка-зима!». Заучивание стихотворений А. Прокофьев «Снегири», С. Дрожжин «Улицей гуляет», отгадывание мнемозагадок. Игровая деятельность: подвижные игры «Дед Мороз-красный нос», «Снежки», дидактические игры «Собери слова», «Назови ласково», «Один много», «Назови части», «Подбери признак». Решение проблемных ситуаций: «Незнайка первый раз видит зиму» Занятия познавательного цикла: «Зимой в лесу», «Пришла зима…» Продуктивная деятельность: лепка- «Зимовье зверей», аппликация «Зимний пейзаж». Взаимодействие с родителями: консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи», изготовление с детьми мнемотаблиц «Вот пришла зима, всем нам нравиться она!»

Рассматривание мнемотаблиц и пересказ по теме «Здравствуй, зимушка-зима!»». 1. Чтение воспитаем текста и демонстрация опорных картинок. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой? 3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Экскурсия вокруг детского садика.

Свободное рисование детей по впечатлениям.

Игра «Собери слова» Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово снег. Есть слово ласковое, маленькое – снежок. Есть слово длинное – снегопад. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком). Есть слово человек, сказочный персонаж – снегурочка. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка. Есть слово – цветок – подснежник. Есть слово птица снегирь. Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Рассказы о зиме по собственным мнемотаблицам.

Консультация для родителей Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К.Д. Мнемотехника в переводе с греческого искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Спасибо за внимание!