Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке математики Александрова Л.А. 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации учебно – познавательной деятельности на уроке и вне его. « Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» Эмиль Золя.
Advertisements

МОУ Коелгинская СОШ Формы учебной деятельности учащихся на уроке Захарова Л.А. Захарова Л.А.
Позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Совместная деятельность опосредует межличностные отношения.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей17 Обучение в сотрудничестве Косовцева Н.И. Поташникова Е.М.
Групповые технологии. Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а.
Групповые технологии «Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а.
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Групповые формы учебной деятельности учащихся Подготовил преподаватель общетехнических дисциплин Головков А.Н. Государственное бюджетное образовательное.
Формы, приёмы и методы организации эффективного урока Исходная идея современного урока – это единство обучения, воспитания и развития. Дробот Вера Андреевна,
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через проблемное обучение «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Технология организации групповой работы в начальной школе Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Использование возможностей совместной учебной деятельности в формировании культуры безопасности МОУ ВСОШ 7.
31 января 2013 год. Формы работы Работа в группах Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Транксрипт:

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке математики Александрова Л.А г.

ФРОНТАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ПАРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д учитель имеет возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников.

Способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. ДОСТОИНСТВА

может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. ДОСТОИНСТВА

Нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разной работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. НЕДОСТАТКИ

В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Виды индивидуальных форм обучения Характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Предполагает учебно- познавательную деятельность учащихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям. ИНДИВИДУАЛЬНАЯИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ

Пути реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности дифференцированные индивидуальные задания; задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы; для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания;

Пути реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности контроль учителя за ходом выполнения заданий; его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабо успевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем.

Помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося. Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели. ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТОК Ограничивает деловое общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; по истечении выделенного времени каждая группа показывает результат своей работы, своего исследования, который заслушивается всем классом. Главные признаки групповой работы:

определение целей и задач урока; планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате; определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и исполняемых ими ролей; обеспечение необходимыми материалами; выбор способа оценки результатов работы учащихся. Подготовка к проведению групповой учебной работы:

Наиболее эффективна группа численностью 3–6 человек, поскольку ее можно быстрее организовать, в ней быстрее выполняются задания, и предоставляется больше возможностей каждому учащемуся внести свой вклад в общую работу. Состав группы может быть непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Численность и состав групп

Группы могут быть и постоянного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость. В такую группу должны входить учащиеся разного уровня обученности. Можно создавать группы с учетом уровневой дифференциации. Но в этом случае задания необходимо подбирать таким образом, чтобы результат, который получен в группе уровня А, использовался для получения результата группой уровня В, а результат группы В – группой уровня С. Численность и состав групп

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания; дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

1. Подготовка к выполнению группового задания. Деление на группы. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. Распределение ролей в группе. Элементы технологического процесса групповой работы

2. Групповая работа. Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания. Элементы технологического процесса групповой работы

3. Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя. Элементы технологического процесса групповой работы

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ознакомление с инструкцией; принятие норм и правил работы. 2 этап СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ РАБОТА выдвижение гипотез; обсуждение гипотез; выработка группового решения. 3 этап ИТОГОВЫЙ Обсуждение работы (рефлексия).

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Ознакомление с инструкцией Необходимо составить инструкцию для участника групповой учебной работы. Участникам полезно самим выработать правила-соглашения. Если правила определяют сами участники, им легче принимать ответственность за их соблюдение. Пример инструкции Мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения; разрешаем критические ситуации, самостоятельно решаем наши проблемы, спрашиваем сначала членов своей группы и только после этого учителя; мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе, мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи; при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль.

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Принятие норм и правил работы Составление учебного задания Характер учебного задания определяется педагогическими целями Требования к заданию задание должно иметь несколько решений; задание формулируется в увлекательной форме: интересно само по себе, заинтересовывало учащихся в поиске решения; задание предоставляет возможность для приложения идей, которые есть у членов группы; задание должно быть трудным, чтобы его решение требовало усилий всей группы.

2 этап СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ РАБОТА Первая ступень. Выдвижение гипотез. Каждый участник группы стремится к выдвижению своих гипотез, версий, изложению своей позиции по поводу задания. При этом от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Вторая ступень. Обсуждение высказанных гипотез. Эффективнее сначала зафиксировать все существующие мнения, а затем обсудить их. Для грамотного обсуждения участникам необходимо самостоятельно выработать некоторые критерии оценки идей. Третья ступень - выработка группового решения. Решение рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

2 этап СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ РАБОТА Порядок работы в группе: 1)Знакомство с заданием (1 мин.) 2)Распределение заданий внутри группы (15-20 сек.) 3)Выполнение заданий (3-6 мин.) 4)Обсуждение результатов работы в группе (2-3 мин) 5)Ответы участников группы. 6)Оценка своей работы в личной карточке участника (20-30 сек.) 7)Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

3 этап ИТОГОВЫЙ Первая ступень. Обсуждение итогов работы (рефлексия по результату). Группа выдвигает выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Результаты всех групп фиксируются на доске и затем обсуждаются. Вторая ступень. Обсуждение процесса работы (рефлексия по процессу). В процессе использования приемов групповой учебной работы обсуждается приобретаемый учащимися опыт. Обсуждение позволяет вывести участников на осознание способов групповой работы и тем самым развивать умение работать в группе.

Показатели эффективности: продуктивность деятельности группы, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью. Эффективность групповой учебной работы

В результате групповой работы учащиеся приобретают личностно значимое, осмысленное знание. Поощрение учителя становится вторичным. Индивидуальная оценка на уроке складывается из самооценки, взаимной оценки результатов учебной работы учащихся, и оценивание работы каждого учащегося учителем. Оценка результатов учебной работы

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Результат учебной групповой работы

Учитель должен следить за соблюдением следующих условий: Каждый ученик должен иметь возможность высказываться. Каждый ученик должен говорить в порядке очереди. Продолжительность выступлений не должна превышать регламент. Учащиеся не должны отклоняться от темы и терять из виду обсуждаемую проблему. Беседу надо вовремя направлять в положительное русло. ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЮ

Контролирует ход работы в группах. Отвечает на вопросы. Регулирует споры. Помогает отдельным учащимся. Следит за адекватностью поведения в группах. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

Нельзя принуждать детей к групповой работе; совместная работа не должна превышать 1015 минут; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием; требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Особенности групповой работы младших школьников

задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности, проблемные вопросы и задания, ролевые и деловые игры, дискуссии, проектная деятельность. Виды групповой учебной работы

«Мозговой штурм» «Мозаика» «Дебаты» Дискуссия Групповой опрос Смотр знаний Формы групповой учебной работы

объясни товарищу; ответь товарищу; составь задание для друга; устная и письменная взаимопроверка; выполните задание вместе; обсудите решение и т. д. практические и лабораторные работы. Виды парной учебной работы

Углы Прямоугольник, квадрат, ромб Свойство углов треугольника Площадь треугольника Расстояние от точки до прямой Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Сравнение десятичных дробей Задачи на проценты Комбинаторные задачи Возможные темы уроков 5 класс

Поворот и центральная симметрия Осевая симметрия Координатная плоскость Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел Окружность, длина окружности Признаки делимости Диаграммы Задачи на подсчет вероятности Возможные темы уроков 6 класс

Что такое математический язык Что такое математическая модель Координатная прямая Координатная плоскость Взаимное расположение графиков линейных функций Системы двух линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций Свойства степени с натуральным показателем Формулы сокращенного умножения Способ группировки Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов Графическое решение уравнений Кусочная функция Возможные темы уроков 7 класс

Возможные темы уроков 8 класс

Множества и операции над ними Системы неравенств Методы решения систем уравнений Числовые функции Последовательности Арифметическая и геометрическая прогрессии Статистика – дизайн информации Возможные темы уроков 9 класс

Время; трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения; в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа; трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы. НЕДОСТАТКИ

1."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г. 2. Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе // Химия в школе. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, с. 4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., С Носова И.В. Особенности работы в малых группах. – ж. ''Начальная школа плюс до и после'',6 – 2004 г., стр. 69

8. Перепелица И.В., И.И. Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', 11 – 2003 г., стр Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов (на материале математики и информатики). 10. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, – 256 с. 13. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', 2 – 2003 г., стр.36

Технический редактор: Кривовязь Мария Владимировна Александрова Лидия Александрова