«Профилактика суицидального поведения детей и подростков» Ебышева К.Е Асанова Ж.Н педагог-психологи СШ63.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Профилактика суицидального поведения учащихся в образовательном учреждении» Семинар для педагогов и воспитателей Дорошенко И.Г., педагог-психолог ГБС(К)ОУШ.
Advertisements

«Профилактика суицидального поведения подростков».
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
1. Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание.
«Профилактика суицидального поведения» Р.О.Гизатулин.
Психолого- педагогическая профилактика рисков возникновения зависимого поведения в сети Интернет. Общешкольное родительское собрание.
«Профилактика суицида среди подростков» ЦПО Самарской области, Отдел воспитательных систем и технологий.
Подготовила педагог-психолог МОУ ООШ п.Советского Алайцева А.П.
Профилактика суицидального поведения подростков Педагог-психолог БАРКОВА Т.В
Подростковый суицид. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. СУИЦИД - осознанный акт устранения из жизни под воздействием.
Люди рождены ради жизни. Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска «Детская школа искусств «Весна» Автор: педагог-психолог.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Транксрипт:

«Профилактика суицидального поведения детей и подростков» Ебышева К.Е Асанова Ж.Н педагог-психологи СШ63

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Условия для проявления суицида: Условия для проявления суицида: Наличие психотравмирующей ситуации Наличие психотравмирующей ситуации Личностные особенности суицидента Личностные особенности суицидента

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 1415 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к годам.

Особенности подросткового суицида - отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства; - отсутствие умения вербализировать свои чувства, поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них.

ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи». Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель).

Проблема подросткового суицида во многом связана с искаженным и незрелым представлением ребенка о смерти.

Общая причина суицида Социально-психологическая дезадаптация ребенка, т.е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей.

Типология суицидов Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Типология суицидов Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Типология суицидов Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Типология суицидов Скрытый суицид (косвенное самоубийство) вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту, же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни по собственному желанию, а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Типология суицидов Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности зацикленность на проблеме, «туннельное зрение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить! Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью.

Суицидальные проявления внутренние внешние - суицидальные мысли; -фантазии на тему смерти; -суицидальные замыслы; -суицидальные намерения. -суицидальные попытки; - завершенный суицид.

Причины депрессии у подростков 1. Негативное отношение к своему телу в период полового созревания. 2. Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию 3.Одиночество, низкая популярность среди сверстников 4. Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.

Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: -открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; -косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); -нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему; -высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

Поведенческие признаки: -безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; -налаживание отношений с непримиримыми врагами; -отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид; -пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; -отстранение от друзей и семьи; -частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; -безразличие к окружающему миру.

Ложь и правда о суициде 1. Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание. 2. Ложное суждение: человек совершает самоубийство без предупреждения. 3. Ложное суждение: склонность к самоубийству наследуется. 4. Ложное суждение: самоубийства происходят только на верхних уровнях общества - среди политиков, писателей, артистов и т.п. 5. Ложное суждение: все суицидальные личности страдают психическими расстрой­ствами. 6. Ложное суждение: разговор о самоубий­стве может усилить желание человека уйти из жизни. 7. Ложное суждение: если человек совер­шил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальней­шем это обязательно повторится

8. Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить. 9. Ложное суждение : мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. 10. Ложное суждение: все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана. 11. Ложное суждение: человек может покончить с собой под воздействием обстоятельств даже в хорошем расположении духа. 12. Ложное суждение: не существует значимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

7 важных сведений о подростковом суициде Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Максимум суицидных попыток приходится на возраст года. Максимум суицидных попыток приходится на возраст года. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию: Установите доверительные взаимоотношения с подростком. Внимательно выслушайте. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Не спорьте. Задавайте вопросы. Уважайте ребёнка, его мнение. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни. Придайте уверенности учащемуся. Обратитесь за помощью к специалистам.

Класс Основные виды деятельности с учащимися На что обратить внимание 1 – 4Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти. 5Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности. Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка 6Активизация интереса к эмоционально- волевой сфере человеческой жизни Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» 7Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) 8Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов 9Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе.

Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет. И помните, что если есть ВХОД, то обязательно ВСЕГДА есть ВЫХОД! то обязательно ВСЕГДА есть ВЫХОД!