Часть 1. Технология контекстного обучения, презентации, «портфеля достижений»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
система условий, побуждающих субъекта и опосредуюших его активность.
Advertisements

Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Транксрипт:

Часть 1. Технология контекстного обучения, презентации, «портфеля достижений»

Технология контекстного обучения Технология презентации Технология портфеля достижений

«В текстах, как знаковых системах самих по себе, не содержится «ни грана» того реального мира, мира профессии, отражением которого эти знаковые системы призваны быть» А. А. Вербицкий

– это обучение, в котором с помощью совокупности дидактических форм, методов и средств обучения воспроизводится предметное и социальное содержание профессионального труда, а усвоение абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву будущей профессиональной деятельности студента.

Как преодолеть отрыв теории от практики обучения? Как представить в учебной дисциплине предметное и социальное содержание будущего профессионального труда?

Структурные звенья деятельности Учебная деятельность Профессиональная деятельность ПотребностьВ ученииВ труде Мотив Познание нового, формирование целостной профессиональной деятельности Реализация интеллектуального и духовного потенциала Цель Общее и профессиональное развитие личности Производство материальных и духовных ценностей Поступки Познавательные, преимущественно интеллектуальные Практические, в том числе теоретико-практические

Структурные звенья деятельности Учебная деятельность Профессиональная деятельность Средства Психического отражения действительности Преобразования реальной действительности Предмет Информация как знаковая система Вещества природы (инженер), неизвестное (ученый), психика и личность человека (педагог) Результат Деятельные способности человека, система отношений к миру, людям, к себе Товары, новые знания, образованность людей.

Что такое контекст? Контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной деятельностью.

1.Социальный 2. Предметный 1.1. Ценностно- ориентационный 2.1. Производственно- технический 2.2. Организационно- управленческий 1.2. Личностный 2.3. Должностной Учрежденческий

принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность; принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов; принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе; принцип адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования; принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой); принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.

Цель формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения. Направления поиска – это создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. Основа концепции – деятельностная теория усвоения социального опыта.

а) учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность) с ведущей ролью лекции и семинара; б) квази- профессиональная (деловые игры и другие игровые формы); в) учебно- профессиональная (производственная практика, «реальное» дипломное проектирование).

ВУЗ Студент Учебная деятельность Лекция, семинар Производство Специалист Профессион. деятельность Деловая игра, разыгрывание ролей Курсовая работа, практика, диплом, Выпускная работа Учебная деятельность академического типа Квази-профессиональная деятельность Учебно-профессиональная деятельность Вектор времени

1. Учебный предмет проектируется не просто как знаковая система плюс деятельность по ее усвоению, а как предмет деятельности студента. 2. Усвоение знаний осуществляться в контексте деятельности. 3. Знания выполняют функции ориентировочной основы деятельности, средства ее регуляции. 4. Формы организации учебной работы студентов выполняют функции форм воссоздания усваиваемого содержания. 5. Учебный предмет в контекстном обучении становится динамическим, множественным, соответствующим логике перехода от учения к труду.

Обучающие модели Имитационные СоциальныеСемиотические

Компоненты СемиотическиеИмитационные Социальные Единица содержания Вербальные или письменные учебные тексты Моделируемые ситуации будущей проф. деятельности Типовые ситуации и их комплексы Единица работы студента Речевое действие«Профессионально подобное» предметное действие Поступки Результат Присвоение теоретической информации Самостоятельное мышление, личностные смыслы. Новый теоретический и практический опыт, социальная компетентность

Основной единицей работы преподавателей и студентов становится …не порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности; деятельность обучающихся приобретает черты... в которых проявляются особенности учебной и будущей профессиональной деятельности. В учебных моделях должно быть представлено содержание целостной профессиональной деятельности или ее крупных фрагментов.

ТЕХНОЛОГИЯ

Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с по­мощью специальных донести до сознания слушающего важную и не­обходимую информацию, аргументированно изложить свою позицию, мнение, точку зрения.

Алгоритм подго­товки презентации и постановка вопросов: постановка целей (почему?); определение концепции (где и когда?); выбор структуры (как?); подбор материалов (что?); оценка качества материалов (что и как?); выбор средств и приемов для лучшего донесения информации (Кто?).

Основная задача целеполагания уточнить причину выступле­ния. В таком случае появляется возможность установить соответствие между предоставляемой информацией и результатом, который должен быть получен в ходе выступления. убеждение в качестве общих целей выступают информирова­ние развлечение

Как достигается понимание? Принятие идей и соглашение позиций происходит на основе следующего: прямого обращения к аудитории. использования местоимения «мы» и именных обращений; включения значимых выражений Понимание достигается за счет адаптации сообщения

Концепция определяет директивную линию всего выступления, относи­тельно которой выстраивается все содержание. Способы построения концепции: выписывание основных мыслей; гра­фическое расположение на листе всех вопросов, требующих своего освещения; перечисление и характеристика всех взглядов, которые тре­буется сопоставить и т.д. Важно получить конечный результат ключевой тезис сообщения. Для того чтобы сформулировать удачный базовый тезис, необхо­ димо определить степень ценности сообщения для слушателей, отве­тив на следующие вопросы: 1. Что наиболее значимо для аудитории? Что она ждет? 2. Что привлечет и удержит ее внимание? 3. Что сделает выступление понятным и запоминающимся для них?

Выступление состоит из трех основных частей: введения, основной части и заключения. К ним можно добавить элемент вклю­чения, позволяющий привлечь внимание аудитории, пробудить в ней интерес к содержанию. При формировании структуры работа начинается с разработки основной части. Основная часть сообщения включает в себя три элемента. 1. Центральная идея, которая одновременно является и основной темой сообщения. 2. Тезисы (основные мысли) пункты, разделы, блоки аргумен­тов, которые подкрепляют в сознании слушателей центральную идею, позволяют ее осмыслить. 3. Поддерживающий материал информация, идеи, примеры, применение, объяснение и поддержка ключевых пунктов.

Цель введения направить внимание аудитории в нужном для выступающего направлении. Среди приемов, включающих слушателей в тему презентации, можно использовать следующие: обращение к аудитории; пример; поразительное заявление; история (миф); цитирование известной личности; риторический вопрос; декларация; определение; уместный юмор (анекдот, парадокс, жаргонизм). Цель заключения возвращение к предмету презентации, обо­значенному в ее начале, обеспечение логической завершенности пре­зентации, в которой весь материал был сконцентрирован вокруг цент­ральной идеи. Грамотно выстроенное заключение показывает слушателям, что тема полностью раскрыта. С этой целью можно ис­пользовать один из приемов: предложение решения проблемы; побуждение к достижению целей; обозначение перспектив в случае принятия авторской позиции; резюмирование сказанного (подытоживание ключевых пунк­тов); выводы.

После ревизии оставленные для презентации материалы разбива­ются на три части: А то, без чего нельзя обойтись (основная часть); В то, что желательно включить (уточняющая часть); С то, что является дополнением (резерв).

1. Оцените необходимое количество слайдов по формуле N=t:2, где t- время показа. Если цель – ознакомление с информацией пользуемся формулой N=2t:3, 2. Подготовьте тексты: Тексты не должны быть слишком длинными и плотными (макси­ мум десять строк по пять-шесть слов в одном кадре). На одном слайде может быть представлена только одна тема. Откажитесь от сокращений в тексте 3. Выберите шрифт для предъявления информации: В качестве наиболее распространенных и хорошо читаемых чаще всего употребляются шрифты Times New Roman и Arial. Размер кеглей должен быть не менее 16. Мелкий шрифт (кегль 14 и менее) используется только для слу­ жебных надписей, не предназначенных для слушателей.

ЦВЕТЗначение КРАСНЫЙ Важный, опасный РОЗОВЫЙ Возбуждающий, утонченный ОРАНЖЕВЫЙ Бойкий, веселый, подвижный ЖЕЛТЫЙ Активный, перспективный ЛИМОННЫЙЭкспансивный КОРИЧНЕВЫЙ Практичный, приземленный

Сложность 1. Динамичность внимания аудитории Начало презентации Сложность 2. Волнение. Сложность 3. Опоздания. Основная часть презентации Сложность 4. Сбились с мысли. Сложность 5. Путаница в определениях Сложность 6. Вопросы слушателей Сложность 7. Фразы-«убийцы»: «Это абсолютно не применимо на практике!», «Все это красиво только на словах!». Заключение презентации Сложность 8. Несущественные прения. Сложность 9. «Солирование* одного из слушателей. Начало Основная Заключение часть

оценка достижения поставленной цели Обратная связь во время выступлений может помочь: измерить эффективность используемой стратегии (подобран­ных материалов, выбранной структуры, применяемых средств); определить степень достижения поставленных целей (знают? Умеют? Могут?); переоценить информированность аудитории, принятие мнения и позиций; поставить новые цели. Ориентироваться следует на индикаторы внимания аудитории: скучные или озадаченные взгляды, зевки, взгляды на часы, ерзание на стульях, беспокойство, посторонние разговоры, хождение и т.д. Это позволяет оценить презентацию и определить, что следует улучшить в дальнейшем.

Конструируем ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ по учебному курсу

Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно– познавательной деятельности школьников или студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности.

Портфолио – это форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить философию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности.

Набор оценочных листов Набор листов наблюдения Фрагменты дневников Видеофрагменты Проекты Планы выступлений

Портфолио достижений Проблемно ориентированное портфолио Рефлексивное портфолио Портфолио развития навыков гуманитарного мышления

Самостоятельные работы Результаты проверочных и контрольных работ Результаты тестов Результаты групповой работы Черновики Схемы Алгоритмы решения учебных задач Проекты Творческие работы Аудио- и видеоматериалы Таблицы Анкеты, результаты их обработки Отчеты об интервью Дневники наблюдения Письма Грамоты, сертификаты

Научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины – прослеживать динамику отношения школьника или студента к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от автора; Есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы; Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей.

Сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио Содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов Самоанализ и взгляд в будущее

Учебная, справочная, художественная научная литература; Материалы СМИ; Иллюстративный, статистический материал; Интервью со специалистом; Аудиовизуальные источники; Интернет-ресурсы

Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума элементов для оценки; Распределения «веса» оценки между различными элементами портфолио: какой элемент более значим в общей оценке, какой – менее весом; Возникает противоречие между направленностью портфолио на качественно- количественную оценку и требованием государственного образовательного стандарта или образовательной программы.

Обязательные Поисковые Ситуативные Описательные Внешние

Уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления); Сформированность умения решать типичные задачи; Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач) Степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами); Умение четко и аргументированно излагать свою мысль; Грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д. Сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Оцениваются только процесс и характер работы над портфолио; Оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики); Оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое; Оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям; Портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену или формой проведения зачета или экзамена; Оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.

Мотивация: каждому субъекту должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио Определение вида портфолио (может быть задан или выбран по желанию) Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, в библиотеке, на практике. Общее количество рубрик, сколько из них обязательных Критерии оценивания Способы оценивания

1. Каковы цели использования портфолио? 2. Из каких компонентов будет состоять портфолио? 3. Каковы специфические компоненты, которые должны быть включены в портфолио? 4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? 5. Как будет выглядеть портфолио? 6. Как будет происходить обсуждение портфолио?

Отдельное занятие – презентация (защита) портфолио Семинар с использованием элементов портфолио Занятие с использованием кейс-технологии, портфолио может создаться по конкретному кейсу, включать как решение кейса, включать как решение кейса, так и дополнительный материал, необходимый для его решения, весь кейс полностью Занятие с использованием технологии «Дебаты» Дистанционное обучение Лекционное занятие

Внедрение данной технологии требует большой систематической работы по повышению квалификации преподавателей, формированию их готовности одобрить и принять эту новацию. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от школьников и студентов новых организационных и познавательных умений. Портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений. Высокий уровень субъективности оценки, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки. Возможность формализма в оценке и самооценке образовательных достижений. Организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио.

Портфолио преподавателя Фамилия Имя Отчество Общие сведения о преподавателе (резюме): ФИО; дата рождения; образование; специальность; степень, звание; стаж работы; педагогический стаж; награды

1. Документы, регламентирующие работу преподавателя 2. Творческое резюме 3. Диагностика успешности преподавателя (материалы по анализу, оценке и самооценке преподавателя) 4. Отзывы 5. Воспитательная деятельность преподавателя 6. Итог (оценивание портфолио независимыми экспертами или самим преподавателем)

Спасибо за внимание!