Система оценки качества образования: назначение и ключевые элементы СЕМИНАР «Развитие национальных систем оценки качества школьного образования в международном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Факторы, определяющие качество системы ОКО Учебный курс «Ключевые аспекты построения эффективной системы оценки качества образования и использования результатов.
Advertisements

СЕССИЯ 2 Факторы, определяющие качество системы ОКО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
Круглый стол по вопросам оценки качества образования с министром образования и науки Республики Татарстан В.А. Болотов Научный руководитель РТЦ ИУО РАО,
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
Система оценки качества образования: назначение и ключевые элементы Учебный курс «Актуальные вопросы использования результатов оценки учебных достижений.
Виды и назначение программ оценки качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Ключевые аспекты построения.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Подходы к проведению различных оценочных процедур оценки качества образования в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне Всероссийский семинар.
Оценка качества образования: опыт России The 38th Annual International Conference of the IAEA «Designing the assessment of learning outcomes to make positive.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Современные подходы к оценке качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н.
Система оценки качества образования: назначение, структурные элементы, факторы влияния Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика:
Актуальные вопросы по развитию систем оценки качества образования в России и странах СНГ В.А. Болотов научный руководитель Центра мониторинга качества.
ВЕБИНАР «Региональный опыт построения системы оценки качества образования» Ключевые вопросы 16 марта 2012 года Российский тренинговый центр Института управления.
ВЕБИНАР Исследовательские аспекты построения общероссийской системы оценки качества образования: задачи в зоне ближайшего развития 3 февраля 2012 года.
Развитие системы оценки качества образования: международный опыт и ближайшие перспективы в Российской Федерации И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга.
Семинар «Использование результатов международной и национальной оценки учебных достижений для разработки образовательной политики» 2– 5 февраля 2010 Москва,
Транксрипт:

Система оценки качества образования: назначение и ключевые элементы СЕМИНАР «Развитие национальных систем оценки качества школьного образования в международном контексте» 6 ноября 2014 года, г. Астана В.А. Болотов президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, академик РАО, д.п.н..

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ Какие бывают виды программ оценки качества образования? Каковы их возможности, ограничения и взаимосвязь? Какие факторы определяют качество системы ОКО?

ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОКО 1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2) Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения). 3) Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места. 4) «Оценка» результатов деятельности педагогов. 5) Оценка деятельности образовательных учреждений и систем. 6) Оценка деятельности национальной образовательной системы.

Программы оценки образовательных достижений – необходимый набор для эффективной системы ОКО Виды программ оценки Государственные экзамены Оценка на уровне класса Мониторинговые исследования Национальные мониторинги Вступительные Выпускные вопросы тесты наблюдения Международные сравнительные исследования учебные задания

ОЦЕНКА НА УРОВНЕ КЛАССА Цель: Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения. Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? В чём ученик испытывает трудности и как они могут быть преодолены?

ОЦЕНКА НА УРОВНЕ КЛАССА Оценка на уровне класса – процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего учения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом (программа Assessment for Learning, Великобритания). Используемые методы – учебные задания, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и т.п. Оценка в целях обучения направлена на признание всех образовательных достижений учащихся.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ Выпускной экзамен Цель: Селекция/отбор для продолжения образования (например, при поступлении в Вуз) Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Цель: Сертификация учащихся Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Вступительный экзамен

ЭКЗАМЕН – измерение с высокими ставками Пример Китая.

Национальные/региональные мониторинги Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения?

Национальные/региональные мониторинги Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом. В рамках Н/РМ изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится: 1 раз в 3-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки учащихся, используются тесты и вопросники

Основные отличия экзаменов и мониторингов Характеристики Национальные мониторинги Экзамены Цель Оценка работы системы, выработка политики и мониторинг тенденций Сертификация и отбор Периодичность Раз в 2-5 лет по конкретному предмету Ежегодно Продолжительность 1-2 дня До нескольких недель Участники Выборка или все ученики данного класса или возраста Все участники Охват учебного плана Ограничивается несколькими предметами Охватывает несколько предметов

Основные отличия экзаменов и мониторингов Характеристики Национальные мониторинги Экзамены Формат Обычно тест с множествв. выбором и кратким ответом Обычно эссе и тест с множествв. выбором Сбор доп. информации Обычно да, анкеты Редко Влияние на уч. процесс Незначительное Сильное (обучение под тест) Возможные последствия Низкие ставки Высокие ставки Мониторинг тенденций Да Нет

Основные пользователи результатов ЭКЗАМЕНОВМОНИТОРИНГОВ Ученики Родители Учителя Администрация школ … Администраторы и управленцы Государственные деятели Представители системы подготовки и ПК учителей СМИ … Учителя

ТАБЛИЦА С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ МОНИТОРИНГОВ Характеристики Описание А. Цели Для достижения каких целей будет использоваться мониторинг В. Ключевые вопросы На какие вопросы вы планируете получить ответы с использованием результатов мониторинга. С. Участники Характеристика выборки (популяции) мониторинга. D. Что оценивается Какие образовательные результаты подлежат оценке. E. Инструментарий Состав инструментария (тесты, анкеты и т.п.) и его характеристика. F. Кто проводит (организации)Организации отвечающие за подготовку, проведение, анализ и представление результатов.

ТАБЛИЦА С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ МОНИТОРИНГОВ Характеристики Содержание G. Представление результатов В каком виде будут представляться результаты целевым группам (перечень информационных продуктов). H. Виды решений Какие виды решения на разных уровнях (школа, муниципалитете, регион) могут приниматься I. Кто принимает решения Субъекты принятие решений. J. Кто использует результаты Кто может использовать результаты и для каких целей. K. Доп. информация (риски, проблемы,…) Какие риски и проблемы при проведении мониторинга и использования результатов можно прогнозировать (имеют место).

Международные сравнительные исследования Какой уровень учебных достижений в конкретных областях знаний показывают учащиеся страны в сравнении с учащимися других стран? Что школьные системы других стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с течением времени? МСИ становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей и т.п. Цель: Сравнение достижений своих учащихся с достижениями учащихся других стран.

Международные сравнительные исследования Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2012) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 годы) TALIS (2008, 2013 год)

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКТОРЫ/ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА Три основных фактора, которые обуславливают качество системы оценивания: благоприятная внешняя среда координация и согласованность с элементами образовательной системы технология (AERA, APA, & NCME, 1999; Darling-Hammond & Wentworth, 2010)

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА Благоприятная внешняя среда связана с более широким контекстом, в котором происходит оценивание, и с тем, насколько такой контекст способствует и помогает проведению оценивания.

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА Ф акторы, влияющие на способность стабильно и эффективно заниматься оцениванием Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА Законодательные и политические приоритеты изложены в официальных документах Построена на прозрачных процедурах Обеспечивает принятие ключевых решений Четко описывает роли и обязанности всех субъектов Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА Наличие стабильных объемов и источников финансирования Покрывает затраты на основные мероприятия, а также на научно- технологическую деятельность Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА Стабильные, с высоким статусом и авторитетом Необходимая материально- техническая инфраструктура Надлежащий баланс между самостоятельностью и отчетностью Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА Персонал для выполнения основных функций - имеется в достаточном количестве, - стабильный, - квалифицированный Наличие системы подготовки кадров ( соответствующие программы в вузах, учебные курсы, ознакомительные семинары и т.п.) Политика Финансовые ресурсы Организационные ресурсы Кадры

КООРДИНАЦИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ Координация и согласованность с образовательной системой показывает, насколько система оценивания взаимоувязана с остальными компонентами системы образования.

КООРДИНАЦИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ Включает связь оценочных мероприятий с целями обучения, стандартами и учебным планом, учебниками и методическими материалами, профессиональным развитием учителя. Учебный план Учебники Проф. развитие учителя

КООРДИНАЦИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ Насколько задания тестов соответствуют целям и содержанию обучения, детализированным в стандарте и учебной программе Связь между ожиданиями (что ученики должны освоить) и реалиями (что осваивают в действительности) Учебный план Учебники Проф. развитие учителя

КООРДИНАЦИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ Насколько оцениваемые у школьников знания и навыки соответствуют содержанию учебной литературы и могут быть сформированы с её помощью Учебный план Учебники Проф. развитие учителя

КООРДИНАЦИЯ И СОГЛАСОВАННОСТЬ С СИСТЕМОЙ Различные учебные мероприятия и учебные ресурсы по подготовке и повышению квалификации учителя в области использования данных оценки или организации собственных оценочных мероприятий Учебный план Учебники Проф. развитие учителя

ТЕХНОЛОГИЯ Технология относится к психометрическому качеству инструментария, процессов и процедур, применяемых при оценочной работе.

ТЕХНОЛОГИЯ Технология важна, т.к. если оценивание ненадежное в части дизайна, проведения, анализа, использования, то его результаты повлекут некорректные решения в отношении обучения учащихся и качества системы Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение

ТЕХНОЛОГИЯ Дизайн теста лежит в основе получения надёжных и достоверных данных. Дизайн строится в соответствии с психометрическими стандартами. Дизайн включает: подготовку спецификации, разработку и экспертизу тестов и вопросников, претестирование и подготовку итоговых вариантов измерителей Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение

ТЕХНОЛОГИЯ Процедура проведения должна быть: - прозрачна для внешних субъектов и понятна исполнителям - хорошо регламентирована - обеспечивать информационную безопасность - осуществляться подготовленными специалистами Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение

ТЕХНОЛОГИЯ Анализ и интерпретация данных проводится в соответствии - с установленными стандартами и надёжными методиками статистического анализа - с вопросами, на которые должна дать ответа оценка - с учётом факторов, оказывающих влияние на результаты (если это возможно) Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение

ТЕХНОЛОГИЯ Грамотное использование результатов оценки поможет избежать некорректных решений в отношении учащихся школ и системы образования Дизайн Администрирование Анализ результатов Применение

РАМКА И ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОКО Ключевые параметры эффективной системы оценивания Виды программ оценки Внутриклассное оценивание Экзамены Крупномасшт. оценивание (мониторинги) Факторы/ параметры качества Благоприятная среда Согласованность с системой Технология Политика Финансовые ресурсы Организационные структуры Человеческие ресурсы Дизайн Администрирование Анализ Применение Учебный план Учебники и методические материалы Подготовка и повышение квалификации учителей

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Процедуры оценки учебных достижений в РФ Экзамен выпускной Экзамен Вступительный в вуз Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Основной гос. экзамен, 9 класс Единый государственный экзамен, 11 класс В стадии апробации: Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Оценка качества начального образования (4 класс) Оценка качества основного образования (9 класс) Исследование ИКТ-компетентности учащихся (9 класс) Оценка качества математического образования (5-7 классы) PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, …

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Международные исследования Международные исследования + ЕГЭ Международные исследования + ЕГЭ + мониторинговые исследования

ОСОКО завтра ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на годы В общем образовании планируются следующие мероприятия: Подготовка кадров в области оценки качества образования. Разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов. Участие в международных исследованиях качества образования. Проведение федеральных и региональных мониторингов качества образования и социализации. Независимые оценки с участием общества (общественные рейтинги, соц. навигаторы, учёт мнения потребителей, привлечение негосударственных организаций и независимых экспертов).

Организации системы ОКО Министерство образования и науки РФ Федеральный уровень Региональный уровень Орган управления образованием субъекта РФ Центр оценки качества образования Региональная служба по контролю и надзору

Кадры системы ОКО Программы подготовки НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» МВШСЭН «Менеджмент в сфере образования», «Управление обр. системами на основе данных» Томский политехнический университет «Пед. измерения» РАО, краткосрочные мероприятия Российского тренингового центра Специалисты Разработчики измерительных материалов (сотрудники ФИПИ и внешние эксперты) Специалисты по проведению, обработке данных, подготовке аналитики (ФЦТ, РЦОКО, РАО)

Согласованность с системой Разработка измерительных материалов для государственных экзаменов, мониторингов обучения разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Система ОКО слабо согласована с системой подготовки и повышении квалификации учителя. В проф. стандарте педагога отсутствует блок по оценочной компетенции В системе ПК практически нет образовательных программ/ модулей для педагогов и управленцев в области использования данных оценки и организации оценивания.

Технология. Пример ЕГЭ Использование сложной структуры измерительных материалов - задания с множествввенным выбором (часть А), задания, предусматривающие краткий ответ (часть В) и, ответы в свободной форме (часть С); Экзамены во всех регионах проводятся в установленные сроки; автоматизированное распределение участников и организаторов по аудиториям ППЭ; обеспечение информационной безопасности на всех этапах; документирование всех процессов экзамена (фиксация точного времени начала и окончания процедур ЕГЭ, акты приемки-передачи документов ЕГЭ и др.).

Международные исследования По грамотности чтения учащихся 4 класса Россия входит в тройку лидеров вместе с Гонконгом и Финляндией (по итогам PIRLS-2011, 49 стран-участниц). По математической и естественно научной грамотности учащихся 4 и 8 классов Россия стабильно входит в лидирующую десятку стран (по итогам TIMSS-2011, 60 стран-участниц). Наметилась положительна тенденции в улучшении результатов школьников в международном исследовании PISA (о итогам PISА-2012, 65 стран-участниц; c 2009 года балл вырос на 14 по мат грамотности, на 16 баллов по чтению и на 8 баллов по естественным наукам). Россия входит в группу стран, которые значительно повысили свои результаты по математической грамотности в период с 2003 по 2012 годы.

Независимая система оценки качества образования в Российской Федерации Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования Инструменты независимой оценки качества образования Рейтинги в образовании Публичные доклады и другие открытые данные Измерительные материалы

Использование результатов ОКО для управлением качеством образования На федеральном уровне: для разработки образовательных стандартов; для разработки примерных образовательных программ; для разработки учебников; для оценки эффективной работы региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации На региональном и школьном уровнях: для оценки деятельности учителя (в том числе и в распределении стимулирующей части заработной платы); для аккредитация образовательного учреждения; для разработки программ развития ОУ; для оценки эффективности управления образовательной сетью; для системы подготовки педагогических кадров и повышения квалификации

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!