Налоговые риски и налоговый контроль. Новое в порядке налогового контроля в 2014 году Автор: руководитель Департамента налоговой и имущественной безопасности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2015 УФНС России по Вологодской области Порядок досудебного урегулирования налоговых споров.
Advertisements

Новые правила налоговых проверок Поправки в первую часть НК РФ по Федеральному закону от ФЗ Москва – 2010 Александр Погребс.
Вебинар: Постановка на учет обособленных подразделений Александр Погребс Поправки в ч. 1 НК РФ по Федеральному закону от ФЗ.
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 1. Теоретические основы налогового планирования.
Выполнила : Комек Алуа Приняла : к. ю. н. Кусаинова А. О.
Возврат (возмещение) НДС из бюджета Выполнила: Портнягина Екатерина КБУ год.
Права и обязанности налогоплательщиков Работу выполнил студент 111 группы Михайлов Михаил.
Оазец заголовка ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ КОНСАЛТИНГ 13 СТРАН 50 ГОРОДOB «НДФЛ, ЕСН, ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ. Последние кардинальные изменения от июня-июля 2009г.(ФЗ.
НДС: изменения налогового законодательства, поддержка в «1С:Бухгалтерии 8». Переход на обязательную электронную отчетность по НДС с 2014 г. Гроо Ольга.
Понять сущность камеральной налоговой проверки Изучить порядок проведения камеральной налоговой проверки.
Налоговые споры. Подход внешнего юриста. Мигранов С.Д. Директор Департамента налогового арбитража и консультирования юридической фирмы «Вегас-Лекс»
«Камеральная проверка». Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов.
Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Тема 5 Банковский вклад (депозит). Банковский счет. Списание денежных средств. Приостановление операций по счетам.
ПЕРГУШЕВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ООО «ГОСКОНСАЛТИНГ» директор ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26 ИЮЛЯ 2006 Г. 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» Статья Порядок рассмотрения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОСУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ: 1. простота подготовки и оформления жалобы; 2. отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины и судебных.
Тема 6. Налоговые последствия применения различных договорных условий. Защита позиции налогоплательщика Лекция 15. Налоговые последствия применения различных.
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ФИРМЫ Доцент, к.э.н. Стаценко А.В.
ПОРЯДОКОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НЕНОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УФНС России по Тюменской области Телефоны:
Основные изменения законодательства о налогах и сборах с 2014 года Управление федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Транксрипт:

Налоговые риски и налоговый контроль. Новое в порядке налогового контроля в 2014 году Автор: руководитель Департамента налоговой и имущественной безопасности ЗАО АФ «Аудит-Классик» Кафтанников Алексей Александрович

Тенденции налогового контроля: 1. Увеличение информационной открытости налогоплательщика и налогового органа (отслеживание апелляционных жалоб на сайте) 2. Увеличение оперативности обмена документами (электронный документооборот) 3. Увеличение полномочий налоговых органов (получение данных по расчетам физических лиц)

Эффективность апелляционных жалоб По данным УФНС по Челябинской области, по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщика изменяется не менее 40% обжалуемых решений, из них около 30% отменяются полностью. Чаще всего из-за процессуальных нарушений, на 2-м месте противоречие выводов инспекторов сложившейся судебной практике

Критерии для проведения проверки Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (введено Приказом ФНС России от N ММ-3- в ред. от )

1. Вычеты по НДС превышают 89% 2. Налоговая нагрузка не соответствуют рассчитанным для отрасли 3. Экономические показатели деятельности (рентабельности) ниже расчетных Критерии для проведения проверки

Рейтинг претензий налоговых органов Уральского региона 1 место (90 %) Фирмы-«однодневки» 2 место Неправомерное применение ЕНВД (разделение площадей) 3 место Неправомерное дробление бизнеса для применения спецрежимов (ЕНВД, УСНО, ЕСХН) 4 место Другие схемы и операции (лизинг, «игры с ценами», посредники и др.)

Используемые приемы выявления фактов уклонения от уплаты налогов По данным УФНС совместные проверки с привлечением правоохранительных органов в 6 раз эффективнее обычных. Одна камеральная проверка дает в среднем тыс. рублей доначислений, выездная – 3,5 млн. рублей

Приемы доказывания: 1. Встречные проверки контрагентов 2. Допрос свидетелей о наличии операций 3. Выемки документов и электронных баз (ищут печати контрагентов, их бух базы, ключи от клиент-банка и т.п.) 4. Анализ платежей по расчетным счетам, запрос IP-адресов и мест выхода в интернет 5. Экспертизы подписей

Как опровергать показания свидетелей? 1) проверка правильности оформления (ст.90 НК РФ, ст.50 Конституции РФ); 2) анализ показаний ВСЕХ свидетелей; 3) вызов контр свидетелей в суд.

Определение ВАС РФ от ВАС-16124/10 Налогоплательщик вправе получить от ИФНС сведения о том, платит ли его контрагент налоги или нет. Эта информация не является налоговой тайной. 14

Письмо ФНС России от г. NАС-4-2/9355 "О мероприятиях налогового контроля"

1. Представители налоговых органов не могут: - находиться в жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. В отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа; - провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества физ лица, находящегося в жилых помещениях; - произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях

2. В рамках ВНП независимо от наличия согласия проверяемого физ лица налоговые органы могут: - запросить необходимые для проверки документы; - провести осмотр имущества, находящегося в нежилых помещениях физ лица; - произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые документы в установленный срок; - вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физ лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля

3. Обеспечительные меры налоговым органом могут быть приняты в отношении заложенного имущества. Обеспечительные меры не могут быть отменены в части

Изменения в ч.1 Налогового кодекса РФ в части порядка уплаты и взыскания налогов, налоговых проверок, привлечение к налоговой ответственностич.1

Изменения внесены: Федеральными законами закон от N 94-ФЗ, от N 97-ФЗ, от N 20-ФЗ, от N 39-ФЗ, от N 134-ФЗ, от N 153-ФЗ, от N 248-ФЗ

СРОК вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности С 3 августа 2013 г. срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения увеличен с 10-ти дней до одного месяца со дня вручения налогоплательщику указанного решения.

Письмо Письмо ФНС России от N если решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности было вручено налогоплательщику до 3 августа 2013 г. и 10-дневный срок, предусмотренный старой редакцией п. 9 ст. 101 НК РФ, до этой даты не истек, то такое решение вступает в силу через месяцп. 9 ст. 101

Срок и способ передачи решения налогоплательщику Срок вручения прежний - 5 рабочих дней с момента вынесения решения. Решение должно быть вручено под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения документа указанным лицом или его представителем. Если такое вручение невозможно, то решение направляется по почте заказным письмом по месту нах-я организации (обособ. подразд-я) Письмо считается полученным на 6-й день с даты отправки.

Срок подачи жалобы на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности Жалоба на уже вступивший в силу ненормативный акт налогового органа может быть подана в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В ФНС России - три месяца со дня принятия такого решения

Изменен порядок обжалования С г. действует обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Изменен порядок обжалования Исключения из обязательного досудебного порядка: Ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде. Ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы сразу в суде.

с 03 августа 2013 г. досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком, если по жалобе (апелляционной жалобе) не было принято решение в установленный срок. Ненормативные акты ИФНС, а также действия и бездействие ее должностных лиц теперь могут быть обжалованы только в вышестоящем налоговом органе. В связи с этим возможность обжалования вышестоящему должностному лицу исключена.

Введены понятия "жалоба" и "апелляционная жалоба" Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц). Предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, за искл. решения, вынесенного ФНС России.

Форма и содержание жалобы В жалобе (апелляц.жалобе) указываются: сведения о заявителе; сведения о налоговом органе, акты или действия (бездействие) должностных лиц которых обжалуются, предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и его требования.

Основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения жалоба не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом (не препятствует повторному обращению); до принятия решения по жалобе поступило заявление о ее отзыве полностью или в части; ранее была подана жалоба по тем же основаниям. Ранее вопрос был спорным.

Решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения принимается в течение 5- ти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. Затем в течение 3-х дней налогоплательщика уведомляют в письменной форме о принятом решении. Судьбу жалобы можно отследить на сайте ФНС России в разделе «Электронные услуги» в специальном подразделе.

Порядок рассмотрения жалобы Жалоба (апелляционная жалоба) рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия заявителя Заявитель жалобы может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы при условии, что налогоплательщик объяснит причины, почему он не смог своевременно их представить инспекции.

Порядок рассмотрения жалобы Решение по результатам рассмотрения жалобы на решение о привлечении к ответственности принимается в течение 1-го месяца с даты получения жалобы. В иных случаях решение должно быть принято в течение 15-ти дней. Сроки могут быть продлены для получения доп материалов от инспекции или при представлении налогоплательщиком дополнительных документов, но не более чем на месяц и 15 дней соответственно. Принятое решение должно быть вручено в течение 3-х дней с даты принятия.

Порядок исчисления сроков для обращения в суд С 3 августа 2013 г. срок судебного обжалования исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по его жалобе, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы.

Истребование у налогоплательщика документов вне рамок проверок С 30 июля 2013 г. налоговый орган будет вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы.

По какому адресу инспекция направляет налогоплательщику документы по почте по адресу места нахождения российской организации (места нахождения ее филиала, представительства), который содержится в ЕГРЮЛ (т.е. по юридическому адресу);

По какому адресу инспекция направляет налогоплательщику документы по почте по адресу места осуществления иностранной организацией деятельности на территории России, который содержится в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

По какому адресу инспекция направляет налогоплательщику документы по почте по адресу места жительства (места пребывания) предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, физического лица, не являющегося предпринимателем. Если указанные лица предоставят инспекции иной адрес для направления документов, то отправлять их необходимо будет по данному адресу.

Увеличен срок для представления возражений на акт проверки и акт о выявлении налоговых правонарушений До 1-го календарного месяца увеличен срок, в течение которого налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт проверки и акт о выявленных налоговых правонарушениях. Срок исчисляется со дня получения акта. Новый порядок вступил в силу с 24 августа 2013 г.

Увеличен срок для представления возражений на акт проверки и акт о выявлении налоговых правонарушений Законом установлены переходные положения. Они заключаются в том, что, если течение срока, предусмотренного в новой редакции (т.е. один месяц), не завершилось до дня вступления в силу нового закона, данный срок исчисляется по новым правилам.

Срок для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля Не позднее 2-х рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика обязаны ознакомить с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, если он подал соответствующее заявление

Порядок направления налогоплательщику документов налоговым органом Документы, будут передаваться: под расписку; по почте заказным письмом (документ считается полученным на 6-й рабочий день со дня отправки письма); по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Ни один из данных способов не является приоритетным.

Порядок направления налогоплательщику документов налоговым органом Если адресат в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязан представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, то документы должны передаваться ему исключительно по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.кодексом

Правила направления налогоплательщику требования о представлении документов Требование о предоставлении документов необходимо вручать лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. При невозможности вручить требование таким образом, оно направляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 31 НК РФ (см. предыдущий слайд).п. 4 ст. 31

Выявленная в результате проверки излишне возмещенная сумма налога признается недоимкой При ВНП ИФНС может установить, что ранее на основании камеральной проверки сумма НДС была возмещена необоснованно. В этом случае ИНФС указывает данную сумму НДС в качестве недоимки. При возврате налога недоимкой она будет являться со дня фактического получения средств налогоплательщиком, а в случае зачета - со дня принятия решения о зачете. Сумма этой недоимки будет указываться в вынесенном по итогам проверки решении.

Новое основание для признания недоимки по налогам и сборам безнадежной Недоимка будет признаваться безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении ИП в связи с невозможностью взыскания недоимки при условии, что: - с момента образования недоимки прошло 5-ть лет. - сумма задолженностью с пенями и штрафами не превышает 100 тыс. руб. для организаций и 10 тыс. руб. для предпринимателей.

В требовании об уплате налога срок уплаты налога не указывается В требовании об уплате налога (сбора, пеней, штрафа) срок уплаты налога теперь будет приводиться, только если оно направляется физлицу (как предпринимателю, так и физлицу, не являющемуся таковым).

Срок направления требования об уплате недоимки, выявленной по итогам налоговой проверки Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки инспекция должна будет направить налогоплательщику в течение 20-ти рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ранее - 10 рабочих дней).

Новые основания для взыскания недоимки дочернего (зависимого) общества с основного и наоборот

30 июля 2013 г. введены новые основания для взыскания недоимки зависимого (дочернего) общества с основного и наоборот. Так, недоимка зависимого (дочернего) общества взыскивается с основного общества, если после того, как должник узнал или должен был узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежные средства или иное имущество были переданы основному обществу и такая передача повлекла невозможность взыскать недоимку с должника и наоборот.

Если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если денежные средства, иное имущество были переданы нескольким компаниям, то недоимка будет взыскиваться со всех организаций пропорционально доле поступившей им выручки, доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.

Недоимка будет взыскиваться и в том случае, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) будет перечислена (денежные средства и иное имущество переданы) зависимым обществом основному и наоборот посредством совокупности взаимосвязанных операций. При этом не имеет значения, что участники данных операций не являются основными или зависимыми обществами.

Данный порядок взыскания недоимки будет применяться и к тем организациям, которые суд признает иным образом зависимыми с должником. Недоимка взыскивается зависимого (дочернего) общества взыскивается с основного общества в пределах поступившей выручки, переданных денежных средств, иного имущества.

Постановление Пленума ВАС РФ от N 57 по вопросам применения ч.1 Налогового кодекса РФ

Представительство (п.4 Пленума) Доверенность от физического лица, в том числе имеющего статус ИП, должна быть удостоверена у нотариуса.

Налоговая льгота Если налоговая льгота не отражена в декларации – это не означает отказ от льготы. Заявить такую льготу можно посредством: – сдачи уточненной декларации; – заявления в ходе ВНП (если относится к периоду и предмету ВНП); – заявления в налоговый орган, если уплата налога по налоговому уведомлению.

Начисление пени на авансовые платежи (п.14 Пленума) пени начисляются на любые авансовые платежи, уплачиваемые как по итогам отчетного, так и внутри отчетного периода (ежемесячно); если же по итогам года сумма налога (авансового платежа), исчисленного с фактического дохода, окажется меньше начисленных авансовых платежей за налоговый (отчетный) период, то пени за просрочку таких платежей подлежат соразмерному уменьшению.

1. Направление требования Обязанность считается исполненной, если требование направлено по почте заказным письмом, независимо от факта получения требования налогоплательщиком. 2. Требование по налогу должно быть направлено – по результатам проверки - в течение 20 рабочих дней – по текущей задолженности - в течение 3-х мес. со срока уплаты налога (при представлении декларации вовремя), либо со дня представления декларации (если срок ее представления нарушен).

3. Требование по пени – должно быть направлено в течение 3- месяцев с момента уплаты всей суммы налога или последней ее части; – направление требования возможно, если срок для взыскания налога не пропущен (п. 57 Пленума).

Взыскание налога за счет иного имущества (п. 55) только после принятия решения о взыскании за счет денежных средств в 2-месячный срок со дня истечения срока исполнения требования, и выявления обстоятельств об отсутствии средств на расчетных счетах;

Взыскание налога за счет иного имущества (п. 55) ИСКЛЮЧЕНИЕ решение о взыскании налога за счет имущества можно принять непосредственно (без решения о взыскании налога за счет денежных средств), если ведется исполнительное производство по ранее принятым налоговым органам решениям о взыскании налога за счет иного имущества или у налогового органа отсутствует информация по счетам; взыскание может быть обращено на имущество, переданное по договору аренды, если об этом имеется судебный акт

Взыскание налога через суд – Обращение с таким заявлением возможно при утрате права на бесспорное взыскание налога в пределах 6-ти месячного срока с даты истечения срока исполнения требования; – нарушение срока направления требования не влечет увеличения срока для обращения в суд;

Взыскание налога через суд (2) Сроки для обращения в суд могут быть восстановлены при наличии уважительных причин Не является уважительной причиной: согласование с управлением, командировка, кадровые перестановки иные орг. причины; При взыскании сумм налога, пени штрафов суд рассматривает возможность взыскания налога исходя из правомерности его доначисления.

Последствия утраты налоговым органом права на взыскание налога – в акте сверки сумма такой задолженности указывается, пока не списана в установленном ст. 59 НК РФ порядке, при этом необходимо указывать сведения об истечении срока для взыскания; – списать задолженность перед бюджетом в силу ст. 59 НК РФ возможно при наличии решение суда по любому делу, в котором указано (в т.ч. в мотивировочной части) на пропуск срока для взыскания

Последствия утраты налоговым органом права на взыскание налога (2) – самостоятельная уплата просроченной для взыскания задолженности до ее списания в порядке ст. 59 НК РФ не влечет обязанности налогового органа по ее возврату.

1. Зачет налоговым органом: -может быть только в отношении налога, пени и штрафа, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено; -в суд - только после отказа налогового органа либо бездействия налогового органа (п. 80 Пленума); -административный зачет невозможен в отношении сумм, возврат которых предусмотрен решением суда;

2. Возврат излишне перечисленных сумм налога по налоговому агенту возможен: – если на налогового агента возлагается обязанность по возврату налога налогоплательщику; – если налоговый агент уплатил необоснованно большую сумму.

Возврат излишне перечисленных сумм налога по налоговому агенту возможен: если на налогового агента возлагается обязанность по возврату налога налогоплательщику; если налоговый агент уплатил необоснованно большую сумму.

Осмотр вне рамок выездной налоговой проверки (ВНП) проводить нельзя (п. 24 Пленума)

Смена адреса в ходе проверки (п.6 Пленума) Проводит проверку, осуществляет все мероприятия, выносит акт и принимает решение налоговый орган, в котором проверка начата.

Доказательства совершения налогового правонарушения – только те документы, которые истребованы в ходе проверки, либо мероприятий дополнительного налогового контроля, либо получены до момента начала проверки в установленном порядке; – материалы ОРД (оперативно-розыскной деятельности), могут быть использованы в качестве доказательств налогового правонарушения.

Расчетный метод исчисления налогов – может быть применен не только когда документы отсутствуют, но и когда документы признаны ненадлежащими; – определяются не только доходы, но и расходы, в том числе для ИП (а не только профвычет); – обязанность доказывания, что доходы и расходы определены налоговым органом вне экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на налогоплательщика; – при проверке НДС вычеты расчетным методом не предоставляются.

Последствия приостановки ВНП документы по требованию, полученному до приостановки, необходимо исполнить; нельзя получать объяснения от налогоплательщика и проводить допрос сотрудников; налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории, если они не связаны с истребованием документов у проверяемого налогоплательщика.

Мероприятия дополнительного налогового контроля могут быть назначены только для сбора дополнительных доказательств выявленных правонарушений; результаты ДМ необходимо направить налогоплательщику; налогоплательщик вправе представить возражения на результаты ДМ в срок 1 месяц;

Мероприятия дополнительного налогового контроля (2) рассмотрение материалов проверки с учетом ДМ происходит по истечении 10 дней после истечения срока для возражений по дополнительным мероприятиям; если не соблюли описанную выше процедуру, решение может быть признано недействительным.

Изменение налоговым органом своего решения: Нельзя, если изменение будет ухудшать положение налогоплательщика; но можно внести исправление описок, опечаток, арифметических ошибок; можно изменить решение как частично, так и полностью, если это улучшает положение налогоплательщика

Апелляционная жалоба если жалоба касается только части решения, то все равно такое решение не вступает в силу полностью

Обжалование решения налогового органа в суде – Обязательное соблюдение досудебной процедуры. В суде решение налогового органа может быть рассмотрено только в той части, в которой обжаловалось в вышестоящий налоговый орган; – если вышестоящий налоговый орган не рассматривает в установленные сроки жалобу, то налогоплательщик вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд (п. 71);

Обжалование решения налогового органа в суде (2) – Обязательное соблюдение досудебной процедуры, следовательно, в суде решение налогового органа может быть рассмотрено только в той части, в которой обжаловалось в вышестоящий налоговый орган; – если вышестоящий налоговый орган не рассматривает в установленные сроки жалобу, то налогоплательщик вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд (п. 71);

Обжалование решения налогового органа в суде (3) – если вышестоящий орган не рассматривает жалобу в установленные сроки, то судебные расходы могут быть отнесены судом на налоговый орган вне зависимости от удовлетворения требований налогоплательщика (п. 74); – в заявлении могут быть приведены другие (дополнительные) доводы, но в этом случае судебные расходы могут быть распределены за счет налогоплательщика;

Обжалование решения налогового органа в суде (4) – доводы по п. 14 ст. 101 НК РФ – принятия налоговым органом решения без вызова налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки рассматриваются судом только в случае, если они были предметом рассмотрения вышестоящим налоговым органом (п. 68, 73); – решение вышестоящего налогового органа может быть самостоятельно обжаловано в суде только в случае, если решение налогового органа отменено и принято новое.

Раскрытие доказательств Налоговым органом и налогоплательщиком осуществляется в ходе мероприятий налогового контроля; если раскрытие доказательств происходит только в суде, то: – можно заявить ходатайство об истребовании судом доказательств, опровергающих дополнительных доказательств (при невозможности их самостоятельного получения); – судебные расходы могут быть отнесены судом на сторону, предоставляющую дополнительные доказательства.

2. Новая судебная практика

Постановление Пленума ВАС РФ от N61 О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица

Постановление Пленума ВАС РФ от N61 1. Юрлицо несет риск неполучения корреспонденции по своему юридическому адресу. 2. Переход полномочий органов юридического лица само по себе не влечет изменение места нахождения юрлица.

Постановление Пленума ВАС РФ от N784/13 Неправильное указание кода ОКАТО не является основанием для признания обязанности по уплате налога не исполненной.

Постановление Пленума ВАС РФ от N3372/13 Само по себе несоблюдение судебного порядка взыскания налога при том, что решение инспекции, на основании которого было вынесено решение инспекции о взыскании налога, было предметом судебного контроля и признано законным, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Постановление Пленума ВАС РФ от N1001/13 В случае переквалификации инспекцией действий налогоплательщика, когда налогоплательщик не соглашается с такой переквалификацией, инспекция ОБЯЗАНА учесть при начислении НДС имеющиеся налоговые вычеты

Постановление Президиума ВАС РФ от 12 марта 2013 г. N 13476/12 Признавая недействительным решение управления по мотиву неправомерного оставления без удовлетворения апелляционной жалобы общества при наличии процедурных нарушений, суды оставили без внимания тот факт, что по формальным основаниям акты инспекции в управление не обжаловались, доводы приводились только по существу вменяемого нарушения, которое обществу было понятно.

Постановление Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. N 11254/12 Проведение мероприятий по розыску счетов, направление запросов, получение сведений банков об остатке д/с на счетах не являются должным способом установления невозможности взыскания налога, пеней, штрафа за счет д/с и основанием для обращения взыскания за счет имущества налогоплательщика. Налоговый орган должен принять решение об обращении взыскания на д/сна счетах организации, после чего вправе принять решение об обращении взыскания на иное имущество.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 18417/12 Оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия. Оспаривание этих актов по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно лишь при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.

Постановление Президиума ВАС РФ от 16 июля 2013 г. N 1682/13 Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда 1-й инстанции в части признания недействительным решения инспекции в отношении доначисления налогов обязан исследовать наличие или отсутствие смягчающих вину обстоятельств, в т.ч. оценить установленные судом 1-й инстанции смягчающие обстоятельства.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. N 13366/12 Налогоплательщик не лишен права при подаче уточненной налоговой декларации заявить о применении заявительного порядка возмещения НДС. При этом должна быть представлена банковская гарантия (либо вновь выданная, либо ранее полученная), срок действия которой должен истекать не ранее чем через 8 мес. со дня подачи уточненной налоговой декларации.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. N 13366/12 (2) Применение к уточненной налоговой декларации заявительного порядка возмещения налога означает, что возврату в бюджет (в связи с отменой решения о возмещении налога в заявительном порядке по первичной налоговой декларации) подлежит только разница между суммами НДС, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. N 13366/12 (3) Кроме того, при условии подтверждения по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации права на возмещение НДС в заявленной в ней сумме уплате в бюджет подлежат %, начисленные только на сумму разницы между суммами налога, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях. Остальная часть процентов в случае их взыскания на основании пункта 24 статьи Кодекса подлежит возврату налогоплательщику.пункта 24 статьи 176.1

3. Судебная практика по дроблению бизнеса

Перевод части оборотов на спец-режим ООО на УСН персонал ООО на ОСН завод Договоры оказания услуг Договор оказания услуг ООО на УСН персонал ООО на УСН персонал Постановление ФАС УО от 12 августа 2010 г. Ф /10-С2 дело А /2009 В пользу налогового органа 97

Постановление ФАС УО Ф /11 от 19 октября 2011 г. Дело А /2010 В пользу налогового органа ООО «ЖБИ» УСН ООО «БРУ» УСН ООО «Консатинг» УСН ООО «Деревообра ботка» УСН ООО «Стройлесиндустрия плюс» УСН ООО «Стройлесиндустрия» ОСН Заказчики, покупатели ООО «Стройлесиндустрия» ОСН Заказчики, покупатели Было Стало 98

Постановление ФАС ВСО от 30 сентября 2010 г. А /10 Постановление ФАС ЗСО от 21 июля 2011 по делу А /2010 ЗАО «АГТ» ОСН ООО «ПО «АГТ» УСН ЗАО «ПД «АГТ» УСН Заказчики В пользу налогового органа ИП УСН ООО «Свит- Одеяло» УСН ООО «Свит- Комплект» УСН ООО «Свит- Подушка» УСН Заказчики В пользу налогоплательщика (ИП) 99

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 апреля 2010 по делу N А43-932/2009. ЗАО «Пандуга» банкротство ООО «Стеклострой» УСН, с ОСН ООО «Стекло- ремонт» УСН ООО «Стекольный завод им.Степана Разина» УСН ООО «Прогресс» УСН Перевод персонала и ОС Перевод персонала Договоры аутсорсинга с 2004 Перевод персонал а Покупатели Реализация готовой продукции + еще ряд аналогичных дел по заводам в ВСО, ВВО округах В пользу налогового органа 100

Постановление ФАС ЗСО от 23 апреля 2012 г. по делу N А /2010 ООО «БАКО» ОСН ООО на УСН, ЕНВД Покупатели Min наценк а Max наценка В пользу налогового органа Постановление ФАС ЗСО от 20 апреля 2011 по делу N А /2010 ЗАО «Сибирский колос» ОСН+ЕНВД ООО «Сибирский колос» УСН ООО «Лакомка» УСН В пользу налогоплательщика Покупатели 101

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от по делу N А /2009 В пользу налогоплательщика ИП Гаврилов ОСН ООО «Швея» УСН ООО «Золушка» УСН ООО «Зиг-Заг» УСН ООО «Лист» УСН ООО «Оникс УСН Договоры оказания услуг многосторонние Заказчики Договоры оказания услуг в проверяемый период Договоры оказания услуг с другими заказчиками в последующий период

Постановление ФАС УО от 3 марта 2009 г. дело А /2008-С6 (в передаче в Президиум ВАС Определением ВАС-7516/09 от 06 июля 2009 отказано). В пользу налогового органа ИП 1 УСН ИП 2 УСН Розничные покупатели Агентский договор Реализация товара принципала Собственная реализация 103

Постановление ФАС СЗО от 25 февраля 2011 г. по делу А /2010 В пользу налогоплательщика ООО «Блик» ОСН ИП 1 Родственник учредителя УСН ИП 2 Родственник учредителя УСН ИП 3 Родственник учредителя УСН ИП 4 Родственник учредителя УСН Агентские договоры Реальность сделок. Вопросы с расчетом налогов по ОСН и по возврату налогов УСН 104

Дробление розницы (ЕНВД) Постановление ФАС ЗСО от по делу N А /2011 торговая сеть "Скаут" в Алтайском крае ЗАО на ОСН УСН+ЕВНД Постановление ФАС ЗСО от 12 августа 2011 г. по делу N А /2010 ООО «Оазис» УСН+ЕНВД (опт и розница), ООО «Автоинвест» УСН+ЕНВД (опт и розница ). Постановление ФАС ЗСО от по делу N А /2010 Постановление ФАС ЗСО от по делу N А /2010 Торговая сеть «Аникс» - 30 взаимозависимых лиц В пользу налогоплательщика В пользу налоговой 105

Перевод всего бизнеса на УСН ФАС Уральского округа, постановление Ф /10-С2 от по делу А76-220/ Арбитражный суд Челябинской области с. Бастен 106 ЗАО УСН ООО с 2006 УСН Агент на реализацию Покупатели Взаимозависимые лица Момент приближения к лимитам, неритмичный характер. Аналогичные дела: Постановления ФАС ДВО от Ф /2010 по делу А /2009, от Ф /2010 В пользу налогового органа

Постановление ФАС УО от N Ф /11 по делу N А /10 (ВАС РФ не рассматривалось) г. Трехгорный Арбитражный суд Челябинской области с.Попова Т.В. В пользу налогового органа 1 инстанция, 2,3 - в пользу плательщика ООО 1 с 2002 УСН отец ООО 2 с 2008 УСН сын Единый основной заказчик Тендер ! 107

Постановление 18 арбитражного апелляционного суда 18АП-12665/2011 от 30 января 2012 года дело А /2010 В пользу налогового органа 1 и 2 инстанции,, 3 – отмена по формальным, 1 и 2 - в пользу плательщика ИП 1 УСН муж ИП 2 УСН жена Покупатели, заказчики Новая технология Патент ! Похожее дело ФАС УО от по делу А / Деловая цель не исследована вообще, только реальность разделения. Регистрация и начало работы в 4 кв г. 108

Постановление ФАС ЗСО от N А /2010 ООО ЧОП «Кедровский 1» УСН ООО ЧОП «Кедровский 2» УСН Заказчик Разные адреса, директора, объекты В пользу налогоплательщика 109

Постановление ФАС Уральского округа от N Ф /10-С2 по делу N А / В пользу налогоплательщика ООО «Миасслес» УСН ОСН Реорганизация в форме выделения ООО «Миасслес» УСН Лесозаготовка, уход за лесом ООО «Миасслес-плюс» УСН Обработка, распиловка ООО «Компания Миасслес» УСН Сбыт, доставка Допросы в суде директоров контрагентов, руководителя склада Самостоятельные расходы, закуп оборудования Иные контрагенты (открытая система) 110

Постановление ФАС ЗСО от по делу N А /2010 В пользу налогоплательщика ИП ООО «Свит-Одеяло» УСН ООО «Свит-Комплект» УСН ООО «Свит-Подушка» УСН Учредитель и директор + договоры услуг (администрирование) Заказчики Реальное разделение+ деловая цель 111

В пользу налогоплательщика !! ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВАС РФ от г. ООО «Металлургсервис» ЕНВД +ОСН 2008 г. – штат 124 чел. 100% в УК Дело ООО «Металлургсервис» А / ОАО «Металлург. завод им. А.К.Серова» Сдача в аренду помещений столовых Услуги столовой (питание работников) Оптовые покупатели ООО «Меркурий» ЕНВД Аренда оборудования Перевод 82 работников Услуги столовой (питание работников) Договор с Физическое лицо 1 Физическое лицо 2 Физическое лицо 3 Продажа долей в УК ООО «Металлургсервис» по 34%, 33%, 33% Участие в УК по 25% с Участие в УК 25% с Одни и те же работники, общие: отдел кадров, склад, телефон, адрес, учредителя, имущество, директор

Дело Металлургсервиса 1 1. В проверяемый период общества осуществляли самостоятельные виды деятельности, не являющиеся частью единого производственного процесса, направленного на достижение ОБЩЕГО экономического результата.

Дело Металлургсервиса 2 2. В рассматриваемом деле имело место не разделение бизнеса, осуществлявшегося обществом «Металлургсервис», с сохранением в данном обществе части деятельности по общественному питанию (разделение, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйственных обществ), а прекращение этой деятельности с организацией ее на базе вновь созданного юридического лица.

Дело Металлургсервиса 3 3. Общество «Меркурий» было учреждено обществом «Металлургсервис» совместно с иными физическими лицами, доля участия которых составила 75 процентов. Доказательств номинального характера участия указанных физических лиц и того, что действительным единственным участником, принимающим решения и извлекающим выгоду от деятельности общества «Меркурий», являлись общество «Металлургсервис» или завод, в материалах дела не содержится.

5. Налоговые риски и их уменьшение

Понятие налогового риска Налоговый риск – это возможное наступление для налогоплательщика неблагоприятных налоговых последствий в результате действий (бездействий) органов государства (вкл. налоговые органы) и органов местного самоуправления.

Причины налоговых рисков неопределенность норм законодательства о налогах и сборах, насыщенность правоприменительной практики оценочными понятиями, в том числе понятием необоснованной налоговой выгоды, осмотрительности при выборе контрагента, отсутствие единообразия судебной практики по различным округам и др. резкое изменение правоприменительной практики (Определение КС РФ от г. 169-О), применение ряда карательных норм к налоговым правоотношениям (ст.169 ГК РФ),

Правомерность налоговой оптимизации 1)налогоплательщик вправе выбирать наиболее выгодные для него формы предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа…» (Постановление КС РФ от П); 2)Налоговая выгода может быть обоснованной (ППВАС РФ от ); 3) деятельность по налоговому планированию не противоречит Конституции РФ (Определения КС РФ от О-О и от О-О).

Судебные доктрины, создающие налоговые риски для налогоплательщика 1)необоснованная налоговая выгода п.1, 3, 4 Пост-я Пленума ВАС РФ от )деловая цель сделки п. 3, 4, 9 Пост-я Пленума ВАС РФ от )доктрина "существо над формой" п. 3, 7 Пост-я Пленума ВАС РФ от )осмотрительность налогоплательщика при выборе контрагентов п.10 Пост-я Пленума ВАС РФ от

Налоговая выгода Налоговая выгода – это сокращение налоговых платежей фирмы за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения уплаченных сумм из бюджета.

Доктрина деловой цели Суть доктрины деловой цели сводится к следующему: любая сделка (совокупность сделок), в случае если ее целью является получение определенных налоговых преимуществ, выраженных в уменьшении налоговых обязательств ее участников, может быть признана недействительной, если она не имеет деловой цели.

Доказывание отсутствия деловой цели сделки Доказыванию подлежат три группы обстоятельств: совершенная сделка (серия сделок) не характерна для хозяйственного оборота Устанавливается отсутствие деловой цели хозяйственной операции (экономический, финансовый аспект и правовой аспекты). устанавливается, служит ли операция целям снижения налога.

Доктрина «существо над формой» 1. Для целей налогообложения операции должны учитываться в соответствии с их действительных экономическим смыслом. 2. В случае расхождения формы хозяйственной операции с ее экономическим смыслом применяется реконструкция налоговых обязательств – суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного содержания соответствующей операции

Размер налоговой выгоды размер налоговой выгоды = налог, который должен был быть уплачен на самом деле (с учетом вычетов и т.д.) – налог, который фактически был уплачен на самом деле

РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ ППВАС РФ от /09: ИФНС, доначисляя ЕСН должна учесть его для целей исчисления налога на прибыль, т.е. налоговый орган при проведении проверки должен установить реальную сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. ППВАС РФ от /10 – при определении размера доначисленного ЕСН необходимо учитывать взносы в ПФ, которые проведены через «промежуточную» фирму…

Доказывание налоговой выгоды в практике арбитражных судов ППВАС от г /09 по налогу на прибыль и от г /09 по НДС: установка на выявление реальных хозяйственных операций и невозможность отказа в затратах и вычетах в силу формального отсутствия или неправильного оформления документов.

Как налоговые органы пытаются обесценить ППВАС РФ от /09 1)ТМЦ не было т.к. складские документы фиктивны; 2)ТМЦ не было, т.к. об этом говорят свидетели; 3)ТМЦ не было, т.к. автотранспорт не существовал; 4)ТМЦ не могло быть – об этом свидетельствует товарная экспертиза; 5)Работы не выполнялись подрядчиком (субподрядчиком), а были выполнены самим налогоплательщиком.

Подряд и осмотрительность ППВАС от /09: само по себе подписание документов от имени контрагента неустановленным лицом не является достаточным доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Но, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, знал или должен был знать о "проблемном" статусе контрагента, в вычетах НДС и признании затрат может быть отказано.

Усилят Вашу позицию в суде следующие доводы: анализ общего количества поставщиков по сравнению к выявленным «однодневкам» (п. 10 Пост. Пленума ВАС РФ 53): «… Налоговая выгода является необоснованной – если деятельность лица (его взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций, преимущественно с контрагентами-нарушителями» где акты проверок контрагентов, свидетельствующие о нарушении с их стороны? (п. 10 Пост. Пленума ВАС РФ 53): «…Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей……» + выбор поставщика на тендере; + поставщик предложил более выгодные условия, чем среднерыночные

Удачные аргументы в суде подборка документов о движении приобретенных ТМЦ – что является подтверждением «реальности операции»; транспортные документы по доставке товара. безналичные расчеты через банковские счета; определение местонахождения было проведено по истечению значительных сроков; фотографии.

Сильный довод 1 Необходимо учитывать, что все компании, действующие «по цепочке», НДС исчислили и уплатили в тех суммах, которые были указаны. Вывод: «бюджет не пострадал, корректировка НДС со стороны налогового органа – неправомерна» (Постановление ВАС РФ от /08) Доказательства – анализ выписок по расчетным счетам контрагента

Сильный довод 2 Реальность поставок (работ, услуг)…. «факт реальных хозяйственных операций налоговым органом не оспаривается»… «… обязанность по составлению счетов- фактур… возлагается на продавца…» «… при отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет….» Постановления Президиума ВАС РФ от г /09 и от г /09.

Дело «Камского завода ЖБИ» по рыночным ценам (Постановление Президиума ВАС РФ от N2341/12) При принятии инспекцией решения, в котором установлена недостоверность представленных налогоплательщиком документов и выводы о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Как опровергать показания свидетелей? 1) проверка правильности оформления (ст.90 НК РФ, ст.50 Конституции РФ); 2) анализ показаний ВСЕХ свидетелей; 3) вызов контр свидетелей в суд.

Учет смягчающих вину обстоятельств Отсутствие ходатайства н/п о смягчающих обстоятельств в деле о налоговых санкциях, не исключает обязанности суда дать оценку размеру штрафа и при наличии таковых применить их даже если налогоплательщик не заявил о них в суде; Это правило действует даже если ИФНС при вынесении решения применила смягчающие обстоятельства.… Постановление Президиума ВАС РФ от /10

Осмотрительность налогоплательщика налоговая выгода может быть признана необоснованной по вине контрагентов налогоплательщика: если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности; если налогоплательщику было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности и налогоплательщика с контрагентом.

«ОДНОДНЕВКИ»: кто они? Фиктивная или «бумажная» фирма (т.е. без госрегистрации, фактически есть печать для счетов-фактур); Регистрация ЮЛ есть без учета в ИФНС. Учет в ИФНС, но отчетность не сдается; Отчетность есть, но без уплаты налогов; Уплата налогов есть, но «незначительная» Раньше всё было, но сейчас фирмы нет…. др. вариации….. 138

Подходы налоговых органов с целью проявления осмотрительности при выборе контрагента следует получить у него: копии учредительных документов, свидетельств о госрегистрации и постановке на НУ, приказов о назначении гендиректора и главного бухгалтера;о госрегистрациипостановке на выписку из ЕГРЮЛ на дату, близкую к дате совершения сделки; доверенность на уполномоченное лицо, заверенную печатью поставщика и подписью его руководителя (при подписании по доверенности); информацию о том, не привлекался ли контрагент к налоговой или административной ответственности. (Письма Минфина от N /1-43; от N /1-340; от N /1-177; от N / и ФНС от N3-7-07/84N /1-43N /1-340N /1-177N /2- 231N3-7-07/84 139

Подходы налоговых органов 2 налогоплательщику необходимо получить доказательства реальности деятельности своего контрагента: он фактически находится по указанному им месту нахождения и этот адрес не является адресом массовой регистрации; имеет возможность выполнить условия договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ, оказание услуг и наличия производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества для выполнения договора и т.д. вытекает из вышеупомянутых писем ФНС РФ от N3-7-07/84 и от NСА-4-9/8250 N3-7-07/84 140

Уменьшение объема собираемой об однодневке информации Необходимо дифференцировать объем собираемых о контрагенте документов в зависимости от степени рискованности заключаемой с ним сделки: - высоко рисковые сделки; - сделки со средним риском; - низко рисковые сделки. 141

Низко рисковые сделки сделки с общеизвестными компаниями (известные бренды – Газпром, Лукойл, КАМАЗ и т.п.; фирмы с мировым именем – Boing, Eni, Microsoft; градообразующие предприятия; всем известные производители – ММК, Норникель и т.п.). сделки с ФГУПами, МУПами, ГУ и МУ. 142

Высоко рисковые сделки 1 договоры поставки на сумму свыше 1 млн. рублей, особенно приобретение леса, металла через посредников; договоры оказания услуг и подряда на сумму свыше 1 млн. рублей, особенно субподрядные работы, ремонт; договоры перевозки на значительные для оборота налогоплательщика суммы (10 и более процентов); расчеты по сделке векселями или через третьих лиц. 143

Высоко рисковые сделки 2 приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторсырье (вкл. металлолом), продукция промысла и т.п.); наличие в договорах условий, отличающихся от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа и т.п.) 144

Основные причины, по которым СУДЫ отказывают налогоплательщику в признании проявления им должной осмотрительности при выборе контрагента 145

1. ППВАС РФ от /10 При выборе контрагента налогоплательщик имеет возможность проверить его ИНН и обязан сделать это в целях проявления должной осмотрительности. Если ИНН фиктивный, то данное обстоятельство АВТОМАТИЧЕСКИ рассматривается как неосмотрительность и неосторожность. 146

2. Подписание договора от имени контрагента явно неполномочным лицом (например, «подписавший» договор человек на момент его заключения уже умер и т.д.) (Определения ВАС РФ от N ВАС-13048/10, от N ВАС-16471/10, от N ВАС-10565/10) 147

3. Если выполнение видов деятельности, на которые заключается договор, подлежит обязательному лицензированию или требует наличия специальных аккредитаций или членства в СРО - выполнение данных видов деятельности контрагентом без лицензии, аккредитации или членства в СРО Определения ВАС РФ от NВАС-13048/10, от N ВАС /10, от N ВАС-10565/10 148

Осмотрительность на стадии заключения договора 149

Заключение низко рисковой сделки Необходимо проверить, действительно ли контрагент относится к категории низко рисковых: зайти на официальный сайт контрагента в раздел «контактная информация» и сверить имеющиеся там данные об организации и ее руководителе с данными в договоре. Дополнительно стоит зайти на сайт ФНС России ( и в разделе «Проверь себя и контрагента» ввести ИНН или ОГРН из договора. 150

Заключение сделки со средней степенью риска получение выписки из ЕГРЮЛ получение сведений о наличии лицензии, аккредитации или членства в СРО. Данные сведения могут быть как запрошены у контрагента, так и получены налогоплательщиком самостоятельно, посредством обращения к соответствующим органам и Интернет-ресурсам. 151

Выписка из ЕГРЮЛ По данной категории более целесообразным является самостоятельное получение информации. Способы получения выписки: - письменный запрос в налоговые органы; - через Интернет (на сайте налогового органа). 152

Заключение высоко рисковых сделок 1. Следует получить все сведения, перечисленные для сделок со средней степенью риска и предпринять дополнительные меры проверки контрагента. 2. На сайте ФНС кроме проверки организации по ИНН, нужно зайти во все остальные подразделы раздела «Проверь себя и своего контрагента» и убедиться, что контрагент в данных базах не числится. «Проверь себя и своего контрагента» 153

Заключение высоко рисковых сделок 2 3. на сайте проверить, что контрагент не включен в реестр недобросовестных поставщиков ФАС России Результаты проверки по базам ФНС и ФАС следует оформить скриншотами. Если контрагент числится в базе «массовых адресов», нужно получить информацию, объясняющую данную ситуацию. 154

Заключение высоко рисковых сделок 3 3. Провести анализ имеющейся информации о благонадежности контрагента в сети Интернет. 4. Получить копию паспорта руководителя, а если документы подписываются по доверенности – еще и копию паспорта лица, подписывающего документы. 5. Убедиться, что предусмотренная договором деятельность вписывается в виды деятельности по ОКВЭД, декларируемым контрагентом в ЕГРЮЛ. 155

Заключение высоко рисковых сделок 4 6. В любой справочно-информационной правовой системе, имеющей базу арбитражных дел произвести поиск в текстах судебных актов по названию контрагента на предмет наличия арбитражных споров, в которых контрагент фигурирует в качестве однодневки. Результаты поиска следует зафиксировать скриншотами 7. Дополнительно можно подстраховаться, получив бухгалтерскую и налоговую отчетность (по НДС и налогу на прибыль) контрагента на текущую дату – чтобы убедиться, что они «не нулевые». 156

Определение ВАС РФ от ВАС-16124/10 Налогоплательщик вправе получить от ИФНС сведения о том, платит ли его контрагент налоги или нет. Эта информация не является налоговой тайной. 157

Выписка из ЕГРЮЛ 2 выписку из ЕГРЮЛ по любому юридическому лицу налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции (Письмо ФНС России от

Лицензии и членство в СРО можно проверить на сайте соответствующего лицензирующего органа или СРО и сделать скриншот страницы. Для этого нужно одновременно нажать на клавиатуре сочетание клавиш Ctrl+PrtScrn, открыть в стандартных программах Windows программу Paint и вставить изображение в открытый лист (нажать правую кнопку мыши и выбрать команду «Вставить»). Полученный файл следует сохранить в формате *.gpeg с помощью команды «Сохранить как…» во вкладке «Файл». 161

Должная осмотрительность на стадии исполнения договора По всем договорам на оказание услуг и договорам подряда, независимо от категории, необходимо проверять данные по контрагенту на сайтах ФНС и лицензирующих органов (или СРО) на момент подписания акта выполнения работ или оказания услуг. По средне и высоко рисковым сделкам следует также сравнить данные в счете-фактуре: указанный адрес организации – с адресом регистрации с сайта ФНС; указанного руководителя – с данными выписки из ЕГРЮЛ. 162

Регламент проверки контрагентов Если налогоплательщик по одним контрагентам практически никаких сведений не получал, а по другим собран внушительный пакет документов, налоговую инспекцию скорее всего заинтересуют причины такой дифференциации. Чтобы иметь готовый ответ на такой вопрос, целесообразно утвердить в компании регламент проверки контрагентов. 163

Особые условия договора о предоставлении документов (учредительные документы, счета- фактуры, лицензии и др.); гарантии со стороны контрагента о выполнении своих налоговых обязательств; Возмещение убытков ЛУЧШЕ НЕ УКАЗЫВАТЬ 164

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ул.Пушкина, 12, г. Челябинск, тел.: (351) , моб.: Кафтанников Алексей Александрович Руководитель Департамента налоговой и имущественной безопасности ЗАО Аудиторской фирмы «Аудит-Классик»