Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич.
Advertisements

Лекция 3 Общепсихологические принципы. План I. Общепсихологические принципы: Вероятностного детерминизма, Развития (историзма), Единства сознания и деятельности,
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
Воспитание как педагогический процесс.
Методологический семинар. Методология (от греч. methodos путь исследования или познания, logos понятие, учение) Методология (от греч. methodos путь исследования.
Транксрипт:

Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич

Лекционно-практическое занятие 5-6 «Методология психологии в системе научного знания» Вопросы: 1. Уровни методологического знания (подведение итогов выполнения лекционно-практического занятия 3-4). Уровни методологического знания по А.Г. Асмолову. 2. Методологические, теоретические и методические проблемы в психологии. 3. Место и роль методологии в системе научного знания (функции методологии в осуществлении познания). 4. Методологические принципы психологии (лекционно- практическое задание).

М., 2006М., 2007

Вопрос 1 Уровни методологического знания (подведение итогов выполнения лекционно- практического задания 1). Уровни методологического знания по А.Г. Асмолову.

МЕТОДОЛОГИЯ от греч. methodos – путь исследования и познания, logos – понятие, учение) учение о научном методе познания и совокупность методов, применяемых в науке, области знания; система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к различным сферам теории и практики

Уровни методологических знаний (по А.Г Асмолову) уровень философской методологии уровень общенаучной методологии уровень конкретно-научной методологии уровень конкретных методик и техник исследования Александр Григорьевич Асмолов (род , Москва, известный российский психолог, политик и учёный)

Информационно-проблемные вопросы: Что разрабатывается на уровне философской методологии? Что разрабатывается на уровне общенаучной методологии? Что разрабатывается на уровне конкретно-научной методологии? Что разрабатывается на уровне конкретных методик и техник исследования?

Уровень философской методологии Философский уровень методологии представлен основными положениями философских направлений, которые лежат в основе теорий построения психологических концепций (например, обучения и воспитания) Методологическая функция философии реализуется в разработке основополагающих категорий, используемых в качестве методологического оснащения конкретных научных дисциплин (Кольцова В.А., С )

Уровень философской методологии Что разрабатывается на уровне философской методологии? методологические ориентиры исследовательской деятельности на основе крупных философских учений категориальный строй науки в целом В чем различие основных философских учений? Методологическая функция философии реализуется в разработке основополагающих категорий, используемых в качестве методологического оснащения конкретных научных дисциплин (Кольцова В.А., С )

Уровень философской методологии Например: Неотомизм (неофолизм) (официальная философия католицизма с 1879) философское направление, считающее, что вся система образования должна быть направлена на развитие «до сознательного» стремления приблизиться к Богу. Основной принцип: «Философия служанка богословия». (Представители Э. Жильсон, Ж. Маритен и др.) Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, Южная Италия, – , средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244).

Уровень философской методологии Например: Позитивизм признает только те результаты, которые получены с помощью количественных методов. Абсолютизируют методы естественных наук. (Представители: эмпириокритицизм: Эрнст Мах ( ), Рихард Авенариус ( ), (Rihard Avenarius); неопозитивизм: Готлоб Фреге ( ), Бертран Рассел ( ), постпозитивизм: Карл Поппер (1902–1994), Томас Кун (1922–1996) Основатель – Огюст Конт, французский философ и социолог,

Уровень философской методологии Например: Прагматизм познание действительности сводит к индивидуальному опыту человека - всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. (представители Уильям Джеймс, Джон Дьюи) Основоположник - Чарльз Сандерс Пирс, американский философ, логик, математик, (Кембридж, Массачусетс) (Милфорд, Пенсильвания)

Уровень философской методологии Например: Диалектический материализм считает личность объектом и субъектом общественных отношений, а ее развитие определяется внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Внешняя (материальная) и внутренняя (психическая) деятельность едины. При этом материя первична, а сознание вторично. Фридрих Энгельс ( ) мыслитель и общественно- политический деятель, один из основоположников марксизма, друг, соратник и спонсор Карла Маркса (родился в семье текстильного магната) Карл Ге́нрих Маркс ( ) философ, экономист, политический журналист, политический деятель

Уровень философской методологии Например: Экзистенциализм – (экзистенция – существование, индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я). Человек сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль играет не разум, а чувства и вера. Человек - уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. «Чистый» экзистенциалист – Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр ( ) французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист Ма́ртин Ха́йдеггер ( ) – немецкий философ, создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания

Уровень общенаучной методологии Что разрабатывается на общенаучном уровне? универсальные принципы познания, применимые к широкому кругу наук

Уровень общенаучной методологии Например, принципы: - детерминизма, - развития, - всеобщей связи, - единства психики и деятельности, - единства теории, эксперимента и практики, - системного подхода, - конкретно-исторического подхода, - объективности (будут рассмотрены в 4-м вопросе лекции)

Уровень конкретно-научной методологии Что разрабатывается на уровне конкретно- научной методологии? принципы познания в рамках конкретных наук, научных школ, отличающихся принципами и способами исследовательской и практической деятельности

Уровень конкретно-научной методологии Например: Основные подходы к процессу развития личности: Личностный (личность как цель, субъект, результат и главный критерий его продуктивности) Деятельностный (деятельность как основа, средства и условия развития личности) Культурологический (культура как универсальная характеристика деятельности социальной среды и направленность ее ценностных особенностей) Этнопсихологический (этнические особенности социализации личности) Антропологический (использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания)

Уровень конкретно-научной методологии ИЛИ: Изучение стрессовых состояний с позиций: клинической психологии экологической психологии социальной психологии

Уровень конкретных методик и техник исследования конкретные методики и технологии исследования, получение достоверного эмпирического материала и его обработка Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений конкретной науки. Любой метод исследования несет на себе печать той или иной теории, которая определяет выбор объекта и способы расшифровки полученных результатов. Эффективность исследования определяется взаимосвязью методологии, методов и методик исследования.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологии МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (требования к построению исследования) МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ (конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования) МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (способы получения фактов о проявлении психики, отвечающие методологическим принципам) МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ (философия) Выводы и предложения Обработка материалов

«Психология, ее методологические, теоретические и методические аспекты» Лекция 3-4 «Методология психологии в системе научного знания» (6 часов; часть 2-я – 4 часа) Вопросы: 1. Уровни методологического знания (подведение итогов выполнения лекционно-практического задания 1). Уровни методологического знания по А.Г. Асмолову. 2. Методологические, теоретические и методические проблемы в психологии. 3. Место и роль методологии в системе научного знания (функции методологии в осуществлении познания). 4. Методологические принципы психологии (лекционно- практическое задание 3).

Вопрос 2 Методологические, теоретические и методические проблемы в психологии

Методологические проблемы психологии Теоретические проблемы психологии Методические проблемы психологии При рассмотрении методологических оснований современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими и методическими

Методологические проблемы Поиск ответов на два центральных для методологии психологии вопроса: 1. Что выступает предметом исследования в психологии? 2. Как добиться научной достоверности и объективности знаний, полученных в процессе исследования психических явлений?

Теоретические проблемы Связаны с ответом на два центральных для теории психологии вопроса: 1. Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений? 2. Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования и развития психических явлений?

Методические проблемы Связаны с ответом на два центральных для методики психологии вопроса: 1. Какие существуют конкретные способы (методы) планирования психологического исследования и получения в результате новых научных данных? 2. Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения и анализа новых научных данных?

Вопрос 3: Место и роль методологии в системе научного знания (функции методологии в осуществлении познания)

Место и роль методологии в системе научного знания определяются теми функциями, которые она выполняет в развитии познания Методология - организующее начало науки

Функции методологии: КОГНИТИВНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВЕННО-РЕГУЛЯТИВНАЯ РЕФЛЕКСИВНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ методологии в осуществлении научного познания

Когнитивная функция: Определение: - стратегии научного познания; - условий и путей достижения объективного знания; - принципов и подходов к изучению объекта; - способов интерпретации фактов; - способов построения теории; - способов разработки методов исследования.

Онтологическая функция: Выявление специфического для конкретной науки предмета ее изучения. Изучение психического в его органической связи с жизнедеятельностью человека. Выявление объективных связей и места психического в Бытие.

Действенно-регулятивная функция: Определение основополагающих принципов и норм, которыми руководствуется психолог- исследователь. Методология исследования есть его организующее начало.

Рефлексивная функция: Оказание помощи науке и исследователю: - осознать, насколько верны выбранные ею (им) исследовательские стратегии и ориентиры; - внести необходимые коррективы в научные программы и организацию научной деятельности. Методология в научном познании выступает в качестве рефлексии науки, ее «самосознания».

Эвристическая функция: - содействие углублению научного познания; - выявление точек его роста; - определение направлений и перспективных линий его развития.

Коммуникативная функция: - обеспечение интеграционных процессов в науке; - содействие установлению взаимопонимания между разными направлениями и подходами внутри психологической науки.

Аксиологическая функция: Оценка научных методов, приемов и принципов анализа с точки зрения истинности, эффективности, возможностей и пределов их применения.

Вопрос 4 Методологические принципы психологии (лекционно-практическое задание 3)

Общенаучные методологические принципы (общенаучные принципы познания) - детерминизма, - развития, - всеобщей связи, - единства психики и деятельности, - единства теории, эксперимента и практики, - системного подхода, - конкретно-исторического подхода, - объективности На основе общих методологических принципов строится любое психологическое исследование

Специфически психологические принципы (выделены на основе общенаучных, расположены по алфавиту) Принцип детерминизма Принцип единства сознания и деятельности Принцип личностного подхода Принцип развития Принцип системного подхода Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.:, Речь, С

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений В материалистической психологии провозглашает : - первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика – свойство мозга); - первичность объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика – способ отражения действительности). Детерминизм – концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Механистический детерминизм (до XIX в.) – внешние материальные причины непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия (данное представление способствовало развития учений о рефлексе, ассоциациях, аффектах). Психика рассматривалась как побочное явление (эпифеномен).

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Биологический детерминизм – рассматривает психику как необходимую для выживания функцию, как неотъемлемый компонент жизнедеятельности животного организма, способствовал установлению самостоятельного причинного значения психики. ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт ( ) английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (детерминация = причинность) базовый принцип познания психических явлений Из истории психологии: Психологический детерминизм – обусловленные воздействиями внешних объектов на организм психические явления формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Герман Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) ( ) немецкий ученый, иностранный член- корреспондент Петербургской АН (1868), автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Сеченов Иван Михайлович ( ) - отечественный мыслитель материалист, выдающийся физиолог, основоположник российской психологии, способствовал сближению психологии и естественных наук.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА На современном этапе: реализуется на уровне социальной организации человеческой деятельности: изменяя реальный, не зависимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

Принцип единства сознания и деятельности Отображает факт объединения интегральной формы психического отражения мира (сознание) и высшей формы взаимодействия с миром (деятельность) в высшей общей форме проявления человека как существа биосоциального (личность). Принцип единства сознания и личности Принцип единства личности и деятельности

Принцип личностного подхода Признание целостности главного объекта изучения психологии – человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с объективным миром (деятельность). Личность – воедино связанная совокупность внутренних условий (психических состояний и свойств), через которую преломляются все внешние воздействия. Психические явления (процессы, состояния, свойства), проявляющиеся в деятельности, сама деятельность, ее элементы (действия и поступки) могут быть правильно поняты только с учетом их личностной обусловленности.

Принцип развития Конкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие – это всеобщее свойство материи. Развитие психики есть ее закономерное изменение во времени, выраженное в количественных и качественных преобразованиях.

Формы развития Филогенез Онтогенез Биологическая сторона Проявляется в становлении психических структур в ходе биологической эволюции человечества Отражается в психическом развитии, сопутствующем возрастным изменениям организма Социальная сторона Проявляется в становлении психических структур в социокультурной истории человечества Отражается в обусловленности конкретными социально- историческими обстоятельствами формирования (социализация) и деятельности личности

Принцип развития Из истории психологии: Импульсом к изучению психики с учетом филогенетического аспектапослужила эволюционная теория Ч. Дарвина, принципиальные методологические выводы из который впервые сделаны М.И. Сеченовым. Онтогенетическое направление в изучении психики в первую очередль предопределилось потребностями педагогики. «Ребенок развивается как личность, врастая в общественную среду, в культуру общества, в систему общественных отношений, а направляется этот процесс обучением и воспитанием в его различных формах» (Методологические и теорические проблемы психологии / Отв. ред. Е.в. Шорохова. М., С )

Принцип системного подхода Рассмотрение психики и любых ее проявлений как систем Ломов Борис Федорович ( ) отечественный психолог, с позиций комплексного подхода разрабатывал общетеоретические проблемы психологии Владимир Александрович Ганзен ( ) автор методики системного описания целостных объектов.

Принцип системного подхода Позволяет и дает возможность: - выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности; - обогатить психологию идеями, фактами, методами других наук, и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания; - интегрировать и систематизировать психологические знания (посредством устранения избыточности накопленной информации, сокращения объема и повышения наглядности описаний, уменьшения субъективизма в интерпретации психических явлений); - увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту; - определить задачи дальнейших исследований; - предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

Лекционно-практическое занятие 3-4, задание 2: Выполнить на специальном бланке работу с предложенным текстом по указанному в нем алгоритму. Анцупов А.Я. и др. Проблемы психологического исследования. Указатель 1500 докторских диссертаций гг. / Под ред. проф. Анцупова А.Я. – М.: Студия «Этника», – С