Пособие по курсу «Менеджмент» для бакалавров. Теория. Вопросы и задания. Преподаватель д.с.н., профессор О.В. Овчинников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пособие по курсу «Менеджмент» для бакалавров. Теория. Вопросы и задания. Преподаватель д.с.н., профессор О.В. Овчинников.
Advertisements

Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Проверила: Бейсембинова А.Р. Выполнила:Туруспаева А.Ж.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Выступление директора по экономике и финансам ОАО «ЭЛАРА» Дружининой Т.М. Тема: Финансовые инструменты корпоративного управления в открытом акционерном.
Организационное поведение и показатели ее работы.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Анализ и прогнозирование денежных потоков коммерческой организации Курс по выбору, бакалавриат доц. Бородина Е.И. кафедра «Экономический анализ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Тема 9 «Оценка стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций» «Оценка бизнеса» Специальности: Экономика и управление на предприятии,
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса предпринимательство Основное правило: Доходы должны превышать расходы -увеличение объема.
Транксрипт:

Пособие по курсу «Менеджмент» для бакалавров. Теория. Вопросы и задания. Преподаватель д.с.н., профессор О.В. Овчинников

«Чеширский кот, - начала она (Алиса), не будете ли Вы так любезны сказать мне, каким путём я могла бы выйти отсюда?» «Это зависит от того куда, Вы хотите попасть - ответил кот» Льюис Кэрролл

Введение в курс менеджмента Как учиться эффективно Главное - Мотивация Степень желания жить, в т.ч. работать (от 0 до 25 единиц) Хочу, но вряд ли смогу, хотя надо. Могу, но не очень хочу, хотя надо. Могу и хочу, хотя это никому не надо. Могу, хочу, стремлюсь. Вывод: Научить нельзя ничему, можно только научиться. Или по другому тоже самое: можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить её напиться.

Эффективность запоминания нового материала запомнили Прослушали лекцию 10% Лекция и прочитали учебник 20% Лекция, учебник и экзамен 35% Лекция, экзамен, письменная работа и учебник 60%

1. Что мы понимаем под словом «Менеджмент». «Менеджмент – это эффективное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля». (Р. Дафт) Задача менеджера – создавать такие условия для групповой деятельности чтобы люди вносили свой вклад в достижении целей организации с минимальной затратой денег, времени, усилий и максимальной удовлетворённостью.

2. Какие дисциплины входят в курс «Менеджмента»? Более 20-ти, в т.ч. стратегический, финансовый, производственный, инвестиционный, инновационный, административный, управление персоналом и др.

3. Какие базовые функции у менеджмента? Планирование, организация, мотивация (лидерство), контроль.

4. Сколько этапов прошёл менеджмент как наука и практика в своём развитии? Шесть. ранний (Англия до 1850 г.); научный (США до 1900 г.); классический, бюрократический (США, Германия, Франция до 1940 г.); период социотехнических систем, кибернетики (США до 1950 г.); ситуационный (США, Англия, Япония – до 1970); модели открытых систем на базе синергетики (все промышленно развитые страны в настоящее время).

5. Каковы статусы и роли менеджера в организации? Статусов (занимаемое положение) – три. Высший менеджмент (топ-менеджеры), президенты и вице-президенты; средний – руководители подразделений (бизнес-единиц) и отделов; низший – мастера, бригадиры. Роли: руководители, предприниматель, ведущий переговоры, связующее звено, устраняющий нарушения и т.д.

6. Почему от менеджера требуется высокая физическая выносливость (хорошее здоровье), психологическая устойчивость, знание всех сторон деятельности организации и многогранные навыки («и швец, и жнец, и на дуде игрец»)? Рабочий день современного менеджера – свыше 12 часов в день. Он находится между «молотом и наковальней». Сверху давят цели компании, руководство, снизу – коллектив. И как результат: сильная интенсивность деятельности, высокие доходы (особенно у топ-менеджеров) – высокая заболеваемость (депрессия).

7. Какие способы самоменеджмента (непрерывного развития самого себя) наиболее широко используют современные менеджеры? Здоровый образ жизни, чтение психологической литературы, интенсивная информационная «накачка», а также модели «планирования будущих задач» и «окно Джохари».

Логика планирования личной жизни 1. Срочно Важно 2. Не срочно Важно 3. Срочно Не важно 4. Не срочно Не важно

Окно Джохари 1. Открытое окно (и я и другие знают обо мне эту информацию) 2. Закрытое окно (только я знаю о себе эту информацию) 3. Скрытое окно ( только другие знают обо мне эту информацию) 4. Слепое окно (и я и другие не знают обо мне эту информацию)

Определение навыка Знание – это теоретическая парадигма, определяющая, что делать и зачем. Умение связано с тем, как делать. А желание – это мотивация: хочу делать. Чтобы развить у себя какой-то навык, необходимы все три компонента.

Баланс в обновлении Процесс самообновления должен включать в себя сбалансированное обновление всех четырёх измерений человеческой природы: физического, духовного, интеллектуального и социально-эмоционального. Социально-эмоциональное (служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность) Физическое (физические упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями ) Интеллектуальное (чтение, воображение, письмо, планирование) Духовное (прояснение ценностей и приверженность им, учёба и размышления)

Уровни общения Доверие Низкий уровень Низкий Сотрудничество Высокий уровень уровень Оборонительный («Выиграл / Проиграл» или «Проиграл / Выиграл») Уважительный (Компромисс) Синергетический («Выиграл / Выиграл») Высокий уровень

8. Что входит в первую функцию менеджмента «Планирование»? «Если Вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах». Вуди Алмен Четыре функции: заявление миссии, стратегические, тактические, организационные планы.

9. С помощью каких базовых моделей составляют планы? модели БГК, М. Портера, SWOT-анализ.

10. Какие три базовые стратегии мы получаем по модели М. Портера? Дифференцирование, лидерство по издержкам, фокусирование.

11. Сколько и какие существуют этапы принятия управленческих решений? Шесть. Осознание потребности в решении – диагностика – разработка альтернатив – выбор наилучшего решения – реализация – оценка результатов.

12. Каковы методы диагностики проблем при принятии управленческих решений? Метод сравнений, моделирование, экономический анализ, ЭММ.

13. Какие существуют риски в принятии решений? Спекулятивные (один вид). Чистые: природно-естественные, политические, транспортные, имущественные, торговые и коммерческие (инфляционные, валютные, ликвидности, упущенной выгоды и др.)

14. Какие четыре типа прогнозов используют при принятии управленческих решений? прогноз продаж, технологический, демографический, персонала компании.

15. Что входит во вторую функцию менеджмента «Организация»? «Собрать стадо баранов легко, трудно собрать стадо из кошек» С. Капица Пять ресурсов самой организации, внешняя и внутренняя среда, пять современных оргструктур, коммуникационная сеть, реинжиниринг.

16. Что составляет ресурсы организации? персонал – материалы- технологии – капитал – информация.

17. Какие факторы входят во внешнюю среду организации? Международные, технологические, законодательные, экономические, социокультурные, конкуренты, потребители, поставщики, рынок труда.

18. Из каких факторов состоит внутренняя среда? качество персонала, менеджмент, тип корпоративной культуры.

19. Каковы основные типы организационных структур? функциональная, три вида дивизиональных (по продукту, рынкам сбыта, географическая), матричная, командная, сетевая.

20. Что входит в «нервную» (коммуникационную) систему компании. Каковы каналы общения, передачи информации? Входящая, нисходящая и горизонтальная сеть. Контакт лицом к лицу, интерактивный канал (телефон, Интернет), статичный канал (письма, отчёты).

21. Каков процент информации в личном общении мы передаём: а) через слова, б) через тон голоса, интонацию, в) жесты, мимику? 7%, 38%, 55%.

22. Что входит в третью функцию менеджмента «Мотивация. Лидерство»? Человек – мера всех вещей. Протагор Мотивация (модели Портера-Лоулера, А. Маслоу, Блейк-Моутон). Современные типы лидеров (трансакционные, трансформационные, харизматические, сервисные, интерактивные). Управление стрессом.

23. Каково определение мотивации и пять вариантов поведения человека. Под мотивацией понимают силы, существующие внутри или вне человека, которые возбуждают в нём энтузиазм и упорство в достижении целей. Поведение человека можно представить в виде пяти вариантов: - «Хочу, но вряд ли смогу, хотя надо» - «Могу, но не очень хочу, хотя надо» - «Могу и хочу, хотя это никому не надо» - «Не очень хочу, не очень могу, но заставляют» - «Могу, хочу, стремлюсь» (высший уровень мотивации)

24. Как реализуется поведение человека по модели А. Маслоу (пять потребностей) в процессе труда и вне его? Модель А. Маслоу Удовлетворение вне процесса труда Иерархия потребностей Удовлетворение в процессе труда Образование, религия, хобби, личностный рост Потребности в самоактуализации (Я) Возможности для обучения, продвижения, роста и проявления творческих способностей Одобрение семьи, друзей, общества Потребности в статусе, самоуважении Признание, высокий статус, дополнительные обязанности Семья, друзья, общественные группы Потребности в уважении- любви Рабочие группы, клиенты, коллеги, начальники Отсутствие войн, загрязнений природной среды, насилия Потребности в безопасности Безопасность труда, дополнительные льготы, гарантии сохранения рабочего места Пища, вода, секс Физиологические потребности Тепло, воздух, оклад

25. Как расшифровать модель мотивации Портера-Лоулера? Усилия, которые прилагает человек к работе зависят от: ценности вознаграждения от степени связи усилия и вознаграждения способности и характера оценки роли работника В разной комбинации эти четыре фактора приводят к результату работы (количеству и качеству), от очень плохого результата к великолепному. За результат следуют вознаграждения: внешние (материальные и моральные), и внутренние (гормон дофамин). Возникает удовлетворение, которое при его высоком уровне становится пятым фактором мотивации. Если удовлетворение не наступило, то не будет и мотивации.

26. Какие пять стилей управления используют в зависимости от целей компании? 1. Максимум внимания к работе и минимум внимания к людям 2. Максимум внимания к людям, минимум к работе 3. Минимум внимания и к людям и к работе 4. Высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям 5. Умеренное внимание и к людям и к работе

27. Определение лидерства и базовые черты лидера. Лидерство это процесс такого влияния на людей, что они по своей воле стремятся к достижению групповых целей. Базовые черты лидера (по Фидлеру) Физическая и нервная энергия выше, чем у других. Энтузиазм трансформируется во властные распоряжения. Его цели вдохновляют персонал. Интеллигентность (вежливость, обаяние). Верность себе, порядочность, юмор.

28. Что такое стресс и его отличие от дистресса? Стресс это физиологический и психологический ответ организма на любое предъявленное ему требование внешней и внутренней среды. «Стресс – это вкус и аромат жизни. Слава и спокойствие никогда не спят в одной постели» (Г. Сельс). Стресс переходит в дистресс, когда у организма не хватает защитных сил и тогда возникает разрушение организма (болезни, смерть). Чтобы стресс не перешёл в дистресс используют следующие методы. Управление стрессом 1. На уровне организации 2. На уровне личности

29. Определение конфликта. Виды, причины. Конфликт – это следствие несовпадения интересов сторон; форма развития биологической жизни в её пищевых цепочках в процессе реализации закона Великого Универсального Рынка Космоса с его принципом: «Взвесил. Нашёл лёгким. Отбросил». Виды: внутриличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины: из-за ресурсов, разных интересов, ценностей.

30. Какие существуют модели управления конфликтом? 1. Соревновательная (победы добивается только одна сторона); 2. Миротворческая (отдают победу другой стороне); 3. Избегающая (уход от решения); 4. Сотрудническая (обмен уступками двух сторон); 5. Компромиссная (временное урегулирование конфликта).

31. Четвёртая функция менеджмента – это контроль. Какие виды контроля существуют в организации и в чём его суть? Финансовый, технологический, управление по целям, контроль качества и др. Суть контроля – соблюдение стандартов, выполнение целей.

32. Какие две системы финансового контроля существуют в современной организации? Высший менеджмент компании использует систему «А», в которую входят финансовые балансы, финансовый анализ, финансовый аудит. Средний менеджмент использует систему «Б», т.е. контроль ведёт через бюджеты (доходов, прибыли, затрат, капиталовложений, кассового, балансового, бюджетного процесса на нулевой базе).

Финансовый анализ: интерпретация данных. Любой бизнес – это система бесчисленных взаимосвязей индивидов, материальных объектов и событий. Относительные показатели, финансовые коэффициенты, позволяют выявить ключевые взаимосвязи. Финансовый аудит: внешний и внутренний. Обязательные направления аудита: Денежные средства. Проверка реальных остатков на банковских счетах, анализ процедур управления денежными потоками. Поступления. Подтверждение гарантий оплаты задолженности потребителями, сверка баланса. Запасы. Проверка материальных запасов на складах, сравнение оценок с балансовыми показателями, оценка физического износа. Основные фонды. Проведение осмотра, оценка износа, определение адекватности страхования. Кредиты. Рассматриваются кредитные соглашения, суммируются обязательства. Доходы и расходы. Оценивается их распределение по срокам, уместность сумм.

33. Какие базовые коэффициенты используют в финансовом менеджменте? Наиболее распространённые финансовые коэффициенты Коэффициенты ликвидности Коэффициент покрытия Оборотные средства/ краткосрочная кредиторская задолженность Коэффициенты активности Коэффициент оборачиваемости материальных запасов Коэффициент конверсии Общая выручка от реализации/средний объём материальных запасов Число заказов/число обращений Коэффициенты рентабельности Рентабельность продаж Валовая маржа прибыли Коэффициент фондоотдачи Чистая прибыль/выручка от реализации Валовая прибыль/выручка от реализации Чистая прибыль/общая стоимость активов Коэффициенты левереджа Коэффициент платежеспособности Общая сумма задолженности /общая стоимость активов

34. Какова современная модель организационного развития? 1. Покупатели 2. Финансы 3. Внутренние бизнес-процессы 4. Обучение и рост

Экзаменационные вопросы 1. Определение менеджмента, четыре базовых функции (краткая характеристика). 2. Этапы развития менеджмента и базовые дисциплины. 3.Статус, роли менеджера, главная задача. 4. Современные способы самоменеджмента. Модели планирования и «Окно Джохари». 5. Четыре уровня планирования. Модель БКГ. 6. Модель М. Портера и три стратегии организации. 7. Как проводится SWOT-анализ и перечень индикаторов для анализа финансов организации. 8. Шесть этапов в принятии управленческих решений и методы диагностики. 9. Виды рисков (характеристика). 10. Четыре типа прогнозов при принятии управленческих решений. 11. Пять ресурсов организации, девять факторов внешней среды и три – внутренней. 12. Структура функциональной, матричной, командной и сетевой оргструктур. 13. Особенности трёх видов дивизиональных оргструктур. 14. Схема коммуникационных каналов в организации. Виды контактов персонала, эффективность передачи информации. 15. Определение мотивации. Пять вариантов степени мотивации личности. 16. Модель мотивации по А. Маслоу. 17. Модель мотивации по Портеру-Лоулеру. 18. Четыре стиля управления по модели Блейка-Моутон. 19. Определение лидерства и базовые черты лидера (по Фишеру). 20. Типы лидерства: трансформационное, трансакционное, харизматическое. 21. Типы лидерства: сервисное и интерактивное. 22. Определение стресса, дистресса. Факторы борьбы с дистрессом. 23. Определение конфликта. Виды, причины. 24. Пять моделей управления конфликтом. 25. Виды контроля в организации. 26. Финансовый контроль системы «А». Основные финансовые коэффициенты. 27. Финансовый контроль системы «Б». 28. Модель организационного развития.

Темы контрольных заданий Вариант 1 1. Что такое менеджмент? Как лично Вы поняли определение менеджмента, данное в словарях Оксфорда, у Р. Дафта? В чем суть общих и специальных функций? 2. Финансовый контроль системы «А»? Что собой представляет каждая из трёх частей? Вариант 2 1. Что такое миссия? Зачем она нужна? Как называются цели, которые формулируются на её базе? Придумайте миссию для фабрики меховых изделий, ОАО «Молоко», магазина «Детский мир», для себя лично? 2. Система финансового контроля «Б». Бюджет и центры ответственности. Зачем они? Как работают? Бюджетный процесс на нулевой базе. Вариант 3 1. Четыре стратегии бизнеса по матрице БКГ. 2. Что такое SWOT-анализ? Показатели, используемые при анализе работы финансового отдела? Сделайте SWOT-анализ по своему предприятию. Вариант 4 1. Пять влияющих на конкуренцию сил по модели М. Портера. Каковы они у САФУ? 2. Сделайте четыре типа прогнозов для магазина детских товаров, книжного, продовольственного (по торговому ассортименту) по г. Архангельску на 2015 г.

Вариант 5 1. Изложите суть трех стратегий по М. Портеру. Как применяют фокусирование в Архангельске: такси «Снежок», в ряде магазинов, банков, саун? На курортах Турции, Египта (если там были). 2. Как шесть первичных и семь вторичных признаков многообразия персонала влияют на отношение к работе (условия Архангельска)? В чем отличие от США, Германии? Стандарт идеального работника в г. Архангельске? Чем он отличается от США? Вариант 6 1. Шесть этапов принятия управленческих решений. Как проводят диагностику и выбор альтернатив? Каковы альтернативы у г. Архангельска до 2020 года? В Вашей личной жизни? 2. Определение конфликта. Причины, виды, модели управления. Стресс и дистресс. Причины, стратегия управления. Окно Джохари как метод решения личных проблем. Вариант 7 1. Какие 13 факторов общей среды, среды задач, внутренней среды и организации определяют работу автозаправочных станций в г. Архангельске в 2015 г.? 2. Опишите современные типы лидеров. Чем лидер, отличается от администратора? Встречались ли Вы с лидерами на работе, учёбе? Чем они привлекают Вас? Каковы особенности интерактивных лидеров?

Вариант 8 1. Опишите базовые организационные структуры, их достоинства и недостатки. Какие из структур Вам не понятны? По формуле Грайкунаса определите число должностных связей, при условии, что у Вас 7, 12 подчинённых. Как уменьшить время делового общения без риска потери информации? 2 Основные финансовые коэффициенты, используемые для анализа бизнеса. Вариант 9 1. Модель коммуникативного процесса. Виды барьеров. Каналы передачи информации в личном общении. Какие слухи наиболее типичны в Вашей среде (на учёбе, работе, дома)? В чем их причина? 2. Шесть этапов аудита. О каких из них не имеете представления о том, как это делать? Вариант Когда родилась система управления по целям? Каков механизм её работы? Почему такая жёсткая связь с премией? Как связаны целями производство и маркетинг? 2. Модели мотивации А. Маслоу и Портера-Лоулера? Как Вы их поняли? Можете ли использовать в работе? Какие существуют программы мотивации к работе? Что Вам интереснее?

Литература: Дафт Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. – 9-е изд.- Санкт-Петербург: Питер, с.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!