Проектирование универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС общего образования Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., преподаватель МБОУ ДПО «УМЦ», старший преподаватель ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Челябинск 2014 Проектирование универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС общего образования Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., преподаватель МБОУ ДПО «УМЦ», старший преподаватель ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Челябинск 2014
Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер
«…От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда». (ФГОС нового поколения)
Экспресс-тест Ответьте на следующие вопросы из школьной программы. 1. Атому аргона в основном состоянии соответствует электронная конфигурация частицы 1. Ca 0 2. K + 3. Cl + 4. Sc 0 2. Вычислите 1. 0, ,4 3. 1,2 4. 0, При перемещении точечного заряда +2 н Кл из точки A с потенциалом 12 В в точку B с потенциалом 8 В потенциальная энергия этого заряда в электростатическом поле 1.увеличивается. 2. уменьшается 3. не изменяется 4. может и увеличиваться и уменьшаться. 4. Нуклеотид, содержащий урацил, входит в состав 1. РНК 2. ДНК 3. Белков 4. Аминокислот
Ответьте ЧЕСТНО на вопрос: что-то подобное пригодилось Вам в жизни?
Горькая правда заключается в том, что 95% всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни. Более того, многие знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность.
Почему этому не учат в школе? Ответьте сами себе на следующие вопросы: 1. Было ли Вам впервые сложно выступать на публике? В каком возрасте Вы научились свободно выступать на публике? 2. Умеете ли Вы разрешать конфликтные ситуации? 3. Умеете ли Вы вести дискуссию? 4. Легко ли Вам научиться работать с новой техникой? 5. Легко ли Вам ориентироваться в незнакомой информации?
К сожалению, важные знания, умения, навыки для жизни ребенок получает не в процессе обучения, которому посвящает более 60% своего времени, а на переменах, на улице и т.д.
Анекдот в тему - Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым? - Естественно. - А тебя учили этому в школе? - Нет. - Тогда зачем ты туда ходил? - Так надо, все туда ходят…
Нынешний отличник не способен выжить в реальном мире. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее взрослого, значительно более зависимого
Сможете ли Вы научиться чему-то самостоятельно, если будете иметь потребность в этом? Сможете ли Вы научиться чему-то самостоятельно, если будете иметь потребность в этом?
К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу». Парадокс двоечника Множество уважаемых людей во всем мире не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни.
В последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до лет и продолжает неуклонно снижаться
Вспомним инновации ФГОС
Стандарт 2004 образование обучение воспитание здоровье- сбережение развитие
ФГОС 2009 образование развитие воспитание социализация
В Стандартах заявлены три группы планируемых результатов: Личностные Метапредметные Предметные
Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД); Предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 18
Предметные результаты – ОПРЕДЕЛЕНЫ в программах по каждому предмету Предметные результаты – ОПРЕДЕЛЕНЫ в программах по каждому предмету
Изучение предметной области «Филология»: Русский язык. Литература. Иностранный язык. Изучение предметной области «Общественно-научные предметы»: История России. Всеобщая история. Обществознание. География. Изучение предметной области «Математика и информатика»: Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика. Изучение предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Изучения предметной области «Естественно-научные предметы»: Физика. Биология. Химия. Изучение предметной области «Искусство»: Музыка. Технология. Изучение предметной области «Физическая культура и ОБЖ»: Физическая культура. ОБЖ
Универсальные учебные действия - обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
Функции УУД 1)обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД были определены в ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий
Овладение учениками УУД происходит в контексте учебной и внеурочной деятельности
Как поменялось восприятие некоторых привычных для всех понятий?
Кто такой учитель? Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием тьютер Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам
Тьютор (от англ. tutor - защитник, наставник, опекун) - тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?
Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?
Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?
Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1.Личностный. 2.Регулятивный. 3.Познавательный. 4.Коммуникативный.
Предлагаем познакомиться с материалом и назвать те УУД, которые возможно сформировать через предложенные задания