Новые подходы к оценке качества образования Голубь Л. А. доцент кафедры управления и экономики образования АОУ ДПО « ИПК и ПРО УР, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация работы по формированию независимой общественной оценки качества предоставления образовательных услуг Л.Ф.Юсупова, депутат районного Собрания.
Advertisements

Проект региональной модели по внедрению независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих услуги населению в сфере образования Вологда,
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
Независимая система оценки качества обзор документов Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Формирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в условиях реализации Государственной программы Российской Федерации.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Августовская конференция педагогических работников ЗАТО Северск «Стратегии интенсификации развития системы образования ЗАТО Северск» августа 2013г.
Транксрипт:

Новые подходы к оценке качества образования Голубь Л. А. доцент кафедры управления и экономики образования АОУ ДПО « ИПК и ПРО УР, к.п.н.

Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром. И.В.Гёте

Цель Систематизировать данные о новых подходах к оценке качества современного образования, определить пути его проектирования

1. Введение в проблематику 2. Направления оценки качества образования 3. Проектирование оценки качества образования 4. Проблемы и риски оценки качества образования

1. Введение в проблематику

Оценка качества образования Для чего необходимо оценивать качество образования? Для получения достоверной и объективной информации в целях управление его качеством

Задачи создания системы оценки качества интегрировать образовательную организацию в общероссийскую систему оценки качества образования; создать единое образовательное пространство на основе целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов, валидного инструментария, эффективной технологии оценки качества образования; определить степень соответствия образовательных результатов в ОО, муниципалитете, регионе и т.д. государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и потребностям общества

Задачи определить степень соответствия условий государственным требованиям; выявить факторы, влияющие на качество образования; обеспечить общество достоверной информацией о состоянии и развитии образования; осуществлять принятие релевантных управленческих решений на основе объективно полученной информации

Причины создания системы оценки качества образования глобальная конкуренция международные тенденции к оценке качества вознаграждение за качество необходимость адаптации и использования мировых достижений в области управленческих и педагогических технологий

Качество Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (международный стандарт ISO )

Качество образования Социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности

Качество образования сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды, как образовательной системы, как профессиональной среды) многообразным потребностям (личности, общества, государства), целям, требованиям (личности, общества, государства) и нормам (стандартам)

Качество образования сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды, как образовательной системы, как профессиональной среды) многообразным потребностям (личности, общества, государства), целям, требованиям (личности, общества, государства) и нормам (стандартам)

качество образования комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Процесс Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности субъектов в рамках данных ресурсов

Продукция Как результат деятельности и процесса Качество – тот нормативный уровень, которому соответствует «продукция» отрасли образования

Что такое качество образования? (Джанетт Колби и Миске Уитт) учащиеся, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества; образовательная среда здоровая, безопасная, обеспечивающая защиту и восприимчивая к полу, обеспечивающая необходимыми ресурсами и благоприятными условиями; содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как тендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование;

Что такое качество образования? (Джанетт Колби и Миске Уитт) процесс, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении, где на первом месте стоят интересы ребенка, занимаются в специально оборудованных аудиториях и школах и используют метод оценивания способностей ребенка, чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний; результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни.

Закон об Образовании в Российской Федерации, ФГОС Определяют 3 требования к современному образованию: требования к результату требования к условиям требования к структуре и содержанию образовательных программ

Методологическая основа метапредметный системно- деятельностный личностно ориентированный субъект-субъектный подходы

Метапредметные Личностне Предметные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования

Предметные результаты ВАЖНО! Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Оценивается что? Способ работы со знаниями Способность обучающегося решать учебно-познавательные задачи

Метапредметный подход Предметный уровень Передача учащемуся предметного содержание Передача учащемуся обобщенного способа работы Метапредметный уровень

Метапредметный подход В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Личностные универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Ресурсы Кадровые финансовые научно-методические материально-технические информационные и др.

Организационно-методические условия реализации метапредметного подхода в школе Локальный акт, экспертный лист Рабочая программа УМК Образовательный процесс Методическая служба Кабинетная система Учебный план П ланирование учебного курса Расписание

Структура и содержание образовательных программ Основной образовательной Рабочей программы (по предмету, внеурочной деятельности, элективным курсам, факультативным занятиям и др) Соответствуют программе развития ОО, уставу, требованиям стандарта

Планирование как условие качественного результата

2. Направления оценки качества образования Внешняя оценка Внутренняя оценка

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМООЦЕНКА (внутренняя) НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА (внешняя) Лицензирование и аккредитация Контроль и надзор Итоговая аттестация Аттестация педагогических кадров Самообследование Внутренняя система оценки качества образования Промежуточная аттестация Со стороны участников образовательного процесса (соц.опросы) Со стороны не участников образовательного процесса (голосование, рейтинги, аудит) Мониторинг системы образования

Нормативно-правовой аспект Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 89, 95) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Нормативно-правовой аспект Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года 487-р (План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на года

Самообследование ФЗ 273-ФЗ от г. «Об образовании в РФ» Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. П.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 13) Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. 3) Предоставление учредителю и общественности ежегодного отчёта … о результатах самообследования.

Приказ МО и Н РФ «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (проект); Приказ МО и Н РФ «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (проект); Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций (проект).

Письмо МО и Н РФ АП-1073 от г. «О разработке показателей эффективности»; Методические рекомендации МО и Н РФ по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников.

Условия для эффективного внедрения модели и функционирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций нормативно-правовое обеспечение процедур независимой оценки взаимосвязь независимой оценки с другими элементами региональной системы оценки качества образования создание в регионе единого информационного ресурса для функционирования независимой системы оценки и публикации результатов независимой оценки

кадровое обеспечение независимой оценки, подготовка экспертов, проведение информационной работы с потребителями образовательных услуг, населением, общественными организациями, средствами массовой информации, профессиональными сообществами взаимодействие с институтами гражданского общества, научными, общественно- профессионально-педагогическими структурами по их вовлечению и участию в реализации независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Внутренняя оценка Стартовое оценивание Формирующее оценивание Итоговое оценивание Уровень сформированности

Портфолио портрет творческие работы рабочие материалы мои достижения структура мой портрет копилка шаги к успеху минута славы архив

Оценка качества « 14 » октября 2013 г. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций

Самообследование оценка образовательной деятельности, система управления организацией содержание и качество подготовки обучающихся, организация учебного процесса востребованность выпускников качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения материально-техническая база функционирование внутренней системы оценки качества образования анализ показателей деятельности организации

Лицензирование процедура, включающая в себя проведение экспертизы, принятия решения, оформления и выдачи образовательной организации разрешения лицензии на право ведения образовательной деятельности

Лицензия документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации (лицензированию) наделяет лицо или ОО правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации

Аккредитация ОУ процедура осуществления организационно- аналитических мероприятий по подготовке и принятию управленческого решения об отнесении образовательного учреждения к определенному типу и виду; признание установление, подтверждение, изменение государственного статуса (типа, вида) образовательного учреждения

Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.

Критерии результативности описывают степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных целей и результатов

Индикатор – критерий сравнительной оценки объектов Показатель – совокупность индикаторов, принадлежащих к одной характеристике Весовой коэффициент – числовой коэффициент, параметр, отражающий значимость, относительную важность, вес данного фактора, показателя в сравнении с другими факторами, оказывающими влияние на изучаемый процесс. Современный экономический словарь

Паспорт показателя рейтингования: наименование показателя; определение показателя, его интерпретация; индикаторы, составляющие данный показатель, их весовые коэффициенты; алгоритм (формула) расчета индикаторов, показателя; источники информации.

Значение оценки качества Определение «лидеров» для поощрения; пропаганды успешного опыта; создания позитивного имиджа ; мотивации на достижение высоких результатов.

Определение «неуспешных» для: оказания целевой помощи; наложения санкций; стимулирования работы.

Группы пользователей результатами оценки качества 1.родители; 2.обучающиеся; 3.педагоги; 4.администрация; 5. органы исполнительной власти (учредители).

Задание: Вам необходимо спроектировать оценку качества внеурочной деятельности ОО Определите пользователей данно й информации Определите основные индикаторы рейтингования

3. Проектирование оценки качества 3. Проектирование оценки качества

3. Проектирование системы оценки качества образования Этапы проектирования: 1. Определение политики в области качества Политика ОУ в области качества общие намерения и направления деятельности в области качества (образования), официально сформулированные высшим руководством образовательного учреждения.

2. Определение пользователей и объектов оценки качества образования 3. Определение цели, задач, принципов, подходов оценочной деятельности 3. Создание нормативно-правовой базы

определение исполнителя определение основных критериев, показателей и других важных характеристик Создание технологической карты оценочных процедур (план-задание) Определение представления результата Итоговое заключение

Модель по внедрению независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих услуги населению в сфере образования Регламентирует функционирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Нормативно-правовой аспект Определяет организационно-управленческую структуру независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Организационный аспект Описывает функционал участников независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Функциональный аспект Закрепляет перечень критериев, по которым проводится независимая оценка качества работы образовательных организаций Критериальный аспект Определяет порядок проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций Технологический аспект

5. Информи- рование потребителей Организационный аспект Учредитель: разработка рекомендаций для образовательных организаций по улучшению качества Общественное мнение (голосование, соц.опросы) Результаты оценки независимой организации (рейтинговые агентства, СМИ, профессиональные сообщества, общественные организации, ЦИОКО) Общественный совет при учредителе: изучение результатов оценки, выработка предложений для учредителя по улучшению качества работы образовательных организаций Образовательная организация: разработка и выполнение плана по улучшению качества работы, информирование потребителей услуг о результатах независимой оценки Учредитель: Контроль выполнения плана, учет его выполнения при оценке работы руководителя образовательной организации, информирование потребителей услуг о результатах независимой оценки Общественный совет при учредителе: определение перечня образовательных организаций для проведения независимой оценки, а также критериев и порядка независимой оценки Образовательная организация: обеспечение открытости и доступности информации о своей деятельности Учредитель: контроль за обеспечением открытости и доступности информации, наделение общественного совета полномочиями по НСО Участники НСОСхема взаимодействия участников НСО Учредитель образовательной организации Общественный совет при учредителе Организации, осуществляющие оценку Образовательные организации Граждане- потребители услуг, профессиональные эксперты 2. Создание условий для участия общественности 3. Проведение независимой оценки Задачи НСО 1. Обеспечение открытости и доступности информации 4. Управление качеством работы образовательной организаций

Функциональный аспект -Контроль открытости и доступности информации о деятельности ОО -Информирование населения о НСО, обсуждение НСО с общественностью, СМИ -Принятие НПА, регламентирующих НСО -Изучение общественного мнения о качестве работы ОО -Разработка рекомендаций для ОО по улучшению качества их работы -Учет выполнения планов улучшения качества при оценке эффективности работы их руководителей Учредитель образовательной организации -Формирование перечня ОО для проведения оценки качества их работы на основе результатов изучения общественного мнения -Определение критериев, по которым будет проводится оценка качества работы ОО -Установление порядка проведения оценки на основании определенных критериев -Проведение независимой оценки или заказ на проведение оценки независимой организации -Изучение результатов оценки -Подготовка и направление предложений для учредителя об улучшении качества работы ОО Общественный совет при учредителе -Проведение оценки качества работы ОО на основе данных из открытых источников информации о деятельности организации -Изучение мнения граждан о качестве услуг -Формирование и публикация рейтингов ОО Организации, осуществляющие оценку -Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ОО -Информирование населения о НСО -Обсуждение НСО с общественностью, СМИ -Содействие проведению оценки качестве работы ОО -Разработка планов мероприятий по улучшению качества работы ОО -Обсуждение планов мероприятий по улучшению качества работы ОО с органами государственно-общественного управления -Размещение информации об оценке и выполнении планов на официальной сайте ОО Образовательные организации -Голосование о качестве работы ОО в сети Интернет -Участие в опросах -Высказывание мнения о качестве работы ОО -Обоснованный выбор ОО Граждане- потребители услуг, профессиональные эксперты

Технологический аспект Ведомственная статистика и отчетность Результаты опросов, голосований Экспертные оценки Результаты исследований (мониторингов) Информация на сайтах образовательных организаций Изучение рейтингов, разработка предложений по улучшению качества работы образовательн ых организаций и рекомендаций по награждению лучших Сбор информации из различных источников Оценка качества работы образовательной организации по критериям Анализ результатов оценки Использование результатов оценки Награждение лучших, разработка рекомендаций по улучшению качества, оценка деятельности руководителя Разработка плана по улучшению качества, размещение информации на сайте Принятие обоснованного решения о выборе образовательной организации ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬДЕКАБРЬЯНВАРЬ-МАРТ Построение рейтингов образователь ных организаций

Критериальный аспект ведомственная статистика информация на официальных сайтах ОО мониторинг эффективности деятельности ОО мониторинг развития сайтов ОО мониторинг НОИ «Наша новая школа» мониторинг качества учебных достижений обучающихся (ЕГЭ, ГИА-9, мониторинг в 4-х классах) Статистика и мониторинг Общественная оценка голосование Экспертная оценка интернет-опрос Критерии Монито- ринг Общест- венная оценка Эксперт- ная оценка Суммар- ный балл Открытость и доступность информации об образовательной организации Комфортность условий и доступность получения образовательной услуги Компетентность, доброжелательность и вежливость работников образовательной организации Результативность работы образовательной организации Удовлетворенность качеством образовательных услуг ИТОГО: баллов 5 баллов 15 баллов

Эффективность связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

Эффективность определяется Соответствием цели и результата (степень реализации цели) Полученного результата и потраченных ресурсов Экономического эффекта и затрат Потребности и ее удовлетворенности Или в массе прибыли (приращение личности, ее качеств, уровень детских достижений)

Качество управления Качество труда управленцев Качество организации процесса управления Качество организационной структуры управления (рациональность, соответствие современным требованиям) Качество методов управления (экономичность и др.) Качество управленческой информации

Конкурентоспособность ОУ способность ОУ обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям личности и запросам организаций-работодателей, в сравнении с другими аналогичными образовательными учреждениями.

Конкурентоспособность системы образования: способность системы образования обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям и запросам личности и организаций-работодателей, в сравнении с аналогичными системами других стран в условиях международного рынка труда;

Конкурентоспособность специалиста наличие у специалиста высокого качества подготовки, отвечающего требованиям и запросам работодателей, в сравнении с другими специалистами.

4. Проблемы и риски оценки качества образования Отсутствие единого взгляда на качество образования Неполный охват объектов оценки Недостаточный опыт по разработке критериев, показателей и индикаторов оценки

Проблемы и риски оценки качества образования отсутствие мотивации к оценке качества на уровне современных требований недостаточная общественная поддержка; неготовность управленцев; возникновение социальной напряжённости недостаточная обеспеченность процессов оценки качества образования

Высокая эффективность и качество управления позволяют организации достигать успеха в конкурентной борьбе

Спасибо за внимание !