1 Епифанов Кирилл 5 «б» класс МОУ «СОШ 14» г. Нефтеюганск Руководитель: Хамитулина М.В. учитель математики
2 Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Грустно слышать, что математика сухая наука. Я считаю, что моя работа будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей Родины.
3 Я предположил: Я предположил: Народы ханты и манси имели свою систему измерения, отличную от народов Древней Руси.
4 «Вспоминая старое, учимся новому» (Старинные меры измерения Руси и народов Югры (ханты и манси))
5 Цель: изучить старинные меры измерения народов Руси и Югры, для составления занимательного задачника по математике.
6 Задачи: Подобрать литературу, с целью получения информации о старинных мерах измерения длины, веса, времени, денег народов Руси и Югры. Изучить историю возникновения величин на Руси и Югре. Исследовать и проанализировать знания учащихся и учителей по данной теме. Применить на практике материал при составлении задачника по математике.
Шаг средняя длина человеческого шага приблизительно равна 71 см
Современный прибор - шагомер
9 27 января 1837 года 15 июля 1841 года
Алтын Гривна Гривенник Грош Пятак Золотой Копейка
11 Какие русские старинные измерения длины, веса, времени, денег Вы знаете? 5 класс 9 класс учителя длинашагверстаперст вершок пядь пальцыдюймершин миля сажень дюйм вес пуд карат фунт время песочные часы водяные часы зарубки месяц сутки деньги копейка пятакгрош гривна
12 Какие старинные измерения длины, веса, времени, денег Вы предполагаете были у народов Югры? 5 класс 9 класс учителя шагшкурашаг палецшагрука ниткарукаладонь шкурапалкастопа ветка такие как и у русских такие как и русских палка не знаю(40%)верёвка рога оленя меха солнце не знаю(17%) не было мер измерения(29%) не знаю(49%)
13 Ответы учащихся "… По шагам измеряли путь. Рассчитывались – обмен товара. Время по солнцу или по звездам." (Четвертных Мария, 5 а) "…Когда шили одежду, то просто прикладывали шкуру к телу и вырезали". (Брижатая Д., 5 а) "… Я думаю, что они измеряли длину веточкой определенного размера" (Гудков А., 5 б) "… расстояние, думаю, что измеряли шагами, как и русские. За место денег были шкуры." (Тахирова С. 9 а) "Когда ханты хотели сшить себе одежду, то кто-то из взрослых (на кого шьют) вставали к стене и углем обводили контур. Это была мерка. А потом прикладывали шкуру оленя и вырезали". (Андреева А.,9 а) " Воду мерили кружками из бересты" (Мильтых Д., 5 б) "Рост человека измеряли веревкой" (Махмудова Э., 5 а) "…длину измеряли пальцами: 2 пальца от большого до указательного…" (Дежина С.,5 а) " …Расстояние мерили на глаз. А время – по солнцу" (Суворов В., 5 б) " большой шаг взрослого человека означал мерку. Прикладывали эту мерку к ветке дерева и отмеряли так необходимое расстояние." (Ахтямов А.,9 а )
14 В Центральной Библиотеке им. Ершова (2 а мкр.) Городской Музей «Реки Оби»
15 Меры расстояния количество песков на реке, при переездах зимой – количество дней, ночевок, шагами, прыжком, взором глаз на открытом месте, пробегом оленьей нарты без остановки (примерно 8-10 км), или же количеством оленьих передышек, движением на нарте, на лодке (по течению и против течения) в течение ночи, дня, полночи, полдня, количеством выкуренных трубок.
16 Размах двух рук ЛЮЛЬ (ханты) = маховая сажень (Русская) Катлуп – ширина пяти пальцев
17
18
19
20
21 Оленьи передышки Количество песков на воде (берега реки)
22 Люль (ханты) Сажень (русск.) Окэм Сорт (ханты) Пядь великая (русск.)
23 Современная система Старинная система Окэм сорт (пядь великая) мама 165 см 2 ерш., 5 вершков 9.7 папа 168 см 2 ерш., 5,8 вершка 9.9 Полина 96 см 1 ерш., 5,6 вершка 5.6 Кирилл 140 см 2 ерш.8.2
24 Новизна работы: Исследовал старинные меры измерения народов Югры Сопоставил их со старинными русскими мерами Практическим путем доказал, что современная система измерения удобна и практична Т.к. нет единого учебника или пособия, где были бы собраны старинные меры измерения (тем более народов Югры), то мой задачник – это большой помощник в выборе заданий для проведения интересных конкурсов по математике, олимпиад.
25 Практическая значимость работы: Научился проводить исследовательскую работу. Узнал много интересного из истории мер измерения. Научился самостоятельно, проводить анкетирование и подсчитывать полученный результат. Составил занимательный задачник «Думай… Смекай… Отгадывай….»