АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ…» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ДОЛГОВА Л.А., канд. пед. наук, доц.кафедры теории и практики управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель, задачи и функции этического кодекса на предприятиях
Advertisements

Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБОУ «СОШ 1» г. Шумерля.
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Выполнила студентка группы Ю-104 Чуева Яна. это совокупность этических принципов и норм делового общения, которыми руководствуются в своей деятельности.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Модельный кодекс профессиональной этики работников МДОБУ «Детский сад 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций Алтайского края. Подготовила: Куликова С.П., учитель математики МБОУ.
Саврасная Наталья Николаевна, учитель химии и биологии МКОУ « Солнечная СОШ » Алейского района Алтайского края.
1| Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» Новый кодекс деловой этики ОАО «РЖД» Цель Кодекса – создание условий для выполнения задач, определенных уставом ОАО «РЖД».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 «Сказка» имеет свои заповеди: Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой,
Основные задачи деятельности МБОУ «Детский дом 5» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
ГОУВПО «Российская таможенная академия» Санкт – Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал Кафедра гражданско-правовых дисциплин Презентация по дисциплине.
Транксрипт:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ…» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ДОЛГОВА Л.А., канд. пед. наук, доц.кафедры теории и практики управления НИРО

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их В. Ключевский Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне И. Кант Золотое правило этики - в том, что нет золотого правила... То, что нет золотого правила, - тоже правило, только не золотое, а железное Гилберт Кит Честертон

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАРШРУТ КОДЕКС ПРОФ. ЭТИКИ (ПЭ) КОДЕКС ПРОФ. ЭТИКИ (ПЭ) ЧАСТЬ III. Модельный кодекс ПЭ ЧАСТЬ III. Модельный кодекс ПЭ Терминологическая справка Теоретическая справка Нормативно- правовая справка ЧАСТЬ I. Введение ЧАСТЬ I. Введение Историческая справка «Деловая» справка «Деловая» справка ЧАСТЬ II. Теоретическое сопровождение ЧАСТЬ II. Теоретическое сопровождение ЧАСТЬ IV. Заключение ЧАСТЬ IV. Заключение

Часть I. Введение ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЭТИКА – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384 – 322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущие данному обществу принципы человеческого общения. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной трудовой деятельности, обусловленное спецификой данной профессии. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

КОДЕКСЫ ЭТИКИ - свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение; они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Часть II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА IIа. Профессиональная этика Профессиональная этика (ПЭ) - термин, используемый для обозначения: 1) системы профессиональных моральных норм (например, «ПЭ учителя», «руководителя», «врача», «сотрудника полиции» и др.); 2) направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности ПЭ = система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Содержание (принципиальные основы) любой ПЭ складывается из общего и частного.. предполагают а) проф. солидарность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности предполагают а) проф. солидарность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности Содержание ПЭ выражаются, в основном, в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам Общие принципы ПЭ базируются на общечеловеческих нормах морали Частныее принципы ПЭ вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды ПЭ. Виды ПЭ можно структурировать по двум срезам: горизонтальному (моральные требования формируются в зависимости от профессии) и вертикальному (в зависимости от тех функции, которые выполняет работник в рамках своей профессии – руководитель, администратор, служащий). Основными видами ПЭ на горизонтальном уровне являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид ПЭ определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.

На вертикальном уровне можно выделить: 1)этика руководителя – разновидность ПЭ, связанная с деятельностью высшего эшелона руководства; в ее рамках остро ставится проблема лидерства. 2)управленческая (административная) этика – совокупность морально-нравственных принципов, которые необходимо соблюдать управленческому аппарату. В ее рамках рассматриваются аспекты этики ДО и нормы служебного этикета. Этические нормы должны разумно сочетать общественные, государственные и корпоративные интересы. 3)этика служащего – этика служебной карьеры. Главная моральная проблема – выбор стратегии и тактики карьерного роста. Карьерный рост должен осуществляться только за счет профессионализма и личных деловых качеств работника.

В понятие «ПЭ» входит: уровень профессионализма; качество профессиональной деятельности; характер взаимоотношений между коллегами; принципы взаимоотношения с людьми, на удовлетворение интересов которых направлена профессиональная деятельность; интересов общества и профессиональных групп; согласование взаимоотношения с другими организациями; ситуации морального выбора. ФУНКЦИИ ПЭ: Содействие успешному решению профессиональных задач; Сочетание интересов общества и личности в рамках данной профессии; Трансформация профессионально-этических норм и традиций следующим поколениям

ИТАК, Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать, развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей. Практическим наполнением ПЭ являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

IIб. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении: Авторские мнения: Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к «проповедничеству», расплывчатости, возвышенности и банальности. если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести

К. Льюис: кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий, но в то же время реальный характер: 1)поощрять высокоморальное поведение, 2)способствовать росту общественного доверия, 3) содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. НАПОМИНАНИЕ: При разработке кодексов этики «полезно начать с определения реалистичных управленческих задач, чтобы оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам Вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения».

К. Бауэр в статье «Значение сильного кодекса ПЭ» не дает рецептов, как сколотить профессиональный кодекс (ПК) на утренней оперативке и добиться успеха в деятельности организации в одночасье. ПОЧЕМУ? Потому что это невозможно. Только систематическая и комплексная разработка плана деятельности организации, в которой центральное внимание отводится вопросу формирования основ ПЭ, при участии не только специалиста по персоналу, но всех сотрудников, оказывающих влияние на взаимодействие фирмы и внешнего мира.

Джеймс Боумен, издатель книги «Границы этики в общественном управлении», выделяет три признака удачного кодекса этики: 1) кодекс обеспечивает руководство поведением; 2) его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; 3) он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм

Сильный ПК (4 простых следствия наличия действенного ПК = материальные выгоды для организации): 1) компенсирует затраты на обучение, переобучение и контроль за деятельностью сотрудников. ПК призван дать сотрудникам ориентиры для поведения, самоанализа, саморефлексии и СК. 2) усовершенствует отношения в системах «сотрудник- клиент» и «организация-клиент». Гармоничный кодекс организации даст основания для столь же гармоничного адекватного отражения принципов и ценностей организации со стороны клиента. 3) является залогом быстрого принятия решений и адекватного реагирования на нестандартные ситуации. Сотрудникам придаст уверенности и чувства защищенности четкое представление того, что и как делает организация, и я, как часть этой организации. 4) является основой формирования бренда Вашей организации. Логотип должен говорить не только и не столько о специфике деятельности Вашей организации, а о качестве, способах решения профессиональных задач и философии взаимодействия с окружающим миром: партнером, клиентом, конкурентом. Благодаря нужной мере ПК Ваша организация сможет выделиться на фоне остальных представителей соответствующего профессионального сообщества.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. НАПОМИНАНИЕ: «Кодекс» можно трактовать по-разному: «законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты». В сочетании со словом «этика» значение данного термина сужается до одного определения - «стандарт, или норма». Другими словами, кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

ПК обычно принимаются профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. ПК выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от ПК может быть поводом для исключения из организации.

ПРИМЕР: В своем Международном практическом руководстве за 2007 год Выбор и развитие эффективного кодекса поведения для организаций, Международная федерация бухгалтеров предлагает следующее рабочее определение ПК: Принципы, ценности, стандарты и правила поведения, которыми руководствуются при принятии решений, для процедур и сетей организации, которые (a) обеспечивают выгоду ключевых вкладчиков, и (b) уважают права всех доверителей, чьи интересы затрагиваются действиями компании

Примеры профессиональных кодексов : Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине, Кредо журналиста Авиационный кодекс Бусидо Кодекс вооруженных сил США Кодекс Вооруженных сил Израиля Кодекс ПЭ переводчиков AIIC

ИТАК, Кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, «основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения»

IIв. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) ПРИКАЗ 22 июня 2011 г. N 2047Москва Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации В целях реализации подпункта «а» пункта 4 раздела II решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Мазуренко С.Н. Министр А.А. Фурсенко УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. N 2047

26 марта 2014 года Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. N «О направлении материалов» Во исполнение пункта 4 Комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов ПЭ работников, оказывающих услуги в социальной сфере, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28 сентября 2012 г. N 5324 п-П12, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет Модельный кодекс ПЭ педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса ПЭ педагогическим сообществом.

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ Конституция РФ; ФЗ от 29 декабря 2012 г ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

ФЗ 273 Ст. 47: педагогические пользуются особыми академическими правами и свободами: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в ПД; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на выбор учебников, уч. пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии в образовательной программой в порядке, установленном законодательством об образовании; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, разработках и во внедрении инноваций

Право на участие в управлении ОО, в т.ч. В коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации; Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм ПЭ педагогических работников и др. NB: Указанные права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм ПЭ педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность

Ст. 48: педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям ПЭ, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений При этом педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для: Политической агитации, принуждению учащихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них; Разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в т.ч. Посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традиций народов; Побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ NB: Юридическая ответственность педагогических работников за нарушение правовых, нравственных, этических норм напрямую законодательством не предусмотрена, но… Любая организация, имеющая статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, юридически обязательные для ее работников. Таким актом может быть кодекс ПЭ педагогических работников

Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками ОП, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения ОО с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях. Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи). Из письма Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. N «О направлении материалов»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 31 декабря 2013 г. N 792 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1. Утвердить Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания согласно приложению (далее - Кодекс).Кодекс 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим деятельность в сфере социальной защиты населения, использовать в своей работе и работе учреждений социального обслуживания положения Кодекса. Кодекса 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко. Министр М.А. ТОПИЛИН Приложение к приказу Минтруда России от N 792

Часть III. МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ПЭ НАПОМИНАНИЕ: Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Это продукт не индивидуального (единичного), а коллективного труда. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции: (1) служат обществу гарантией качества и (2) несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

IIIа. Упрощенный вариант МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА Часть I. Общие положения Часть II. Этические правила поведения Часть III. Ответственность за нарушение положений Кодекса

IIIб. ПК учителя Цель – определить основные нормы ПК в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Назначение ПК Нормами Этического кодекса педагогов(далее - ЭКП) руководствуются педагоги и все сотрудники воспитательных учреждений, работающие с детьми или молодежью. Данный ЭКП определяет основные нормы ПЭ: регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного или воспитательного учреждения; защищающие их человеческую ценность и достоинство;

МОДЕЛЬ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА (ЭК) ПЕДАГОГОВ МОДЕЛЬ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ПЕДАГОГОВ ВВЕДЕНИЕ. Источники и принципы ЭК Общение педагога и учеников ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ОТВЕТСТВЕН- НОСТЬ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА АВТОРИТЕТ, ЧЕСТЬ, РЕПУТАЦИЯ Общение между педагогами ВЗАИМООТНОШЕ- НИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ Взаимо- отношения с администрацией Отношения с родителями учеников Взаимо- отношения с обществом Академическая свобода и свобода слова Использование информац. ресурсов Личные интересы

ПК учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение.

10 заповедей педагога Савушкина Е.М., 2012 Заповедь 1. Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом. Заповедь 2. Старайся видеть в каждом своем воспитаннике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения. Заповедь 3. Осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Заповедь 4. Отдавай ежедневно детям все, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы обучения. Заповедь 5. Помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребенка.

Заповедь 6. Твердо знай, что любое осуществляемое тобой насилие над личностью (физическое или моральное), независимо от его цели, ставит под вопрос твое звание «педагог». Заповедь 7. Оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении. Заповедь 8. Воспринимай родителей своих воспитанников как первых союзников в деле развития детской личности. Заповедь 9. Славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений. Заповедь 10. Дорожи школой как своим родным домом, даже если в нем иногда протекает крыша.

IIIв.Кодекс ПЭ руководителя ОО Цель: определение основные нормы в отношениях руководителей с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями, с обществом и государством. КОДЕКС ПЭ РУКОВОДИТЕЛЯ РАЗДЕЛ 4. Заключительные положения РАЗДЕЛ 2. Личность руководителя 1.2. Принципы этики с педагогами, обучающимися с родителями обучающимися с обществом и государством 1.1. Источники этики РАЗДЕЛ 1. Общие положения РАЗДЕЛ 3. Взаимоотношения руководителя

IV. ИСТОРИЯ ВОПРОСА В.Т. Ганжин, Ю.В. Согомонов (Словарь по этике) «ПЭ» = а) кодексы поведения, б) «способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса» В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов: «Выражение «ПЭ» в известной мере условно, ибо означает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем, употребление понятия «профессиональная этика» оправданно, ибо оно подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии» А.А.Гусейнов «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения» (в то время как прикладная этика «имеет своим предметом конкретные моральные ситуации; первая рассматривает профессиональное поведение, вторая – общезначимые проблемы»)

«Педагогическая ассамблея», РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли бы работать в системе образования Новосибирск, 2009; семинар «Итоги реализации комплексного проекта модернизации образования»

ТО, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА - это 1) профессиональные моральные кодексы (об этого говорят В.И. Бакштановский, В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов); 2) их рефлективное и, по-видимому, экспертное сопровождение (что прочитывается в статье В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова); 3) более специализированная интеллектуальная деятельность по их обоснованию (что прочитывается в статье В.Т. Ганжина и Ю.В. Согомонова); 4) специальная деятельность по поводу норм профессиональной морали, не исключено, что в том числе и исследовательская (из определения А.А. Гусейнова трудно вычитать понимание ПЭ как собственно самих норм).

Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, сформулированы американским социологом Л. Хосмером: Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей организации (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными); о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.);

что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию); что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо); что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);

чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме); что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности); всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);

что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса); что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

IVб. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КОДЕКСА 1. Выбор и назначение ответственного за разработку этического кодекса Назначение оформляется приказом директора, где устанавливаются четкие сроки исполнения. NB: Лицо, занимающееся разработкой главного документа ОО, должно понимать пользу, важность и необходимость этого руководства для организации в целом. При этом он должен занимать значительную должность внутри ОО, что дает ему возможность организации составления миссии, гимна, описания внутрифирменных ценностей и норм поведения в отношениях с заказчиками и клиентами.

2. Привлечение к созданию документа сотрудников из разных отделов и подразделений Такое привлечение тоже закрепляется разовым приказом, либо вносится в служебные должностные обязанности (в саморазвивающихся компаниях). NB: Кодекс чести и этики, составленный одним заинтересованным лицом или группой лиц, может грешить однобоким подходом и не содержать важные пункты, описывающие правила и нормы поведения других сотрудников 3. Объяснение всем сотрудникам коллектива важности и необходимости внедрения главного документа организации, создание условий для того, чтобы «мертвый» документ «ожил».