Производственный менеджмент. Управление операционной системой на основе «теории органичений»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования ERP-системы.
Advertisements

Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
« Логистика представляет собой комплексное планирование и управление потоками материалов, запасных частей и готовой продукции, включая необходимый информационный.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
Аутсорсинговый бизнес Муздыбеков Р. Мухамедкали А.
Разработка функциональных стратегий Тема 10. План Производственные стратегии Стратегии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
Внутренняя среда организации. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Что в системе управления делает работника неэффективным? Колобова Н.В. Доклад на Конференции НИСКУ (14-16 июня)
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Транксрипт:

Производственный менеджмент

Управление операционной системой на основе «теории ограничений»

Теория ограничений Theory of Constraints) разработана израильским ученым, физиком по образованию, Э. Голдратом ( Eliyahu Moshe Goldratt ). В соответствии с данной теорией предприятие (организация) рассматривается как система взаимосвязанных процессами ресурсов, взаимодействие которых должно быть направлено на достижение цели организации зарабатывать деньги.

При этом снабжение, производство и сбыт рассматриваются как звенья одной цепи, в каждом из которых могут возникнуть проблемы (ограничения), снижающие общую эффективность функционирования предприятия.

Ограничение- все то, что мешает предприятию достичь своей цели.

к управлению производственной системой можно выделить следующие типы ограничений внутренние ограничения, связанные с недостатком производственных ресурсов (недостаточная пропускная способность оборудования, отсутствие персонала необходимой квалификации, инструментария );

внешние ограничения, связанные, например, с низким уровнем спроса на изготавливаемую продукцию, перебоями с доставкой материалов и комплектующих поставщиками, а также подхода ми к управлению производством.

Важным положением теории ограничений является необходимость понимания причинно-следственных связей, возникающих в процессе производства продукции, и влияния управленческих решений, принимаемых ежедневно на уровне управления конкретными производственными ресурсами, на конечные результаты работы всего предприятия

Важны показатели оценки функционирования операционной системы

показатели Теория ограничений предлагает использовать три показателя для оценки правильности принимаемых на оперативном уровне решений, идеально соответствующих цели «зарабатывать деньги» : производительность (выработка) скорость, с которой система генерирует доходы посредством продажи (если что- либо производится, но не продается, это не учитывается при расчете показателя производительности).

запасы все деньги, вложенные системой в закупки, которые необходимы для обеспечения продаж (выработки). К запасам относятся материалы, комплектующие, незавершенное производство, готовая продукция, здания, сооружения, оборудование (остаточная стоимость);

операционные расходы все деньги, которые система затрачивает на то, чтобы превратить запасы в выработку (амортизационные отчисления, заработная плата производственных рабочих, расходы на перевозки и складирование).

Предприятие, чтобы «заработать деньги», должно стремиться к увеличению показателя производительности при возможном снижении уровня запасов и операционных расходов

Основной принцип успешного управления на основе ограничений отказ от традиционного подхода к управлению производственными системами, основанного на балансировании производственных мощностей, то есть приведении пропускной способности каждого элемента системы (рабочего центра) в соответствие спросу.

Рабочий центр - это группа одинаковых ресурсов станков или рабочих, обладающих одинаковой квалификацией. Основной задачей управляющих производством в целях обеспечения гибкой реакции производственной системы на колебания спроса должно стать балансирование потока продукции в пределах системы, а не мощности в пределах процесса, то есть рабочих центров.

То есть управление производством базируется на принципе оптимизации производственной системы предприятия в целом и соответствии ее функционирования основной цели предприятия, а не на оптимизации функционирования отдельных производственных звеньев.

Бессмысленно оценивать производительность отдельных ресурсов (рабочих центров) в изоляции от других ресурсов. В целях управления все ресурсы производственной системы разбивают на три группы: ресурсы недостаточной мощности, или «узкие места» ; ресурсы избыточной мощности и ресурсы ограниченной мощности

Узкое место - любой ресурс, пропускная способность которого меньше, чем потребность в нем, то есть меньше рыночного спроса на производимую им продукцию. Такой ресурс должен работать непрерывно.

Ресурс избыточной мощности любой ресурс, пропускная способность которого превышает потребность в нем (больше рыночного спроса. Этот ресурс не должен работать непрерывно. Заниматься устранением простоев избыточного ресурса не имеет смысла.

Ресурс ограниченной мощности ресурс, пропускная способность которого практически соответствует потребности в нем (рыночному спросу) и который, при условии что его работа не будет четко спланирована, может стать недостаточным ресурсом («узким местом»).

Способы устранения ограничений Внутренние: Недостаточная пропускная способность ресурсов (рабочих центров оборудования, производственных рабочих, наладчиков ); производственный брак; некачественное планирование загрузки рабочих центров

Возможный способ Выполнение ресурсом (рабочим центром) только тех действий, которые необходимы в данное время для выполнения заказа на производство определенной продукции; оптимизация планирования работы ресурса, исключение выпуска брака; увеличение времени работы ресурса, перенесение части работы на другие ресурсы, использование аутсорсинга;

Еще: возможный способ улучшение инструментального обеспечения, использование более квалифицированной рабочей силы; минимизация времени переналадки оборудования; увеличение размеров обрабатываемой партии, устранение простоев и обеспечение надлежащего технического обслуживания; изменение технологического маршрута; продвижение продаж тех изделий, для которых прибыль в расчете на время работы ресурса -ограничения больше

Внешние: Поставщики Высокая стоимость материальных ресурсов; отсутствие на рынке поставщиков необходимых сырья, материалов, комплектующих; некачественная продукция; неприемлемые условия поставки; невысокая надежность поставщиков

Возможный способ устранения Бережное отношение к материалам, исключение производства брака; ведение переговоров с поставщиками, «воспитание» поставщиков, интеграция поставщиков; продвижение продаж тех изделий, для которых прибыль в расчете на единицу материала- ограничения больше; организация собственного производства комплектующих

Внешние: рынок Недостаточный спрос на продукцию

способы Поиск «ключевых факторов успеха» (сокращение длительности цикла обслуживания клиентов, безусловное выполнение заказов в срок, повышение качества выпускаемой продукции, расширение функциональности изготавливаемых изделий ) и сосредоточение на их достижении

Методы управления закупками, производством и сбытом продукции; методы ведения бухгалтерского учета; используемые показатели оценки эффективности производственных процессов

способ Изменение показателей оценки работы производственных подразделений и рабочих центров; изменение подходов к мотивации персонала, изменение производственной культуры

Управление операционной системой в соответствии с теорией ограничений представляет собой циклически повторяющийся процесс непрерывного совершенствования состоящий из пяти этапов :

этапы 1. Выявление узких мест системы. 2. Определение способов наиболее эффективной эксплуатации узких мест. 3. Подчинение всего остального принятому решению. Узкие места необходимо использовать как средство контроля за потоком продукции.

4. Увеличение пропускной способности узких мест. 5. Возвращение к этапу 1, в случае если ограничение исчезнет. При этом нельзя позволить инерции (старым методам управления, разработанным на этапах 2 и 3) стать новым ограничением системы.

Каждый раз после прохождения пяти этапов местоположение узких мест может меняться. Например, если узкие места сначала будут сосредоточены в производственном процессе, то позже они могут переместиться во внешнюю среду (ограничение рыночного спроса), а затем опять вернуться в производственный процесс.

Суть процесса непрерывного совершенствования когда ограничение снимается, условия, в которых функционирует производственная система, могут измениться так, что потребуется разработка совершенно новых подходов к управлению, соответствующих изменившимся обстоятельствам

Для управления производственным потоком необходимо определить контрольные точки (одну или несколько).

Если в производственной системе есть узкое место, то именно оно является лучшей контрольной точкой, которая называется «барабаном», так как «выдает дробь», используемую как ритм для управления всей системой.

Узкое место должно работать все время, необходимое для обеспечения соответствия его пропускной способности уровню рыночного спроса на продукцию

Для исключения перебоев в работе узкого места, связанных с возможными сбоями в предыдущих рабочих центрах, необходимо перед ним создать резервные запасы незавершенной продукции временной «амортизатор»,или«буфер»

Во избежание накопления излишних запасов необходимо установить информационную связь с предыдущими звеньями производственной цепочки (рабочими центрами или складом, отпускающим материальные ресурсы в производство) для координации объемов выпускаемой продукции. Такая связь называется «веревка»

При отсутствии в системе узких мест в качестве «барабана» используют ресурс ограниченной мощности. В этом случае можно создать запас готовой продукции («буфер»), а «веревка» должна обеспечить соответствие выпускаемого «барабаном» объема продукции уровню спроса на нее.

Э. Голдратом были сформулированы основные правила управления любой операционной системой, суть которых заключается в следующих основных положениях:

Положения: нужно уравнивать спросу поток, а не мощности; для каждого ресурса, не являющегося узким местом, уровень активности, приносящий пользу системе, определяется не индивидуальными возможностями ресурса, а сторонним ограничением, существующим в системе;

Положения: час, потерянный в узком месте,- это час, потерянный системой в целом; час, сэкономленный в избыточном ресурсе, - это мираж;

положения передаточная (транспортная) партия не обязательно должна быть равна обрабатываемой партии (равной объему заказа); размер обрабатываемой партии не должен изменяться в процессе производства; приоритеты следует назначать только после исследования ограничений системы

Управление операциями в сфере услуг Услуга- это деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей товаров

Отличия процесса пр-ва от оказания услуги Участие клиента в процессе оказания услуги Объединение стадий удовлетворения потребности клиента в товаре Услуги нельзя хранить Спрос на услуги изменчив Неосязаемость процесса услуги для клиента Сложно оценить качество услуги и эффективность оказания услуги

В процессе потребления большинства услуг в отличие от потребления материальной продукции клиенты находятся непосредственно на месте их предоставления: в офисе, зале ресторана, в хирургической операционной, в купе поезда

отличия В производственной сфере работа с товаром концентрируется в подразделениях перерабатывающей подсистемы операционной системы. В сфере услуг деятельность по их оказанию присутствует во всех подразделениях организационной структуры, включая обеспечивающую и управляющую подсистемы

Услуги нельзя хранить Услуги, представляя собой процесс удовлетворения потребности клиента, не могут быть складированы или заранее запасены. Это ограничивает гибкость самого процесса оказания услуги и придает особое значение планированию мощностей.

В производстве в период спада спроса можно накапливать запасы готового товара дляего сбыта в периоды роста спроса и таким образом сохранять относительно стабильный уровень загрузки производственных мощностей и занятости персонала. Это реализуется с помощью стратегии фиксации производственной мощности

В сфере услуг, за редким исключением, необходимо удовлетворять спрос в момент его возникновения. Модели с запасом на входе и выходе, с запасом на выходе, с запасом на входе, без запасов могут использоваться с ограничениями.

При отсутствии возможности создания запаса услуг моделями организации операционной системы становятся: 1. Модель «первоклассного» обслуживания. 2. Модель «дешевого» обслуживания. 3. Модель «неэффективного обслуживания.

Модель «первоклассного» обслуживания создает избыточный ресурс производственных мощностей, с тем чтобы каждый клиент мог получить обслуживание непосредственно в момент обращения.

Избыточность ресурса вызывает периодические простои оборудования, пролеживание материалов, незанятость персонала. Как следствие, растет себестоимость и цена услуги. Название «первоклассного» обслуживания связано не с оценкой клиентом качества услуги, а с сегментом рынка дорогих услуг, в котором наиболее часто используется эта модель

Модель «первоклассного» обслуживания Избыточные производственные мощности деятельность по оказанию услуги клиент

Модель «дешевого» обслуживания намеренно ограничивает объем располагаемых производственных мощностей. Клиенты вынуждены стоять в очереди, ожидая обслуживания. Эта модель с успехом используется на рынке эксклюзивных услуг,а также на рынке сегмента «эконом-минус».

Модель «дешевого» обслуживания Ограниченная производственная мощность деятельность по оказанию услуги клиент

Недостаточные мощности позволяют снизить затратную базу и свободно манипулировать уровнем цены. Модель создает возможность «хранить» не услугу, а покупателей в очереди (включая систему предварительной записи). Используется идея воздействия на спрос в целях его балансировки с располагаемыми производственными мощностями.

2 Это воздействие может проводиться манипуляцией длиной очереди или применением системы скидок или наценок в периоды спада или роста спроса

3 Модель «неэффективного» обслуживания наиболее распространена в бизнесе. При ее использовании в некоторые периоды времени имеется избыточная производственная мощность, в некоторые периоды клиенты стоят в очереди

Модель «неэффективного» обслуживания избыточная производственная мощность деятельность по оказанию услуги Клиенты в очереди

Кажущаяся неэффективность модели связана с сезонным колебанием спроса на услуги (по дням, неделям, месяцам, сезонам), приводящим к периодическим простоям производственных мощностей или к простаиванию клиентов в очереди

вывод Любой спрос изменчив, однако спрос на услуги характеризуется крупными, сложными и быстрыми колебаниями. Влияние колебаний спроса на услуги и, следовательно, на потребности в производственных мощностях в сервисных операционных системах намного сильнее, чем в производственной системе.

Причины влияния колебания спроса на услуги услуги не подлежат хранению; клиенты вовлечены в процесс оказания услуг; каждый из них имеет отличные от других потребности, разный уровень личного опыта и может требовать разного количества контактов; длительность цикла обслуживания зависит от поведения клиента.

Можно уделять внимание возможностям реагирования на кратковременные изменения спроса. Например, при работе торговых залов включение или выключение кассового аппарата в систему обслуживания позволяет регулировать длину очередей клиентов.

При оказании услуг для достижения максимальной эффективности процесса следует обеспечивать 70% загрузки производственных мощностей.

принято говорить об услугах не в операционном понимании. Например, выделяют основные (базовые) услуги, которые потребители получают вместе с продукцией (соблюдение правил технологии, учет конкретных требований потребителей, своевременная доставка и конкурентоспособная цена)

Услугами, добавляющими стоимость, называют дополнительные услуги, которые потребитель согласен оплачивать. Они включаются в цену товара.

Услуги этого типа делят на четыре группы : услуги информационного характера; услуги сопровождения; предпродажные услуги; послепродажное обслуживание.

Информационная поддержка обеспечивает предоставление исчерпывающих сведений относительно технических характеристик товара, его параметров и себестоимости как внутренним (например, сотрудникам, занимающимся научно-техническими и конструкторскими разработками), так и внешним клиентам.

Услуги сопровождения предоставляются компанией- производителем и включают консультации специалистов при монтаже и запуске в работу приобретенного товара.

Предпродажное обслуживание включает комплекс мероприятий, способствующих повышению эффективности маркетинговых мероприятий и увеличению объемов продаж (например, проведение демонстраций работы оборудования, утюжка одежды)

Послепродажное обслуживание позволяет проводить обмен, замену, ремонт проданного товара, восполнять его наличие на торговых площадях

+ Предоставление услуг, добавляющих стоимость, дает компании два основных преимущества: сильную конкурентную позицию на рынке и позитивную связь с клиентом

Контакты с внешними или внутренними клиентами тоже могут рассматриваться как услуги( банковская деятельность, транспорт, медицинское и юридическое обслуживание).