Тема 4 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СБЕРЕЖЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ АРТИЛЛЕРИЙКОГО ВООРУЖЕНИЯ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инструктивная карта 1 Тема: Тема: Техническое обслуживание автомобиля Упражнение 1. Контрольный осмотр автомобиля перед выходом из парка и в пути. Ежедневное.
Advertisements

Презентация по технологии по теме: Регулировка тепловых зазоров двигателя КАМАЗ -740
Ташкентский автомобильно-дорожный институт Факультет «Автомеханика» Кафедра: «Автомобили и специализированные транспортные средства» Устройство и теория.
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. 1. Проверка зазоров в клапанном механизме 2. Проверка состояния и натяжения приводных ремней 3. Проверка состояния.
Подготовка к работе и обслуживание ацетиленовых генераторов Ю.А.Дементьев Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального.
Инструктивная карта 5 Тема: Двигатель КамАЗ-4310 Упражнение 3. Т ехническое обслуживание системы смазки двигателя.
Автомеханик Презентация профессии выполнил: ученик 10 «Б» класса МОУСОШ 2 Воробьев Михаил.
Пневматическая система тормозов трактора Т-150 Выполнил: Клименко А.А. Гр
Урок: Введение в МДК Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Выполнил преподаватель проф. дисциплин Чекушин В.Н.
Особенности ремонта металлургических кранов + видеофильм.
Тема Общее устройство автомобиля. Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с общим устройством автомобиля и взаимодействием узлов и агрегатов на автомобиле.
Тема урока : Сцепление с мембранной пружиной и гидравлическим приводом Разработала : преподаватель Халимова Р. Г.
ТЕМА: Общее устройство и работа двигателя. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) самый распространенный тип двигателя.
Тема: Хлеборезательные машины Преподаватель: Оспанов С.Қ.
СУТОЧНЫЙ НАРЯД. СУТОЧНЫЙ НАРЯД. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ. - Состав суточного наряда части. - Состав суточного наряда части. - Обязанности дневального.
Материал к теме урока: Разборка и сборка автомобиля.
ГЛАВА: V ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И МЕТАНИЕ РУЧНЫХ ОСКОЛОЧНЫХ ГРАНАТ ЗАНЯТИЕ: 7 (§7) Наблюдение в бою и определение расстояний.
Гидроусилитель рулевого управления Рулевой механизм типа винт гайка с гидроусилителем. Такой рулевой механизм применяют на автомобилях средней и большой.
Автомеханик – это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Транксрипт:

Тема 4 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СБЕРЕЖЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ АРТИЛЛЕРИЙКОГО ВООРУЖЕНИЯ»

Занятие 1 «ПРОВЕРКА ПРИЦЕЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Изучить порядок проверки и подготовки к стрельбе прицельных приспособлений пушки. Практически выполнить частичную проверку прицельных приспособлений и определение мертвых ходов, механизмов. Научиться определять поправки на несоответствие прицела действительным углом прицеливания и поправки на увод линии прицеливания.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Виды технических проверок прицельных приспособлений 2. Подготовка пушки и прицельных приспособ­лении к проверке. Частичная проверка прицела 3. Определение мертвых ходов механизмов при­цела и панорамы и невозвратимой поперечной и продольной качки, правильности регулировки уровней. 4. Определение индивидуальных поправок ору­дия поправки по установке прицела действительным углом прицеливания и проверка увода ли­нии прицеливания. 5. Проверка оптического прицела ОП4М-9ОА

1. Виды технических проверок прицельных приспособлений

Проверка механического прицела Д

Проверка механического прицела подразделяется на частичную и полную. Частичная проверка заключается в проверке нулевых установок прицела и нулевой линии прицеливания. Полная проверка включает частичную проверку и, кроме того, проверки, производимые периодически (при техосмотрах и после ремонта).

При периодических проверках производить: определение мертвых ходов механизмов прицела и панорамы определение продольной и поперечной качки прицела проверку крепления прицела на орудии и регулировку предельного и поперечного уровней проверку правильности показаний прицела при помощи квадранта (проверка соответствия установок прицела действительным углам прицеливания) проверку линии прицеливания при различных углах возвышения (проверка увода линии прицеливания)

2. Подготовка пушки и прицельных приспособлений к проверке. Частичная проверка прицела.

Перед проверкой прицельных приспособлений необходимо: Установить орудие на твердой горизонтальной площадке, развести станины, снять чехол с прицела и тщательно протереть чистой ветошью контрольную площадку на казеннике и верхний срез корзинки панорамы. Убедиться в том, что механизмы наведения работают легко и плавно, без рывков. С места установки орудия должен быть ясно виден какой-нибудь предмет, удаленный от орудия не менее чем на 1000 м и пригодный для наводки.

Проверка контрольного уровня подготовить орудие к проверке прицельных приспособлений подготовить прицельные приспособления к проверке проверить контрольный уровень

Частичная проверка прицела

При частичной проверке прицел может считаться выверенным, если при горизонтальном положении контрольной площадки на казеннике орудия и горизонтальном положении верхнего среза корзинки панорамы окажется, что: пузырьки продольного и поперечного уровней находятся на середине с допуском 0-00,5 нулевые деления по шкалам углов прицеливания и углов места цели, а также нулевые деления дистанционного барабана совпадают с рисками указателей с допуском 0- 00,5 линии визирования панорамы, установленной без удлинителя и с удлинителем, при установках угломера и отражателя 0-00 параллельно оси канала ствола с допуском 0-00,5.

Проверка нулевых установок прицела Привести ствол орудия в горизонтальное положение по контрольному уровню, установленному на контрольной площадке казенника. Поставить контрольный уровень на площадку вилки и, вращая гайку муфты, выгнать пузырек на середину, после этого гайку закрепить. Поставить контрольный уровень на срез корзинки панорамы параллельно поперечному качанию, вывести пузырек контрольного уровня на середину. Повернуть контрольный уровень на срезе корзинки панорамы на 90 градусов, и вращая рукоятку маховика углов прицеливания, вывести пузырек контрольного уровня на середину. Вывести пузырек предельного уровня на середину, вращая маховичок углов места цели.

Проверку нулевой линии прицеливания по удаленной точке на местности производить следующим образом: Поставить панорамы в корзинку прицела и закрепить ее зажимным винтом. Наклеить нити по рискам, нанесенным на дульном срезе ствола, и вынуть ударный механизм. Установить прицел вертикально по поперечному уровню. Установить по шкалам тысячных углов прицеливания значения Визируя через отверстие для выхода бойка ударника и центр перекрестия на дульном срезе, навести ствол орудия в точку наводки, расположенную от орудия не близко 1000 м. Вращая маховики угломера и отражателя панорамы, совместить перекрестие панорамы или вершину центрального угольника с точкой, в которую наведен перекрестием на дульном срезе ствол орудия. В результате перечисленных действий по шкалам отражателя 0-00.

3. Определение мертвых ходов механизма прицела и панорамы, невозвратимой поперечной и продольной качки прицела, правильности регулировки уровней.

Для определения мертвого хода углов места цели необходимо: вращая маховичок механизма углов места цели в одном направлении вывести пузырек продольного уровня на середину и прочесть отсчет по шкалам углов места цели вращая маховичок в том же направлении, изменить на тысячных установку по шкалам углов места цели вращая маховичок в обратном направлении, вновь вывести пузырек продольного уровня на середину и просесть по шкалам углов места цели Разность между первым и вторым отчетами будет величиной мертвого хода механизма углов места цели. Мертвый ход определяется два-три раза и за величину его принимается среднее арифметическое из полученных значении. Величина мертвого хода механизма углов места цели не должна превышать одной тысячной (0;01).

Для определения мертвого хода механизма углов прицеливания необходимо: Вращая рукоятку маховика углов прицеливания (включив конус) в одном направлении, вывести пузырек продольного уровня на середину и просесть отсчет по шкалам тысячных углов прицеливания Вращая рукоятку маховика в обратном направлении, вновь вывести пузырек предельного уровня на середину и прочесть отсчет по шкалам тысячных углов прицеливания Разность между первым и вторым отсчетами будет величиной мертвого хода механизма углов прицеливания.

Для определения мертвого хода угломера панорамы необходимо: вставить панораму в корзинку прицела и закрепить ее нажимным винтом вращая маховичок угломера в одном направлении, навести перекрестие или центральный угольника панорамы в точку, расположенную не ближе 400 м от орудия, и прочесть установку угломера вращая маховичок угломера в том же направлении, изменить установку угломера на вращая маховичок угломера в обратном направлении, вновь совместить перекрестие или центральный угольник панорамы с точкой наводки и прочесть установку угломера Величины мертвых ходов угломера и отражателя панорамы не должны превышать двух тысячных (0-02

Для определения продольной качки прицела необходимо вывести на середину пузырьки продольного и поперечного уровней прицела (механизмами прицела или механизмами наведения орудия). Нажать рукой от себя (вперед) на корзинку панорамы с небольшим усилием (1-2 кг) и затем отпустить корзинку (при отсутствии продольной невозвратимой качки прицела пузырек продольного уровня должен возвратиться на середину, при наличии качки пузырек не дойдет до середины, в этом случае необходимо определить его положение относительно рисок ампулы). Нажать рукой на себя (назад) на корзинку панорамы с тем же усилием, отпустить ее и снова определить положение пузырька продольного уровня относительно рисок Общая величина невозвратимой продольной качки в ту или другую сторону не должно превышать одной тысячной (0-01).

Проверку крепления прицела на орудии производить в такой последовательности: привести ствол орудия в горизонтальное положение по контрольному уровню или квадранту продольном и поперечном направлениях установить контрольный уровень на контрольную площадку прицел, находящуюся на верхней поверхности вилки 74. При этом смещение пузырька контрольного уровня по отношению к среднему положению не должно превышать десяти тысячных (0-10). Если смещение пузырька контрольного уровня больше десяти тысячных (0-10), то крепление прицела надо отрегулировать. Навести ствол орудия (визированием через отверстия для выхода бойка ударника и центр перекрестия на дульном срезе) и перекрестие или вершину центрального угольника панорамы в точку наводки, удаленную от орудия не менее 1000 м. Вращая маховичок установочного винта механизма поперечного качания, наклонить прицел до отказа вправо, а затем влево. При правильно укрепленном прицеле (при правильном расположении оси поперечного качания прицела) линии прицеливания не должна смещаться с выбранной точки наводки более чем на два деления угломера (0-02).

Правильность регулировки поперечного уровня проверяется следующим образом: вращая маховичок установочного винта механизма поперечного качания, вывести пузырек поперечного уровня на середину. Вращая маховичок углов прицеливания до угла 2-00, следить за положением пузырька поперечного уровня - пузырек поперечного уровня при этом не должен уходить за пределы крайних рисок ампулы. Если пузырек поперечного уровня уходит за крайние риски ампулы, то вывести его на середину при помощи боковых регулировочных винтов оправы поперечного уровня.

4. Определение индивидуальных поправок орудия поправки на несоответствие установок прицела действительным углам прицеливания и проверка увода линии прицеливания.

Проверка правильности показаний прицела при помощи квадранта. установить ствол орудия в горизонтальное положение по контрольному уровню в продольном и поперечном направлениях (без наклона оси цапф орудия) установить на прицеле нулевые установки (угол прицеливания 0-00, уровень 30-00, пузырьки продольного и поперечного уровней на середине) придать последовательно ствола орудия углы возвышения сначала от 0-00 до 7-00 через каждые 1-00, а затем обратным ходом от 7-00 до 1-00, Установки этих углов производить по шкалам тысячных углов прицеливания, вращая маховик прицела и маховик подъемного механизма сначала в сторону увеличения углов (прямым ходом), а затем в сторону уменьшения углов (обратный ход).

Таблица поправок на несоответствие углов возвышения по прицелу и по квадранту (пример) орудия измерения Установка по шкале прицела (в тысяч.) мм пушка 2A36 Среднее из трех измерений Поправка на уровень

Проверка по буссоли (или теодолита) производителя следующим образом: А) впереди дульного среза ствола орудия на расстоянии м установить буссоль ПАВ (или теодолит), которую тщательно отгоризонтировать по шаровому уровню. На дульном срезе ствола наклеить (по рискам перекрестия) вертикальную нить и вынуть ударный механизм из гнезда затвора. Б) навести ствол при нулевых установках прицела по вертикальной нити на дульном срезе ствола в монокуляр буссоли, а вертикальную линию сетки монокуляра буссоли в вертикальную нить на дульном срезе. После совмещения вертикальных нитей на стволе и в сетке монокуляра работающей буссоли не должен больше вращать маховики отчетного и установочного червяка. B) при нулевых установках по шкалам прицела и положении пузырьков бокового и поперечного уровней на середине отметиться панорамой по удаленной точке наводки. Полученный угломер (основной) записать в таблицу

Проверка по буссоли (или теодолита) производителя следующим образом: Г) Установить по шкале тысячных прицел 100 и произвести вертикальную наводку. Работающий на буссоли должен наблюдать за смещением нити на дульном срезе орудия с вертикальной линии сетки монокуляра буссоли и командовать наводчику, в какую сторону делать доворот ствола орудия, чтобы достичь совмещения. После совмещения вывести пузырьки бокового и поперечного уровней на середину (если они оказались не на середине), и угломером панорамы вновь отметиться по той же точке наводки. Полученный угломер записать в таблицу Д) Не переставляя буссоли, проделать то же самое при установках прицела 200, 300, 400 и тд до максимального угла прицеливания. Проверку на каждой установке произвести два- три раза. Перед началом повторных изменений (второго и третьего) горизонтальную наводку орудия по буссоли и точке наводки при нулевых установках прицельных приспособлений производят заново. Полученные результаты и наводки на увод для учета их при стрельбе записывают в таблицу.

5. Проверка оптического прицела ОП4М-90М.

Проверять нулевую линию прицеливания необходимо каждый раз после установки пушки на огневую позицию. Кроме того, проверку нулевой линии прицеливания производить в следующих случаях: при установке прицела на пушку, если он был снят (например, хранился в укладочном ящике) перед выездом пушки на боевую или учебную стрельбу, если известно, что времени для проверки нулевой линии прицеливания на огневой позиции не будет при обнаружении во время стрельбы чрезмерных отклонений снарядов от цели

Для проверки нулевой линии прицеливания оптического прицела по удаленной точке необходимо Выбрать точку наводки, удаленную не менее чем на 1000 м от пушки. Точка наводки должна иметь резкие очертания, такой точкой может быть вершина фабричной трубы, угол строения, ствол дерева и т д. Натянуть нити по рискам, нанесенным на дульном срезе ствола пушки. Вращая маховичок механизма углов прицеливания, совместно нулевые деления дистанционных шкал в поле зрения прицела с горизонтальной нитью. Вынуть ударный механизм затвора, и визируя через отверстие в клине для выхода бойка ударника и центр перекрестия на дульном срезе, навести ствол орудия на точку наводки. Наблюдая в окуляр прицела, определить положение вершины центрального угольника относительно выбранной точки наводки. Если прицел выверен правильно, то вершина центрального угольника должна быть совмещена с выбранной точкой наводки, а горизонтальная нить должна переходить через нулевые деления дистанционных шкал.

Занятие 2 «ПРОВЕРКА ПРОТИВООТКАТНЫХ УСТРОЙСТВ И ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО АККУМУЛЯТОРА»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Изучить порядок подготовки орудия и последовательность операций, а также приемы работы с инструментами при проверке противооткатных устройств и гидропневматического аккумулятора. Практически провести проверки ПОУ.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ: 1. Подготовка орудия и инструмента к проверке ПОУ 2. Приборы и инструменты применяемые к проверке 3. Порядок определения кол-ва жидкости в тормозе отката 4. Порядок определения количества жидкости и давления в накатнике 5. Порядок определения количества жидкости и давления в гидропневматическом аккумуляторе

1. Подготовка орудия и инструмента к проверке к ПОУ

Для проверки противооткатных устройств необходимо подготовить орудия и инструменты. Пушки привести в боевое положение в парке или на огневой позиции. Подготовить подставки для инструмента, ветошь, необходимые жидкости. Подготовка орудия и инструмента к проверке к ПОУ

2. Необходимые инструменты применяемые при проверке

Ключи 11x14, торцовый 11x14, 17x19, 22x24, 27x30, 32x36 Воротки 10x150, 12x175 Воронка Плоскогубцы Молоток Воздушно-гидравлический насос Мерная кружка Чистое ведро или емкость Квадрант, уровень Необходимые инструменты применяемые при проверке

3. Порядок определения количества жидкости в тормозе отката

Придать качающейся части угол возвышения 7 градусов (1-34) Вывинтить вентиль торцовым ключом на два-три оборота Вывинтить винт полностью, при этом жидкость должна появиться в отверстие под винт. Дать вытечь излишкам жидкости, после чего закрутить винт и вентиль. Количество жидкости в тормозе отката в норме. Если жидкость не вытекает из отверстия контрштока, ее необходимо добавить, для чего: Установить воронку в отверстие контрштока Залить жидкость до появления ее в отверстие Ввинтить винт и вентиль. Для этого необходимо:

4. Порядок определения количества жидкости и давления в накатнике

Определение давления в накатнике придать качающейся части пушки угол возвышения 0 градусов свинтить ключом 17x19 крышку с клапана «Ж» ВОЗДУХ» вывинтить из тройника пробку ключом 11x14 навинтить ключом 22x24 муфту тройника на корпус клапана «Ж» вывинтить из тройника ключом 11x14 пробку ввинтить ключом 27x30 манометр в патрубок «б» тройника поворачивая ручку тройника открыть клапан тройника и прочитать давление по шкале манометра.

Определение жидкости в накатнике Жидкость «Стеол-М» заливается в две полости накатника для гидроуплотнения в количестве 1 л. Количество жидкости определяется выходу штырей, они имеют 6 кольцевых выточек, при появлении 5-ой выточки (красной) стрельба запрещена, это значит жидкость в полости меньше нормы.

5. Порядок определения количества жидкости и давления в гидропневматическом аккумуляторе жидкости в досылателе, и доведении их до нормы

Заполнение гидропневматического аккумулятора жидкостью «Стеол-М» и воздухом осуществляется в следующем порядке: Вывинтить из тройника пробку и ввинтить манометр Насосом дать давление 3-8 атм. Затем сбросить его отвинтить пробку на корпусе. Придать стволу угол склонения 1 -2 Отвинтить ключом 11x14 пробки на цилиндре и корпусе на 2-3 оборота Ввинтить шток, чтобы торец упора не выступал за торец втулки более чем на 0-12 мм, при этом при появлении жидкости без пузырьков воздуха в отверстиях под пробки, ввинтить их и застопорить Излишки жидкости через соединительные шланги слить в емкость Повернуть кран в положение «досылка», убрать скобу, вернуть рукоятку в положение «Возврат» Тройник подсоединить к зарядному клапану «а» Подсоединить созд. шланг насоса ( на «воздух») и заполнить аккумулятор воздухом до упора нормы При этом штоки должны выступать за торец крышки от 0 до 3 мм Если штоки выступают больше, то необходимо добавить жидкость Разобрать приспособления и уложить в ящики.

Заполнение гидропневматического аккумулятора жидкостью «Стеол-М» и воздухом осуществляется в следующем порядке: Свинтить ключом 17x19 крышки о зарядных клапанов «а» и «д» Присоединить тройник к клапану «д» подсоединить шланг к насосу и тройнику Отвинтить ключом 17x19 гайку и вывинтить пробки на 2-3 оборота на цилиндре, корпусе и гайку и пробку на исполнительном цилиндре. Заполнение жидкостью гидропневматического аккумулятора и досылания происходит одновременно. Установить механизм досылания на линию досылки Установить кран в положение «досылка», установить скобу в проточку выдвинутого клапана и повернуть рукоятку в положение «Возврат». Придать стволу угол возвышения 1 -2 градуса. Работая насосом, заправить аккумулятор жидкостью до появления ее без пузырьков воздуха в каждый из пробок, последовательно завинчивая каждую из них.

Занятие 3 «ПОДГОТОВКА ПУШКИ 2А36 К СТРЕЛЬБЕ»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Изучить порядок перевода орудия из походного положения в боевое и обратно. Тренировать студентов практически выполнять перевод орудия из походного положения в боевое и обратно. Изучить порядок проведения осмотра орудия при подготовке к стрельбе. Практически выполнить осмотр орудия, проверить работу его механизмов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ: 1. Перевод пушки из походного положения в боевое и обратно 2. Осмотр и подготовка орудия к походу и стрельбе 3. Техническое обслуживание орудия

1. Перевод пушки 2А36 из походного положения в боевое и обратно

Перевод пушки из походного положения в боевое осуществляется в такой последовательности: затормозить колеса при помощи ручного привода, отсоединить от тягача шланг пневмотормоза и электрокабель, закрепить их держателями на станине; открыть вентиль клапана управления колесного тормоза и выпустить воздух из ресивера колесного тормоза, после чего закрыть вентиль; отсоединить сцепную балку от крюка тягача и отпустить станины; разъединить станины и развести их до упора так, чтобы сопоры вошли в отверстия станин, при разведении станин обратить внимание на чистоту площадок нижнего станка и упор станин; заведите сцепную балку вперед, закрепить ее стопором и снять летние сошники, присоединить их к хоботковым частям станин и закрепить наметками; для облегчения отсоединения сцепной балки и разведения станин можно пользоваться домкратами; укрепить хоботковые части станин;

Перевод пушки из походного положения в боевое осуществляется в такой последовательности: снять чехол общего покрытия, чехол казенника и чехол прицелов; поставить поддон с домкратом в боевое положение. Работая маховиком подъемного механизма, опустить ствол и снять чехол с дульного тормоза. Поднять пушку домкратом поддона до отрыва одного из колес, как на правой, так и на левой сторонах на величину мм от грунта. При стрельбе с зимних сошников под поддон домкрата подсыпать легкий грунт (3° - 5° наклон, поднять переднюю кромку). Расстопорить верхний станок с нижним Поставить панораму (ночью еще и «луч»). Установить на прицеле и панораме нулевые установки. Поставить на пушку оптический прицел. Проверить работу указателя длины отката, после чего поставить его в крайнее переднее положение. Расстопорить ствол с люлькой.

2. Осмотр и подготовка орудия к походу и стрельбе

Подготовка пушки к стрельбе и походу слагается из: осмотра орудия, проверки работы механизмов, проверки противотанковых устройств, выверки прицельных приспособлений, проверки гидропневматического аккумулятора.

3. Техническое обслуживание орудия.

1. КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР Проводится силами боевого расчета: перед выходом из парка и на марше (во время остановок и привалов) перед началом стрельбы перед занятиями и учениями

Перечень мероприятий и работ КО

а) Перед выходом из парка Провести надульный осмотр пушки, проверить наличие всех узлов и деталей. Осмотреть колеса и проверить давление в шинах. Проверить действие колесного тормоза (запас хода рукоятки не менее 4-х зубьев по сектору). Проверить работу электроосвещения. Проверить требования маскировки.

б) На марше Проверить крепление качающейся части соединения пушки с тягачом. Проверить отсутствие нагрева ступиц колес. Проверить отсутствие течи смазки из ступиц. Проверить надежность соединения дисков и ступиц колес. Проверить состояние фонарей электроосвещения. Проверить закрепление чехлов.

в)Перед стрельбой Очистить пушку от пыли и грязи. Протереть и осмотреть канал ствола. Проверить работу затвора. Проверить ПОУ. Проверить гидропневматический аккумулятор. Проверить работу механизмов наведения. Проверить работу досылателя. Провести частичную проверку прицельных приспособлений. Проверить крепления прицела и панорамы. Провести наружный осмотр боеприпасов и провести их сортировку.

2. ТЕКУЩЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Проводится силами боевого расчета: в часы ухода за техникой после стрельб и марша после учений и занятий после резких колебаний температуры один раз в две недели если пушка не использовалась

Перечень работ ТЕО: Провести КО. Проверить состояние смазки, при необходимости заменить. Проверить состояние окраски, при необходимости подкрасить. Произвести чистку и смазку канала ствола. Провести разборку, чистку и смазку затвора, проверить его работу. Проверить наличие и исправность чехлов. Проверить наличие и состояние ЗИП. При хранении орудий в хранилищах провести наружный осмотр, проверить условия хранения.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Проводится: при поступлении пушки на вооружение части после боевых учений после каждой 1000 км пробега перед постановкой пушки на длительное хранение.

Кроме мероприятий ТЕО проверить работу домкрата поддона проверить зазор между верхними и нижними станками определить износ канала ствола проверить ведение формуляра

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 2 Проводится: при постановке пушки на длительное хранение после каждых 3000 км пробега, но не реже одного раза в 3 года (Техника «ДХ» через 4-5 лет) ТО 2 проводится в ремонтных мастерских.

5.CE3OHHOE ОБСЛУЖИВАНИЕ Проводится два раза в год. Проводятся работы ТО 1, ТО 2, если срок их совпадает с СО

Тема 5 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СБЕРЕЖЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ СРЕДСТВ ТЯГИ»

Занятие 1 «ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА»

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ Изучить назначение, ТТХ и общее устройство среднего артиллерийского тягача.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ 1. Назначение и ТТХ артиллерийского тягача 2. Общее устройство основных частей и систем тягача

1. Назначение и ТТХ артиллерийского тягача.

Он обладает следующими характеристиками: Грузоподъемность, т 3 Вес тягача, т - без груза 13±3% - в рабочем состоянии с грузом на платформе 16±3% Максимальный вес прицепа, т 14 Число мест для сидения: - в кабине 2 - на платформе 14 Ширина колеи, мм 2200 Дорожный просвет, мм 425 Минимальный радиус поворота, мм - при первом положении механизмов поворота 11,5-12,0 - при втором положении механизмов поворота 3,4-3,5 Средняя скорость движения по грунтовой дороге с грузом на платформе, км/ч: - без прицепа с прицепом 22-27

Максимальная скорость движения км/ч 39 Запас хода по топливу, км: - на основных баках 350 -с дополнительными баками 500 Максимальный угол подъема, град.: - без прицепа 35 - с прицепом Максимальный угол крена, град.25 Глубина брода, м: - без установки кожухов и щитка 1,1 - с установкой кожухов и щитка 1,5 Тип Четырехтактный, бескомпрессорный, с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском жидкостного охлаждения. МаркаА-650 Число цилиндров 12 Расположение цилиндровV-образное

Максимальная мощность при об/мин, коленчатого вала, л.с.300 Применяемое топливо Дизельное, летнее - ДЛ, зимнее - ДЗ, арктическое - ДА, ГОСТ Топливные баки (основные): - количество 3 - расположение Один (передний) слева от двигателя, два в средней части корпуса за двигателем Емкость, л: - переднего бака задних баковпо общая 580 Топливные баки (дополнительные): - количество 4 - расположение На платформе под продольными сидени­ями. общая емкость, л 240 Применяемое маслоMТ-16 п, ГОСТ Масляной бак: - емкость, л 60

- Тип Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Заправочная емкость, л 90 Система запуска двигателя - Электрический стартер: - тип Сериесный - маркаСТ расположение второй пары торсионов На кронштейне кожуха Воздушный запуск: - расположение баллона с сжатым воздухом На передней стенке кабины, под капотом справа - емкость баллона, л 10 - давление воздуха в полностью заряженном баллоне, кг с/см Система электрооборудования Однопроводная, 24 в.

Основные части тягача: силовая установка, силовая передача, ходовая часть, корпус, кабина, платформа и специальное оборудование

Корпус Корпус тягача предназначен для размещения всех его агрегатов и узлов. В передней части корпуса расположена силовая передача с приводами управления, в средней части - силовая установка. В кормовой части лебедка.

Силовая установка Силовая установка состоит из двигателя и его систем" питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Силовая передача Силовая передача состоит из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, главной передачи, механизмов поворота, тормозов и бортовых передач. Коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза смонтированы в одном корпусе силовой передачи, расположенном в передней части корпуса тягача. На корпусе силовой передачи смонтированы главный фрикцион и приводы управления силовой передачей. Бортовые передачи крепятся к фланцам передней части корпуса тягача с наружной стороны.

Кабина 3 акрытая двухместная металлическая кабина установлена в передней части тягча над главным фрикционом. Сиденье водителя расположено с левой стороны, сиденье командира - с правой. Средняя часть кабины занята съемным капотом-ограждением над приводом силовой передачи и главным фрикционом. Перед сиденьем водителя расположены рычаги и педали управления, на панели - щиток приборов. Над командирским сиденьем в крышке кабины сделан люк.

Платформа Платформа расположена за кабиной и состоит из двух частей: надмоторной, предназначенной для размещения грузов, и задней основной части, на которой размещаются как грузы, так и личный состав. Пол надмоторной части платформы образуют верхние листы коробов радиаторов и лист, закрывающий сверху отделение двигателя. Впереди надмоторной части платформы расположены аккумуляторные ящики и воздухоочиститель. Крылья корпуса тягча, а также металлические листы, закрывающие сверху топливные баки и лебедку, служат полом задней части платформы.

Тяговая лебедка Тяговая лебедка установлена к кормовой части корпуса. Лебедка состоит из муфты включения и вала привода, рамы, редуктора с предохранительной муфтой и автоматическим тормозом, барабана, тросоукладчика, тяговых роликов, троса и узла его вывода, привод управления.

Занятие 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РК»

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ Изучить основные положения по эксплуатации автотракторной техники Вооруженных Сил РК, порядок использования машин в войсках, устройство парков и внутреннюю службу в них. Изучить обязанности и ответственность должностных лиц за эксплуатацию автотракторной техники.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ 1. Общие положения по эксплуатации автотракторной техники в ВС РК 2. Деление машин по типам и группам эксплуа­тации 3. Обязанности и ответственность должностных Лиц за эксплуатацию автотракторной техники 4. Устройство парков и внутренняя службу в них. Порядок выхода и возвращения машин.

1. Общие положения по организации эксплуатации автотракторной техники в ВС РК

Общие положения по организации эксплуатации автотракторной техники в ВС РК Эксплуатацией машин называется использование машин и их техническое обслуживание в процессе использования. Цель правильной организации эксплуатации машин - обеспечение эффективной работы и хранения машин с достижением наиболее длительных сроков службы и постоянной технической готовности машин. Техническая готовность машин определяется ее неисправностью, заправкой горючим и другими эксплуатационными материалами, укомплектованностью индивидуальным комплектом ЗИП и материалов, приспособлениями, СМУ и инструментами (по установленным табелям и нормам), необходимыми для выполнения предстоящей задачи.

2. Деление машин по типам и группам эксплуатации. Порядок использования машин.

По типам автомобили разделяются на: легковые грузовые специальные.

По назначению автомобили, многоосные специальные колесные шасси и тяжелые тягачи, транспортеры, тягачи, а также все специальные установки на их базе и тракторы воинских частей и учреждений разделяются на группы эксплуатации: боевая учебно-боевая строевая транспортная учебная.

К боевым машинам относятся: специальные машины с установленным на них вооружением (артиллерийские, минометные, ракетные, пулеметные установки): грузовые машины, предназначенные для буксировки артиллерийских систем и специальных прицепов, на которых установлена боевая техника специальные машины с установленной на них боевой техникой предназначены для управления боем (радиостанции, радиолокационная станция, прожекторные станции и др.)

К строевым машинам относятся: грузовые машины, предназначенные для перевозки личного состава, различного вооружения с положенными расчетами, а также для перевозки боеприпасов, военно- технического и другого имущества; специальные машины, служащие для обеспечения управления, а также для перевозки боевого и технического обеспечения войск (мастерские, электростанции, зарядные станции, санитарные и штабные автобусы и др.) легковые автомобили строевых подразделений. К транспортным машинам относятся: легковые автомобили, предназначенные для повседневного служебного использования грузовые автомобили, предназначенные для повседневного хозяйственного, бытового, медицинского, технического и других видов обслуживания

К учебным машинам относятся: машины служащие для обучения личного состава практическому вождению машины предназначенные для научных и экспериментальных, исследовательских целей.

3. Обязанности и ответственность должностных лиц (командира взвода и батареи) за эксплуатацию техники и вооружения

Командир взвода обязан знать материальную часть, правила использования, хранения и сбережения вооружения, боевой и другой техники, имеющихся во взводе и лично проверять их готовность следить за правилами использования, содержанием и сбережением вооружения, боевой и другой техники и не реже в 2 недели 1-го раза лично производить их осмотр и проверку наличия проверять подготовку вооружения, боевой и другой техники и выходу на каждое учение и занятие, а также их наличие и техническое состояние по возвращении с учений и занятий проводить занятия с личным составом взвода по технической подготовке требовать соблюдения мер безопасности при работе с техникой и вооружением

Командир роты обязан знать материальную часть, правила использования, хранения и сбережения вооружения, боевой и другой техники роты (батареи) и лично проверять их наличие,. Содержание и боевую готовность проводить занятие с офицерами, прапорщиками, сержантами, а также с подразделениями роты (батареи) всегда точно знать наличие и техническое состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и иных материальных средств проверять знания и практические навыки солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров роты (батареи) следить за соблюдением личным составом мер безопасности при проведении работ с техникой и вооружением организовать своевременное получение, правильное использование сбережения, техническое обслуживание и ремонт вооружения, боевой техники, технического имущества, проверять не реже 1 раза в месяц их наличие, состояние и учет проверять подготовку вооружения, боевой и другой техники роты (батареи) перед каждым выходом на учение или занятие, а также их наличие и техническое состояние по возвращении с занятий и учений принимать меры по предупреждению поломок, аварий и катастроф

Контрольные осмотры машин должностными лицами производятся с целью проверки технического состояния, правильности использования, содержания, обслуживания и боевой готовности машин. Кто проводит осмотр Количество машин, подлежащих осмотру Периодичность осмотра Командир взвода ЭКТЧ (техник) роты Все машины взвода Все машины роты 1 раз в две недели 1 раз в месяц Командир роты (батареи)50% машин каждого взвода 1 раз в месяц ЭКЧТ батальона (автотехники дивизиона) Не менее 30% машин каждой роты (батареи) 1 раз в месяц Командир батальона (дивизиона) Не менее 20% машин каждой роты (батареи) 1 раз в 2 месяца Начальник технической службы Не менее 10% машин каждого подразделения 1 раз в месяц

4. Устройство парков и внутренняя служба в них. Порядок выхода и возвращения машин.

Элементы парка Контрольно-технический пункт (КТП) Пункт заправки Пункт чистки, мойки Площадки ежедневного технического обслуживания машин подразделении Пункт технического обслуживания и ремонта Место стоянки машин Технический склад Склад ГСМ Необходимые бытовые помещения

ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК В ПАРКЕ Внутренний порядок и распорядок работы в парке объявляется в приказе по части. Территорияпарка разбивается на участки, закрепляемые за подразделениями. Ответственность за содержание техники, помещений, за поддержание чистоты, выполнения противопожарных мероприятий на участках, закрепленных за подразделениями, несут командиры подразделений. Хождение и езда по территории парка разрешается только по дорогам. Скорость движения в парке не должна превышать 10 км/час, а в парковых помещениях 5 км/час.

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ КЛЮЧЕЙ Ключи хранятся: а) от замков зажигания: один комплект у дежурного по парку (от боевых и строевых машин в опечатанных ящиках или мешочках, от машин повседневного пользования в специальных ящиках); другой комплект у дежурного по батареи (в ружейной комнате) в опечатанном ящике или мешочке вместе с путевыми листами на случай тревоги. б) От парковых помещений и входных ворот: один комплект у дежурного по парку; другой - у дежурного по части в опечатанном ящике или мешочке.

Занятие 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ Изучить виды и периодичность ТО автомобильной техники, порядок, проведения паркового дня. Дать практику в выполнении работ по КО и ЕТО автомобиля.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ 1. Виды и периодичность ТО автомобильной техники. 2. Основные виды работ, выполняемые при техническом обслуживании машин и порядок их проведения. 3. Порядок организации и проведения паркового дня 4. Практическое выполнение КО и ЕО машин

1. Виды и периодичность ТО автомобильной техники.

По периодичности и объему работ ТО делится на 6 видов: Контрольный осмотр (КО) перед выходом из парка. Время до 20 мин. КО в пути, на привалах, остановках. Время мин. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). Продолжительность 1-1,5 часа. Техническое обслуживание 1 (ТО 1). Проводится через км. пробега. Продолжительность 3-4 часа. Техническое обслуживание 2 (ТО 2). Проводится через км. пробега. Продолжительность часов. 6) Сезонное обслуживание (СО). Производится 2 раза в год при переходе на зимний и летний периоды обучения.

2. Основные виды работ, выполняемые при техническом обслуживании машин и порядок их проведения.

Контрольный осмотр Контрольный осмотр выполняется водителем на месте стоянки с целью проверки готовности автомобиля к рейсу. При этом автомобиль очищается от пыли и снега, протираются приборы освещения, световой сигнализации, номерные знаки, стекла. Проверяется заправка автомобиля ГСМ и охлаждающей жидкостью, при наличии их подтекания или травления воздуха, последнее устраняется. Проверяется наличие ЗИПа, давления в шинах, затяжка гаек колес, шплинтовка рулевых тяг, исправность световой сигнализации, наличие и исправность щеток стеклоочистителей.

Ежедневное техническое обслуживание Ежедневное техническое обслуживание выполняется водителем и включает работу в объеме контрольного осмотра проверку состояния кузова, кабины, дверей, крыльев, капотофар; очистку двигателя и навесного оборудования; промывку воздушного фильтра; проверку натяжения ремня вентилятора, генератора, гидроусилителя и компрессора. Слить конденсат из пневмосистемы; проверить состояние карданных валов и их крепление; укладку троса лебедки; устраняются неисправности, выявленные в пути.

Техническое обслуживание 1 Техническое обслуживание 1 включает кроме работ в объеме ЕТО промывку двигателя и компрессора, заправку свежим маслом; проверку крепления двигателя и оборудования, плотности электролита, проверку крепления колес, раздаточной коробки, коробки передач, рессор, тяг, карданов, регулировку свободного хода педали сцепления и тормоза, проверка надежности тормоза.

Техническое обслуживание 2 Техническое обслуживание 2 кроме работ в объеме ТО включает дополнительную промывку карбюратора и проверку уровня топлива в нем; очистку отстойников и фильтров, затяжку гаек головок блока и коллекторов. Продувку шлангов маслонасоса и системы вентиляции картера; проверку угла опережения зажигания; регулировку тепловых зазоров клапанов; зазоры в свечах зажигания и прерывателе тока. Проверку состояния щеток источников и потребителей тока; проверку установки фар. Проверку регулировки подшипников ступиц колес, регулировку развала и схождения колес. Проверку и регулировку тормозов, осмотр и замену тормозных колодок и пружин; проверка автомобиля контрольным пробегом (4-5 км.).

3. Порядок организации и проведения паркового дня.

В парковый день проводятся следующие мероприятия: Осмотр машин части, их смазка и чистка, проверка технического состояния и укомплектованности, наличие ГСМ; Устранение л/составом подразделений выявленных при осмотре неисправностей и недостатков; Исправление подъездных путей, внутри парковых дорог, ограждений, площадок для осмотра машин, уборка территории парка и помещений, ПТО и других; Устройство необходимых парковых помещений для хранения, ремонта и обслуживания машин; Проверку исправности пожарного инвентаря, средств сигнализации и освещения. По окончании работ командиры подразделений докладывают по команде о выполненных работах. Командир части проводит разбор проведенного паркового дня и дает указания на очередной этап работы.

Тема 6 «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЕННО- ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

Занятие 1 «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ: 1. Цели и задачи методической подготовки 2. Методика подготовки руководителя 3. Схема построения занятия

1. Цели и задачи методической подготовки

Цели и задачи методической подготовки Боевая подготовка частей и подразделений проводится по утвержденной программе боевой подготовки личного состава и подразделений. В программе дается краткий перечень тем и вопросов, подлежащих изучению. Содержание программ по предметам предшествует изложение учебной цели и методические указания. Каждый командир при изучении программы по тому или иному предмету обязан, прежде всего, уяснить учебную цель и ознакомиться с методическими указаниями, а затем уже притупить к изучению содержания самой программы. Учебная цель занятия определяет важнейшие задачи, которые должны быть решены на занятии или в ходе учений различными служебными категориями личного состава. Методические указания определяют роль и значение данного предмета, в общем плане боевой и политической подготовки и помогают выбрать наиболее целесообразные способы изучения предмета в соответствии с поставленной учебной целью. В методических указаниях разъясняются особенности методики обучения и проведения занятий по важным разделам и темам программы.

2. Методика подготовки руководителя занятия.

Цели и задачи методической подготовки Боевая подготовка частей и подразделений проводится по утвержденной программе боевой подготовки личного состава и подразделений. В программе дается краткий перечень тем и вопросов, подлежащих изучению. Содержание программ по предметам предшествует изложение учебной цели и методические указания. Каждый командир при изучении программы по тому или иному предмету обязан, прежде всего, уяснить учебную цель и ознакомиться с методическими указаниями, а затем уже притупить к изучению содержания самой программы. Учебная цель занятия определяет важнейшие задачи, которые должны быть решены на занятии или в ходе учений различными служебными категориями личного состава. Методические указания определяют роль и значение данного предмета, в общем плане боевой и политической подготовки и помогают выбрать наиболее целесообразные способы изучения предмета в соответствии с поставленной учебной целью. В методических указаниях разъясняются особенности методики обучения и проведения занятий по важным разделам и темам программы.

Вся подготовка к проведению занятия проходит поэтапно

1ЭТАП: Инструктаж преподавателя перед проведением занятия. Инструктаж проводится не менее чем за 7 дней до занятия. Во время инструктажа преподаватель должен: ознакомиться с целью, характером, содержанием занятия; определить какими методами и приемами целесообразно пользоваться в ходе занятия; наметить схему построения занятия; определить место для проведения занятия и материальное обеспечение; уточнить, какие руководства и пособия должны быть использованы для подготовки к проведению занятия.

2-й ЭТАП: Самостоятельная подготовка к занятию изучить содержание материала и в совершенстве овладеть приемами работы, которые необходимы для проведения занятия; подробно представить себе ход занятия и последовательность его отдельных частей и потренироваться в изложении материала; составить рабочий документ для проведения занятий(конспект, план, план-конспект).

3-й ЭТАП: Проверка готовности преподавателя к проведению занятия. знает ли преподаватель материал, который ему необходимо излагать. Умеет ли преподаватель выполнять необходимые практические приемы. Подготовлены ли места для занятий и их материальное обеспечение. Знает ли преподаватель требования программы боевой подготовки. Правильно ли составлен план-конспект.

3. Схема построения занятия

Наиболее часто с обучаемыми проводятся следующие занятия: Занятие по изучению нового материала. Тренировочно-повторные занятия. Контрольные и проверочные занятия.

Они представляют собой законченное целое и состоят из взаимно связанных между собой частей: - вводную; - основную; - заключительную.

Занятие 2 «СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПО ТЕМЕ: «НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И УСТРОЙСТВО ПРИЦЕЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ»»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ: 1. Организационно- методические указания для составления планов-конспектов и методика проведения занятий. 2. Составления плана-конспекта по теме «Назначение состав и устройство прицельных приспособлений»

1. Организационно-методические указания для составления планов- конспектов и методика проведения занятий.

План-конспект составляется в произвольной форме. Обычно в нем указывается: тема занятия; цель занятия; продолжительность занятия; место проведения занятия; учебные вопросы, их краткое содержание и время отведенное на изучение каждого вопроса; рекомендуемая литература и пособия необходимые для изучения данного материала.

2. Составление плана-конспекта по теме: «Назначение, состав и устройство прицельных приспособлений».

Вопросы темы рекомендуемые для проведения занятия: 1. Назначение прицельных приспособлений, их тип. Состав прицельных приспособлений 152 мм пушки 2А36. Назначение, тип, устройство и принцип действия механического прицела Д (071-35). 2. Назначение, ТТХ, устройство панорамы ПГ- ГМ и ее сетки. Принцип действия. Установка панорамы на орудие и ее снятие 3. Назначение, ТТХ, устройство оптического прицела ОП4М (35, 45, 90А) и его сетки. Принцип действия. Установка на орудие и снятие.

Занятие 3 «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ И ЕГО РАЗБОР»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ: 1. Проверка наличия планов-конспектов и их утверждение 2. Практическое проведение занятия и его разбор

1. Проверка наличия планов- конспектов и их утверждение.

Краткие рекомендации студентам проводящим занятие. Составленный план-конспект студенты представляют для утверждения и получения окончательных указаний о проведении занятия накануне занятия (в час самоподготовки). Перед началом занятия руководитель обязан проверить наличие и внешний вид студентов, после чего провести проверку подготовленности обучаемых к занятию. Он должен проверить знание материала, пройденного на предыдущих занятиях. При проведении занятия необходимо строго придерживаться учебных вопросов, намеченных в плане- конспекте и не отвлекаться на обработку других вопросов, даже связанных с этим занятием

2. Практическое проведение занятия и его разбор

Разбор проводить примерно по следующему плану: знание студентами проводящих занятий, излагаемых вопросов методика проведения занятия: грамотность речи умение выделить главное качество использования материального обеспечения умение управлять аудиторией, воздействовать на неё, обеспечивать уставной порядок и дисциплину на занятии. В заключении необходимо изложить свою точку зрения на качество проведенного материала занятия и обосновать его достоинства и его недостатки и дать общую оценку методической подготовки студентов проводящих занятие.