Министерство образования Иркутской области ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» Профилактика детских суицидов, насилия и жестокого обращения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жестокое обращение с ребенком в семье Научными исследованиями установлено, что: Научными исследованиями установлено, что: - насилие в той или иной форме.
Advertisements

Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
Формы жестокого обращения Насилие любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
Статистика жестокого обращения с детьми Ежегодно 9 тысяч родителей лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с детьми. В 2009 году только.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Как предотвратить жестокое обращение с ребенком Типы жестокого обращения с детьми Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм, различных телесных.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
1 Профилактика жестокого обращения и формирования навыков защиты от насилия.
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Транксрипт:

Министерство образования Иркутской области ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» Профилактика детских суицидов, насилия и жестокого обращения с детьми. Социопатия. Директор ГБОУ ЦПРК Галстян Маргарита Николаевна

«Каждый суицид нужно расследовать максимально тщательно, выяснять, что послужило причиной такого поступка: семейная ситуация, проблемы в школе, конфликт с одноклассниками… Дети, попадая в кризисную ситуацию, не могут оставаться со своими проблемами один на один. Им должно помогать все общество, а главное – профессионалы – психологи и психиатры, без которых профилактическую работу не наладить!» Павел Астахов.

Глоссарий: Суицид (от англ. suicide – самоубийство) – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишения себя жизни из- за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и суицидальные покушения.

Суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без активной проработки планов, действий, связанных с исполнением самоубийства. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которых нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения. Суицидальные намерения - непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению. К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента.

Типы суицидального поведения: Демонстративное (шантажное)поведение Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Аффективное суицидальное поведение Подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. Истинное суицидальное поведение Характеризуется продуманным планом действий. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Причины (особенности) суицида: Несформированное понимание смерти. Отсутствие идеологии в обществе. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. Дисгармония в семье. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

Причины суицида: 70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Участие в деструктивных сектах и молодежных течениях. Психические отклонения. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

К «группе риска» по суициду относятся подростки: Совершившие попытку суицида – незаконченный суицид; с нарушением межличностных отношений, одиночки; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверх критичные к себе;

К «группе риска» по суициду относятся подростки: страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; покинутые окружением; из социально-неблагополучных семей, где в том числе произошел развод; испытывающие материально-бытовые трудности; из семей, в которых были случаи суицидов.

Антисуицидальные факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков: эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; выраженное чувство долга, обязательность; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

Антисуицидальные факторы: наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности. наличие актуальных жизненных ценностей, целей; проявление интереса к жизни; уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства

Основная задача профилактики суицида среди детей и подростков это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка. Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Насилие классифицируется по нескольким параметрам: явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика; происходящее в настоящем или случившееся в прошлом; единичное или множественное, длящееся долгие годы; по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Виды насилия Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. Психологическое насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Пренебрежение нуждами ребенка - неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основных нужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д. Эмоциональное насилие - лежит в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального (депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания»)

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу».

Жестокое обращение с ребенком в семье

Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Последствия пренебрежения Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка; частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдо взрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным; мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Чаще всего это происходит в семьях, где Чаще всего это происходит в семьях, где : убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; Подростковый возраст: побеги из дома; суицидальные попытки; делинквентное поведение; употребления алкоголя, наркотиков.

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Условия, способствующие насилию над детьми 1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний. 2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации. 3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство. 4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства. 5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы. 6. Низкая правовая грамотность населения. 7. Плохая осведомленность детей о своих правах. 8. Несовершенство законодательной базы.

Последствия пережитого насилия К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Профилактика насилия в образовательных организациях Субъекты профилактики: Педагоги Родители Детские коллективы Дети – агрессоры, насильники Дети –жертвы насилия Направления профилактики: Социальное Педагогическое Психологическое

Кураторство индивидуальной программы (плана) сопровождения (ИПС) обучающегося «группы риска» Цель куратора ИПС – создание условий для выстраивания эффективного процесса коррекции поведенческих отклонений несовершеннолетнего «группы риска». Задачи куратора ИПС: выстраивать конструктивное взаимодействие с несовершеннолетним; выявлять проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего; обеспечивать постоянную поддержку обучающегося в направлении позитивных изменений; организовывать специализированную комплексную помощь в соответствии с ИПС; оказывать индивидуальную педагогическую помощь несовершеннолетним через вовлечение их в различные мероприятия с целью их социализации и социальной адаптации; организовывать оценку эффективности взаимодействия специалистов и семьи, а также корректировку этого процесса.

Общая схема курирования ИПС. Ориентировка (определение целей курирования) Исполнение (выбор стратегии, отработка этапов) Оценка результатов Корректировка исполнения цели Поддерживающее сопровождение

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап ориентировки 1. Ориентировка в ситуации Определение цели и задач курирования несовершеннолетнего Определение методов и приемов взаимодействия с ребенком Разработка плана курирования ребенка 2. Установление доверительного контакта с обучающимся Восстановительная беседа Прием разделения ответственности 3. Достижение договоренности о совместных целях и результатах коррекционной работы

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап исполнения 4. Взаимодействие с обучающимся Организация процесса курирования Совместное с обучающимся планирование мероприятий на 1-2 недели и обсуждение результатов 5. Контроль реализации мероприятий ИПС Координация действий, внесение корректив Рабочие встречи с педагогами и специалистами 6. Обеспечение позитивной досуговой занятостью Поиск сферы успешности обучающегося, формирование способностей и интересов Диагностика интересов. Совместный поиск досуговых учреждений привлечение к школьным, внешкольным мероприятиям

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап оценки результатов 7. Подведение итогов курирования Анализ эффективности курирования несовершеннолетнего Подготовка справки о результатах курирования Выступление с результатами сопровождения несовершеннолетнего на СПН 8. Организация поддерживающего сопровождения Совместное планирование развития несовершеннолетнего Беседа с несовершеннолетним, индивидуально- ориентированное занятие по примерной тематике: «Я и мое будущее»

Этапы работы куратора ИПС: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап корректировки 9. Определение проблем этапа исполнения Корректировка задач, форм, методов работы с обучающимися Внесение корректив в ИПС

Этапы работы куратора с семьей: Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап ориентировки 1. Ориентировка в ситуации Сбор информации о ситуации в семье. Консультации с заместителем директора образовательного учреждения по воспитательной работе, с классным руководителем, социальным педагогом, инспектором ПДН о несовершеннолетнем, ситуации в семье 2. Взаимодействие с семьей Установление контакта с семьей. Достижение договоренности о посещении Первый звонок и или разговор с членами семьи с целью представления куратора или роли куратора (если это соц. педагог). 3. Взаимодействие с семьей Установление доверительных отношений с членами семьи. Выход в семью. Беседа о семейной ситуации, проблемах, ресурсах. Заполнение анкеты по симптоматике семейной ситуации 4. Взаимодействие с семьей Мотивирование на совместную работу семьи и команды специалистов по оказанию помощи в коррекции ситуации в семье Выход в семью. Приглашение семьи на КДН, советы профилактики для заключения соглашения с семьей о сотрудничестве 5. Участие в КДН, советах профилактики Мотивация родителей к сотрудничеству Заключение договора о сотрудничестве

Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап исполнения 6. Организация диагностического исследования педагогом-психологом Обеспечение возможности углубленной диагностики членов семьи Определение времени и места диагностики 7. Участие в ПМПКПрояснение причин семейного неблагополучия, разработка стратегии вмешательства в семейную систему Выступление на КДН, совете профилактики о результатах взаимодействия с семьей 8. Разработка ИПСОпределение задач работы с семьей, форм и методов работы специалистов образовательного учреждения Оформление ИПС 9. Согласование ИПС с членами семьи Принятие ИПС членами семьи, разграничение ответственности между членами семьи и специалистами Выход в семью Обсуждение пунктов ИПС с членами семьи 10. Реализация ИПСКоординация действий между членами семьи и специалистами (педагогом- психологом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, врачом- наркологом, врачом-психиатром, психотерапевтом при наличии специалистов) Звонки и выходы в семью. Рабочие встречи со специалистами. Участие членов семей в тренингах, обучающих семинарах; индивидуальное и групповое консультирование. Контроль реализации мероприятий ИПС

Этап ЗадачаФормы и методы работы, средства Этап оценки результатов 11. Оценка изменений в семейной системе Анализ эффективности совместной работы специалистов и семьи Беседа с членами семьи. Анкетирование. Организация диагностики педагогом-психологом. Выступление с результатами сопровождения семьи на КДН, совете профилактики. Подготовка итогового заключения по ситуации в семье Этап корректировки 12. Определение проблем этапа исполнения Корректировка задач, форм, методов работы с семьей Внесение корректив в ИПС Этап поддерживающего сопровождения 13. Поддержка семьи Оказание поддерживающей помощи семье Периодические выходы в семью. Беседы. Привлечение к общешкольным мероприятиям, праздником и т.д.

Социопатия Социопатия – это совокупность черт характера и общественно девиантных поступков. «Моя мать – самая прекрасная женщина на свете. Она была сильной, много работала, чтобы прокормить своих четверых детей. Прекрасная женщина. Я начал воровать у нее драгоценности, когда был в пятом классе. Знаете, я никогда по-настоящему не знал эту суку – наши пути разошлись…» «С ним вы хорошо проведете время, правда, вам за все придется платить. Он будет обманывать вас с улыбкой на лице и приводить в ужас одним лишь взглядом. И когда вы перестанете его интересовать, он опустошит вас и надолго лишит равновесия и чувства собственного достоинства. Вы станете намного печальнее, но не намного умнее, и еще долго будете думать о том, что произошло и в чем была ваша ошибка». Из книги Р.Д.Хаэра «Лишенные совести»

Два мнения о природе возникновения социопатии Первое – это нарушения на генетическом уровне и наследственность. Наследственным факторам отводится менее существенная роль. Второе – воздействие окружающей среды. Психология и социология используют определение «социопат» к лицам, с отсутствием социализации в связи с недостатком родительского воспитания (как правило, это отсутствие отца). Есть предположения, что социопатия - это адаптация людей, которые в детстве страдали от дефицита внимания со стороны родителей, были гиперактивны и имели поведенческие расстройства.

- НЕПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕЙ ВИНЫ, ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ НА ОКРУЖАЮЩИХ; - НЕУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ОШИБКИ И УЧИТЬСЯ НА НИХ, А ТАКЖЕ НЕСПОСОБНОСТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ИЗ СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА; - АГРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ ПРИ МАЛЕЙШЕМ ОЩУЩЕНИИ ДИСКОМФОРТА, ЗАКОНЫ И МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ; - НЕУМЕНИЕ КОНТАКТИРОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ, НИЗКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ; - НАРУШЕНИЯ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, ДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА; - ВСЛЕДСТВИЕ ОТСУТСТВИЯ КАКИХ-ЛИБО ПРИВЯЗАННОСТЕЙ – НЕСПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ ЧУЖИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Основные симптомы социопатии

Дополнительные симптомы и признаки грубость к окружающим, склонность к воровству; часто имеют приводы в полицию, судимости (по несколько), имеют опыт тюремного заключения (рецидивы); в подростковом возрасте состоят на учетах в полиции, КДН, внутришкольных учетах; лживость и попытки манипулирования; трудности в соблюдении режима, несобранность; Неряшливость, небрежность к одежде, высокая импульсивность: сами социопаты не ожидают некоторых действий от себя. склонны к алкоголизму и наркомании, однако это не попытки уйти от своих проблем, а потакание своим желаниям. часто они становятся организаторами и руководителями деструктивных организаций, так как единственная безопасная для них форма существования – всеобщее подчинение.

Характеристика социопата Примерно 70% социопатов – это дети, воспитывавшиеся без отца. раннее половое созревание, преждевременная сексуальность; пренебрежение и отвержение противоположного пола; их не интересует установление длительных и надежных партнерских взаимоотношений; их реакции часто агрессивны, они хвастливы и самоуверенны; поведение рискованное; отсутствие совести; интересуют только собственные потребности и желания. Они эгоцентричны и эгоистичны в самых крайних проявлениях. Все, кто их окружает и все, что с ними происходит, искажено в их психике, и служат только для удовлетворения их желаний и потребностей. Иногда они даже считают, что делают что-то полезное и хорошее для общества, и уж точно ничего плохого. нередко сопутствуют шизофрения, психозы, девиантное поведение.

Особенности поведения Часто прогуливал занятия в школе; Не менее двух раз тайком от родителей или лиц, их заменяющих, уходил из дома на всю ночь (или один раз, но не возвратившись наутро); Часто затевал драки; Использовал оружие более чем в одной драке; Заставил кого-то вступить с собой в сексуальную связь; Проявлял жестокость к животным; Проявлял жестокость к людям; Преднамеренно разрушил чью-либо собственность (кроме поджога); Преднамеренно совершил поджог; Часто лгал (не в целях защиты от физического или сексуального насилия); Воровал, не нападая на жертву, более чем в одном случае (включая подлог); Воровал, нападая на жертву (например, грабеж с насилием, выхватывание кошелька, вымогательство, вооруженный грабеж).

Десоциализация – путь к социопатии и асоциальному поведению Социопатия составляет самую большую группу асоциальных личностных расстройств. В основном это мужчины, но последние время, количество женщин увеличивается. У этих людей обычно нормальный темперамент (при психопатии идет аномальное развитие темперамента). Одни из них это бесстрашные искатели приключений, другие искусные манипуляторы другими людьми, третьи агрессивные и жестокие садисты. Но у всех их есть общее: с ними не могут справиться ни родители, ни правоохранительные органы, ни социальные службы, ни кто-либо другой.

Виды социопатов Обычные (характеризуются отсутствием совести). Отчужденные (ни кого не любят и, ни кем не любимы). Агрессивные (проявляют садистические наклонности). Диссоциальные (соблюдают только правила криминальной группы, так как эти правила отвергаются обществом).

Дети-социопаты - реальность Бесчувственны ; такие дети не поддаются «общим правилам» и у них свои понятия о том, что такое хорошо или плохо; проявляют крайнюю агрессию по незначительному поводу (посмотрел не так, засмеялся, выглядит не так); почти все склонны мучить животных; для них может не существовать авторитетов; понимают, что в случае непослушания их ждут плохие последствия, и только тогда начинают вести себя таким образом, чтобы их не вызвать; родители, близкие и педагоги их часто боятся (не безосновательно), иногда отказываются от воспитания или просто выгоняют из дома, из класса; часто утраивают «бойни» в школах. Дети постарше могут пойти на убийство своих сверстников или даже взрослых людей – скажем, бомжей, которых они считают «отбросами общества»

Профилактика социопатии Лучшая профилактика социопатии – это хорошие детско-родительские (детско- взрослые) отношения, максимальное ограждение ребенка от влияния аморальной масс-культуры. Надо стараться с самого раннего возраста воспитывать в ребенке четкое различение добра и зла, твердые моральные принципы. Когда у ребенка укрепится внутренний стержень, обеспечивающий устойчивость к дурному влиянию, он и сам не будет тянуться к безобразным проявлениям масс-культуры. Они ему будут противны.

Советы родителям Ребенка нужно любить, а не только одаривать дорогими подарками и требовать успехов в учебе; с раннего детства искренне интересоваться тем, чем он занимается, что любит, что хочет; расширять круг его интересов, прививать любовь к высокой культуре, приобщать к духовной жизни, не формировать культ вещизма и потребительства; постараться вырвать подростка из разлагающей среды, резко поменять свой образ жизни, пересмотреть собственные установки; отправить ребенка учиться в хорошее (желательно закрытое) образовательное учреждение, где серьезно занимаются воспитанием. Запомните - Ваши жизненные принципы- ключ к здоровью и благополучию Ваших детей!

Коррекция Социальная: создавать более благоприятный общественный климат: нужно гораздо больше клубов, где подростки могли бы заниматься какими-то интересными, общественно полезными делами, нужно ориентировать их на высокие цели. Повышать ценность семьи. Педагогическая: формирование коммуникативных навыков, воспитание морально-нравственных качеств, правовое воспитание. Настраивать на хорошую учебу, укрепление здоровья, занятия спортом, повышать уважение к армии, которая в свое время неплохо дисциплинировала и воспитывала мальчиков. Особенно мальчиков из сложных семей. Психологическая: формирование волевых качеств, самоконтроля, эмпатии, работа с чувствами и др. Психотерапевтическая: контроль, проективное идентифицирование и отреагировавание вовне.

ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» , г.Иркутск, Ул.Павла Красильникова, 54 а, проезд до остановки «Школьная» в Ново- Ленино, тел.: 8 (3952) , Наш сайт: prc38.ru